«Формирование мотивации на уроках биологии через игру»

  • Игры
  • doc
  • 17.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Применение игровых технологий на уроках биологии и химии. Игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно, учащиеся овладевают знаниями играя.использование игровой технологии на уроках биологии
Иконка файла материала мотивация и игра.doc
«Формирование мотивации на уроках биологии  через игру» Соромотина И.А. ГКСУВУПКЗТ «Очёрская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» « У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять.  Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь». А.С.Макаренко За     последнее     десятилетие     личность     обучающегося     сильно изменилась. И одно из главных отличий  заключается  в  отсутствии  интереса к  учению.    Особенно   это   характерно   для     подростков,   поступающих   в   нашу школу. Так как данные обучающиеся имеют педагогическую запущенность из­ за непосещения школы, бродяжничества, проживания в асоциальных семьях. Таким образом, снижается  любознательность, падает  интерес  к   учебным предметам, уровень  полученных  знаний оказывается  низким. Среди  многих причин     внутренней мотивации.   учиться   ­   недостаток     нежелания     школьников   Развитию   познавательного   интереса   учащихся   способствуют нестандартные игровые уроки. Игра как феномен культуры всегда занимала важное   место   в   деятельности   человека.   Учителю   часто   приходится сталкиваться   с   нежеланием,   неготовностью   детей   участвовать   в   трудных, «слишком   взрослых»   видах   коллективной   работы,  игра   является   одним   из методов пробуждения интереса к другим видам деятельности, она выступает здесь как способ оформления познания, труда, самообразования. Приведенные   данные   подтверждают   актуальность   проблемы,   и обосновывают цель дальнейшей работы. Цель ­   формирование устойчивой     мотивации   на уроках биологии, включение каждого обучающегося в активную деятельность на уроках через игру. Учебно­воспитательный     процесс     организован     оптимально,   если ученика     не    учат,   а    создают     такие     условия,   в    которых     он     учится. Организация   таких   условий   связана   с   проблемой   развития   мотивации. Устойчивый познавательный  интерес  обучающихся, их  мотивация – один  из критериев  эффективности  педагогического  процесса. Содержание   учебного  предмета  «Биология» представляет  большие возможности     для     развития   мотивации.   В   своей   практике   для   создания мотивации я использую дидактические игры.        Игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы,  которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и  1     позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В отличие от  учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи  ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно, учащиеся  овладевают знаниями играя. Обучающая задача в таких играх как бы  замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения  становится естественное стремление ученика играть, выполнять определенные игровые действия.         Так, дидактическая игра способствует: развитию познавательных способностей; получению новых знаний их  обобщению и закреплению;  в процессе дидактических игр многие сложные  явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются;  следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность;  обогащению чувственного опыта ученика, развивая при этом его  умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать  предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать  умозаключения); дидактическая игра – незаменимое средство преодоления  различных затруднений в умственной деятельности у отдельных учащихся; развитию речи учеников: пополняется и активизируется словарь,  формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь;  социально­нравственному развитию ученика: в такой игре происходит  познание взаимоотношений между учащимися, взрослыми, в ней ученика  проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым,  уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.; художественному воспитанию – совершая какое­либо действие, ученик  думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в  данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи  окружающих, происходит развитие творческой фантазии при яркой  проникновенной передаче художественного образа.             Как показывает личный  опыт, удачным является использование  данной технологии на повторительно­обобщающих уроках. Это позволяет  систематизировать материал по целому разделу, оценить работу большого  количества человек.                     Осмысление собственного опыта позволяют выделить следующие  виды дидактических игр, применяемых  мною на уроках: Игры упражнения. Они занимают обычно 10­15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся, являются  хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и  закрепления учебного материала, применение его в новых ситуациях.  