Т.С.Незнаева
МАОУ гимназия имени маршала Г.К. Жукова
города Белореченска МО Белореченский район
Аннотация
В статье изложены теоретические основы формирования читательской грамотности на английском языке у младших школьников, а также приведены конкретные примеры приёмов и методов, рекомендуемых к применению во внеурочной деятельности и позволяющих достичь необходимых результатов в решении педагогических задач. Данная статья может быть полезна преподавателям иностранных языков, педагогам начального образования, а также студентам педагогического направления.
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, сплошной текст, несплошной текст, смешанный текст, предтекстовый этап, текстовый этап, послетекстовый этап.
Формирование читательской грамотности младших школьников в рамках программы внеурочной деятельности «Занимательное чтение на английском языке»
В настоящее время одним из важнейших показателей образовательных достижений обучающихся является уровень владения функциональной грамотностью, проверяемый отечественными и международными оценочными процедурами. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указано, что в целях обеспечения реализации программы начального общего образования в образовательных организациях должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности. Под функциональной грамотностью понимаются «способности решать учебные и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию». [3, п.34.2] То есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности, основа формирования функциональной грамотности в целом. Это способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества. [5, с.165]
Особенность этого направления в том, что читательская грамотность может формироваться средствами разных учебных предметов, а также разными форматами внеурочной деятельности. В свою очередь, внеурочная деятельность позволяет создавать условия для формирования читательской грамотности школьников через изучение предмета в формах, отличных от урочных, что способствует совершенствованию коммуникативных навыков и активизации творческих способностей обучающихся.
Авторский курс внеурочной деятельности «Занимательное чтение на английском языке» основан на текстах для чтения из пособия «Oxford Primary Skills. Reading and Writing 1» издательства “Oxford University Press”, которые дают учащимся уникальную возможность развивать умения чтения на английском языке естественно, увлекательно и интересно. Пособие содержит тексты разных форматов и задания к ним, а также дополнено упражнениями, нацеленными на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной, графической и текстовой информации. Программа курса по формированию читательской грамотности предполагает работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста и вырабатывать свою точку зрения. Приёмы работы с текстом позволяют показать обучающимся начальной школы, как увлекателен и разнообразен мир слов. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:
- умение находить и извлекать необходимую информацию из текста, т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.);
- умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.;
- умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.;
- умение использовать информацию из текста для решения практических задач. [5, с. 165]
Для развития этих компетенций в рамках курса предполагается работа с разными видами текстов: сплошным (линейным), несплошным (нелинейным), смешанным.
Сплошной текст состоит из законченных предложений, организованных в абзацы. К ним относят литературные (описательные, повествовательные) и информационно-объяснительные тексты, которые подразделяют на информационно-описательные, экспозиционно-объяснительные, убеждающие и обсуждающие, а также предписывающие тексты.
Несплошные тексты, их иногда называют документами, чаще не имеют законченных предложений. Если же предложения закончены, то они не собраны в абзацы. В данную группу входят тексты, представленные в графической форме, т. е. на картах, схемах, в таблицах, рекламных плакатах. [2, с. 26]
Смешанные тексты представляют собой комбинированный тип текста, соединяющий черты сплошного и несплошного текстов.
Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
На предтекстовом этапе учитель с помощью различных средств визуализации, проблемных вопросов, ассоциации предвосхищает содержание текста, актуализирует знания учащихся, что способствует предварительному снятию трудностей понимания текста.
Примеры заданий, которые могут использоваться на предтекстовом этапе:
- Мозговой штурм. Дети называют ассоциации, которые возникают у них по поводу заявленной темы. Учитель записывает все называемые ассоциации. [4, с. 42]
- Глоссарий. Учащиеся читают список слов и отмечают те, которые могут быть связаны с текстом. Цель приёма – актуализация лексики, связанной с темой текста. [4, c. 43]
- Предвосхищение. Примерами такого вида упражнений являются прогнозирование содержания текста по заглавию или иллюстрациям, которые нужно расположить в правильном порядке, а также составление плана текста с опорой на имеющиеся знания. Целью этой стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
- Задание на идентификацию: предположить, соответствуют ли данные утверждения содержанию текста / встретятся ли данные предметы в тексте.
- Игра «Угадай, что это?» Учитель демонстрирует фрагменты изображений, по которым учащиеся угадывают, что изображено на картинке.
- Игра «Найди пару» развивает память и внимание.
Обе игры помогают актуализировать знакомый лексический материал. Для подготовки игровых заданий можно использовать онлайн-конструкторы приложений, например, Wordwall.net.
Текстовый этап направлен на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное.
Примеры заданий, используемых на текстовом этапе:
- Чтение с остановками - стратегия, которая применяется при чтении различных типов текстов. Её цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. [4, с. 46]
- Подтвердить правильность или ложность утверждений.
- Выполнить задание на множественный выбор.
- Восполнить недостающую в тексте информацию.
- Расставить слова или предложения по порядку.
- Найти соответствия.
- Заполнить таблицу информацией из текста.
Послетекстовые стратегии необходимы для проверки понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем. На этом этапе предусмотрена работа продуктивного характера с использованием прочитанного содержания. Для достижения поставленных задач в курсе внеурочной деятельности «Занимательное чтение на английском языке» используются следующие задания:
- Составление списка покупок для школы. (Тема «Школьные принадлежности») [1, c.7]
- Рассказ о любимой игрушке (Тема «Игрушки») [1, c.11]
- Составление профайла своего героя (Тема «Профессии») [1, c.15]
- Описание картинки по шаблону (Тема «В саду») [1, c. 19]
- Рассказ о члене семьи (Тема «Одежда») [1, c.23]
- Составление вопросов для интервью (Тема «Дом для отпуска») [1, c. 27]
- Нарисовать забавную птицу и составить её письменное описание (Тема «Забавные птицы») [1, c. 31]
- Составить меню для вечеринки (Тема «Любимая еда») [1, c. 35]
- Написать интернет-статью о гостиничном номере (Тема «Комната мечты») [1, c. 39]
- Составить рассказ о животном по имеющимся фактам о нём (Тема «Удивительные животные») [1, c.43]
Таким образом, работая над развитием читательской грамотности учащихся, учитель способствует повышению у них мотивации к учёбе, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
Список использованной литературы
1. Tamzin Tompson «Oxford Primary Skills. Reading & Writing 1», Oxford University Press, 2009
2. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. – М. : Неолит, 2017
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”
4. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности) - М.: Школьная библиотека, 2005.
5. Хабибулина З.З. Формирование читательской грамотности на уроках английского языка / З.З. Хабибулина, А.И. Сибгатуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31 (478). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105210/
Информация об авторе
Незнаева Татьяна Сергеевна – учитель английского языка МАОУ гимназия имени маршала Г.К. Жукова города Белореченска МО Белореченский район, г. Белореченск, ул. Интернациональная, 1, e-mail: neznaevatatyana@yandex.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.