ТЕМА I. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА
1.1. Фонетическая система русского языка.
Типология заданий по фонетике, графике и орфоэпии
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
— Что изучает фонетика?
— Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания и соотношение со звуками?
— В чем различие между буквой и звуком?
— В чем различие между произношением гласных и согласных звуков?
— В чем различие между глухими и звонкими согласными?
— Мы знаем, что глухие и звонкие звуки образуют пары. Какие звуки не образуют пар по глухости/звонкости?
(Не образуют пар по глухости/звонкости: 5глухих согласных: [х], [x'J, [ц], [ч']} [ui']: 9 звонких согласных: [й], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'],[р ], [р' ]- Эти 9 непарных звонких согласных называют сонорными.)
— В чем различие между твердыми и мягкими согласными?
Какие звуки образуют пары по твердости/ мягкости? Какие являются непарными?
(Не образуют пар по твердости/мягкости: 3 твердых согласных: [ж], /ш], [ц]; 3 мягких согласных: (ч'], [Ш'], [й]).
Обратите внимание! Согласные [ш] и [ш!] не образуют пару, т.к. различаются не только твердостью/мягкостью, но и краткостью/долготой.
Звуки [ж], [ш] остаются твердыми, даже когда после соответствующих им букв пишется ь или я, например: жить [жыт'], мышь /мыш/.
— Как может быть обозначена на письме мягкость согласных звуков?
— Какие согласные звуки называются шипящими?
— Какие буквы и в каких условиях обозначают два звука? Приведите примеры.
Обратите внимание! Буква ё обозначает ударный звук [о/ (не [э]!) или сочетание звуков [й 'о].
— С помощью каких букв обозначается звук [и]? (1) С помощью буквы Й: пой; 2) с помощью букв е, ё, ю, я; в некоторых заимствованных словах с помощью сочетания букв ьо: бульон [бул 'йон].)
УПРАЖНЕНИЯ
1. В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сын!
Щиплет, жизнь, циркуль, щит, читка, бежит, ширь. (Жизнь, циркуль, бежит, ширь.)
2. Даны пары слов: 1) род —рот, 2) нос — нёс, 3) пыл — пил, 4) пуд — путь. В каких парах произношение слов различается только одним звуком?
(Во второй и в четвертой парах.)
3. Какие слова получатся, если в приведенных словах глухие согласные заменить парными звонкими?
Кора, слой, шар, толк, сверь. (Гора, злой, жар, долг, зверь.)
4. Назовите общие звуки в словах серб и перс. (М и [pi)
5. Решите пропорции:
]) а/я=о/? 2) [в]/[ф] - [з']/[?] 3) лад/тал - лёд/
......? 4) рай/яр = ешь/......?
(1) Ё, 2) [с'], 3) толь, 4) шей.)
6. Как изучающим фонетику может помочь предложение Пастух Фока, хочешь щей?
(В этом предложении содержатся все глухие согласные (парные по твердости/мягкости только в твердой или мягкой разновидности).
7. По какому признаку приведенные слова можно разделить на две группы?
Берег, петля, вьет, метёлка, мятеж, поют, ёж, июль, ясный, люк.
(В одной группе буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: вьёт, поют, ёж, июль, ясный, в другой — гласный звук и мягкость предшествующего согласного: берег, петля, метёлка, люк.)
8. Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.
Объяснение, бельё, майор, медальон, изголовье, пятёрка, июль, женитьба, приют.
1.2. Основные фонетические процессы
В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.
Рассмотрим основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.
1. Оглушение звонких парных на конце слова: стог [сток], кровь [кроф'].
2. Оглушение звонких парных перед глухими: лодка [тк], в тень [фт'эн'].
3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [в], [в']): молотьба [д'б], к дубу [г дубу].
Такое уподобление звуков называется ассимиляцией. Возможна ассимиляция не только по глухости/звонкости, но и по другим признакам, например, по месту образования преграды.
[с] + [ш] = [ш]: сшить [шыт'];
[з] + [ж] = [жа]: разжать [ражат'];
[т] + [с] = [ц]: улыбаться [улыбаца] и т.п.
