ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
12.11.2018
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА  С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА
В центре внимания статьи - проблема формирования региональной идентичности младших школьников. Проанализировано понятие региональной идентичности, выделены его компоненты. Представлена система заданий по формированию региональной идентичности младших школьников Тверского края на материале творчества С.Д. Дрожжина. Ключевые слова: начальное общее образование, формирование региональной идентичности младших школьников, творчество С.Д. Дрожжина в круге детского чтения.
Преображенская_статья.docx
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА  С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА  Преображенская Дарья Андреевна Студентка  ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» Формирование   чувства   гордости   за   свою   Родину,   за   свой   народ   и историю   России   является   одним   из   важнейших   личностных   результатов освоения   основной   образовательной   программы   в   соответствии   с   ФГОС НОО.   В   списке   личностных   характеристик   «портрета   выпускника начальных классов» на первом месте стоит чувство любви к своему народу, краю, Родине [12]. Воспитание гордости за Родину и любви к своему народу неразрывно связано с формированием региональной идентичности младших школьников,   поэтому   нам   представляется   важным   обратиться   к   данной теме исследования.   Вопрос   региональной     идентичности   в   последние   годы   занимает социологов,   психологов,   культурологов,   педагогов.   Е.В.   Еремина   делает акцент   на   том,   что   процесс   мировой   глобализации   привёл   к   кризису идентичности:   теряется   «национальная»   составляющая   для   ориентиров индивида как члена политического сообщества, в результате размываются и опоры   национального   государства   [6].   Е.В.Головнёва   видит   в   процессе глобализации   и   положительную   сторону   –   активацию   региональной идентичности,   т.е.   формы   коллективной   идентичности,   при   которой   её носитель   оказывается   способным   к   пространственно­временной   регулятивному идентификации, эмоциональному,   ценностному, самосоотнесению с внешним миром [4, с. 2].   В.В. Черникова связывает активацию   этого   процесса   с   историческим   опытом   народа   [13],   А.М. Обморокова – с процессом погружения обучающихся в культуру родного края:   знакомством   с   жизнью   и   творчеством   региональных   писателей   и художников, историей создания их произведений, отразивших специфику края [10]. Для   того   чтобы   способствовать   активации   территориальной идентичности, необходимо прививать любовь, чувство принадлежности к своему  краю с детства, с  дошкольного  и младшего  школьного  возраста. Достижение   этой   цели   возможно   на   уроках   литературного   чтения, направленных   на   изучение   творчества   поэтов   и   писателей,   которые создавали  свои  произведения   на  той  земле, где  растут и воспитываются учащиеся.   Для   Тверского   края   такой   фигурой   стал   С.Д.   Дрожжин.   Его родина   –   деревня   Низовка   Тверской   губернии,   ставшая   для   него источником   вдохновения   и   предметом   воспевания.   Дом,   в   котором   жил поэт, сейчас находится в посёлке Завидово Конаковского района, где был организован мемориальный музей С.Д. Дрожжина. Для разработки программы занятий по формированию региональной идентичности   младших   школьников   в   процессе   знакомства   с   жизнью   и творчеством   Дрожжина   необходимо   обобщить   посвященные   поэту исследования   и   материалы.   Изучением   творчества   С.Д.   Дрожжина занимались современники поэта (В.В. Брусянин), литературоведы XX века (И.Д. Золотницкий), исследователи нашего времени (А.М. Бойников, М.В. Строганов). Как отмечают исследователи, на творчество С.Д. Дрожжина большое   влияние   оказали   произведения   Н.А.   Некрасова,   А.В.   Кольцова, И.С.   Никитина,   И.З.   Сурикова.  В.В.   Брусянин   отмечал   схожесть   судеб Дрожжина и Сурикова: водоворот городской жизни подхватил Дрожжина с детства и увлёк на борьбу, нищету и лишения; поэтому и большинство его стихотворений полны выражения мук и страданий. Если Кольцов и Никитин – певцы провинции, с её серенькой жизнью и неурядицами, то Суриков и Дрожжин – певцы деревни, разлагающейся под ударами новых условий, и певцы столицы, где в ежедневной борьбе теряют силы выходцы пришедших в   упадок   деревень   [3,   с.11].   