ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.6

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.6
Научные работы +1
doc
химия
8 кл—9 кл
22.01.2017
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Расчётные задачи являются средством обучения для формирования универсальных учебных действий у учащихся при обучении химии.
работа УУД.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя  общеобразовательная школа № 2 Дальнереченского городского округа ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Выполнил учитель химии и   биологии высшей категории:   Солопенко Альмира     Нурмахметовна 2 г. Дальнереченск 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1.....................................................................................................37 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.................................................................................................38 ВВЕДЕНИЕ «Надо учить не содержанию науки, 3 а деятельности по ее усвоению». В.Г.Белинский         Современное   общество   характеризуется   стремительным   развитием науки   и   техники,   созданием   новых   информационных   технологий,   коренным образом   преобразующих   жизнь   людей.   Темпы   обновления   знаний   настолько высоки,   что   на   протяжении   жизни   человеку   приходится   неоднократно переучиваться,   овладевать   новыми   профессиями.   Непрерывное   образование становится   реальностью   и   необходимостью   в   жизни   человека. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от   учителя   к   ученику   к   новому   пониманию   функции   школы.  Приоритетной целью  школьного  образования  становится   развитие   у  учащихся  способности самостоятельно   ставить   учебные   цели,   проектировать   пути   их   реализации, контролировать  и  оценивать  свои  достижения. Иначе   говоря,  формирование умения учиться. Учащийся сам  должен стать «архитектором и  строителем» образовательного процесса.  В настоящее время активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов нового поколения. Происходящая модернизация образования оставляет педагогов один на один с вопросом: Как в свете новых требований к школе  и результатам образования эффективно учить детей?  Как сказал Джон Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Что делать нам педагогам, чтобы не украсть завтра, а работать на будущее?  Достижение   данной   цели   становится   возможным   благодаря формированию   системы   универсальных   учебных   действий.   Близкими   по 4 значению   понятию   «универсальные   учебные   действия»   являются   понятия «общеучебные   умения»,   «общепознавательные   действия»,   «общие   способы деятельности»,   «надпредметные   действия».   Формирование   общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь   кардинального   повышения   качества   обучения.   Как   гласит   известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его.   А   можно   поступить   иначе   –   научить   ловить   рыбу,   и   тогда   человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. Действия, вот то, что должен проявлять ученик в решении той или иной задачи, т.е. быть инициативным сам. Проявление «самости» позволяют сделать учение   осмысленным,   обеспечивают   ученику   значимость   решения   учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия   направлены   на   осознание,   исследование   и   принятие   жизненных ценностей   и   смыслов,   позволяют   сориентироваться   в   нравственных   нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего. Действие ­  проявление  субъектом своей воли или энергии, совершение   (лат.  «subjectum»   —   лежащее   внизу, работы.   Кто   такой   субъект?   Субъ ктее находящееся в основе) — носитель деятельности, сознания познания; индивид, познающий   внешний   мир   (объект)   и   воздействующий   на   него   в   своей практической деятельности. От   действия   —   к   мысли,  логика   развития   универсальных   учебных действий. Они:  Что   же   дают   универсальные   учебные   действия? ­   обеспечивают   учащемуся   возможность   самостоятельно   осуществлять деятельность   учения,   ставить   учебные   цели,   искать   и   использовать необходимые   средства   и   способы   их   достижения,   уметь   контролировать   и 5 оценивать результаты; ­ создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения деятельность учебную     и     ее   учиться»  и  сотрудничать   со  взрослыми  и сверстниками. Умение учиться во взрослой   жизни   обеспечивает   личности   готовность   к   непрерывному образованию,   высокую   социальную   и   профессиональную   мобильность; ­ обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины   мира,   компетентностей   в   любой   предметной   области   познания.  Овладение   учащимися   универсальными   учебными   действиями   создают возможность самостоятельного  успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования  умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия,   порождающие   широкую   ориентацию   учащихся   в   различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.  