Формирование готовности студентов к самообразованию в процессе профессиональной подготовки специалистов
Оценка 5

Формирование готовности студентов к самообразованию в процессе профессиональной подготовки специалистов

Оценка 5
docx
16.12.2020
Формирование готовности студентов к самообразованию  в процессе профессиональной подготовки специалистов
Метод. разработка.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему
«Формирование готовности студентов к самообразованию
в процессе профессиональной подготовки специалистов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

Методическая разработка на тему «Формирование готовности студентов к самообразованию в процессе профессиональной подготовки специалистов»

 

 

 

 

 

 

 

Составлена: Кретовой Ю. А. – преподавателем технологических дисциплин ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли», квалификационная категория «специалист высшей категории».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка предназначена для преподавателей образовательных организаций  среднего профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

технологических дисциплин

Протокол № 2 от «16» 09.2020 г.

                                                                      «Нужно, чтобы дети,
по возможности, учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самым процессом
и давал для него материал»

                                                                           К. Д. Ушинский

 

На каждом историческом этапе развития общества проблема самообразования была и остается актуальной. Переход к информационному обществу обозначил проблему становления новой парадигмы образования, характеризующейся перераспределением акцентов с образовательной деятельности на самообразовательную.

Модернизация современного профессионального образования направлена на создание оптимальных условий для развития потребностей и способностей личности будущего специалиста к самостоятельному приобретению знаний и умений, непрерывному образованию и профессиональному самообразованию. Решение этой задачи будет зависеть от устойчивого стремления студента к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), творческой самореализации. Будущий специалист должен обладать высокой субъектностью, быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, самостоятельно выстраивать планы жизни.

Сейчас, как никогда раньше, в условиях глобальных мировых проблем, усугублённых пандемией новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCov, возникает необходимость применения различных дистанционных форм обучения. А ведь спецификой дистанционного обучения является акцент на самостоятельной работе студентов в информационно-образовательной среде, что требует от них умственной, организационной самостоятельности, особых личностных качеств, но как показывает практика, эта особенность обуславливает необходимость достаточно серьёзной подготовки студентов к взаимодействию с педагогом в условиях дистанционного обучения, в том числе к решению самообразовательных задач.

Готовность студента к дистанционному обучению – это интегральное качество личности, выражающееся в способности к адаптации в условиях информатизации образовательной и профессиональной сфер, успешному обучению с применением дистанционных технологий, потребности и направленности профессионально-личностного роста, отражающее целостное взаимодействие мотивационного, познавательного и практического компонентов.

Самообразование личности органично вплетается в контекст её непрерывного образования, которое приобрело в последние годы значение важнейшего социально-педагогического принципа. Последний определяет общий подход к построению целостной поэтапной системы образования каждого человека на протяжении всей его жизни, системы, включающей в себя дошкольное, школьное (среднее и высшее) и послешкольное образование. Названные этапы должны быть преемственно связаны друг с другом: на каждом предшествующем этапе нужно формировать готовность человека к дальнейшему образованию и самообразованию, а на каждом последующем этапе необходимо развивать и обогащать те знания, которые человек получил ранее. По мере перехода от одного этапа к другому всё большее значение приобретает развитие творческой направленности личности, познавательных потребностей и интересов, способности самостоятельно овладевать знаниями и применять их в практической деятельности.

Однако современное среднее профессиональное образование не всегда создаёт оптимальные условия для самообразования студентов. У значительной части учащейся молодёжи наблюдаются низкие показатели таких составляющих самообразовательной деятельности, как самостоятельность, познавательная, информационная и досуговая активность, интерес к чтению. Это свидетельствует о том, что обучающиеся не всегда готовы к самообразованию.

Поиск путей и средств повышения эффективности самообразования студентов показывает, что одним из приоритетных направлений является повышение субъектности как организаторов образовательного процесса, так и обучающихся. В целом, изучение состояния проблемы самообразования студентов среднего профессионального учебного заведения, позволило выявить ряд противоречий: между пониманием роли самообразования и недостаточной методической разработанностью данного вопроса; между интенсивной информатизацией профессионального образования и недостаточной подготовленностью педагогов и организаторов образовательного процесса к руководству самообразованием будущих специалистов.

