«Формирование мотивации на уроках биологии через игру»
Оценка 4.6

«Формирование мотивации на уроках биологии через игру»

Оценка 4.6
Игры
doc
биология
5 кл—8 кл
17.04.2017
«Формирование мотивации на уроках биологии  через игру»
Применение игровых технологий на уроках биологии и химии. Игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно, учащиеся овладевают знаниями играя.использование игровой технологии на уроках биологии
мотивация и игра.doc
«Формирование мотивации на уроках биологии  через игру» Соромотина И.А. ГКСУВУПКЗТ «Очёрская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» « У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять.  Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь». А.С.Макаренко За     последнее     десятилетие     личность     обучающегося     сильно изменилась. И одно из главных отличий  заключается  в  отсутствии  интереса к  учению.    Особенно   это   характерно   для     подростков,   поступающих   в   нашу школу. Так как данные обучающиеся имеют педагогическую запущенность из­ за непосещения школы, бродяжничества, проживания в асоциальных семьях. Таким образом, снижается  любознательность, падает  интерес  к   учебным предметам, уровень  полученных  знаний оказывается  низким. Среди  многих причин     внутренней мотивации.   учиться   ­   недостаток     нежелания     школьников   Развитию   познавательного   интереса   учащихся   способствуют нестандартные игровые уроки. Игра как феномен культуры всегда занимала важное   место   в   деятельности   человека.   Учителю   часто   приходится сталкиваться   с   нежеланием,   неготовностью   детей   участвовать   в   трудных, «слишком   взрослых»   видах   коллективной   работы,  игра   является   одним   из методов пробуждения интереса к другим видам деятельности, она выступает здесь как способ оформления познания, труда, самообразования. Приведенные   данные   подтверждают   актуальность   проблемы,   и обосновывают цель дальнейшей работы. Цель ­   формирование устойчивой     мотивации   на уроках биологии, включение каждого обучающегося в активную деятельность на уроках через игру. Учебно­воспитательный     процесс     организован     оптимально,   если ученика     не    учат,   а    создают     такие     условия,   в    которых     он     учится. Организация   таких   условий   связана   с   проблемой   развития   мотивации. Устойчивый познавательный  интерес  обучающихся, их  мотивация – один  из критериев  эффективности  педагогического  процесса. Содержание   учебного  предмета  «Биология» представляет  большие возможности     для     развития   мотивации.   В   своей   практике   для   создания мотивации я использую дидактические игры.        Игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы,  которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и  1      позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В отличие от  учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи  ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно, учащиеся  овладевают знаниями играя. Обучающая задача в таких играх как бы  замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения  становится естественное стремление ученика играть, выполнять определенные игровые действия.         Так, дидактическая игра способствует: развитию познавательных способностей; получению новых знаний их  обобщению и закреплению;  в процессе дидактических игр многие сложные  явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются;  следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность;  обогащению чувственного опыта ученика, развивая при этом его  умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать  предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать  умозаключения); дидактическая игра – незаменимое средство преодоления  различных затруднений в умственной деятельности у отдельных учащихся; развитию речи учеников: пополняется и активизируется словарь,  формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь;  социально­нравственному развитию ученика: в такой игре происходит  познание взаимоотношений между учащимися, взрослыми, в ней ученика  проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым,  уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.; художественному воспитанию – совершая какое­либо действие, ученик  думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в  данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи  окружающих, происходит развитие творческой фантазии при яркой  проникновенной передаче художественного образа.             Как показывает личный  опыт, удачным является использование  данной технологии на повторительно­обобщающих уроках. Это позволяет  систематизировать материал по целому разделу, оценить работу большого  количества человек.                     Осмысление собственного опыта позволяют выделить следующие  виды дидактических игр, применяемых  мною на уроках: Игры упражнения. Они занимают обычно 10­15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся, являются  хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и  закрепления учебного материала, применение его в новых ситуациях.  К играм­упражнениям относятся: разнообразные викторины,  кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, крестики – нолики,  ботаническое и зоологическое лото, объяснение пословиц и поговорок о  растениях и животных. Побуждение школьников к этим играм, основанное на  стремлении проявить догадку, смекалку в умственной деятельности, можно и  должно использовать в развитии познавательной активности учащихся. Например, перед объяснением нового материала загадываю загадку: 2 Из растений чей портрет Выбит на монете? Чьих плодов нужнее нет На земной планете? (Пшеница) Такой   прием   активизирует,   на   наш   взгляд,   внимание   ребенка   для восприятия темы Например: Игра «Кто лишний?»   