Цель  работы:  роль   расчётных   задач   как   средство   обучения   для формирования  универсальных   учебных   действий   у   учащихся   при   обучении химии в основной школе.  Задачи:    изучить психолого­педагогические и теоретико­методологические основы формирования универсальных учебных действий;   определить   характеристики   личностных,   регулятивных, познавательных,   коммуникативных,   универсальных   учебных действий;   выявить   особенности   формирования   коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД при обучении решению задач. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД    6 Теоретико­методологической   основой   развития   универсальных   учебных действий для основного общего образования стали:1  Культурно­исторический   системно­деятельностный   подход   который основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А.   Н.   Леонтьева,   Д.   Б.   Эльконина,   П.   Я.   Гальперина,   раскрывающих основные   психологические   закономерности   процесса   обучения   и структуру   учебной   деятельности   учащихся   с   учётом   общих закономерностей   возрастного   развития   детей   и   подростков.   Одно   из положений деятельностного подхода заключается в том, что психологи­ ческие   способности   человека   являются   результатом   преобразования внешней   предметной   деятельности   во   внутреннюю   психическую деятельность   путём   последовательных   изменений.   Соответственно личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером   организации   их   деятельности,   в   первую   очередь   учебной. Обучение   осуществляет   свою   ведущую   роль   в   умственном   развитии учащихся   прежде   всего   через   содержание   усваиваемых   знаний   (Л.   С. Выготский, 1996).    учение о структуре и динамике психологического возраста изученные в работах   Л.   С.   Выготского,   Д.   Б.   Эльконина,   В.   В.   Давыдова,   Д.   И. Фельдштейна, Л. Кольберга, Э. Эриксона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, Я. А. Пономарёва, А. Л. Венгера, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др.  1 А. Г. Асмолов Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М. Просвещение, 2010. — 159 с.   7 Выделяют  четыре блока  универсальных учебных действий (Приложение 1).  В блок  личностных  универсальных  учебных  действий  входят  жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и   нравственно­этического   оценивания,   реализуемые   на   основе   ценностно­ смысловой   ориентации   учащихся   (готовности   к   жизненному   и   личностному самоопределению,   знания   моральных   норм,   умения   выделять   нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами),   а   также   ориентации   в   социальных   ролях   и   межличностных отношениях.  Формирование   личностных   УУД   происходит   на   всех   этапах образовательного   процесса:   на   уроках,   во   внеурочной   и   внеклассной деятельности   через   создание   проблемной   ситуации,  обучения   работе   с информацией (знакомство с разными источниками, используемыми для поиска информации, составлению плана, пересказа).  В   блок  регулятивных   действий  входят   действия,   обеспечивающие организацию   учебной   деятельности:   целеполагание   как   постановка   учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,   что   ещё   неизвестно;   планирование   —   определение   последовательности промежуточных   целей   с   учётом   конечного   результата;   составление   плана   и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня   усвоения,  его   временных   характеристик;   контроль   в  форме  сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений   и   отличий   от   эталона;   коррекция   —   внесение   необходимых дополнений   и   корректив   в   план,   и   способ   действия   в   случае   расхождения эталона   с   реальным   действием   и   его   продуктом;   оценка   —   выделение   и осознание   учащимся   того,   что   уже   усвоено   и   что   ещё   подлежит   усвоению, осознание   качества   и   уровня   усвоения.   Саморегуляция   как   способность   к 8 мобилизации   сил   и   энергии,   волевому   усилию   —   к   выбору   в   ситуации мотивационного   конфликта,  В   блок познавательных универсальных действий  выделяют общеучебные действия, включая знаково­символические; логические и действия постановки и решения   к   преодолению   препятствий. проблем.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск   и   выделение   необходимой   информации;   применение   методов информационного   поиска,   в   том   числе   с   помощью   компьютерных   средств; знаково­символические   действия,   включая   моделирование   (преобразование объекта   из   чувственной   формы   в   модель,   где   выделены   существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов. Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез   как   составление   целого   из   частей,   в   том   числе   самостоятельное достраивание,   восполнение   недостающих   компонентов;   выбор   оснований   и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия,   выведение   следствий;   установление   причинно­следственных   связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.    