Функционально грамотная личность –
это человек, ориентирующийся в мире,
человек самостоятельный, познающий и умеющий
жить среди людей, обладающий определёнными
качествами, ключевыми компетенциями.
Развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;
способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать;
совокупность умений.
- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений;
-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач».
(ФГОС НОО)
« Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть конкретизированы, например:
• узнавание, называние (чтение), запись многозначного числа;
• сравнение двух чисел;
• ориентация в изученных величинах: единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час и др.);
• соотнесение (знание соотношения) между единицами измерения однородных величин (1 тонна = 1000 кг, 1 минута = 60 секунд и др.)…
Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть более конкретизированы, например:
• выполнение письменных вычислений, связанных с бытовыми жизненными ситуациями, на основе изученных алгоритмов (сложение/вычитание, умножение/деление );
• использование свойств арифметических действий для выполнения устных вычислений, необходимых в практической деятельности и повседневной жизни;
• решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:
-ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний;
-школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы;
-ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами.
Первый компонент
«А зачем мне эта математика нужна?».
Пример
«В Австралии в 2017 году прошла гонка, в которой участвовали только автомобили на…
солнечных батареях. Благодаря электричеству, подаренному солнцем, можно ежедневно проезжать 30 километров. Некоторые авто способны разгоняться до 89 км/ч. Именно этот автомобиль победил в гонке в 2017 году. Он сконструирован сотрудниками голландской компании. Солнечная батарея авто весит 135 кг, ее площадь 2 м2 64 дм2».
«Какие величины вы встретили в этом тексте?
Надо ли учить математику, чтобы читать и понимать информацию о современных достижениях науки и техники?».
Ответы детей на эти вопросы позволят показать необходимость получать и применять математические знания.
1. Сколько сдачи ты получишь с каждой покупки, если у тебя купюра 50 руб., а ты купишь: один йогурт (32 руб. )? одно мороженое (26 руб. )?
2. Дима заметил, что упаковка сока стоила 36 руб. Через некоторое время его цену снизили на 8 руб. По какой цене стали продавать сок?
Определи время по часам. Запиши результаты по образцу.
13 ч 00 мин |
Второй компонент
Школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.