К играм­упражнениям относятся: разнообразные викторины,  кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, крестики – нолики,  ботаническое и зоологическое лото, объяснение пословиц и поговорок о  растениях и животных. Побуждение школьников к этим играм, основанное на  стремлении проявить догадку, смекалку в умственной деятельности, можно и  должно использовать в развитии познавательной активности учащихся. Например, перед объяснением нового материала загадываю загадку: 2Из растений чей портрет Выбит на монете? Чьих плодов нужнее нет На земной планете? (Пшеница) Такой   прием   активизирует,   на   наш   взгляд,   внимание   ребенка   для восприятия темы Например: Игра «Кто лишний?»   Перед   учащимися   поставлена   задача­   определить,   кто   лишний   в каждом ряду и объяснить свой ответ. Уж                 желтопузик                 кобра                  удав Хамелеон         крокодил                тритон                черепаха Гадюка             желтопузик            агама                  веретеница На уроках использую кубики, играть в них очень интересно. Отдельные игровые элементы приносят оживление в урок. Кубик – простейший (в т.ч. в изготовлении)   является   удобным   способом   перенести   ответственность   за выбор варианта задания на самого ученика. Использовать "Кубики” можно на любом этапе урока: при проверке  домашнего задания, закреплении. Изучении нового материала. А также можно использовать на обобщающих уроках. Например: на уроке биологии в 7классе по теме: "Обобщающий урок.  Животные”. На одном кубике нанесены насекомые, рыбы, млекопитающие,  земноводные, на втором кубике темы. Ученик бросает с начала первый кубик,  выбирает группу животных, затем бросает второй и выбирает тему, по  которой будет задан вопрос. Ответственность лежит на самом ученике. Игра в кубики относится к азартным играм. Результатом или выигрышем будет  отметка за работу. Игры – путешествия провожу как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат в основном целям обобщения и закрепления учебного материала.  Игры – путешествия строим по­разному, в том   числе   и   на   сказочной   основе.   Активизация   учащихся   в   играх путешествиях   выражается   в   устных   рассказах,   вопросах   поискового характера,   практических   навыков,   ответах   учащихся,   в   их   личных переживаниях и суждениях Например: Урок на тему «Семейство розоцветные»  Сегодня нам предстоит необычное путешествие по удивительному  царству растений отделу покрытосеменных, классу двудольных, где мы  познакомимся с известным и знаменитым семейством розоцветных. Двигаясь  по определенному маршруту, нам предстоит найти клад!  Станция первая «Загадкино»  Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству.  В сенокос ­ горька,              Царицей цветов я зовусь,  А в мороз – сладка.              На вид я прекрасна, нежна.  Что за ягода?                     Но тронешь меня невзначай  (Рябина)                         Почувствуешь, как я сильна.  3(Роза)   Будто снежный шар бела,  По весне она цвела,                      Вкус у ягоды хорош,  Нежный запах источала.                   Но сорви ее поди­ка :  А когда пора настала,                        Куст в колючках будто еж,­  Разом сделалась она                             Вот и назван …  Вся от ягоды черна.                                      (Ежевика)  (Черемуха)  Стоит дерево древанское:            Кто любит меня,  На нем платье шемаханское,            Тот и рад поклониться.  Когти дьявольские,                      А имя дола мне  Крылья ангельские.                         Родная землица.  (Шиповник)                                  (Земляника)  Станция вторая «Исследовательская»  На каждую парту раздают законсервированные в солевом растворе цветки  сливы, малины, яблони, шиповника, препаровальные иглы, лупы. Необходимо  подсчитать количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков и  вывести общую формулу цветка.  Станция третья «Внимание! Розыск»  Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с  изображениями растений. Предлагается по описанию («фотороботу»)  определить растение, а для пятого составить описание самому, указав:  1. жизненная форма;  2. характер стебля;  3. листорасположение и особенности листьев;  4. особенности расположения цветков;  5. плод.  Составить общую характеристику для розоцветных.  Станция четвертая «Знайкино»  Используя учебник и дополнительную литературу составить схему ­ значение  розоцветных. Форма произвольная.   познавательный интерес, развивает чувство коллективизма, развивает  возможности самостоятельного добывания знаний.  Работа в группах придает элемент соревновательности и повышает  Сюжетно­ролевая игра является одной из форм обучения,  обеспечивающей школьнику активную позицию в учебной деятельности.  Такие игры отличаются от игр­упражнений и игр­путешествий тем, что  инсценируются, а учащиеся играют определенные роли. В таких играх дети  отражают различные стороны жизни (социальные переживания,  экономические, сельскохозяйственные и т.д.), особенности взаимоотношения  взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.   Игровые   моменты   на   уроках   активизируют   познавательную деятельность учеников, помогают акцентировать внимание на определенных явлениях, устанавливать причинно­следственные связи.  4Например, при изучении темы «Паразитические черви» во второй части   урока,   как   закрепление,   ученики   разыгрывают   сценку   из   народной сказки.   Братец   Иванушка   просит   у   сестрицы   Аленушки   воды   напиться   из пруда. А сестрица Аленушка ему запрещает. Иванушка не слушается. Тогда сестрица Аленушка обращается к классу. Ученики рассказывают о заражении печеночным сосальщиком.        