действия обеспечивают   социальную   компетентность   и   учёт   позиции   других   людей, Коммуникативные   универсальные партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем,   интегрироваться   в   группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и   взрослыми.   Соответственно   в   состав   коммуникативных   действий   входят 9 планирование   учебного   сотрудничества   с   учителем   и   сверстниками   — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов   —   инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе   информации; разрешение   конфликтов   —   выявление,   идентификация   проблемы,   поиск   и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его   реализация;   управление   поведением   партнёра   —   контроль,   коррекция, оценка   действий   партнёра;   умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение   монологической   и   диалогической   формами   речи   в   соответствии   с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 10 ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Границы подросткового периода охватывают возраст от 11 до 14—15 лет. Именно на этот период приходится изучение такой предметной области как ­ химия. На подростковый возраст приходятся сложные процессы перестройки организма,   развития   самосознания,  формирования   нового   типа   отношений   со взрослыми и сверстниками, расширения сферы интересов, умственного развития и   становления   морально­этических   инстанций,   опосредствующих   поведение, деятельность и взаимоотношения. Оценка подросткового периода обусловлена бурным,   скачкообразным   характером   развития   и   появлением   у   подростка значительных   субъективных   трудностей   и   переживаний,   а   у   взрослых трудностей   в   его   воспитании   (непослушание,   сопротивление,   протест, упрямство, грубость, замкнутость, скрытность). Д. Б. Эльконин (1971) выделяет в подростковом возрасте два периода: младший подростковый возраст (12—14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно­личностное общение со сверстниками, и старший подростковый возраст, или раннюю юность (15—17 лет), где ведущей является учебно­профессиональная деятельность (овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения). Возрастные кризисы в 12 и 15 лет связаны с формированием самосознания   личности,   принципиально   меняющим   характер   её   развития:   от развития «по социальному проекту» подросток переходит к саморазвитию. Это кардинальным   образом   меняет   характер   учебной   деятельности   и   социальную ситуацию   развития   —   систему   значимых   социальных   и   межличностных 11 отношений подростка.2  В отечественной психологии возникновение и развитие самосознания рассматривают как центральное психологическое новообразование подросткового возраста. Л. С. Выготский считал, что самосознание подростка есть   социальное   сознание,   перенесённое   внутрь   (1983).   Д.   Б.   Эльконин   в качестве   центрального   новообразования   младшего   подросткового   возраста рассматривал чувство взрослости (1989). Формированию чувства взрослости у подростка способствуют два главных фактора: 1) осознание им сдвигов в своём физическом развитии и половом созревании; 2) социальные условия, создающие возможность   проявить   свою   самостоятельность.   Возникновение   чувства взрослости   делает   подростка   обострённо   восприимчивым   к   усвоению   норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.   Подростковый   возраст   предполагает   постепенное   развитие взрослости,   т.   е.   готовности   ребёнка   к   жизни   в   обществе   взрослых   как равноценного и равноправного участника. Д. Б. Эльконин выделяет различные виды взрослости 3: социоморальную   взрослость   как   участие   в   заботе   о   семье,   близость   и дружеские   отношения   со   взрослым,   автономия   и   готовность   к   отстаиванию своих морально­этических убеждений и принципов, поступков и взглядов; взрослость   в   интеллектуальной   деятельности   как   элементы самообразования, интеллектуальные увлечения и ценности; внешнюю   взрослость   —   романтические   отношения   со   сверстниками, характер   развлечений,   взрослость   во   внешнем   облике   и   манере   поведения.   2 Асмолов А. Г. Психология личности: культурно­историческое понимание развития человека. — М.:  Просвещение, 2007. — 112 с. 3Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. — М.: Просвещение, 2010. — 160 с. 12 Очевидно, что продуктивной с точки зрения решения задач развития будет социоморальная   и   интеллектуальная   взрослость.   Показателями   чувства взрослости   являются   требование   подростка,  чтобы   к   нему   относились   как   к взрослому; стремление к самостоятельности и автономии; наличие собственной линии   поведения.   Условиями   формирования   чувства   взрослости   являются сфера,   содержание   и   характер   самостоятельности   подростка;   отношение взрослых к подростку и его самостоятельности (поощрение или ограничение); отношения   со   сверстниками.   Перестройка   взаимоотношений   со   взрослыми. Претензии подростка на новые права прежде всего распространяются на всю сферу   его   взаимоотношений   с   близкими   взрослыми.   