Фонетика современного русского языка. Теория и практика
Оценка 4.6

Фонетика современного русского языка. Теория и практика

Оценка 4.6
docx
15.04.2020
Фонетика современного русского языка. Теория и практика
фонетика, теория, парактикум.docx

 

ТЕМА I. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА

1.1. Фонетическая система русского языка.

Типология заданий по фонетике, графике и орфоэпии

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

 

—  Что изучает фонетика?

—  Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания и соотношение со звуками?

—  В чем различие между буквой и звуком?

—  В чем различие между произношением глас­ных и согласных звуков?

—  В чем различие между глухими и звонкими согласными?

—  Мы знаем, что глухие и звонкие звуки обра­зуют пары. Какие звуки не образуют пар по глухос­ти/звонкости?

(Не образуют пар по глухости/звонкости: 5глухих согласных: [х], [x'J, [ц], [ч']} [ui']: 9 звонких согласных: [й], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'],[р ],' ]-  Эти 9 непарных звонких согласных называют сонорными.)

 

—  В чем различие между твердыми и мягкими согласными?

Какие звуки образуют пары по твердости/ мягкости? Какие являются непарными?

(Не образуют пар по твердости/мягкости: 3 твердых согласных: [ж], /ш], [ц]; 3 мягких согласных: (ч'], [Ш'], [й]).

 

Обратите внимание! Согласные [ш] и [ш!] не образуют пару, т.к. различаются не только твер­достью/мягкостью, но и краткостью/долготой.

Звуки [ж], [ш] остаются твердыми, даже когда после соответствующих им букв пишется ь или я, например: жить [жыт'], мышь /мыш/.

 

—  Как может быть обозначена на письме мяг­кость согласных звуков?

—  Какие согласные звуки называются шипящи­ми?

—  Какие буквы и в каких условиях обозначают два звука? Приведите примеры.

 

Обратите внимание! Буква ё обозначает удар­ный звук [о/ (не [э]!) или сочетание звуков [й 'о].

—  С помощью каких букв   обозначается звук [и]? (1) С помощью буквы Й: пой; 2) с помощью букв е, ё, ю, я; в некоторых заимствованных словах с по­мощью сочетания букв ьо: бульон [бул 'йон].)

 

 

УПРАЖНЕНИЯ

1.  В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сын!

Щиплет, жизнь, циркуль, щит, читка, бежит, ширь. (Жизнь, циркуль, бежит, ширь.)

 

2.  Даны пары слов: 1) род —рот, 2) нос — нёс, 3) пыл пил, 4) пуд — путь. В каких парах произ­ношение слов различается только одним звуком?

(Во второй и в четвертой парах.)

 

3.  Какие слова получатся, если в приведенных словах глухие согласные заменить парными звон­кими?

Кора, слой, шар, толк, сверь. (Гора, злой, жар, долг, зверь.)

 

4.  Назовите общие звуки в словах серб и перс. (М и [pi)

5.  Решите пропорции:

 

]) а/я=о/?  2) [в]/[ф] - [з']/[?] 3) лад/тал - лёд/

......?      4)   рай/яр  = ешь/......?

(1) Ё, 2) [с'], 3) толь, 4) шей.)

 

6. Как изучающим фонетику может помочь пред­ложение Пастух Фока, хочешь щей?

этом предложении содержатся все глухие со­гласные (парные по твердости/мягкости только в твердой или мягкой разновидности).

 

7.  По какому признаку приведенные слова мож­но разделить на две группы?

Берег, петля, вьет, метёлка, мятеж, поют, ёж, июль, ясный, люк.

(В одной группе буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: вьёт, поют, ёж, июль, ясный, в другой — глас­ный звук и мягкость предшествующего согласного: берег, петля, метёлка, люк.)

 

8.  Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.

Объяснение, бельё, майор, медальон, изголовье, пятёрка, июль, женитьба, приют.

 

                  1.2. Основные фонетические процессы

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.

Рассмотрим основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

1.   Оглушение звонких парных на конце слова: стог [сток], кровь [кроф'].

2. Оглушение звонких парных перед глухими: лод­ка [тк], в тень [фт'эн'].

3.   Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [в], [в']): молотьба [д'б], к дубу [г дубу].

Такое уподобление звуков называется ассими­ляцией. Возможна ассимиляция не только по глу­хости/звонкости, но и по другим признакам, на­пример, по месту образования преграды.

[с] + [ш] = [ш]: сшить [шыт'];

[з] + [ж]   = [жа]: разжать [ражат'];

[т] + [с]   = [ц]: улыбаться [улыбаца] и т.п.

Как видим, в результате ассимиляции могут воз­никать долгие согласные. В транскрипции долгота звука обозначается чертой над соответствующим значком. Долгие согласные встречаются также в корнях иноязычных слов (аллея [аЛ'эйа], тонна [тона]) и на стыке морфем (поддеть [пад'эт']).

