Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Оценка 5

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Оценка 5
Семинары
docx
15.10.2023
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Формировние коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразавательная  школа №11 им.Героя Советского Союза А.Г.Кудрявцева г.о. Сызрань Самарской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колокольцева О.П.

учитель начальных классов

 

 

2023г.

 

Слайд 2                                                     

Мною была выбрана следующая тема « Роль развития коммуникативных универсальных учебных действий для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности». Попытаюсь обосновать свой выбор.

 Формирование коммуникативных навыков является актуальной проблемой, решение которой  важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в  целом. Общество  немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего  существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.

В литературе, в кино есть много примеров, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира,

оказываются беспомощными в области межличностных отношений.

Учащиеся не всегда могут  ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. Мною было проведено анкетирование учащихся старших классов. Результаты показывают, что  в области общения многие школьники испытывают проблемы и страхи.  

Слайд3

Таблица 1 «Коммуникативные умения»

Коммуникативные умения

 

 

 Сделать это мне…

Скорее тяжело

Скорее легко

Говорить перед классом

30%

70%

Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений

35%

65%

Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов

32%

68%

Отвечать у доски          

41%

59%

Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением

       35%

65%

При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя

46%

54%

Сообща работать в группе

11%

89%

Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное

57%

43%

Поэтому результатом  образования, сегодня должны быть  не просто знания, умения и навыки, а нечто большее.  Это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Вступая в мир взрослых, дети начинают больше взаимодействовать социумом. Им приходится обращаться к незнакомым людям за справкой, получать информацию необходимую им. Это и постоянные контакты с продавцами в магазинах, пассажирами в транспорте. Хотя это и поверхностный уровень общения, он требует хороших коммуникативных навыков (навыков уверенного поведения).

Глубокий уровень общения с близким человеком, с подругой, другом, с родителями требует умения хорошо понимать как другого человека, так и себя. Что я хочу от этого общения, понимаю ли я свою позицию, мотивы поведения, что я могу допустить в отношении себя, а на что я отвечу отказом, защищая “границы” своей личности, умею ли сказать: “нет, я отказываюсь от твоего предложения”.

Занимаясь повышением коммуникативной коммуникабельности детей, мы формируем коммуникативные навыки, под которыми обычно понимают навыки уверенного поведения:   

Слайд 4

·                 открытость, честность, прямота высказываний

·                 умение слушать другого человека

·                 способность к поиску компромисса

·                 умение настаивать на своем

·                 навык построения начальной фазы, контакта, учитывая, что у человека есть три потребности: быть понимаемым, уважаемым и принимаемым

·                 умение говорить о своих интересах, используя партнерскую практику  в отличии давления “Сверху” и “снизу”.

Человек, хорошо владеющий коммуникативными навыками, умеет твердо сказать “нет”, но при этом, не обидев другого. Наиболее важными для детей являются ситуации несправедливой критики и задевающего, провоцирующего общения. В таких ситуациях дети либо молчат, проглатывают обидные высказывания, либо реагируют по типу “сам дурак”.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.

Слайд 5   

Каково же значение коммуникативных УУД для младшего школьника?

   1. Они влияют на успешность ученика в учёбе. Если ученик стеснительный, чрезмерно скромный, или просто испытывает сильную тревогу при ответе у доски, его ответ  будет намного хуже имеющихся знаний. Его оценка, соответственно, ниже.

   2. От коммуникативной коммуникабельности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение общаться со сверстниками сужает круг друзей, вызывает ощущение одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

   3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

 Слайд 6    

 Коммуникативные УУД включают в себя:

· Говорение   · Чтение   · Слушание   · Письмо   · Понимание информации

· Способность к внешкольной и внеклассной деятельности

Имея уже достаточный опыт работы с учащимися начальных классов,  хочется сказать, что  возможности, способствующие развитию коммуникативных  универсальных учебных действий  огромны.

 Не секрет, что 60- 70% учебного времени занимает речь учителя. Это связано как с объективными (сокращением кол-ва часов, трудности содержания программы) причинами. Но есть причины, связанные с неумением разумно распределять время урока, правильно выбрать формы и методы, способствующие развитию учащихся. Все это убивает речь детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся, провоцирует порой агрессивное поведение.                                                                                      

Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке. Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных действий учащихся, должен хорошо представлять себе, какие формы и методы формирования и развития  будут более эффективными на уроке.  Какие формы учебной коммуникации используем мы в начальном  звене для формирования устной и письменной коммуникации? Выделяются монологические и диалогические формы.                                                                          Слайд 7      

Монологические формы:                                                                                                            - рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы;                              - выступать готовой заранее речью или неподготовленной  речью;                                      - делать сообщения;                                                                                                                    - высказывать свое мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое. Слайд 8     

Диалогические формы:                                                                                                                - все формы учебного диалога(беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах);                                                                                                                                       -дискуссии, споры;                                                                                                                               -ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего);                                           - учебные исследования и учебные проекты;                                                                              - выступления в качестве ведущих  на мероприятиях, театрализация. 