Подросток   начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда родители ограничивают его самостоятельность, опекают как маленького: контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его   интересами,   отношениями,   мнением   и   т.   п.   У   подростка   появляется обострённое   чувство   собственного   достоинства:   он   осознаёт   себя   человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Что можно сказать о учебной деятельности ? Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. Усвоение системы научных понятий формирует научный тип мышления,   который   подросток   приобретает   в   школе,   ориентирует   его   на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром. В основной школе учащиеся начинают овладевать высшими формами   мыслительной   деятельности   —   теоретическим,   формальным, рефлексивным   мышлением.   И   хотя   подлинной   зрелости   такое   мышление достигает на следующей стадии развития (в юношеском возрасте), тем не менее, основы его закладываются с 11—12 лет. Это выражается, прежде всего, в том, что у подростка появляется способность рассуждать. Подросток в отличие от 13 младшего школьника создаёт различные гипотезы, а затем их проверяет. Умение оперировать гипотезами как отличительный инструмент научного рассуждения —   одно   из   важнейших   достижений   подростка   в   познавательном   развитии.   В подростковом возрасте учащийся субъект учебной деятельности в возрасте (13 —15   лет)   происходит   развитие   способности   учащегося   к   проектированию собственной   учебной   деятельности,   построению   собственной   траектории образования.   Благодаря   рефлексии   учебных   средств   у   учащихся   возникает способность к конструированию собственных средств учебной деятельности, что и   отражается   в   положительной   динамике   развития   самостоятельного целеполагания.   Условием   развития   способности   к   проек­тированию   своей учебной   деятельности   является   организация   ситуаций   развития   учебно­ проектного   типа.   Учебно­проектный   тип   ситуации   развития   создаёт возможности   перехода   подростка   в   различные   социокультурные   позиции   и опробования   ролей   учителя,   умельца,   консультанта,   эксперта.   Это   требует изменения формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества — от классно­урочной к лабораторно­семинарской и к лекционно­лабораторной, исследовательской. 14 РАСЧЁТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ ХИМИИ  Учитель   химии   основное   внимание   обращает   на   научное   содержание   и предметные   умения.   Но   в   жизни   люди   не   часто   сталкиваются   с   задачами, аналогичными   предметным.   Чаще   всего   решение   реальных   проблем   требует метапредметных   умений.   Сегодня   стало   очевидным,   что   основной   задачей   и критерием   оценки   выступает   уже   не   освоение   обязательного   минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Цели химического образования в основной школе4:  формирование   у   обучающихся   умения   видеть   и   понимать   ценность образования,   значимость   химического   знания   для   каждого   человека независимо   от   его   профессиональной   деятельности;   умения   различать факты   и   оценки,   сравнивать   оценочные   выводы,   видеть   их   связь   с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;  формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии   в   создании   современной   естественно­научной   картины   мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — 4 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря 2010 г. № 1897 15 природной,  социальной,  культурной,  технической   среды,  используя   для этого химические знания;  приобретение   обучающимися   опыта   разнообразной   деятельности, познания   и   самопознания; (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов   ключевых   навыков   деятельности:   решения   проблем,   принятия   решений,   поиска,   анализа   и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества,   безопасного   обращения   с   веществами   в   повседневной жизни. В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. Основу познавательных ценностей составляют научные знания   и   научные   методы   познания.   Познавательные   ценностные   ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании: • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; • ценности химических методов исследования живой и неживой природы. Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать: • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; • понимание необходимости здорового образа жизни; • потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни; • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности. Курс   обладает   возможностями   для   формирования   коммуникативных ценностей,   основу   которых   составляют   процесс   общения   и   грамотная   речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют: • правильному использованию химической терминологии и символики;  16 • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; • развитию умения открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.  Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития: 1) формирование чувства гордости за российскую химическую науку; 2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню   развития   науки   и   общественной   практики,   а   также   социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира; 3)   формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и способности   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе   мотивации   к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о   существующих   профессиях   и   личных   профессиональных   предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов; 4)   формирование   коммуникативной   компетентности   в   образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видах деятельности; 5)   формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни;   усвоение правил   индивидуального   и   коллективного   безопасного   поведения   в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; 6)   формирование   познавательной   и   информационной   культуры,   в   том   числе развитие   навыков   самостоятельной   работы   с   учебными   пособиями,   книгами, доступными   инструментами   и   техническими   средствами   информационных технологий; 17 7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни   во   всех   ее   проявлениях   и   необходимости   ответственного,   бережного отношения к окружающей среде; 8)   развитие   готовности   к   решению   творческих   задач,   умения   находить адекватные   способы   поведения   и   взаимодействия   с   партнерами   во   время учебной   и   внеучебной   деятельности,   способности   оценивать   проблемные ситуации   и   оперативно   принимать   ответственные   решения   в   различных продуктивных   видах   деятельности   (учебная   поисково­исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).  Метапредметными   результатами   освоения   основной   образовательной программы основного общего образования являются: 1)   овладение   навыками   самостоятельного   приобретения   новых   знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2)   умение   планировать   пути   достижения   целей   на   основе   самостоятельного анализа условий и средств достижения этих целей, выделять  альтернативные способы   достижения   цели   и   выбирать   наиболее   эффективный   способ, осуществлять   познавательную   рефлексию   в  отношении   действий   по   решению учебных и познавательных задач; 3) понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать   структурировать   материал, определения   понятиям,   классифицировать, проводить   эксперименты, формулировать выводы и заключения;   аргументировать   собственную   позицию, 4)   формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования инструментов   и   технических   средств   информационных   технологий (компьютеров   и   программного   обеспечения)   как   инструментальной   основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; 18 5) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой   информации,   ресурсы   компакт­диски   учебного   назначения, Интернета), умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и   на   электронных   носителях,   соблюдать   нормы   информационной избирательности, этики; 6)   умение   на   практике   пользоваться   основными   логическими   приемами, методами   наблюдения,   моделирования,   объяснения,   решения   проблем, прогнозирования и др.; 7)   умение   организовать   свою   жизнь   в   соответствии   с   представлениями   о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия; 8)   умение   выполнять   познавательные   и   практические   задания,   в   том   числе проектные; 9)   формирование   умения   самостоятельно   и   аргументировано   оценивать   свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или   ошибочность   результата   и   способа   действия,   адекватно   оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов   на   решение   задачи,   а   также   свои   возможности   в   достижении   цели определенной сложности; 10) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое   мнение,   корректно   отстаивать   свою   позицию   и   координировать   ее   с позицией   партнеров,   в   том   числе   в   ситуации   столкновения   интересов; продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов. 19 Предметными   результатами   освоения   основной   образовательной программы основного общего образования являются: 1)   осознание   объективной   значимости   основ   химической   науки   как   области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности   человека,   в   условиях   возрастающей   «химизации»   многих   сфер жизни   современного   общества;   осознание   химических   превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; 2) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно   оценивать   жизненные   ситуации,   связанные   с   химией,   навыками безопасного  обращения с веществами, используемыми  в повседневной жизни; умением   анализировать   и   планировать   экологически   безопасное   поведение   в целях сбережения здоровья и окружающей среды; 3)   формирование   первоначальных   систематизированных   представлений   о веществах,   их   превращениях   и   практическом   применении;   овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии на уровне, доступном подросткам; 4)   формирование   умений   устанавливать   связи   между   реально   наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава   и   строения,   а   также   обусловленность   применения   веществ особенностями их свойств; 5) приобретение опыта применения химических методов изучения веществ и их превращений:   наблюдение   за   свойствами   веществ,   условиями   протекания химических   реакций;   проведение   опытов   и   несложных   химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; 20 6) умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием; 7)   овладение   приемами   работы   с   информацией   химического   содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др:); 8) создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности. Предмет   химия   складывается   из   теоретической   части   и   практической. Теоретическая   часть   заключается   в   знании   химических   формул,   умения   их читать, знать способы применения и значение этих веществ. Практическая часть предполагает   умение   проведения   опытов,   их   объяснение,   а   также   решение расчетных   задач.   Умение   решать   задачи   –   важная   часть   химического образования. Без решения задач постижение любой из естественных наук, в том числе и химии, не может быть полным. В существующих ныне образовательных программах решению задач отводится мало внимания. А ведь именно решение задач   служит   средством   для   осмысления,   углубления   и   закрепления теоретического   материала.   При   решении   задач   у   учеников   вырабатывается самостоятельность   суждений,   умение   применять   свои   знания   в   конкретных ситуациях,   развивается   логическое   мышление.   Постоянная   тренировка   в решении   задач   вырабатывает   умение   устанавливать   связь   между   явлениями, между причиной и следствием.  Используя метод решения расчетных задач можно: углубить и систематизировать знания обучающихся по химии; совершенствовать   навыки   математических   расчетов   т.е   применять метапредметные знания;   21 научить   обучающихся,   практически   применять   теоретический   материал научных знаний на практике; создать   условия   учащимся   для   подготовки   к   различным   испытаниям (олимпиада, экзамен, конкурс и т.д.); развивать умения сотрудничать между учащимися и учителем. В   основной   школе   (8,9   классы)   применяют   следующие   основные   типы расчётных задач их можно включать на различных этапах урока и по разным темам курса:   расчеты по формулам  расчет массовой доли элементов в молекуле  расчеты по уравнениям  расчет по массе (объему) одного вещества массы (объема) другого  задачи на избыток и недостаток  задачи, где исходное вещество содержит примеси  задачи на расчеты, связанные с оперированием понятия «доля» На начальном этапе обучения химии, когда применяются самые простые вычисления, на использование одной, двух формул (тема: «Количество вещества и   молярный   объём   газов»),   можно   применять   следующие   задание,   которое формирует регулятивные УУД: Составьте   химическую   формулу   соединения  серы   с   кислородом  и определите массовые доли этих элементов в полученном оксиде. Ученику для решения необходимо: 1. поставить цель (составить формулу); 2. запланировать алгоритм решения (вспомнить его); 3. прогнозировать правильность решения; 4. самопроверка или взаимоконтроль;    22 5. коррекция (если ответ отличается от эталона, то выявить ошибку и найти правильное решение) 6. поставить оценку. Задание можно представить и в иной форме (см. таблицу 1) Таблица 1 Сведения о веществе H2SO4 – серная кислота Качественный состав: из атомов каких химических  элементов состоит данная молекула.   атомы: Н ­ водорода,  S  ­ серы, О ­ кислорода. Количественный состав: из какого количества атомов  химических элементов состоит  молекула вещества; ­ m; ­ Mr; ­ Ν; n,( );ν ­ ­ M; ­ N; ­ Na; ­ ω(Э); отношения масс m1: m2: m3. ­ n(H) = 2 моль; n(S) = 1 моль; n(O) = 4 моль; m(H2SO4) = 98 г;  Мr(H2SO4) = 98; N­ любое число частиц; n(H2SO4) = 1 моль; М(H2SO4) = 98 г/моль; N = 6∙1023 молекул Na= 6∙1023 молекул/моль­1 w   m(H) : m(S) : m(O) = 2:32:64 = 1:12:32  4) 2SOHMr =65,3%            OAr ( ( ) 4 Рассмотрим две стороны химической задачи: (схема 1) Текст Схема задачи Анализ Выбор способа решения Схема 1 Химическая  часть Математическая  часть 23 Расчёты Ответ Анализ решения Составление обратной задачи Что даёт эта схема с точки зрения формирования УУД; учеником Таблица 2 Характеристика УУД, применимая к задаче УУД Характеристика УУД Регулятивные 1. целеполагание Познавательные 2. составление плана и  последовательности  действий 3. прогнозирование­ 4. контроль 5. коррекция­ 6. оценка 1. поиск и выделение  необходимой информации 2. применение методов  информационного поиска 3. знаково­символические  действия 4. выбор наиболее  эффективных способов  решения задач в   зависимости от конкретных  условий Отношение к задаче получить результат задачи выбор способа решения ответ проверка по образцу анализ решения результат текст анализ расчёт анализ и выбор способа решения 24 5. рефлексия способов и  ответ и анализ решения условий действия контроль и оценка процесса и  результатов деятельности 6. построение логической цепи  составление обратной рассуждений задачи универсальные действия обеспечивают социальную  компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в  диалог, участвовать в коллективном обсуждении задачи Коммуникативн ые Как   видно   из   схемы   1   и   таблицы   2   ,   решение   задач   развивает универсальные учебные действия.  