На тему: «Формирование критического мышления у учеников
на уроках естественных дисциплин»
Подготовил учитель химии высшей категории
ОСШ им. М. Макатаева
Рощина Наталья Владимировна
Оглавление
1. Введение
2. История возникновения КМ
3. Думать критически ЭТО
4. 1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа).
5. 2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).
6. 3 этап - "Рефлексия" (размышление).
7. Некоторые правила технологии РМК
8. Формы и средства развития КМ
9. Вывод
10. Из моего личного опыта
11. Использованная литература
Формирование критического мышления у учеников
на уроках естественных дисциплин
Введение
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. В настоящее время существует множество позиций разных авторов, касающихся самого определения педагогической технологии.
Я придерживаюсь мнения тех ученых, которые считают, что творческие способности можно развить, создав для этого специальные условия. Если школьник с самого начала подготавливается к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то личность этого школьника будет формироваться не так, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии - повторение сказанного учителем.
Современному педагогу становится ясно, что ни одна наука в одиночку не может дать ответа ни на один заявленный вопрос, ни одна педагогическая технология, взятая в отрыве от других социальных ситуаций взаимодействия, не обеспечит растущему поколению ориентацию на самореализацию в мире современной науки.
Именно поэтому организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению, представляется нам (мне и моим коллегам) инструментом, который позволяет разрешить противоречия между консервативными установками традиционного образования и авангардными идеями, позволит в большей степени реализовать те педагогические задачи, о которых было сказано выше.
"Критическое мышление" - обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. "Критическое мышление" - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа - это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Технология "критического мышления" позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка.
Одна из основных целей технологии развития критического мышления — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее.
Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Особенностями этой технологии являются: учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;
на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;
стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.
История возникновения КМ
Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить [2].
Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. А.П.Чернявская [4] отмечает, что технология развития критического мышления, или РКМЧП, это разновидность личностно-ориентированного обучения. “Разница лишь в том, что в данном варианте личностно-ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода”.
Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е.О.Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:
· оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
· предполагает смену ролевых позиций учащихся;
· настраивает на доверие участников группы друг к другу;
· выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).
Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:
· мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
· самостоятельное, ответственное;
· аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
· многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
· индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;
· социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
Думать критически ЭТО –
· Проявлять любознательность;
· Использовать исследовательские методы;
· Ставить перед собой вопросы;
· Вскрывать причины и последствия фактов;
· Сомнение в общепринятых истинах;
· Выработка точки зрения и способность отстаивать еѐ логическими доводами.
Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):
Во-первых – это мышление самостоятельное;
Во-вторых – это мышление обобщенное;
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
В четвѐртых – это мышление аргументированное;
В пятых – это мышление социальное. (Александер Р.И)
Эта модель описана С.И.Заир-Бек [2]. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).
1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа).
На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.
Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа).
Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".
Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию,
мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности),
свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания),
разбивку на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей),
механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)
прием “Покопаемся в памяти” Какая тема? (назовите ее); Учитель объявляет тему урока, например, “Металлы – простые вещества”. Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагает немного подумать о металлах. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос.
прием “Ассоциация” Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “----”? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации. которые учитель также записывает на листе бумаги или доске
прием “Инструкции” На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока. Например, урок по теме: “Скорость химической реакции” Класс делится на количество частей в тексте.
Эксперт 1 Скорость химических реакций.
Эксперт 2 Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Правила работы в экспертной группе: Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам.
2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления). Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать. Это та стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией.
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе),
заполнение матричной таблицы. Этот прием целесообразно применять совместно с приемом “Пометки на полях”. После прочтения текста ученик составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками
чтение с пометками текста (“V” - уже знаю; “+” - новое; “!” - очень ценная информация “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”).
выписка из текста,
просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов,
двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).
Приѐм “Ромашка Блума”
2
3
1
6
5
4
Структура вопросов:
I тип – простые вопросы. Они требуют однозначных ответов (Например, что? где? когда? и т.п.)
II тип – уточняющие вопросы (Например, Вы сказали то-то …)
III тип – практические вопросы (Например, как то, что мы узнали связано с жизнью …)
IV тип – оценочные вопросы. Требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (Например, Каково Ваше отношение к данной теме)
V тип – творческие вопросы. Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (Например, Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом)
VI тип – интерпретационные вопросы. По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Например, Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей)
3 этап - "Рефлексия" (размышление). Происходит осмысление всей информации. Задачи фазы рефлексии: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал; помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены:
а) возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
б) возврат к ключевым словам;
в) возврат к перевернутым логическим цепочкам;
г) возврат к кластерам (их заполнение).
д) возврат к ЗХУ
Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления
Некоторые правила технологии РМК:
1. Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.
Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде.
Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.
Приёмы постановки вопросов:
1. "Толстый” и “тонкий” вопрос (этап контроля знаний) Составьте вопросы по теме, по тексту.
Толстый. |
Тонкий. |
Объясните почему ...? Почему вы думаете …? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете …? |
Кто ...? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
2. Таблица вопросов. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.
Что? |
Кто? |
Когда? |
Как? |
Почему? |
Зачем? |
|
|
|
|
|
|
2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.
Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.
Анализировать можно по нескольким направлениям: “это я уже знаю”, “это я слышал”, “это не знаю”. Другой пример: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”.
3. Исследуйте факты, доказательства.
4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.
1. Концептуальная таблица. (Сравнительный анализ)
Дополнительные приемы
А) Трёхчастный дневник (В третьей колонке - письмо учителю, описание впечатлений, предложения).
Б) Графическая организация материала (Концептуальная таблица).
В) Кубик. Грани
ü Дай описание.
ü Сравни с чем-нибудь.
ü Проассоциируй (на что похоже).
ü Проанализируй (из чего состоит).
ü Примени это.
ü Приведи примеры.
Г) Синквейн-способ творческой рефлексии - “стихотворение”, написанное по определенным правилам:
1. Одно существительное – тема синквейна.
2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.
3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.
4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).
5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.
Роль учителя в технологии развития КМ:
Направляет усилия учеников в определенное русло; сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы.
Формы и средства развития КМ:
Сбор данных;
Анализ текстов;
Сопоставление альтернативных точек зрения;
Коллективное обсуждение;
Разные виды групповой и парной работы;
Дебаты;
Дискуссии;
Публикации письменных работ учащихся.
Вывод
В целом критически мыслящие учащиеся активны в процессе постановки и анализа доказательств, сознательно применяя стратегии для определения значений, открыты для новых идей и перспектив. [Использование технологии критического мышления на уроках позволяет развивать у учащихся навыки, таких как наблюдение, анализ, вывод, интерпретация. Исследовательский диалог способствует развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителя и ученика в совместные действия по постижению смысла и знаний.]
Применяя критическое мышление в последующих уроках, я поняла, что самым главным является построение самого вопроса по принципу от «простого к сложному». Зная детей, их уровень знания, нужно уметь правильно сформулировать вопросы, желательно дифференцированные.
Придерживаясь порядка «от простого к сложному», позволяющее детям размышлять, развивая мыслительную деятельность, развивает логику, тем самым прививать интерес к предмету.
Таким образом, развивая критическое мышление, учитель дает право каждому ученику высказаться по разному вопросу, выслушивается «Голос ученика», раскрыться по-иному.
"Критическое мышление" можно смело отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.
Из моего личного опыта
Критическое мышление представляет собой сложный процесс, включающий в себя много компонентов: осмысление, оценка, анализ, синтез, наблюдение, опыт, размышление, рассуждение.
Сначала человек методом наблюдения принимает информацию, затем размышляет или рассуждает, т.е. происходит процесс осмысления, после чего наступает стадия анализа и синтеза, в результате появляется оценка полученной информации.
Таким образом мы приходим к выводу, что критическое мышление развивает навыки приобретения доказательств.
В школьной практике существует много приемов технологий, активно использующихся преподавателями.
В своей практике я использую методы обучения критическому мышлению посредством диалога («Таблица тонких и толстых вопросов», «Ромашка Блума») также приемы этой технологии такие как таблица ЗУХ, кластер, фишбоун, эссе.
Сначала мною было предложено ученикам заполнять таблицу ЗУХ, все учащиеся были в восторге, потому что при заполнении графы «Знаю» этой таблицы они воспроизводят тот багаж знаний, который был пройден на прошлом уроке, далее заполняют графу «Узнал», но уже после прохождения новой темы, и в конце урока пишут то, что «Хотят узнать».
Этот прием помогает детям «отсеять» ненужную информацию и работать только с полезной.
Заполняя такую таблицу систематически, ученики приобретают навыки осмысления, анализа и оценки информации, а ведь это главное свойство выделения нужного материала, так как в книгах пишут очень многое, но знать нужно основное.
И именно таблица ЗУХ помогает вычленить суть проблемы. Используя этот прием критического мышления, я помогаю обучающимся освоить информацию, проходя через весьма непростой процесс.
Также я предложила учащимся составлять кластеры по темам или подтемам, такой вид деятельности им очень понравился, так как они учатся находить основные идеи, доказывать их, ссылаясь на доказательства, полученные в процессе наблюдения, групповая работа по составлению кластеров проходит интересно, активно, дружелюбно.
В результате они вывешиваются полученные кластеры, и один из членов группы или полностью группа защищают свой проект.
