«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Оценка 5

«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»

Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
чтение
1 кл—4 кл
13.01.2018
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Презентация на тему "«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС». Составила учитель МБОУСОШ №10 г. Серпухова Голуб Юлия Николаевна.
Материал доклада.docx
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС» Актуальность (слайд 1) В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и  качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на  чтение таких средств коммуникации, как телевидение, интернет, аудио и  видеопродукция.  Дефицит  читательской деятельности может привести к снижению  информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения. (слайд 2) Сейчас я  работаю в 4 классе по УМК Перспектива. Во втором классе  проанализировав результаты проверки техники чтения я пришла к следующим  результатам: по темпу чтения выше нормы читают 32% учащихся ,соответственно  норме 52%, ниже нормы 16% детей, но при этом осмысленно  текст прочитали только  64% детей.  (слайд 3)Многие учащиеся  не могли охарактеризовать героя прочитанного  произведения, выразить своё отношение к поступку героя, найти ответ на вопрос по  содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту.  Особенно часто дети затруднялись понимать смысл заданий в  проверочных и  комплексных работах  по другим предметам, когда задания прочитывали  самостоятельно. (слайд 4)С психологической точки зрения в возрасте с 7 до 9 лет ребёнок С психологической точки зрения в возрасте с 7 до 9 лет ребёнок переживает кризис  читательского развития. переживает кризис  читательского развития.  В этом возрасте ребёнок  переходит от слушателя, зрителя к читателю.   Процесс   овладения   навыком   чтения   на   первых   порах   тормозит   творческое восприятие школьников.   Так же кризис обусловлен  тем, что число неблагополучных семьей, где родители мало   заинтересованы   воспитанием   ребёнка,   развитием   духовно­нравственной личности, возросло.  С поступлением ребёнка в первый класс происходит  изменение  позиции  взрослого к совместной читательской деятельности с детьми (резко  сокращается чтение взрослого человека учащемуся ребёнку, что влияет на  систематическое и полноценное общение с детьми в первые годы обучения). Перед педагогом как никогда актуально встаёт задача по формированию  читательской компетенции  у учащихся начальной школы. Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его  целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата  стала применяться такая категория, как образованность. Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня  предлагается новая категория измерения результатов обучения ­  компетенция.  (слайд 5)Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков,  позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию,  представленную в знаково­буквенной форме, и успешно её использовать в личных  и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые  Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения  (ФГОС). (слайд 6)Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется  уровнем  овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни для:  самостоятельного чтения книг;  высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;  самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;  работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в  том числе и на электронных носителях).           Этим   объясняется  АКТУАЛЬНОСТЬ  проблемы  формирования   у   учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую   компетентность   как   одну   из   ключевых,   которая   составляет   основу умения учиться. (слайд7)В   качестве  механизмов,  посредством   которых   происходит  приобщение  к чтению выступают образовательные  технологии:  личностно ориентированные  развивающие  деятельностно­ ориентированные  развивающие технологии критического мышления  игровые технологии  проблемного обучения  дифференцированного обучения  (слайд   8)На   уроках   литературного   чтения   ведущей   является   технология   формирования   типа   правильной   читательской   деятельности.  Технология   включает   в себя три этапа работы с текстом.  Первый   этап:  Работа   с   текстом   до   чтения:   антиципация   (предугадывание предстоящего   чтения)­   определение   смысловой,   тематической,   эмоциональной направленности текста.  Второй этап: работа во время чтения текста: После   первичного   чтения,   выявление   совпадений   первоначальных   предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской  прочитанного. При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментированное чтение.  Третий этап: работа с текстом после чтения: коллективное обсуждение   прочитанного,  дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями. (слайд   9)На   первом   этапе  работы   с   текстом   (до   чтения)   можно   использовать следующие формы и виды работы с литературным произведением:  создавать  проблемно­поисковые ситуации,  прогнозирование содержания будущего чтения ,   упражнения в орфоэпическом произношении       (чистоговорки, скороговорки)  словарная работа. (слайд 10)Большое   внимание   на   уроках   следует   уделять    словарной работе, особенно   при   чтении   сложных   текстов.   Здесь   используются     разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа   предметов,   учебных   картинок,   работа   с   синонимами   и   антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются   перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют  сами дети,   если   же   они   затрудняются,   то   находят     объяснение   трудных   слов   в толковом словаре самостоятельно. (слайд 11) На этом же этапе можно использовать ­упражнения, вырабатывающие внимание к слову   по системе Эдигей   Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово. СЛОКРЕ ­...  ( КРЕСЛО ) ВЯКЧЕР ­... ( ЧЕРВЯК ) УДАПОС ­... ( ПОСУДА ) ЛКИОПИ ­... ( ОПИЛКИ ) СКАКРА ­...   (КРАСКА ) .Прочитай тексты. ОСЕНЬ. Уходит ЕНЬОС. Часто идут ДИДОЖ. На  ЦЕУЛИ дует сильный НЫЙЛОДХО ветер. ТИДЕ играют дома. (слайд 12) На втором этапе работы с текстом (работа во время чтения) можно  использовать упражнения для развития осознанного чтения:  Чтение «Разведка». Это чтение используется в целях обучения детей вертикальному чтению. Оно  заключается в том, что дети с максимальной для них скоростью просматривают текст и  находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом,  дети не только учатся вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте,  находить главное.  Чтение вверх ногами и чтение под прямым углом. Это чтение позволяет сконцентрировать внимание детей на тексте и добиться  орфографического правильного чтения. (слайд13) Приемы активного чтения:   Прием «Чтение с пометами»  Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,  "V" – это я знаю "+" – это новое для меня "­" – я думаю иначе "?" – необходимо разъяснение "!!" – это меня очень заинтересовало и др.  Прием «Толстые и тонкие вопросы»  Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или   "нет",   но   гораздо   чаще   встречаются   вопросы,   на   которые   нельзя   ответить однозначно.   Тем   не   менее,   мы   нередко   оказываемся   в   ситуациях,   когда   человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. В   поисках   ответов   на   свои   же   вопросы   дети   вновь   обращаются   к   тексту, постепенно накапливая материал для пересказа. (слайд 14)На третьем этапе работы с текстом (после чтения) дети с удовольствием  выполняют творческие задания, опирающиеся на какую­нибудь сферу читательской  деятельности (эмоции, воображение, художественные формы). Здесь уместны такие  виды работы, как  создание рисованных диафильмов  картинных планов  характеристик литературным героям  прием   «Перепутанные   логические   цепочки»,   распутав   которые   ребёнок восстанавливает цитатный план. (слайд 15, 16, 17)Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках можно использовать элементы драматизации.  Предпринимать попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным   произведениям.   В   четвёртом   классе   учащиеся   самостоятельно   могут составить сценарий выступления . (слайд   18)Технология   групповой   работы  позволяет   вовлечь   ребёнка   в   активную деятельность. Интересный приём работы ­приём «Шесть шляп».  Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.  После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.   Позитивное мышление.     Белая шляпа. Факты.   Жёлтая.  Черная. Проблема.   Красная.   Эмоции..   Зеленая. Творчество.   Синяя   .Философия.      Обобщают высказывания каждой группы. (слайд 19)При работе с художественным и научным текстом можно использовать приемы графической организации учебного материала.  Прием  «Составление кластера»         В   центре   находится   ключевое   понятие.   Последующие   ассоциации   обучающиеся логически связывают с этим ключевым понятием.      В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. (слайд   20)Для   совершенствования   навыка   техники   чтения   хорошо   использовать ­упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память( зрительные диктанты Федоренко,   жужжащее   чтение).   Эта   методика   требует   проведения   на   уроках ежедневных пятиминуток. Результат не заставит себя ждать. (слайд 21, 22, 23)Основные виды уроков литературного чтения  урок – поиск  урок­ наблюдение  урок­тренинг  урок­ исследование  Уроки литературного слушания  Библиотечные уроки  Творческие уроки  урок ­ сказка  урок ­ конкурс  Уроки проверки и контроля (слайд 24)В моём 4  классе всего 26 учеников. Если проанализировать детей по  скорости чтения то, 48% детей читают выше нормы, 44% скорость чтения  соответствует норме, 8% читают ниже нормы. 96 % детей понимают содержание прочитанного. Качество знаний по литературе 100 % (слайд25 )Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А.Сухомлинским, что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», т.к. учит размышлять, думать, говорить.  Если научимся читать  ­ научимся мыслить! Научимся мыслить ­  станем успешными и в обучении и в жизни! Литература. Национальная программа поддержки и развития чтения.// Школьная библиотека.­ 2006.­ № 9, 10. Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная  школа. – 2001. – №7. Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. –  2005. – №7. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на  компетентностной (деятельностной) основе: учебное пособие.­ Ульяновск:  УИПКПРО,2009. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.:  Просвещение, 2006. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно­нравственного  становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. ­№11.  ­ С.15­17.

«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»

«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»

«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»

«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»

«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»

«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»

«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»

«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»

«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»

«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»

«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»

«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»

«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»

«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2018