Д.И.   Золотницкий   делает   акцент   на   идее демократии в творчестве Дрожжина. Многие его стихотворения и песни 70 —80­х годов, такие, как «Песня работника», «Песня швей», «Моя муза», «Песни рабочих», «Вечная память», «Памяти Н. А. Некрасова» и др., по своим идейно­стилевым признакам близки главному направлению развития передовой демократической поэзии той поры. В его стихах чувствуются гражданские,  патриотические  мотивы  народовластия  [7].  А.М.  Бойников видит   в   мышлении   Дрожжина   и   сильное   воздействие   славянофильских идей,   считая,   что   поэт   стал   продолжателем   русской   религиозной философии Серебряного века, выразив идею православной соборности и отрицательного отношения к западному обществу [1, с.11, 12]. Очень часто исследователи   сравнивают   Дрожжина   с   Некрасовым.   Конечно,   Дрожжин обращался   к   поэзии   и   личности   Некрасова   чаще,   чем   к   другим   своим современникам, и образы Некрасова постоянно используются Дрожжиным. Вместе с тем разница между этими писателями очевидна. М. В. Строганов формулирует основное отличие так: «Народность Некрасова – это жертва интеллигенции во имя народа («отдадим всё»); народность же Дрожжина – это   просьба   (или   требование)   социальных   изменений   («дайте   нам»)   [11, с.21]. Важно   помнить,   что   С.Д.   Дрожжин   был   известен   и   за   пределами нашего края. Материалы встречи Дрожжина и Р.М. Рильке в Низовке и их личностных и творческих контактов анализирует Е.Г. Милюгина [8, 9]. А.М. Бойников   отмечает   «перекличку   мироощущений»   Дрожжина   и     Рильке, считает   их   олицетворением   различных   национально­культурных   и поэтических миров, которые при встрече обогащаются духовно [2, с.27, 30]. Важны и истоки дарования и творчества Дрожжина: у фольклорной песни он   взял   ее   музыкально­ритмической   склад,   систему   ее   выразительных приемов и средств. Такие его песни, как «У колодца» (из поэмы «Дуняша»), «Жница», «Не полынь с травой­повиликою», «Под душистою рябинушкой» и другие, и поныне живут в народном песенном репертуаре как создание самого народа. В этом жанре раскрывались наиболее сильные стороны его творчества [7]. Исследователи относят  Дрожжина к недооцененным писателям, так как   в   советское   время   внимание   обращалось   только   на   социальную направленность   его   творчества,   а   духовно­нравственное   содержание   его творчества игнорировалось. Помочь сегодня понять и оценить Дрожжина как народного поэта Тверского края помогает недавно изданное собрание его сочинений [5]. Для знакомства школьников с поэзией Дрожжина и  формированием региональной   идентичности   как   составляющей   духовно­нравственного воспитания мы составили комплекс заданий. Опишем его более подробно. 1. Работа   над   стихотворением   «Родине».  Произведения   какого жанра   были   созданы   С.Д.   Дрожжиным?   Что   характерно   для стихотворения?   Докажите,   что   данный   отрывок   текста   – стихотворение.  …Как хороша ты в тёплый день На празднике весны. Среди приветных деревень Родимой стороны! Как бодро дышится, когда На поле весь народ Среди свободного труда Все силы отдаёт!... Можно ли пересказать его в прозе? Изменился ли при этом смысл слов? В какой форме – стихотворной или прозаической – вам больше нравится текст? 2. Словарная   работа.  Встретились   ли   вам   в   стихотворении незнакомые   слова?   Можно   ли   назвать   данное   стихотворение современным?   Почему?   Какие   средства   выразительности использует   автор?   Проанализируйте   образ­сравнение   «словно вишни спелые». Подберите синоним­фразеологизм. 3. Формирование  навыка   сравнительного   анализа   литературных произведений   в   процессе  работы   над   стихотворениями   С.Д. Дрожжина «Родина» и И.З.Сурикова «Степь».  Одинаковое ли настроение выражают эти два стихотворения? Как вы это поняли? Какое   стихотворение   кажется   вам   более   жизнерадостным? Почему?   Что   или   кто   является   главным   в   каждом   из стихотворений?  Согласны   ли   вы   с   настроением   поэтов?   Что больше всего вас восхищает в родной стране: люди или природа? Какой поэт вам ближе по настроению? 