В современных условиях образовательное учреждение СПО должно обеспечивать не только систему общеобразовательных и специальных знаний, умений и навыков обучающихся, но также формировать и развивать у них потребности самостоятельно приобретать знания. Педагоги должны способствовать постоянному повышению степени развития готовности студентов к самообразовательной деятельности на опережающей основе.

Понятие «готовность» в общетеоретическом аспекте рассматривается как фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности.

Деятельность работника сферы обслуживания, в частности торговли и общественного питания, в современных условиях зависит от целого ряда компонентов, среди которых первостепенным являются осознание персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний и умений.

Актуальность данной темы связана с тем, что все глубинные изменения в личности специалиста достигаются путем самообразования как особого вида познавательной деятельности, а усвоение опыта самообразовательной деятельности становится механизмом формирования и развития творческой личности.

Различают следующие виды готовности студентов к самообразованию:

1.                 готовность к копирующей деятельности (преобладание внешней мотивации, низкий уровень саморегуляции, форма усвоения действий — подражание, осмысленное копирование действий преподавателя, выполнение упражнений под его руководством);

2.                 готовность к воспроизводящей деятельности (преобладание внешней мотивации, средний уровень саморегуляции, самостоятельное воспроизведение приема, усвоенного на аудиторных занятиях, использование усвоенного приема в аналогичных условиях деятельности);

3.                 готовность к собственно самостоятельной деятельности (преобладание внутренней мотивации, высокий уровень саморегуляции, самостоятельное выполнение как условно-речевых, так речевых упражнений, применение усвоенного приема в новых, не аналогичных условиях деятельности);

4.                 готовность студентов действовать в соответствии с собственными внутренними мотивами и целями, способность к творческой самообразовательной деятельности.

Важнейшим компонентом формирования готовности студентов к самообразованию является учебно-педагогическое взаимодействие между преподавателем и студентом в процессе обучения.

Выделяют пять видов учебно-педагогического взаимодействия.

Первый вид характеризуется алгоритмичным инструктированием преподавателем студентов. Преподаватель полностью объясняет весь комплекс процедур, который должен выполнить каждый студент для решения поставленных задач. Деятельность студентов носит репродуктивный характер, уровень активности довольно низкий.

Второй вид. Преподаватель проводит альтернативное инструктирование, а выбор наиболее рациональной альтернативы осуществляют студенты самостоятельно. В деятельности студентов присутствует элемент продуктивной деятельности, связанный с выбором рациональной альтернативы.

Третий вид. Преподаватель осуществляет постановку задач, проводит обзорное инструктирование возможных путей их решения, учитывая уровень готовности студентов к самообразованию. Студенты, как субъекты, выбирают задачи из предложенных. Осуществляется данный вид взаимодействия на основе применения продуктивных и эвристических методов обучения.

Четвертый вид отличается тем, что преподаватель осуществляет лишь постановку совокупности задач и консультирует студентов. На первый план выдвинута субъективная функция студентов, которым необходимо самостоятельно определить способы выполнения полученных заданий. Осуществляется путем применения продуктивных, эвристически – поисковых методов.

Пятый вид характеризуется преимущественно самостоятельной деятельностью студентов. Они сами ставят перед собой частные задачи, решение которых связано с выполнением общего задания преподавателя, ищут способы, средства, формы и методы их рациональных решений.

Уточняя понятие готовности к самообразованию как внутреннее свойство, приобретаемое в образовательном процессе при содействии педагогов, необходимо отметить, что данное педагогическое содействие не реализуется в полной мере. Более того, как правило, не ставятся задачи по необходимости персональной подготовки студентов к самообразованию.

Основная часть преподавательского состава, понимая значимость готовности студентов к самообразованию, не оказывает педагогического содействия становлению готовности студентов к этой деятельности, и не видит способов ее решения, считая, что данная проблема является преждевременной из-за:

– небольшого срока обучения;

– проблемы контингента (он стал хуже как с точки зрения формальной подготовки, так и по интеллектуальному уровню);

– падения интереса студентов к познавательной работе вообще, так и к обучению и своей специальности, в частности.