По моим наблюдениям, защита проектов проходит довольно интересно, члены команды действуют согласованно.
Ученикам очень нравится совместная работа в группах, именно в группе способны проявиться скрытые знания, умения и навыки некоторых обучающихся.
Также обучению критическому мышлению можно научить посредством диалога, в своей практике я использую вопросы низкого и высокого порядка, так как принцип обучения гласит от простого к сложному, т.е. все должно происходить последовательно.
На вопросы низкого порядка ученики отвечают очень легко, не испытывая затруднений, а вот на вопросы высокого уровня поначалу затруднялись отвечать. Потому что после того как задан вопрос высокого порядка ученикам обязательно требуется некоторое время для осмысления и понимания вопроса, необходимо осознать, проанализировать ответ.
Но после неоднократного применения подобных вопросов, ученики активно вступают в обсуждение.
После применения мной в школьной практике вопросов разных порядков четко прослеживается нить учащихся, которые способны мыслить критически.
Таким образом, еще раз могу подтвердить, что диалог в процессе обучения занимает центральное место и способствует развитию навыков критического мышления обучающихся.
На моих уроках все ученики стараются «заговорить», следовательно, могу сказать, что нужно развивать критическое мышление у подрастающего поколения различными приемами, техниками и новыми подходами в обучении.
И тогда «молчунов» не останется в классах и наступит благоприятная атмосфера для активного процесса обучения.
Также развитию критического мышления помогает применение информационно – коммуникационных технологий в обучении. Так как интерактивная доска дает множество возможностей, например, я помещаю различные рисунки и прошу учеников определить тему, цели и задачи урока, или же для этих целей использую кроссворды, ребусы, загадки, видеофрагменты, которые нужно озвучить.
Критическое мышление способствует управлению и лидерству в обучении, так как критически мыслящий ученик в классе имеет авторитет и нередко становится лидером.
Принцип преподавания в соответствии с возрастными особенностями также прослеживается при применении приемов технологии критического мышления, т.к. в основном, многие учащиеся обладают способностями критически мыслить или стараются овладеть ею.
При обучении и выявлении талантливых и одаренных детей также приемы критического мышления играют особую роль. Потому что одаренные дети в большинстве случаев обладают способностью и умениями критически мыслить.
Дневники тройных записей помогают систематизировать информацию и высказывать в них свои мысли и идеи.
Совместно с использованием в процессе обучения технологии критического мышления можно использовать некоторые методы оценивания такие как: критериальное суммативное и критериальное формативное.
Способами оценивания можно стимулировать навыки критического мышления, находить нестандартные пути решения тех или иных ситуаций. Чем интересней ответ, тем выше оценка.
Также интересен тот факт, что критерии могут с каждым уроком меняться и разбалловка может быть разной.
Еще одна особенность критериального оценивания в том, что ученики сами способны разработать критерии для их оценивания, а учитель только направляет их.
Рассмотрев применение технологии критического мышления в школе можно прийти к такому умозаключению, что все идеи семи модулей (курсы 3-го базового уровня НИШ) тесно переплетаются при построении и проведении уроков, тем самым оказывая взаимное влияние друг на друга.
Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности [4].
Отсюда, можно сделать такие выводы: технология критического мышления универсальна, потому что направлена на формирование и развитие ключевых компетенций учеников (компетентность в решении проблем, коммуникативная, информационная компетентность), которые имеют немалое значение для успешной жизни человека в социуме. Технологией критического мышления могут пользоваться учителя разных предметных областей достигая при этом эффективных результатов в работе [5].
Использованная литература
1. Руководство для учителя. Обучение критическому мышлению-2012г.- 154с.
2.Александер Р.И. Культура и педагогика: международные сравнения в образовании. -2012г.-159с.
3.Гусинский Э., Турчанинова Ю. Введение в философию образования: Учебное пособие. - М. Издательская корпорация «Логос», 2000.
4.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.
5.Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма.- М. Первое сентября, 2001.
6.Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб. Изд-во «Питер», 2000.
Разработки уроков на основе технологии развития критического мышления
Урок №1 Теория электролитической диссоциации - 9 класс
(Урок проведён по технологии “Критического мышления”)
Цели урока:
1. Сформировать основные понятия: электролиты, неэлекторлиты, электролитическая диссоциация, катионы, анионы.
2. Дать представление о механизме электролитической диссоциации.
3. Привести учащихся к умению создавать проблемные ситуации и видеть пути их решения.
4. Обучать аргументировано защищать свою точку зрения.
5. Развитие коммуникативных способностей.
Оборудование: прибор для проверки проводимости водных растворов электролитов.
Водные растворы: дистиллированная вода, кристаллы поваренной соли, раствор соляной кислоты, раствор щелочи, водный раствор спирта.