4. Историко­культурное   комментирование   текста   при   работе над   стихотворением   «Первая   борозда».  Какое   настроение передаёт   автор?   Всегда   ли   крестьянам   жилось   так   хорошо? Приведите   примеры   литературных   произведений,   в   которых отражаются тяготы крестьянского народа. Какую традицию можно проследить   в   стихотворении?   Сохранилась   ли   эта   традиция   в современном мире? в вашей семье? 5. Итоговое задание: Что для вас является Родиной?  Составьте схему со словом  «Родина» в центре. Подберите как можно больше слов, ассоциирующихся с этим словом, проведите стрелочки от центра. Опираясь на данную схему, составьте синквейн и напишите сочинение «Что такое Родина».  Представленная   в   данной   статье   система   заданий   позволит познакомить   обучающихся   с   творчеством   С.Д.   Дрожжина,   произведения которого представляют собой отличный материал для развития у младших школьников чувства гордости за свой народ, за свой край, что способствует формированию региональной идентичности. Стихотворения С.Д. Дрожжина имеют большое значение в отношении духовно­нравственного воспитания, ознакомления с историей русского крестьянства. Список литературы 1. Бойников   А.М.   К   вопросу   о   славянофильских   воззрениях   С.Д. Дрожжина // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». ­ 2010. ­ №5.  с. 10­ 15 2. Бойников А.М. Р.И. Рильке и С.Д. Дрожжин: к проблеме творческого взаимодействия // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». ­ 2014. ­ №3. с. 27­31 3. Брусянин В. В. Поэты­крестьяне Суриков и Дрожжин / В. Брусянин. ­ 3­е изд. ­ Москва: Ред. журн. "Юная Россия". ­ 1915. ­ 80 с.  4. Головнёва Е.В. Региональная идентичность как форма коллективной идентичности   и   её   структура   //   Лабиринт.   Журнал   социально­ гуманитарных исследований. ­2013. ­ № 5. с. 42­50 5. Дрожжин  С.Д. Собрание  сочинений: В 3 т./  Под  общей  редакцией М.В.Строганова. 1866 – 1929/ Предисловие М.В. Строганова. –Тверь: СФК­офис. ­ 2015 6. Еремина   Е.В.   Региональная   идентичность   в   контексте социологического анализа // Регионология. ­ 2011. ­ №3 [электронный ресурс]. URL: http   .  ru   /. Дата обращения: 28. 05. 2018.   ://   regionsar   7. Золотницкий   Д.И.   Дрожжин   и   поэты   деревни   //   История   русской литературы: В 10 т. М.; Л., 1954. Т. 10.  ­755 с. 8. Милюгина Е.Г. «Шаг к сердцу России»: Р.М. Рильке и Л.Андреас­ Саломе   в   Низовке   //   Вестник   Российского   университета   дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2015. №1. с.77­ 83. 9. Милюгина   Е.Г.  Верхневолжский   парадиз:   Низовка   начала  ХХ   века глазами   путешественников   и   автохтонов.   Приложения:   Л.Андреас­ Саломе.   Из   «Дневника   путешествия   с   Райнером   Марией   Рильке   в 1900  году»;   С.Д.  Дрожжин.  Современный   германский   поэт   Райнер Рильке: из записок и воспоминаний / подготовка текста, публикация и комментарии Е.Г. Милюгиной // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. науч. тр. / ред. Е.Г. Милюгина. Тверь: Твер. гос.ун­т, 2015. Вып. 5(11), с.219­231. 10.  Обморокова   А.М.   Формирование   региональной   идентичности   и способ воплощения концепта «Родина» в красноярском культурном пространстве // Социодинамика. ­ 2015. ­№2. с. 37­53 11.Строганов М.В. Народный поэт //Собрание сочинений С.Д.Дрожжина. Том   1:Стихотворения/   прим.,   предисл.   к   текстам   Е.В.Павловой, М.В.Строганова. –Тверь: СФК­офис. ­ 2015. с.3­22 12.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение. ­ 2010. 31 с. 13.  Черникова   В.В.   Формирование   региональной   идентичности   в современной России (на примере Воронежской области) // Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. – 2013. ­ №2. с. 81­ 87

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА  С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА  С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА  С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА  С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА  С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА  С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА  С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА  С ТВОРЧЕСТВОМ С.Д. ДРОЖЖИНА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018