Отмена вступительных испытаний и общедоступность СПО, не позволяет на этапе приёма в профессиональные образовательные организации объективно оценить уровень школьной подготовки абитуриентов. Только в результате входного мониторинга по общеобразовательным дисциплинам выявляется уровень знаний поступивших в колледж студентов. Тем не менее, сейчас наметились самые разные подходы к повышению качества подготовки студентов к труду в системе профессионального образования. Необходимо стремиться создать дидактические условия преодоления наметившегося равнодушия к знаниям, нежелания учиться, развития познавательных, а к концу обучения, профессиональных мотивов и интересов. Однако весьма часто активизация сводится либо к усилению контроля за работой студентов, либо к попыткам передать и усвоить информацию с помощью информационных технологий, организации самостоятельной работы студентов и т. д. Эти подходы не всегда оказываются эффективными в связи с тем, что нацелены на произвольное запоминание студентами усвояемых понятий и применение их с целью закрепления соответствующих навыков практического характера. При этом студент должен понять, осмыслить, удержать в памяти знания, чтобы на данном или следующем семинаре, практическом занятии, или зачёте можно было бы воспроизвести или применить их к решению однотипных задач.

Задачи психологической и практической подготовки будущих специалистов к самообразовательной деятельности являются чрезвычайно важными в условиях быстро меняющихся ориентиров профессиональной деятельности.

Исследуя данную проблему можно сделать вывод, что уровни самообразовательной деятельности классифицируются на: 1. недостаточный (начальный, низкий); 2. приемлемый (средний); 3. высокий (успешный).

Они тесно связаны между собой, так как каждый последующий вытекает из предыдущего, и характеризуются соответствующим критериями.

Проведя анализ взаимосвязи теоретических положений с опытом работы колледжа и личностным опытом в развитии самообразовательных умений студентов, выделяем следующие уровни:

- подготовительный (нулевой) – характеризуется тем, что умение осуществлять первичную обработку учебного материала, составлять план, конспектировать осуществляются по предписанию преподавателя;

- первый – предполагает наличие умения выбрать способ деятельности из уже известных, и применять их для работы над дополнительным источником; формирует у обучающегося  ситуативный интерес к дополнительному материалу, способу деятельности;

- второй – включает умение осуществлять отдельные самообразовательные действия в поисковой познавательной деятельности при возникновении устойчивого интереса к дополнительным источникам;

- третий – предусматривает умение поисковой (творческой) самообразовательной деятельности, протекающей на основе изученного материала и широкого привлечения дополнительных источников.

Для исследования готовности студентов к самообразовательной деятельности в колледже была разработана анкета, включающая шесть основных компонентов готовности к самообразованию.

Содержание анкеты:

1. Осведомленность о сущности самообразовательной деятельности: неуверенность в необходимости самообразования; уверенность; абсолютная уверенность.

2. Мотивы самообразовательной деятельности: стихийные; осознанные; творческие.

3. Умения самообразовательной деятельности: негативное отношение к самообразованию; умение применять усвоенную информацию на практике с осознанным переносом; умение применять знания на практике для решения задач, требующих преобразованного творческого приложения.

4. Способности, необходимые для самообразования: умение лишь воспроизводить усвоенный материал; несистематизированная работа с источниками информации; умение и навыки грамотно работать с источниками информации.

5. Личностные качества: умение обобщать; умение оценивать функциональные возможности источников информации; умения и навыки самоконтроля.

6. Потребность в самоуправлении: умение выбирать формы самоуправления; ставить цели и планировать свою деятельность; осуществлять самоконтроль, самооценку и самоанализ.

Исследования проводились на первом (начальном) и на третьем (выпускном) курсах студентов технологического отделения колледжа. Приводим результаты исследования в таблице 1.