Вторая   сценка   из   сказки   о   принцессе,   у   ворот   замка   которой продавали   яблоки.   Вспомните   ребята,   что   кто   съедал   эти   яблоки,   у   того вырастали нос и уши. А в нашей сказке яблоки несут на себе что?  Ученики рассказывают о способах заражения аскаридами и острицами.    Например: Урок – сказка по теме «Строение корня»  В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая  учащихся в работу.  «В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил  был паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей  корневой системой. Семья была замечательная: все в этой семье были равны,  все удалы и сильны, и выделить кого­то главного было нельзя. А в соседней  деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать  кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но  побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила  разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на Мятлик и Одуванчик бурю –  ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков память.  Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство  нам нужно справиться с заданиями.  Раз, два, три, четыре, пять,  Начинаем мы играть.  Ну­ка думай, вспоминай,  Корню быстро помогай!»  Задание 1.  Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид  корневой системы?  Задание 2.  Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя.  Укажите виды корней на схеме.  Задание 3.  В конвертах лежит изображение корня. Чтобы корешки ожили нужно так  собрать корешок, чтобы участки корня (зоны) совпали с выполняемыми  функциями. Данные занесите в таблицу.  Зона корня  Функция  Особенности  Задание 4.  Чтобы узнать удалось ли нам разрушить колдовство, разгадаем кроссворд.  Ключевое слово поможет нам это понять. ( Ключевое слово СПАСИБО).  1. Корневая система, имеющая главный корень. (Стержневой)  2. Название корня образующегося на стебле. (Придаточный)  3. Зона корня, в которой клетки увеличиваются в размерах. (Роста)  54. Зона корня, имеющая корневые волоски. (Всасывания)  5. Покрывает кончик корня. (Чехлик)  6. Корень, отходящий от главного. (Боковой)  7. Корневая система, в которой нельзя выделить главный корень.  (Мочковатая)  «Спасибо, говорят нам корешки. Значит, мы справились со всеми  заданиями и разрушили злобные чары. Опять, как и раньше корневые системы  будут верой и правдой служить растениям. А пока мы боролись с  колдовством, мы выяснили, как устроен и работает корень и корневая  система».  Таким образом, в ходе игры была изучена новая тема, рассмотрены особенности строения корня и корневой системы, зоны корня и их функции. Такой подход к изучению материала способствует формированию интереса к предмету, развивает творческую активность, разнообразит виды деятельности учеников на уроке, снимает напряжение. Игры­поручения имеют те же структурные элементы, что и игры­ путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.  Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что­то  сделать: "Помоги Мюнхаузену …..", "Проверь домашнее задание у Незнайки". Например: Шерлок Холмс идет по следу  ­ игра­урок по биологии для  7 класса Ход урока:  Задание 1." Что лишнее " Помогите Шерлок Холмсу. Он нашел много  улик, но среди них есть лишние. Найдите нужные.  1. Какие растения относятся к злаковым? сурепка, пшеница, горох, гречиха,  астра, рис.  Задание 2. " Что это? " Мы помогли Шерлок Холмсу найти правильные  улики, но теперь необходимо по признакам (уликам) определить о чем идет  речь. По признакам определите семейство растений.  1  ­ Формула цветка ­ Ч4 Л4 Т1 П1 , стержневая корневая система, плод ­  яблоко, коробочка, костянка, многоорешек и др.  Задание 3. "Исправьте ошибки в логической цепочке". Шерлок Холмс  оставил на столе бумаги в определенном порядке, а миссис Хадсон все  перепутала при уборке. Восстановите логическую цепочку, которую нарушила миссис Хадсон. Исправьте ошибки.  1 к. ­ Семейство ­­­­ Вид ­­­­ Царство ­­­­ Отдел ­­­­ Род ­­­­ Класс  2 к. ­ Царство ­­­­ Род ­­­­ Вид ­­­­ Семейство ­­­­ Отдел ­­­­ Класс  Задание 4. " Восстановите текст". Шерлок Холмс разгадал все загадки  дела и написал отчет по нему, но Ватсон был не аккуратен и пролил на бумаги жидкость, которая разъела чернила в некоторых местах. Помогите ему  восстановить текст. Вместо пропусков поставьте слова, Игры­предположения "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы  хотел быть и почему?"и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.  Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и  6создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача  заложена в самом названии "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...".  Дети высказывают  предположения, констатирующие или обобщенно­доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?". Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если  игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают  активное участие все обучающиеся. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя однотипные упражнения, необходимые для формирования определенных навыков. В процессе игры   формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и  самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание,  ответственность, честность.           Итак, когда игра используется как дидактический прием, она всегда  приводит к запланированному результату.  7