Фонвизин
Оценка 4.9

Фонвизин

Оценка 4.9
docx
31.05.2021
Фонвизин
Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии.docx

Урок литературы в 8 классе

Тема: Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии

 Цели:

·         Вспомнить из курса истории социально-политическую обстановку, которая определила судьбы писателей XVIII века и нашла отражение в их произведениях; дать понятие классицизма, отметить гражданский пафос русского классицизма.

·         Познакомить учащихся с комедий «Недоросль» и ее автором; дать понятие о сатире в творчестве Фонвизина; отметить черты классицизма в комедии «Недоросль»; дать представление о ее значении в развитии русской реалистической литературы, русского театра.

·         Воспитывать чувство уважения к русской литературе.

 

Ход урока

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

А. С. Пушкин

 

Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.

А. С. Пушкин

 

Оргмомент.

Проверка домашнего задания.

I. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

«Россия вошла в Европу, как спущенный на воду корабль, – при стуке топора и при громе пушек…» и «…европейское Просвещение причалило к берегам завоеванной Невы»

А.С. Пушкин

Запись в тетради эпиграфа к уроку.

·         Как же происходило становление русской государственности в XVIII в.? Как этот процесс связан с деятельностью Петра I?

1.       в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2.       в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев);

3.       в 1757 г. основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже – в Москве.

 

Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия. В XVIII в., особенно при Екатерине II, было полностью завершено закрепощение крестьян и подтверждено право помещиков на продажу крестьян с публичного торга. Тяжелое положение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волнениям и мятежам (восстание под предводительством Емельяна Пугачева в 1773–1775 гг.).

Дворянство же получило в XVIII в. особые права и привилегии. Получает широкое распространение французская культура – моды, манеры, язык. В Россию из Франции потянулись искатели легкого заработка. Бывшие в своем отечестве лакеями, кучерами, парикмахерами, эти необразованные люди становятся воспитателями дворянских сынков и дочек, для которых Париж был центром мира.

Но рядом с ними жила и жадно тянулась к истинному просвещению другая молодежь, думавшая о судьбе Отечества, о положении народа, о долге патриота. Эти молодые люди не все по рождению принадлежали к знати, некоторые были выходцами из народа (М. В. Ломоносов – крупнейший ученый и поэт, Ф. Шубин – скульптор, Аргуновы – крепостные художники и др.), но именно они составили гордость и славу русской культуры XVIII в. Им приходилось нелегко. Императрица Екатерина II была дочерью своей эпохи, со всеми ее противоречиями. С одной стороны, она переписывалась с прославленными французскими философами-просветителями, убеждая их в своем намерении внести в обычаи варварской страны, где ей суждено править, возвышенные идеалы Разума, Справедливости и даже… Свободы. Но Пушкин, для которого события XVIII в. не были далекой историей, в короткой заметке показал истинное положение дел: «Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел из рук Шешковского в темницу, где и находился до самой ее смерти. Радищев был сослан в Сибирь; Княжнин умер под розгами – и Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы этой участи, если б не чрезвычайная его известность».(«Заметки по русской истории XVIII века»).

 

Запись в тетради второго эпиграфа:

Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.

А. С. Пушкин

– Чем же был подготовлен, как стал возможен невиданный расцвет русской литературы XVIII и XIX вв.?

·         Работа по таблице.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Периоды

Характеристика периода

Имена

 

Литература петровского времени

Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы

Феофан Прокопович

Становление новой литературы

 

1730–1750 гг.

Формирование классицизма. Расцвет жанра оды

А. Д. Кантемир, 
В. К. Тредиаковский, 
М. В. Ломоносов, 
А. П. Сумароков

 

1760-е – первая половина 1770-х гг.

Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет жанров сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма

Я. Б. Княжнин, 
Н. И. Новиков, 
М. М. Херасков

 

Последняя 
четверть XVIII века

Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций

Д. И. Фонвизин, 
Г. Р. Державин, 
А. Н. Радищев, 
И. А. Крылов, 
Н. М. Карамзин, 
И. И. Дмитриев

 

Вывод. Русская литература XVIII в. восприняла опыт европейской литературы, но сохранила и лучшие традиции Древней Руси, прежде всегогражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.

3. Определение понятия «классицизм» (учебник).

Учитель. Истоки мирового классицизма – Франция XVII в.: воззрения французских драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Буало. Вот фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»:

Какой ни взять сюжет, высокий иль забавный,

Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной,

Напрасно кажется, что с ним в войне она:

Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.

Коль тщательно искать, то вскоре острый разум

Привыкнет находить ее легко и разом;

Рассудка здравого покорствуя ярму,

Оправу ценную дает она ему.


В классицистских произведениях герои, как правило, строго делились на положительных и отрицательных:

 

Герою своему искусно сохраните

Черты характера среди любых событий.

Но строгой логики от вас в театре ждут;

В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.

Вы новое лицо ведете на подмостки?

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остается он всегда самим собой.

1.       Для классицистических пьес характерна «система амплуа».

Амплуа – стереотипы характера, которые переходят из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии – это

·         идеальная героиня,

·         герой-любовник,

·         второй любовник (неудачник),

·         резонер (герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего),

·         субретка – веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.

2.       Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»:

герой-любовник – героиня – второй любовник.

3.       В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

4.       Для этого направления был характерен принцип трех единств, вытекающий из требования подражания природе (это основной лозунг классицизма):

·         – единство времени: действие развивается не более суток;

·         – единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое;

·         – единство действия: одна сюжетная линия, ограниченное количество действующих лиц (5–10),

5.       Все действующие лица должны быть связаны сюжетом.