 

Таблица 1-Уровни готовности студентов к самообразовательной деятельности (в%)

№ п/п

Компоненты

Высокий,

высший,

успешный, %

Средний,

приемлемый, %

Низкий, начальный, недостаточный, %

1 курс

3 курс

1 курс

3 курс

1 курс

3 курс

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Осведомленность о сущности самообразовательной деятельности

9,5

15,5

25,5

59,5

65,0

25,0

2

Мотивы самообразовательной деятельности

5,6

20,5

30,5

64,5

63,9

15,0

3

Умения самообразовательной деятельности

8,6

14,3

17,7

66,7

73,7

19,0

4

Способности, необходимые для самообразования

11,1

14,3

22,3

66,6

66,6

19,0

5

Личностные качества

7,0

14,3

24,4

47,6

60,6

38,1

6

Потребность в самоуправлении

7,0

19,5

32,4

28,5

60,6

52,0

Анализ приведенных данных исследования показывает, что на первом курсе низким начальным уровнем готовности студентов к самообразованию обладало 15-16 человек из 21-го, средним (приемлемым) 5-6 человек, высоким 1-2 человека.

На третьем курсе показатели заметно улучшились: на низком уровне осталось 5-7 студентов, на среднем стало 13-14 чел., и с высоким уровнем стало 3-4 студента.

Однако, по некоторым компонентам  (потребность в самоуправлении) результат желает быть лучшим, так как не соответствует достаточному уровню – 10 студентов из 21-го.

Рекомендации преподавателям по формированию готовности студентов к самообразованию:

Комплекс психолого-педагогических условий, направленных на формирование готовности студентов к самообразованию, включает:

Ø    методы обучения, направленные на развитие учебно-познавательной активности студентов и поддержание их интереса на протяжении всего периода обучения и после него, а именно:

·                   создание эвристических ситуаций, инициирующих познавательную самостоятельность студентов;

·                   организацию технологической поддержки продуктивного обучения, предполагающего включение проблемных, продуктивных методов и методов самоконтроля при освоении способов самостоятельной познавательной деятельности;

·                   активизацию процесса включения интерактивных и традиционных активных способов обучения;

Ø    обеспечение возможностей самостоятельного построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, первоначально с заранее заданной структурой маршрута (временная, содержательная, контролирующая);

Ø    обеспечение возможностей реализации индивидуальных образовательных программ различными способами обучения (занятия в ОУ СПО, групповые занятия, самостоятельное изучение, практика и т. д.);

Ø    развитие у студентов инициативности; умения результативно использовать на практике знания, навыки и опыт, полученные за предшествующие годы; развитие умений продуктивно действовать, планировать, организовывать, проводить и анализировать собственную самообразовательную деятельность; развитие умений осуществлять систематическое самопознание; стремление к развитию, самоусовершенствованию и самоактуализации.

 

ВЫВОДЫ

Главной фигурой учебно-воспитательного процесса в ОУ СПО является студент, его мотивы, устремления, образовательные потребности и цели, его способности, возможности при поддержке преподавателя выбирать содержание образования в определенных пределах.

Целью обучения становится не столько достижение объективного знания о предмете, сколько сам путь к этому знанию, самопознанию, к воспитанию личности студента.

Изучение реального состояния проблемы готовности студентов к самообразованию показало, что данная проблема в теории и практике образования разработана недостаточно. Слабо используются возможности образовательного процесса в ОУ СПО.

Большинство преподавателей видят трудности в обучении, которые зависят от студента и его личных качеств (исполнительность, аккуратность, адекватная оценка своих знаний, умений и навыков).

Одним из возможных путей решения данной проблемы является создание педагогических условий воспитания у студентов должного отношения к профессиональным знаниям и умениям, развития внутреннего мотива, чтобы потребность в самообразовательной деятельности появилась как результат внутреннего побуждения. То есть, систематически ориентируя обучаемых на самообразование с использованием всех доступных средств, создавая в педагогической практике условия (социальные, психологические, педагогические), благоприятные для самообразования личности, преподаватели побуждают студентов включиться не только в решение задач воспитания и образования, но и в сознательно осуществляемую субъектную деятельность по самообразованию непосредственно в педагогическом процессе.