План урока
I. Стадия “Вызова”
1. Вступление
Мы приступаем к изучению проводимости растворов некоторых классов веществ. Электрический ток в металлах и растворах некоторых веществ вы изучали в курсе 7-го класса. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.
2. а) Стадия “ Вызова” Расчертите листок на три части и подпишите графы.
Я знаю |
Хочу узнать |
Что узнал? |
В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит графу, отвечая на вопросы: см. задание №1.
б) Перескажите друг другу ваши записи. (15 мин.)
в) Выделите ключевые понятия по теме “Электрический ток” в электролитах и в растворах щелочей, кислот, солей.
г) Какая информация у вас осталась неполной?
Заполните 2-ю графу.
Как правило, 80% учащихся осознают проблему в том, что открытие вопроса остаётся на пункте: №6. Как возникают заряжённые частицы в одном растворе этих веществ?
Ввозникает ещё одна проблема - откуда у веществ с молекулярной решёткой в растворе появляются ионы.
Демонстрация опыта и заполнение таблицы.
См. задание №2.
II. Стадия “Осмысление”
См. опорный конспект.
Идёт работа с текстом и его маркировка.
V - уже известно
+ абсолютно новое, неожиданное;
- противоречит твоим представлениям;
? хочется узнать что-то больше.
На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, “что узнал”. Происходит структурная организация информации в памяти. Можно спросить, у кого были значки, и какие?
III. Стадия “размышления” (рефлексия)
Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №3 - "Что узнал?").
1. Выяснили, какие новые понятия они увидели в тексте. (Эти пояснения записываем в 3-ю колонку).
2. Рассказать о механизме диссоциации веществ с ионным типом связи.
3. Рассказать о механизме диссоциации веществ с ковалентным типом связи.
Домашнее задание: § 1. Выучить понятия, знать механизм диссоциации. Ответить на вопрос: процесс растворения физический или химический. Подобрать доказательства в пользу каждого процесса.
Задание № 1
Электрический ток в металлах и в растворах щелочей, кислот, солей
Прочти следующие вопросы:
1. На какие частицы распадаются при растворении в воде вещества?
2. Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?
3. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрические заряды?
4. Что представляет собой электрический ток в водных растворах солей, кислот, щелочей?
5. Как называют растворы этих веществ?
6. Как возникают заряженные частицы в водном растворе этих веществ?
Очень кратко запиши свои ответы в первой колонке таблицы № 1.
Задание №2
Демонстрационный опыт
Исследовать электрическую проводимость веществ с различным типом связи.
ЦЕЛЬ: Установить на какие частицы (молекулы, ионы) распадаются при растворении вещества с различным типом связи.
ИНСТРУКЦИЯ
1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования.
2. Систематизируйте вещества по характеру химической связи и типу кристаллической решетки.
3. Выскажите предложения, какие из исследуемых веществ при растворении в воде будут распадаться на молекулы, а какие на ионы.
4. Пронаблюдайте опыт.
5. Результаты опыта сформулируйте в виде таблицы.
Опорный конспект
Сущность процесса электролитической диссоциации
Электролиты - вещества, проводящие в растворенном или расплавленном состоянии электрический ток, вследствие распада их на ионы.
Примеры электролитов: соли, щелочи, кислоты. В этих веществах имеется ионная или ковалентная сильнополярная связь.
Неэлектролиты - вещества, водные растворы которых не проводят электрический ток. К таким веществам относят кислород, водород, сахар, глицерин. Для них характерна ковалентная неполярная или малополярная связь. Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называетсяэлектрической диссоциацией.
Для правильного понимания механизма растворения в воде веществ следует учесть строение молекулы воды и вид связи растворяемого вещества.
В молекулах воды между атомами водорода н кислорода имеются ковалентные сильнополярные связи:
Поэтому молекулы воды полярны: диполь.
Вследствие этого, например, при растворении хлорида натрия молекулы воды притягиваются отрицательными полюсами к положительно заряженным ионам натрия кристаллической решетки, а положительными полюсами - к отрицательно заряженным ионам натрия. Такой процесс называется гидратацией, он идет с выделением энергии. Энергия гидратация приводит к разрушению кристаллической решетки и вещество распадается на ноны.
Притяжение и действие полярных молекул воды на кристаллическую решётку хлорида натрия.
При растворении в воде веществ с ковалентной сильнополярной связью, например хлороводорода НС1, происходит изменение характера химической связи, т.е. под влиянием энергии гидратации ковалентная связь превращается в ионную и далее процесс протекает как у веществ с ионной связью.
При расплавлении электролитов усиливаются колебательные движения частиц, что приводит к ослаблению связи между ними. В результате также разрушается кристаллическая решетка и образуются ионы.
В растворе и расплаве электролита ионы движутся хаотически
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.