Нам забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет;

Лишь в этом случае оно нас увлечет.

Буало

6.       Требования к композиции: обязательны 4 акта; в третьем – кульминация, в четвертом – развязка.

7.       Особенности композиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется монологами основных персонажей.

8.       В классицизме существовало очень четкое деление на высокие и низкие жанры.

ЖАНРЫ КЛАССИЦИЗМА

http://doc4web.ru/uploads/files/51/50589/hello_html_m5be3c983.png

                                                                                    Высокие
                                                                                                   трагедия, эпопея, ода

Низкие
комедия, сатира, басня

В них осваиваются общественная жизнь, история: действуют герои, полководцы, монархи; использовались также мифологические и библейские сюжеты. Время – просвещенный абсолютизм: очень важна идея служения государству, идея гражданского долга. Писались александрийским стихом, не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родовыми (напр., вместо «волк» – «зверь» и т. д.)

Описывали жизнь обычных людей, высмеивали людские пороки. Допускали использование прозы или разностопных стихов, введение бытовых деталей, разговорного стиля речи.

4. Запись понятий и основных требований классицизма.

 

II.            Д. И. ФОНВИЗИН. КОМЕДИЯ «НЕДОРОСЛЬ»

 

Волшебный край. Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

А. С. Пушкин



1. Чтение статьи

1. Беседа по вопросам.

– Какие факты статьи говорят о Фонвизине как сатирике?

– Что такое сатира?

 

Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.

– Свойственна ли сатира, на ваш взгляд, традиционной комедии классицизма?

 

1) «Недоросль» (комедия в 5 действиях) – для классицизма как раз и характерна 5-актовость драматических произведений.

2) Человек в классицистической комедии предстает воплощением одного свойства, положительного или отрицательного. В «Недоросле» мы также можем сразу распознать «плохих» и «хороших» – уже до чтения комедии, при помощи «говорящих» фамилий: Скотинин, Простаков, Стародум, Кутейкин, Вральман, Правдин.

 

2. Работа с текстом комедии.

Учитель. «Недоросль», безусловно, самое выдающееся произведение драматургии классицизма XVIII в. Однако смешное в комедии уже не укладывалось в известную формулу классицизма: «смешить и смехом пользовать». Предметом критики были «тяжелые злоупотребления внутренние». Поэтому художественная разработка конфликта и характеров вышла за рамки комедийной основы, вступила в область сатиры. Изображенные в комедии «болезни» общества были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

·         Как мы воспринимаем слово «недоросль» сегодня? Как вы отнесетесь к тому, что кто-то назовет вас недорослем?

Да, в этом слове таится что-то обидное, ирония, насмешка. А между тем, как известно, недорослями до появления комедии Фонвизина называли всех дворянских подростков до 15 лет – это был подрастающий «ратный запас». Недоросли, достигшие 15 лет, то есть созревшие для несения «государственной ратной службы», именовались «новика́ми». Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук хотя бы в домашних условиях.

Вот таким дворянским недорослем в глухом углу великой Российской империи и показан главный герой комедии Фонвизина Митрофан Простаков, «матушкин сынок». Именно его свойства сделали нейтральное слово «недоросль» чуть ли не бранным, а имя Митрофанушка приобрело такое обобщающее значение, что любой наш молодой современник может быть назван этим именем-характеристикой, если он обнаруживает сходство в поступках, рассуждениях и нравственных качествах с главным персонажем бессмертной комедии.

 

– Давайте же определим, какие рассуждения, поступки и нравственные качества сделали имя героя комедии нарицательным. Какую оценку мы даем человеку, которого называем Митрофанушкой?

 

(Центральный герой комедии не только «маменькин сынок», тупой и ленивый. Он эгоистичен, жесток и хитер. Фонвизин делает Митрофана воплощением дремучего невежества и нравственной невоспитанности, поэтому он не так уж смешон. «В комедии он делает два дела: размышляет, чтобы выпутаться из затруднений, в которые ставит его зоологическая любовь матери, и поступает, выражая в поступках свои обычные чувства. Забавны только его размышления, а поступки – нисколько», – писал В. О. Ключевский.)

 

3. Выразительное чтение по ролям отдельных сцен, их коллективное обсуждение (д. I, явл. 1–4; д. II, явл. 6; д. III, явл. 1–2, 6–8; д. IV, явл. 8; д. V, явл. 1–4, последнее).



II. Подведение итогов урока.

Учитель. Наблюдая за столкновением положительных и отрицательных персонажей, убеждаемся, что в образах Правдина и Милона Фонвизин показал примеры исполнения дворянского долга перед Отечеством на гражданском и военном поприщах. Однако свой идеал «честного» человека, свои представления о долге дворянина перед обществом, свои личные симпатии и антипатии автор комедии высказывает устами Стародума, человека петровской поры, резко осуждающего нравы екатерининского двора и провозглашающего: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время. Ум, коль он только что ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие…» (то есть высокие нравственные качества).

Домашнее задание: чтение эпизодов комедии.


 

Урок литературы в 8 классе Тема:

Урок литературы в 8 классе Тема:

Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы этой участи, если б не чрезвычайная его известность»

Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы этой участи, если б не чрезвычайная его известность»

Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: герой-любовник – героиня – второй любовник

Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: герой-любовник – героиня – второй любовник

Недоросль» (комедия в 5 действиях) – для классицизма как раз и характерна 5-актовость драматических произведений

Недоросль» (комедия в 5 действиях) – для классицизма как раз и характерна 5-актовость драматических произведений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021