Слайд 9                                                     

Первые коммуникативные действия (умение общаться, обосновывать  свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) первоклассники получают, работая по новым учебникам. С первых страниц учебников программы «Школа России» я старалась поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать  свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д..  Этому способствует методический аппарат учебников

Слайд 10      

На первом этапе  учащиеся  под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:                                                                                                                                              - готовность учащихся участвовать в урочном общении;                                                                  - отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ;                                                               - задавать вопросы, следя за темой;                                                                                                - делать сообщения.                                                                                                                     Слайд 11    

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:                                             - простота и четкость речевого высказывания;                                                           - отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому;                      - умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;                                   - вступать в контакт с другими.                                                                                    Слайд 12 

На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:                                                                                                                        - умение вести беседу в паре, группе;                                                                                 - умение вести конструктивный диалог, дебаты;                                                                 - умение  участвовать в дискуссии;                                                                                       - участвовать в конференциях, играх

Слайд 13   

Каким коммуникативным опытом должны овладеть наши ученики на уровне стереотипа, алгоритма?

·                                 как выстраивать межличностные отношения;

·                                 законы логики и аргументации;

·                                 этикет общения;

·                                 коммуникативными технологиями, в том числе информационными;

·                                 уметь соотносить цель общения с особенностями собеседника;

·                                 уметь делать коммуникативный выбор в ситуациях общения (ролевых позиций, стиля общения и др.);

·                                 опыт самопрезентации;

·                                 реализации коммуникативных ролей в ситуациях общения;

·                                 моделирования общения и речевого поведения;

·                                 быстро и адекватно реагировать в различных коммуникативных ситуациях;

·                                 продуктивное разрешение коммуникативных конфликтов;

·                                 самоконтроль, саморегулирование.

Слайд 14     

Ученики должны приобрести коммуникативно  значимые качества личности:

общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия.

Коммуникативный опыт - свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе информационными, техникой общения, способами и инструментарием достижения коммуникативных целей.

Слайд 15 

Какие пути используются для формирования коммуникативных УУД для успешной адаптации первоклассников?

На уроках и во внеурочной деятельности учу  детей:

Выстраивать межличностные отношения.

Как относиться к одноклассникам, как научиться работать в группе, как научиться понимать учителя, как научиться понимать ребенка.

Слайды 16     

 Через:  

·                                 родительские собрания; анкетирование детей и родителей;

·                                 ролевые, сюжетные игры, прием театрализации, когда дети учатся распределять и играть разные роли;

·                                 занятия по этикету;

·                                 тренинги;

·                                 классные часы;

·                                 моделирование общения и речевого поведения;

·                                 индивидуальные беседы учителя с родителями, учеником.

Слайд 17             

 Самоконтроль, саморегулирование.

·                                 Знаю ли я себя?

·                                 Как сберечь в школе свое здоровье?

·                                 Как обеспечить свою безопасность?

·                                 Как развить в себе хорошие привычки и бороться с плохими?

Слайд 18           

 Через:

·                                 психологические исследования и диагностики;

·                                 серии экскурсии «Я иду в школу»; «Безопасная дорога домой»;

·                                 экскурсия по школе «Куда обратиться за помощью?»

·                                 дни здоровья;

·                                 спортивные соревнования;

·                                 ролевые, сюжетные игры; театрализация;

·                                 занятия по ПДД, ПБ;

·                                 тренинги «Роль в группе»;

·                                 самопрезентации;

·                                 конкурсы рисунков;

·                                 классные часы;

·                                 беседы «Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»;

·                                 физминутки, походы и т.д.

Слайд 19         

Моделирование общения.

·                                 Развиваю хорошее и борюсь с плохим

·                                 Продуктивное разрешение конфликтов

·                                 Умение соотносить цель общения с особенностями собеседника

Через:

·                                 тренинги;

·                                 ролевые, сюжетные игры; театрализация;

·                                 диагностика личностных качеств и уровня воспитанности учеников;

·                                 работа по коррекции выявленных недостатков;

·                                 классные часы;

·                                 беседы.

Слайд 20           

Овладение информационно – коммуникативными технологиями.

·                                 Где можно найти информацию для урока?

·                                 Как понять, что является главным?

·                                 Как запомнить самое главное?

Через:

·                          Знакомство со словарями, энциклопедиями, справочной литературой;

·                          Составление опорных схем, рисунков;

·                          умение вести дневник, записи в тетрадях (выделение цветом главного);

·                          Знакомство с информационными технологиями.

·                          Уроки информатики

Я считаю, что развитие данной компетентности можно осуществить через использование технологий  личностно – ориентированного обучения. В системе личностно – ориентированного обучения учитель и ученик выступают как равноправные партнеры. В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты. Мне остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. При подготовке к занятию, надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися.