В решении многих химических задач применяется уравнение химической реакции, учащиеся должны уметь правильно его прочитать т.е самостоятельно вычитывать   информацию   иными   словами   владеть   смысловым   чтением (познавательное  действие), для  этого  на  своих  уроках   применяю  следующее: рисую таблицу (см. таблицу 3) в которую нужно внести данные о уравнении. В 8 классе учащиеся начинают только познавать язык химии, поэтому такая форма работы помогает им и развивает регулятивные, познавательные УУД (умение применять и преобразовывать знаки и символы) для решения учебной задачи. Если   работу   дать   самостоятельно   на   10   мин.,   и   потом   её   коллективно обсуждать, то это будет формировать коммуникативные УУД (умение слышать и слушать, вступать в диалог). Характеристика уравнения Таблица 3                                        Н2            +                    Cl2 =                              2HCl; Количество вещества Молярная масса Масса вещества Объём молярный Объём 1 2 m = M*n ? ? 22,4 25 ? 71 71 22,4 22,4 2 ? ? ? V=Vm * n Для того чтобы учащийся успешно освоил способы уравнивания, которые затем   понадобятся   для   решения   химических   задач,   применяю   следующие задания (см. пример 1):  Упражнение 1.  Вычислите число атомов: а) водорода: 1. NaOH+ HCl; 2. NНз + Н2О; 3. 2NНз + Н2S04; б) кислорода: 1. 2СО + O2;  2. 2S02 + O2;  3. 4N02 + 2Н20 + O2;  4. СН4+ Н2О;  Задание  Пример 1 Упражнение 2. Уравняйте число атомов кислорода в  схемах: 1. NO  N0→ 2; 2. Н2S04  3. С02  4. SOз   SO→ 2;  N→ а2СОЗ;  Н→ 2S04; Данные задания помогают учащимся формировать познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации). 26 Расчетные задачи можно использовать на различных этапах урока в зависимости   от   типа   урока,   специфики   изучаемого   материала,   поставленных целей,   если   это   урок   получения   нового   знания,   можно   использовать  прием «Лист   решения   проблем».  Который   является   наиболее   приемлемым   для развития  регулятивных   УУД   (прогнозирование).  Эта   технология   развития критического   мышления   описана   С.И. Заир­Бек.   Ее   основу   составляет трехфазный   процесс:   вызов   (пробуждение   имеющихся   данных)   –   реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (осмысление, рождение нового знания)5. Можно использовать не сразу все три стадии на одном уроке.  Иногда требуется   подольше   остановиться   на   одном   из   этих   этапов.   Но   на   стадии «вызова» или стадии «осмысления содержания» практически всегда необходимо использовать рефлексию. Развитие   мыслительных   навыков   учащихся,   необходимых   не   только   в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией,   анализировать   различные   стороны   явлений,   цель   данной технологии. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими   лицами   урока.   Они   думают   и   вспоминают   про   себя,   делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.  При   изучении   темы   «Молярный   объем   газов.   Закон   Авогадро», учащийся(еся)   заполняет(ют)   таблицу   (см.   таблицу   4)   и   решает   задачу: например: Какой объем займет газ хлор (Cl2) массой 52 грамма? Такой способ можно применять для решения любой другой задачи. 5 Муштавинская И. В. «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя»/ http://1619.ru/images/docs/kniga­2015­05­07­08­24.pdf Таблица 4 27 Задача  Проблема Что есть для Чего не хватает Решение решения V = n *  Vm Найти объем хлора Неизвестно количество вещества Найти количество n= m : M Молярной массы М (Cl2) = вещества кислорода Найти объем хлора Vm=п*22,4 моль/л хлора 35,5*2=71г/моль n=52 : 71 = 0,7 моль V = 0,7 моль  *22,4 моль/л = 15,4 л Наибольшие   затруднения   учащиеся   испытывают,   производя   расчёты   по химическим уравнениям. Химическими уравнениями называют условную запись химической   реакции   посредством   химических   знаков,   формул   и коэффициентов.   Уравнение   химической   реакции   показывает,   какие   вещества вступают в реакцию и какие образуются, а также соотношение количеств этих веществ.   Иными   словами,   химическое   уравнение   –   это   способ   выражения (передачи) качественной и количественной информации о химическом явлении. Задача ученика уметь преобразовывать текстовую информацию в знаки и символы.   Целесообразно   применять   алгоритм   решения   (последовательность действий):  Составляем уравнение химической реакции и выписываем мольные соотношения прореагировавших и получившихся веществ.  По   формулам,   отображающим   взаимосвязь   физических   величин, )ν переводим заданную по условию величину в количество (n или  исходного вещества. 28  По мольным отношениям рассчитываем n определяемого вещества (Х).  По   формулам,   отображающим   взаимосвязь   физических   величин, рассчитываем неизвестный параметр X.  