Перед   учащимися   поставлена   задача­   определить,   кто   лишний   в каждом ряду и объяснить свой ответ. Уж                 желтопузик                 кобра                  удав Хамелеон         крокодил                тритон                черепаха Гадюка             желтопузик            агама                  веретеница На уроках использую кубики, играть в них очень интересно. Отдельные игровые элементы приносят оживление в урок. Кубик – простейший (в т.ч. в изготовлении)   является   удобным   способом   перенести   ответственность   за выбор варианта задания на самого ученика. Использовать "Кубики” можно на любом этапе урока: при проверке  домашнего задания, закреплении. Изучении нового материала. А также можно использовать на обобщающих уроках. Например: на уроке биологии в 7классе по теме: "Обобщающий урок.  Животные”. На одном кубике нанесены насекомые, рыбы, млекопитающие,  земноводные, на втором кубике темы. Ученик бросает с начала первый кубик,  выбирает группу животных, затем бросает второй и выбирает тему, по  которой будет задан вопрос. Ответственность лежит на самом ученике. Игра в кубики относится к азартным играм. Результатом или выигрышем будет  отметка за работу. Игры – путешествия провожу как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат в основном целям обобщения и закрепления учебного материала.  Игры – путешествия строим по­разному, в том   числе   и   на   сказочной   основе.   Активизация   учащихся   в   играх путешествиях   выражается   в   устных   рассказах,   вопросах   поискового характера,   практических   навыков,   ответах   учащихся,   в   их   личных переживаниях и суждениях Например: Урок на тему «Семейство розоцветные»  Сегодня нам предстоит необычное путешествие по удивительному  царству растений отделу покрытосеменных, классу двудольных, где мы  познакомимся с известным и знаменитым семейством розоцветных. Двигаясь  по определенному маршруту, нам предстоит найти клад!  Станция первая «Загадкино»  Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству.  В сенокос ­ горька,              Царицей цветов я зовусь,  А в мороз – сладка.              На вид я прекрасна, нежна.  Что за ягода?                     Но тронешь меня невзначай  (Рябина)                         Почувствуешь, как я сильна.  3 (Роза)   Будто снежный шар бела,  По весне она цвела,                      Вкус у ягоды хорош,  Нежный запах источала.                   Но сорви ее поди­ка :  А когда пора настала,                        Куст в колючках будто еж,­  Разом сделалась она                             Вот и назван …  Вся от ягоды черна.                                      (Ежевика)  (Черемуха)  Стоит дерево древанское:            Кто любит меня,  На нем платье шемаханское,            Тот и рад поклониться.  Когти дьявольские,                      А имя дола мне  Крылья ангельские.                         Родная землица.  (Шиповник)                                  (Земляника)  Станция вторая «Исследовательская»  На каждую парту раздают законсервированные в солевом растворе цветки  сливы, малины, яблони, шиповника, препаровальные иглы, лупы. Необходимо  подсчитать количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков и  вывести общую формулу цветка.  Станция третья «Внимание! Розыск»  Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с  изображениями растений. Предлагается по описанию («фотороботу»)  определить растение, а для пятого составить описание самому, указав:  1. жизненная форма;  2. характер стебля;  3. листорасположение и особенности листьев;  4. особенности расположения цветков;  5. плод.  Составить общую характеристику для розоцветных.  Станция четвертая «Знайкино»  Используя учебник и дополнительную литературу составить схему ­ значение  розоцветных. Форма произвольная.   познавательный интерес, развивает чувство коллективизма, развивает  возможности самостоятельного добывания знаний.  Работа в группах придает элемент соревновательности и повышает  Сюжетно­ролевая игра является одной из форм обучения,  обеспечивающей школьнику активную позицию в учебной деятельности.  Такие игры отличаются от игр­упражнений и игр­путешествий тем, что  инсценируются, а учащиеся играют определенные роли. В таких играх дети  отражают различные стороны жизни (социальные переживания,  экономические, сельскохозяйственные и т.д.), особенности взаимоотношения  взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.   Игровые   моменты   на   уроках   активизируют   познавательную деятельность учеников, помогают акцентировать внимание на определенных явлениях, устанавливать причинно­следственные связи.  4 Например, при изучении темы «Паразитические черви» во второй части   урока,   как   закрепление,   ученики   разыгрывают   сценку   из   народной сказки.   Братец   Иванушка   просит   у   сестрицы   Аленушки   воды   напиться   из пруда. А сестрица Аленушка ему запрещает. Иванушка не слушается. Тогда сестрица Аленушка обращается к классу. Ученики рассказывают о заражении печеночным сосальщиком.        Вторая   сценка   из   сказки   о   принцессе,   у   ворот   замка   которой продавали   яблоки.   Вспомните   ребята,   что   кто   съедал   эти   яблоки,   у   того вырастали нос и уши. А в нашей сказке яблоки несут на себе что?  Ученики рассказывают о способах заражения аскаридами и острицами.    Например: Урок – сказка по теме «Строение корня»  В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая  учащихся в работу.  «В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил  был паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей  корневой системой. Семья была замечательная: все в этой семье были равны,  все удалы и сильны, и выделить кого­то главного было нельзя. А в соседней  деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать  кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но  побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила  разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на Мятлик и Одуванчик бурю –  ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков память.  Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство  нам нужно справиться с заданиями.  Раз, два, три, четыре, пять,  Начинаем мы играть.  Ну­ка думай, вспоминай,  Корню быстро помогай!»  Задание 1.  Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид  корневой системы?  Задание 2.  Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя.  Укажите виды корней на схеме.  Задание 3.  В конвертах лежит изображение корня. Чтобы корешки ожили нужно так  собрать корешок, чтобы участки корня (зоны) совпали с выполняемыми  функциями. Данные занесите в таблицу.  Зона корня  Функция  Особенности  Задание 4.  Чтобы узнать удалось ли нам разрушить колдовство, разгадаем кроссворд.  Ключевое слово поможет нам это понять. ( Ключевое слово СПАСИБО).  1. Корневая система, имеющая главный корень. (Стержневой)  2. Название корня образующегося на стебле. (Придаточный)  3. Зона корня, в которой клетки увеличиваются в размерах. (Роста)  5 4. Зона корня, имеющая корневые волоски. (Всасывания)  5. Покрывает кончик корня. (Чехлик)  6. Корень, отходящий от главного. (Боковой)  7. Корневая система, в которой нельзя выделить главный корень.  (Мочковатая)  «Спасибо, говорят нам корешки. Значит, мы справились со всеми  заданиями и разрушили злобные чары. Опять, как и раньше корневые системы  будут верой и правдой служить растениям. А пока мы боролись с  колдовством, мы выяснили, как устроен и работает корень и корневая  система».  Таким образом, в ходе игры была изучена новая тема, рассмотрены особенности строения корня и корневой системы, зоны корня и их функции. Такой подход к изучению материала способствует формированию интереса к предмету, развивает творческую активность, разнообразит виды деятельности учеников на уроке, снимает напряжение. Игры­поручения имеют те же структурные элементы, что и игры­ путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.  Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что­то  сделать: "Помоги Мюнхаузену …..", "Проверь домашнее задание у Незнайки". Например: Шерлок Холмс идет по следу  ­ игра­урок по биологии для  7 класса Ход урока:  Задание 1." Что лишнее " Помогите Шерлок Холмсу. Он нашел много  улик, но среди них есть лишние. Найдите нужные.  1. Какие растения относятся к злаковым? сурепка, пшеница, горох, гречиха,  астра, рис.  Задание 2. " Что это? " Мы помогли Шерлок Холмсу найти правильные  улики, но теперь необходимо по признакам (уликам) определить о чем идет  речь. По признакам определите семейство растений.  1  ­ Формула цветка ­ Ч4 Л4 Т1 П1 , стержневая корневая система, плод ­  яблоко, коробочка, костянка, многоорешек и др.  Задание 3. "Исправьте ошибки в логической цепочке". Шерлок Холмс  оставил на столе бумаги в определенном порядке, а миссис Хадсон все  перепутала при уборке. Восстановите логическую цепочку, которую нарушила миссис Хадсон. Исправьте ошибки.  1 к. ­ Семейство ­­­­ Вид ­­­­ Царство ­­­­ Отдел ­­­­ Род ­­­­ Класс  2 к. ­ Царство ­­­­ Род ­­­­ Вид ­­­­ Семейство ­­­­ Отдел ­­­­ Класс  Задание 4. " Восстановите текст". Шерлок Холмс разгадал все загадки  дела и написал отчет по нему, но Ватсон был не аккуратен и пролил на бумаги жидкость, которая разъела чернила в некоторых местах. Помогите ему  восстановить текст. Вместо пропусков поставьте слова, Игры­предположения "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы  хотел быть и почему?"и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.  Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и  6 создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача  заложена в самом названии "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...".  Дети высказывают  предположения, констатирующие или обобщенно­доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?". Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если  игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают  активное участие все обучающиеся. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя однотипные упражнения, необходимые для формирования определенных навыков. В процессе игры   формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и  самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание,  ответственность, честность.           Итак, когда игра используется как дидактический прием, она всегда  приводит к запланированному результату.  7

«Формирование мотивации на уроках биологии через игру»

«Формирование мотивации на уроках биологии  через игру»

«Формирование мотивации на уроках биологии через игру»

«Формирование мотивации на уроках биологии  через игру»

«Формирование мотивации на уроках биологии через игру»

«Формирование мотивации на уроках биологии  через игру»

«Формирование мотивации на уроках биологии через игру»

«Формирование мотивации на уроках биологии  через игру»

«Формирование мотивации на уроках биологии через игру»

«Формирование мотивации на уроках биологии  через игру»

«Формирование мотивации на уроках биологии через игру»

«Формирование мотивации на уроках биологии  через игру»

«Формирование мотивации на уроках биологии через игру»

«Формирование мотивации на уроках биологии  через игру»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2017