Тем более что требования к уровню подготовки выпускников, которые предъявляет современный рынок труда, достаточно высоки. Образовательным организациям СПО поставлена задача по подготовке специалистов, обладающих помимо высоких профессиональных качеств, набором умений и навыков, дающих способность ориентироваться как в широком потоке профессиональной информации, так и современных информационных технологиях. Процесс информатизации в сфере образования привёл к появлению последних методов обучения, которые должны базироваться на активных формах приобретения знаний, которые базируются на преимущественно самостоятельном получении студентами необходимых знаний. Дистанционные формы обучения и подготовки обычно противопоставляют традиционным методикам, методам, ориентированным в основном на коллективное восприятие информации.

Сейчас высокий уровень развития информационных технологий задаёт новый вектор развития системам дистанционного обучения. Собственно новые технологические возможности инициировали бурное развитие системы дистанционного образования в последние годы. Современные ИТ способны дать дистанционному обучению многие преимущества очного обучения. Новый этап развития дистанционного образования связан с созданием такой формы, которая интегрирует в себе ранее существовавшие системы очного и заочного обучения.

Поэтому, самообразование, как метод саморазвития и активный познавательный процесс, должно стать неотъемлемой частью образовательного пространства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.        Валеев X. М. Особенности разработки интегрированных курсов с позиций компетентностно-деятельностного подхода / Х. М. Валеев // Среднее профессиональное образование. 2008. - № 11.— 52-55 с.

2.        Корвяков В. А. Моделирование процесса развития у студентов умений самообразовательной деятельности: научно-метод. работа / В. А. Корвяков // Среднее профессиональное образование. – 2008. – №7. – с. 42 – 45.


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Методическая разработка на тему «Формирование готовности студентов к самообразованию в процессе профессиональной подготовки специалистов»

Методическая разработка на тему «Формирование готовности студентов к самообразованию в процессе профессиональной подготовки специалистов»

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самым процессом и давал для него материал»

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самым процессом и давал для него материал»

Самообразование личности органично вплетается в контекст её непрерывного образования, которое приобрело в последние годы значение важнейшего социально-педагогического принципа

Самообразование личности органично вплетается в контекст её непрерывного образования, которое приобрело в последние годы значение важнейшего социально-педагогического принципа

Деятельность работника сферы обслуживания, в частности торговли и общественного питания, в современных условиях зависит от целого ряда компонентов, среди которых первостепенным являются осознание персональной необходимости…

Деятельность работника сферы обслуживания, в частности торговли и общественного питания, в современных условиях зависит от целого ряда компонентов, среди которых первостепенным являются осознание персональной необходимости…

В деятельности студентов присутствует элемент продуктивной деятельности, связанный с выбором рациональной альтернативы

В деятельности студентов присутствует элемент продуктивной деятельности, связанный с выбором рациональной альтернативы

Однако весьма часто активизация сводится либо к усилению контроля за работой студентов, либо к попыткам передать и усвоить информацию с помощью информационных технологий, организации самостоятельной…

Однако весьма часто активизация сводится либо к усилению контроля за работой студентов, либо к попыткам передать и усвоить информацию с помощью информационных технологий, организации самостоятельной…

Для исследования готовности студентов к самообразовательной деятельности в колледже была разработана анкета, включающая шесть основных компонентов готовности к самообразованию

Для исследования готовности студентов к самообразовательной деятельности в колледже была разработана анкета, включающая шесть основных компонентов готовности к самообразованию

Умения самообразовательной деятельности 8,6 14,3 17,7 66,7 73,7 19,0 4

Умения самообразовательной деятельности 8,6 14,3 17,7 66,7 73,7 19,0 4

ОУ СПО, групповые занятия, самостоятельное изучение, практика и т

ОУ СПО, групповые занятия, самостоятельное изучение, практика и т

Тем более что требования к уровню подготовки выпускников, которые предъявляет современный рынок труда, достаточно высоки

Тем более что требования к уровню подготовки выпускников, которые предъявляет современный рынок труда, достаточно высоки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2020