После каждого произведения в учебнике литературы представлена система вопросов. Вопросы эти касаются и стиля писателя, и характеров персонажей, и художественных особенностей. А вот вопросов, касающихся семейных отношений не предусмотрено. Неужели так важно найти метафору, эпитет, гиперболу? Моя система работы по данному направлению заключается в том, что я отыскиваю в произведении эпизоды, где идёт речь о взаимоотношениях членов семьи, сама готовлю вопросы для анализа эпизода, веду по этому эпизоду беседу, часто с опорой на жизненный опыт ребят. В итоге делаем вывод, который усваивается ребятами как некая жизненная ценность.
Перечень произведений, изучаемых в 5 – 11 классах, предложенных для анализа.
5 класс
1. Устное народное творчество. Русские народные сказки. Бытовые сказки.
2. А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
3. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
5. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
6. М.М. Пришвин «Кладовая солнца».
7. Д. Лондон «Сказание о Кише».
6 класс
1. А.Грин «Алые паруса».
2. А.П. Платонов «Неизвестный цветок».
3. И.А. Бунин «Подснежник».
4. В.Г. Короленко «Дети подземелья».
7 класс
1. Устное народное творчество. Пословицы и поговорки о семье.
2. Древнерусская литература. Из «Поучения Владимира Мономаха».
3. Древнерусская литература. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
4. М.Ю. Лермонтов«Песня про … купца Калашникова».
5. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
6. И.С. Тургенев «Бирюк». «Два богача».
7. Н.А. Некрасов «Русские женщины».
8. Л.Н. Толстой «Детство».
9. А.М. Горький «Детство».
8 класс
1. Д.И. Фонвизин «Недоросль».
2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
3. А.И. Куприн «Куст сирени».
9 класс
1. Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве».
2. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».
3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
4. А.Н. Островский «Бедность не порок».
5. А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
10 класс
1. Н.В. Гоголь «Старосветские помещики».
2. И.А. Гончаров «Обломов».
3. А.Н. Островский «Гроза».
4. И.С. Тургенев «Отцы и дети».
5. Л.Н. Толстой «Война и мир».
11 класс
1. М.А. Булгаков «Белая гвардия».
2. М.А. Шолохов «Тихий Дон».
3. В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». «Живи и помни».
Выводы:
конфликт поколений проявляется далеко не в каждой семье;
он не возникает в семьях, где почитают предков (как в семье Кирсановых)
главное в жизни человека – это семья, а в семье главное – любовь
Отчий дом, родной очаг… Он может быть тёплым и радушным, а может быть холодным и чёрствым. Для того чтобы в нём царили уют и покой, надо всем членам семьи приложить немало усилий! А в школе о семье и семейных отношениях надо говорить как можно чаще, не зря в Евангелии от Матфея говорится: « Стучите и отворится».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.