4.  Расподобление (диссимиляция) — это усиле­ние различий между звуками для облегчения про­изношения. Например, в слове мягкий вместо ожи­даемого уподобления  [гк'] => [к'к']  произносится сочетание [хк'], что облегчает произношение сло­ва. Ср. также: лёгкий [л'охк'ий], когти [кохт'и].

5. Упрощение групп согласных происходит в словах с так называемыми непроизносимыми согласными: в сочетании из трех согласных один не произносится:

здн — [зн]: праздный пра[зн]ый;

стн —   [сн]: постный по[сн]ый;

стл —   [ел]: участливый уча[сл]ивый;

рдц - [рц]: сердце се[рц]е;

лнц — [нц]: солнце со[нц]е;

нтг —   [нг]: рентген ре[нг]ен и др.

Разумеется, все названные фонетические про­цессы следует учитывать при определении звуко­вого состава слова.

                        1.3. Безударные гласные на   месте ударных [а], [о], [э]

Гласные звуки четко произносятся под ударени­ем, а в безударной позиции звучат более слабо. В науке это явление называется редукцией безударных гласных. Например, в первом слоге слова столы про­износится звук, близкий к звуку [а], а в первом сло­ге

слова часы   — звук, средний между [и] и [э].

 

УПРАЖНЕНИЯ

1.   Определите, сколько раз названные звуки употреблены в тексте. Какими буквами обозначе­ны эти звуки?

1)  Звук [ц]: Хвост овечий сердце бьется, рас­стается с телом дух. Что ж он [снаряд], черт, ле­жит, не рвется, ждать мне больше недосуг.

2)  Звук [ч']: Поясняет осторожно, чтоб на том покончить речь: я считал, сыграть-то можно, думал, что ее [гармошку] беречь (А.Твардовский).                   (Звук [ц]4 раза, звук [ч'] - 3 раза.)

 

2.  Объясните причину рифмовки конечных зву­ков, обозначенных выделенными буквами.

1) У кузницы я видел ваш

 Совсем готовый экипаж.

2) Уже в коляске двое слуг

Несут при­винчивать сундук.

3) К крыльцу подвезена коляска.

Пикар все скоро уложил,

И граф уехал.

Теми сказка Могла бы кончиться, друзья. (А.С. Пушкин)

(В примерах 3), 2) точная рифма достигается за счет оглушения звонкого согласного на конце слова, в примере 3) — за счет ассимиляции по глухости/звонкости.)

 

3. Определите, какой согласный звук (глухой или звон­кий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонети­ческие процессы наблюдаются в приведенных словах?

Впереди, ложка, к дому, в среду, от берега, до­рожка, с гирей, под столом, визг, присказка, в саду, подписать, гвоздь, отбежать, вокзал.

 

4.   Определите, сколько звуков, непарных по твердости/мягкости,   в тексте.

Тогда, чело склонив к сырой стене, я слушаю, и в мрачной тишине твои напевы раздаются. О чем они — не знаю; но тоской исполнены, и звуки чередой, как сле­зы, тихо льются.        (А.С. Пушкин)                                                                                                       ([х]- 1, [ч]-4, [ц]-2, [й]-9, [ш] -2.)

 

5.  Определите, как передается на письме звук [ш']. Вставьте пропущенные буквы.

Переска_ик, разно.. ик, пе_инка, бру_атый, весну_атый, _уплый, гру_ик, перебе_ик, му_ина, зака_ик, поме_ик,   _астье, мо_ённый.

 

6.  Разделите приведенные слова на три группы. Аллея, кассовый, ясный, поздний, ёмкость,

воюю, боевой, шведский, бельевой, ёрш, расчёт, приют, степь, отгадка.

 

Количество букв и звуков в слове совпадает

 

Звуков в слове больше, чем букв

 

Звуков в слове меньше, чем букв

 

 

 

                                              1.4. Фонетический разбор

                           

  КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ № 1

1.  В каком слове произносится звук |з']?

1) Изморозь;      2) просьба;       3) безыдейный;  4) бензовоз.

2.  В каком слове произносится звук [в]?

1) Вспугнуть;    2) воспитать;    3) объектив;  4) обвить.

3.  В каком слове произносится звук [с']?

1) Витязь;         2) сделать;        3) спасатель; 4) бирюза.

4.  В каком слове произносится звук [г]?

1) Гитарист;      2) легкий;         3) творог; 4) вокзал.

5.  В каком слове произносится звук [б']?

1) Голубь;        2) гибкий;         3) беречь;  4) обыграть.

6.  В каком слове произносится звук [в']?

1) Воевать;       2) бровь;          3) впадать;  4) обвинить.

7.  В каком слове произносится звук [о]?

1) Лопата;        2) подарок;        3) черный;  4) коварный.

8.  В каком слове произносится звук [ж]?

1) Мужчина;   2) бедняжка;      3) обжиг;  4) фляжка.

9.  В каком слове произносится звук [ч']?

         1) Счет;        2) грузчик;        3) песчаный;  4) чемпион.

10. В каком слове нет звука [ш']?