Как видим, в результате ассимиляции могут возникать долгие согласные. В транскрипции долгота звука обозначается чертой над соответствующим значком. Долгие согласные встречаются также в корнях иноязычных слов (аллея [аЛ'эйа], тонна [тона]) и на стыке морфем (поддеть [пад'эт']).
4. Расподобление (диссимиляция) — это усиление различий между звуками для облегчения произношения. Например, в слове мягкий вместо ожидаемого уподобления [гк'] => [к'к'] произносится сочетание [хк'], что облегчает произношение слова. Ср. также: лёгкий [л'охк'ий], когти [кохт'и].
5. Упрощение групп согласных происходит в словах с так называемыми непроизносимыми согласными: в сочетании из трех согласных один не произносится:
здн — [зн]: праздный пра[зн]ый;
стн — [сн]: постный по[сн]ый;
стл — [ел]: участливый уча[сл]ивый;
рдц - [рц]: сердце се[рц]е;
лнц — [нц]: солнце со[нц]е;
нтг — [нг]: рентген ре[нг]ен и др.
Разумеется, все названные фонетические процессы следует учитывать при определении звукового состава слова.
1.3. Безударные гласные на месте ударных [а], [о], [э]
Гласные звуки четко произносятся под ударением, а в безударной позиции звучат более слабо. В науке это явление называется редукцией безударных гласных. Например, в первом слоге слова столы произносится звук, близкий к звуку [а], а в первом слоге
слова часы — звук, средний между [и] и [э].
УПРАЖНЕНИЯ
1. Определите, сколько раз названные звуки употреблены в тексте. Какими буквами обозначены эти звуки?
1) Звук [ц]: Хвост овечий — сердце бьется, расстается с телом дух. Что ж он [снаряд], черт, лежит, не рвется, ждать мне больше недосуг.
2) Звук [ч']: Поясняет осторожно, чтоб на том покончить речь: я считал, сыграть-то можно, думал, что ее [гармошку] беречь (А.Твардовский). (Звук [ц] — 4 раза, звук [ч'] - 3 раза.)
2. Объясните причину рифмовки конечных звуков, обозначенных выделенными буквами.
1) У кузницы я видел ваш
Совсем готовый экипаж.
2) Уже в коляске двое слуг
Несут привинчивать сундук.
3) К крыльцу подвезена коляска.
Пикар все скоро уложил,
И граф уехал.
Теми сказка Могла бы кончиться, друзья. (А.С. Пушкин)
(В примерах 3), 2) точная рифма достигается за счет оглушения звонкого согласного на конце слова, в примере 3) — за счет ассимиляции по глухости/звонкости.)
3. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?
Впереди, ложка, к дому, в среду, от берега, дорожка, с гирей, под столом, визг, присказка, в саду, подписать, гвоздь, отбежать, вокзал.
4. Определите, сколько звуков, непарных по твердости/мягкости, в тексте.
Тогда, чело склонив к сырой стене, я слушаю, и в мрачной тишине твои напевы раздаются. О чем они — не знаю; но тоской исполнены, и звуки чередой, как слезы, тихо льются. (А.С. Пушкин) ([х]- 1, [ч]-4, [ц]-2, [й]-9, [ш] -2.)
5. Определите, как передается на письме звук [ш']. Вставьте пропущенные буквы.
Переска_ик, разно.. ик, пе_инка, бру_атый, весну_атый, _уплый, гру_ик, перебе_ик, му_ина, зака_ик, поме_ик, _астье, мо_ённый.
6. Разделите приведенные слова на три группы. Аллея, кассовый, ясный, поздний, ёмкость,
воюю, боевой, шведский, бельевой, ёрш, расчёт, приют, степь, отгадка.
Количество букв и звуков в слове совпадает |
|
Звуков в слове больше, чем букв |
|
Звуков в слове меньше, чем букв |
|
1.4. Фонетический разбор
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ № 1
1. В каком слове произносится звук |з']?
1) Изморозь; 2) просьба; 3) безыдейный; 4) бензовоз.
2. В каком слове произносится звук [в]?