Слайд 21        

Развитие коммуникативных УУД младших  школьников на уроках русского языка

В работе по программе «Школа России»  я  уделяю большое внимание развитию коммуникативных компетенций младших школьников, мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, анализирования, сопоставления. С этой целью используются следующие задания:

-                                 разбор слов по составу;

-                                 выделение группы слов с одинаковым корнем;

-                                 нахождение слов с одинаковыми приставками и без приставок, объединение  их в группы;

-                                 нахождение слов с одинаковыми суффиксами;

-                                 объяснение лексического значения слов.

Со 2 класса каждый ребёнок учится кратко фиксировать важное из изученного на уроке  в «Помогалочке».

Большое внимание уделяю  практической направленности обучения русскому языку, сотрудничеству с  детьми, организации учебного диалога, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий. Все это помогает активизировать и формировать основные компоненты учебной  деятельности.

С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую творческие работы, мини-сочинения,  работу с пословицами и фразеологизмами.

Формирование коммуникативых УУД учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

        Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Слайд 22     

Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой коммуникации

Диалогические формы речевой коммуникации

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Рассказывать

Учебная беседа в парах

Пересказывать

Учебная беседа в группах

Спрашивать и задавать вопросы

Дискуссия

Сообщать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Критиковать

Блиц - турнир

Доказывать и опровергать

Защита проекта

Слайды 23-24         

Способствовать этому может продуманная концепция   развития школьной коммуникации, которая имеет  следующие этапы:

Этапы

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

Готовность учащихся участвовать в урочном общении

 

Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

 

Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

 

Комментировать вопросы и ответы

 

Делать сообщения

 

Рассказывать логично и последовательно

2 этап

Простота и чёткость речевого высказывания

 

Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

 

Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

 

Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

 

Умение использовать риторические вопросы

 

Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

 

Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

Умение вести беседу в паре, в группе

 

Умение поддерживать беседу

 

Умение вести конструктивный диалог

 

Умение построить дискуссию и вести её

 

Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

 -   игровые приёмы, задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

Слайд 25 

1.  «Рассказ от первого лица»

2. «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали).

3. «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку).

4.  «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).

Слайд 26     

 Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:

 - любое мнение ценно;

 - ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

 - повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,

 - хочешь говорить – подними руку;

 - дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;

 - обращение начинается с имени;

 - критика должна быть тактичной;

 - отсутствие результата – тоже результат;

 - голос – твой божественный дар, умей им владеть.

 Слайд 27      

Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает: эмоциональное вслушивание, вычитывание, выразительное чтение, сочинения, рисование, инсценировки.

Слайд 28      

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)

Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН

Слайд 29

  Формирование коммуникативных УУД учащихся начальной школы на уроках окружающего мира

Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативных навыков учащихся на уроках окружающего мира, можно назвать следующие:

• проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов),

• устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...»,

• составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером.

Эти упражнения, развивают  у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

Любая экскурсия предполагает большой объем информации, учащиеся учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию: по приезде дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки.

      Использование компьютерных технологий на уроках окружающего мира  позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые УУД, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Слайд 30    

 На уроках трудового обучения дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от  учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п.

Слайд 31

Таким образом, целенаправленная планомерная работа по формированию коммуникативных УУД, - это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразавательная школа №11 им

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразавательная школа №11 им

Слайд 2

Слайд 2

Вступая в мир взрослых, дети начинают больше взаимодействовать социумом

Вступая в мир взрослых, дети начинают больше взаимодействовать социумом

И напротив, неумение общаться со сверстниками сужает круг друзей, вызывает ощущение одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения

И напротив, неумение общаться со сверстниками сужает круг друзей, вызывает ощущение одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения

Первые коммуникативные действия (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) первоклассники получают, работая по новым учебникам

Первые коммуникативные действия (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) первоклассники получают, работая по новым учебникам

Слайд 14 Ученики должны приобрести коммуникативно значимые качества личности: общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия

Слайд 14 Ученики должны приобрести коммуникативно значимые качества личности: общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия

Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»; · физминутки, походы и т

Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»; · физминутки, походы и т

С этой целью используются следующие задания: - разбор слов по составу; - выделение группы слов с одинаковым корнем; - нахождение слов с одинаковыми приставками и…

С этой целью используются следующие задания: - разбор слов по составу; - выделение группы слов с одинаковым корнем; - нахождение слов с одинаковыми приставками и…

Этапы Умения, отрабатываемые под руководством учителя 1 этап

Этапы Умения, отрабатываемые под руководством учителя 1 этап

Слайд 27 Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает: эмоциональное вслушивание, вычитывание, выразительное чтение, сочинения, рисование, инсценировки

Слайд 27 Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает: эмоциональное вслушивание, вычитывание, выразительное чтение, сочинения, рисование, инсценировки

Использование компьютерных технологий на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые

Использование компьютерных технологий на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2023