Формирование дошкольника как будущего читателя
Оценка 4.7

Формирование дошкольника как будущего читателя

Оценка 4.7
docx
19.04.2024
Формирование дошкольника как будущего читателя
чтение.docx

Формирование дошкольника как будущего читателя

 

Ребенок – дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту  условно. В действительности дошкольник – это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой.

С.Маршак, говорил, что есть талант писателя, и есть талант читателя.

 Истоки читательского таланта лежат в детстве.

Воспитанию читателя – дошкольника посвящено мало исследований.

 Это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем, а слушателем.

А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы будущего читателя. Чтобы появился Читатель (творческий, заинтересованный) необходима тактичная помощь чуткого взрослого.Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным. А ребенок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. От взрослого зависит то, станет ли ребенок увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве останется случайным эпизодом в его жизни. Воспитание любви к книге и приобщение детей к чтению – одна из главных задач моей деятельности.

Чтение имеет первостепенное значение: для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности; для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций; для формирования общекультурного потенциала страны; для повышения качества жизни.

Россия так же, как и другие страны, переживает кризисные процессы в чтении, в том числе детском чтении.

Кризис чтения в России имеет свои особенности - как никогда прежде издается колоссальное разнообразие книг и другой печатной продукции, в том числе для детского и юношеского возраста. Однако этот культурный эффект ослабляется целым рядом таких факторов, как отсутствие интереса к чтению у значительной части населения (в том числе у молодых родителей), неразвитость инфраструктуры книжной торговли, бедность значительной части населения и библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать (не только в малых городах и на селе, но даже и в крупных городах, особенно в так называемых депрессивных регионах), отсутствие эффективной системы навигации в литературном потоке, должного уровня экспертизы книг, особенно для детей и юношества, а также другие факторы.

Из-за удорожания и малого тиража детской книги снижается ее доступность, которая зависит от государственной поддержки.

Наряду со снижением потребности в чтении педагоги, логопеды, детские психологи отмечают у детей более позднее овладение речью, недостаточность словарного запаса, растущее число дислексий (нарушение чтения), дисграфий (нарушение письма) у обучающихся и дислогий (неспособность использовать родной язык как главный инструмент сознания, освоения культурного опыта, общения) у детей и юношества. Преподаватели самых престижных российских вузов обращают внимание на усиливающуюся языковую деградацию каждого нового поколения студентов и отмечают, что если десять лет назад у молодежи существовала проблема изложить мысль в письменной форме, то теперь они уже не могут ее правильно высказать.

Привычка к чтению у человека формируется в раннем возрасте

Первым социальным институтом, от которого зависит развитие ребенка как читателя на протяжении всего периода его взросления, является семья. Лучшие результаты по уровню читательской компетентности показывают дети из семей, где родители сами любят читать и еще до обучения в образовательной организации читают вместе с детьми вслух. Однако таких семей, как показывают социологические опросы, в стране меньшинство (пример анкетирования родителей).

 

 

А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»

 


 

Формирование дошкольника как будущего читателя

Формирование дошкольника как будущего читателя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2024