         1) Помощник; 2) расчистить; 3) подписчик;4) брусчатка.

11.В каком слове нет звука [с]?

         1) Айсберг; 2) собрать;       3) заказ;  4) указка.

12  В каком слове   нет звука [ф]?

         1) Лавка;  2) буфет;     3) впечатление; 4) всюду.

13.  В каком слове все согласные звуки мягкие?

         1) Лишь;  2) жить; 3) пять;     4) шесть.

14.  В каком слове все согласные звуки мягкие?

         1) Беречь; 2) лучше;  3) щеголять; 4) несешь.

15.  В каком слове все согласные звуки твердые?

         1) Поют;  2)  хижина; 3) купаться;  4) подсчет.

16.  В каком слове произносится твердый звон­кий шипящий согласный звук?

         1) Чистый; 2) целиком; 3) вираж; 4) жалость.

17.  В каком слове произносится твердый глухой шипящий согласный звук?

1) Подрежь; 2) частокол; 3) щуплый; 4) сажа.

18.  Я каком слове при произношении происхо­дит оглушение согласного?

         1) Обложка; 2) школьный; 3) лестница; 4) сделка.

19.  В каком слове при произношении происхо­дит оглушение согласного?

         1) Впереди; 2) участник;3) бесшумный;  4) судьба.

20.  В каком слове при произношении происхо­дит оглушение согласного?

         1) С дороги; 2) в лесу; 3) в поле; 4) под окном.

21.  В каком слове при произношении происхо­дит озвончение согласного?

         1) Подкатить;2) подбежать;3)отбирать;4)отпилить.

22.  В каком слове при произношении происхо­дит озвончение согласного?

         1) Сгусток; 2) свист; 3) субтитры;    4) стружка.

23.  В каком слове при произношении происхо­дит озвончение согласного?

         1) С ложкой; 2) с кистью; 3) к воде; 4) к делу.

24.  В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?

          1) Вьюга; 2) агентство; 3) уменьшить;     4) ясный.

25.  В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?

         1) Южный; 2) ябедничать; 3) рассказ;     4) учиться.

26.  В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?

         1) Крепостной; 2) маячить; 3) аккордеон; 4) события.

27.  В каком слове букв больше, чем звуков?

         1) Умывается; 2) съестное; 3) подъем;  4) бухгалтер.

28.  В каком слове букв больше, чем звуков?

          1) Создаешь;2) прелестное;3) повсеместный; 4) вьюжная.

29.  В каком слове звуков больше, чем букв?

         1) Проявить;2) участник;3) аллея;4) здание.

30.  В каком слове звуков больше, чем букв?

          1) Въедливый; 2) юбилей; 3) пятерка;  4) масштаб.

 

 

Выполните самостоятельно следующие задания.            (ДЗ)

1.  В каком слове количество букв и звуков совпадает? 1) приют    2) съесть    3) смеются   4) грустный

2.  В каком слове звуков больше, чем букв? 1) мясо    2) ярлык    3) коляска    4) сказка

3.  В каком слове букв больше, чем звуков? 1) гений   2) влиять   3) кольцо   4) наряд

4.   В каком слове произносится звук [т1]?

1) трудно   2) отдать   3) находка   4) молотьба

5.   В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) щадить   2) заняться   3) ценить   4) щёлкать

6.  В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? 1) экзамен   2) подвиг   3) сквозняк   4) смеяться

7.  В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

1)  воробьи, перешьют, поставь

2)  объедки, уязвить, обжечься

3)  увлечься, мальчонка, съешьте

4)  маячить, разрежьте, бурьян

8.   В каком ряду все слова имеют только мягкие согласные звуки?

1)  безмятежность, утешение, комментарий

2)  бюллетень, часики, десятилетие

3)  съешьте, по-щучьему, отличаешься

4)  режьте, серебряный, прищемит


 

ТЕМА I . ФОНЕТИКА. ГРАФИКА 1

ТЕМА I . ФОНЕТИКА. ГРАФИКА 1

С помощью каких букв обозначается звук [и]? ( 1)

С помощью каких букв обозначается звук [и]? ( 1)

Объяснение, бельё, майор, медальон, изголовье, пятёрка, июль, женитьба, приют

Объяснение, бельё, майор, медальон, изголовье, пятёрка, июль, женитьба, приют

Гласные звуки четко произносятся под ударени­ем, а в безударной позиции звучат более слабо

Гласные звуки четко произносятся под ударени­ем, а в безударной позиции звучат более слабо

А.С. Пушкин) ([х]- 1, [ч]-4, [ц]-2, [й]-9, [ш] -2

А.С. Пушкин) ([х]- 1, [ч]-4, [ц]-2, [й]-9, [ш] -2

В каком слове произносится звук [ч']? 1)

В каком слове произносится звук [ч']? 1)

Создаешь;2) прелестное;3) повсеместный; 4) вьюжная

Создаешь;2) прелестное;3) повсеместный; 4) вьюжная
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2020