1) Вспугнуть; 2) воспитать; 3) объектив; 4) обвить.
3. В каком слове произносится звук [с']?
1) Витязь; 2) сделать; 3) спасатель; 4) бирюза.
4. В каком слове произносится звук [г]?
1) Гитарист; 2) легкий; 3) творог; 4) вокзал.
5. В каком слове произносится звук [б']?
1) Голубь; 2) гибкий; 3) беречь; 4) обыграть.
6. В каком слове произносится звук [в']?
1) Воевать; 2) бровь; 3) впадать; 4) обвинить.
7. В каком слове произносится звук [о]?
1) Лопата; 2) подарок; 3) черный; 4) коварный.
8. В каком слове произносится звук [ж]?
1) Мужчина; 2) бедняжка; 3) обжиг; 4) фляжка.
9. В каком слове произносится звук [ч']?
1) Счет; 2) грузчик; 3) песчаный; 4) чемпион.
10. В каком слове нет звука [ш']?
1) Помощник; 2) расчистить; 3) подписчик;4) брусчатка.
11.В каком слове нет звука [с]?
1) Айсберг; 2) собрать; 3) заказ; 4) указка.
12 В каком слове нет звука [ф]?
1) Лавка; 2) буфет; 3) впечатление; 4) всюду.
13. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) Лишь; 2) жить; 3) пять; 4) шесть.
14. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) Беречь; 2) лучше; 3) щеголять; 4) несешь.
15. В каком слове все согласные звуки твердые?
1) Поют; 2) хижина; 3) купаться; 4) подсчет.
16. В каком слове произносится твердый звонкий шипящий согласный звук?
1) Чистый; 2) целиком; 3) вираж; 4) жалость.
17. В каком слове произносится твердый глухой шипящий согласный звук?
1) Подрежь; 2) частокол; 3) щуплый; 4) сажа.
18. Я каком слове при произношении происходит оглушение согласного?
1) Обложка; 2) школьный; 3) лестница; 4) сделка.
19. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?
1) Впереди; 2) участник;3) бесшумный; 4) судьба.
20. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?
1) С дороги; 2) в лесу; 3) в поле; 4) под окном.
21. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного?
1) Подкатить;2) подбежать;3)отбирать;4)отпилить.
22. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного?
1) Сгусток; 2) свист; 3) субтитры; 4) стружка.
23. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного?
1) С ложкой; 2) с кистью; 3) к воде; 4) к делу.
24. В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?
1) Вьюга; 2) агентство; 3) уменьшить; 4) ясный.
25. В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?
1) Южный; 2) ябедничать; 3) рассказ; 4) учиться.
26. В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?
1) Крепостной; 2) маячить; 3) аккордеон; 4) события.
27. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) Умывается; 2) съестное; 3) подъем; 4) бухгалтер.
28. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) Создаешь;2) прелестное;3) повсеместный; 4) вьюжная.
29. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) Проявить;2) участник;3) аллея;4) здание.
30. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) Въедливый; 2) юбилей; 3) пятерка; 4) масштаб.
Выполните самостоятельно следующие задания. (ДЗ)
1. В каком слове количество букв и звуков совпадает? 1) приют 2) съесть 3) смеются 4) грустный
2. В каком слове звуков больше, чем букв? 1) мясо 2) ярлык 3) коляска 4) сказка
3. В каком слове букв больше, чем звуков? 1) гений 2) влиять 3) кольцо 4) наряд
4. В каком слове произносится звук [т1]?
1) трудно 2) отдать 3) находка 4) молотьба
5. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) щадить 2) заняться 3) ценить 4) щёлкать
6. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? 1) экзамен 2) подвиг 3) сквозняк 4) смеяться
7. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?
1) воробьи, перешьют, поставь
2) объедки, уязвить, обжечься
3) увлечься, мальчонка, съешьте
4) маячить, разрежьте, бурьян
8. В каком ряду все слова имеют только мягкие согласные звуки?
1) безмятежность, утешение, комментарий
2) бюллетень, часики, десятилетие
3) съешьте, по-щучьему, отличаешься
4) режьте, серебряный, прищемит
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.