Графическая схема решения базовой задачи. В качестве примера рассмотрим: №1.   При   взаимодействии   цинка   с   избытком   раствора   соляной   кислоты выделилось 1,12 л водорода (н.у.). Вычислите массы растворившегося цинка и образовавшейся соли. Среди   эффективных   средств   формирования   регулятивных   и познавательных УУД особое место занимают ситуационные задания, т.е. задания непосредственно связанны с различными сферами повседневной жизни человека. Именно   такие   задания   лежат   в   основе   диагностического   инструментария международных исследований качества образования (PISA).  Исследования   математическую по   программе   PISA   выявляют   естественнонаучную, грамотность   и   способность   к   осмысленному   прочтению   текста.   Большинство заданий   в   этом   проекте   представляют   собой   вполне   реальные,  комплексные, 29 метапредметные,   ситуационные   задачи,   с   которыми   молодые   люди   в современном обществе сталкиваются каждый день.6 В общем виде, ситуационную задачу можно определить как один из видов учебных материалов, в котором перед учеником ставится познавательная проблема и предлагается ее решить.7 «Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или   менее   типичной   для   определенного   вида   деятельности.   Это   описание включает   изложение   условий   деятельности   и   желаемого   результата.   Решение задачи   заключается   в   определении   способа   деятельности»   (О.Е.   Лебедев). Ситуационные задачи – это способ повысить интерес учащихся к изучаемому предмету. Модель   ситуационной   задачи   может   быть   представлена   следующим образом:  название   задания;   личностно­значимый   познавательный   вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде; задания на работу с данной информацией. Для разработки заданий в ситуативных задачах может быть использован конструктор   задач,   разработанный   Л.С.   Илюшиным.   Данный   конструктор представляет   собой   набор   ключевых   фраз,   заданий,   которые   могут   быть предложены учащимся на разных этапах освоения определенной информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки. (Приложение 2).  Такие задачи можно применять на уроке, вот примеры некоторых задач из разных областей жизни:   Медицина. № 1 (регулятивные, познавательные УУД) При рентгеноскопическом исследовании организма человека применяют, так называемые,   рентгеноконтрастные   вещества.   Так,   перед   просвечиванием желудка пациенту дают выпить суспензию труднорастворимого сульфата бария, 6 http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.htm 7  Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / Школьные технологии, 2004. №5. 30 не пропускающего рентгеновское излучение. Какие количества оксида бария и серной кислоты потребуются для получения 100 г сульфата бария? (0,43 моль оксида бария и 0,43 моль серной кислоты.) № 2 Первым кровезаменителем, которым воспользовались хирурги еще в 1960­х гг.,   был   0.85%­й   водный   раствор   хлорида   натрия.   Вычислите   количество вещества   хлорида   натрия,   необходимое   для   получения   550,6   г   раствора, массовая доля соли в котором 0,85 %. (n(NaCI) = 0,08 моль) № 3 Вычислите, какую массу сульфата цинка необходимо взять для получения 10 г. раствора глазных капель, применяемых при лечении конъюнктивита, если известно, что массовая доля соли в растворе 0,25%. (m(ZnSO4) = 0,025 г.) Техника (автомобиль и его эксплуатация). №1.Один из самых доступных препаратов для смягчения воды, заливаемой в системы охлаждения автомобилей – сода. Рекомендуемое количество – 6­7 г. кальцинированной соды на 10 л. воды. Можно использовать и кристаллическую соду, но в другом количестве. Рассчитайте, сколько надо взять этого реактива, чтобы заменить 6 г. кальцинированной соды. (16,2 г.) Сельское хозяйство   Для  обеззараживания   складов,   теплиц,   парников   можно   применять №1. окуривание сернистым газом. В обрабатываемом помещении поджигают серу и закрывают   на   1­2   суток.   Какое   количество   серы   надо   сжечь   для   обработки погреба размером 2*3*2 м, если рекомендуемая концентрация этого фумиганта 1:30 (1 объём сернистого газа на 30 объёмом воздуха)? (571 г.) №2.  Скорлупа яиц состоит преимущество из карбоната кальция. Подсчитайте, сколько   кальция   теряет   организм   курицы   с   каждым   снесённым   яйцом,   если масса скорлупы в среднем 10 г, и сколько кальция должна получить несушка с кормами в течение года, если средняя яйценоскость составляет 220 яиц в год.(4 31 г., 880 г.)   Согласно конструктора задач, данное задание можно рассмотреть следующим образом (как должен рассуждать ученик): ОЗНАКОМЛЕНИЕ. Составьте список понятий, касающихся данной задачи: 1. Карбонат кальция CaCO3  2. Молярная масса CaCO3 3. Массовая доля кальция 4. Масса скорлупы 5. Средняя яйценоскость в год ПОНИМАНИЕ. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы  решить данную задачу. 1. Рассчитать молярную массу карбоната кальция 2. Рассчитать массовую долю кальция в формуле 3. Рассчитать сколько кальция содержится в скорлупе 4. Рассчитать сколько кальция должна за год получить каждая несушка ПРИМЕНЕНИЕ. Рассчитайте на основании данных  1. 40+12+(16*3)=100 г/моль 2. 40/100*100%=40% 3. 10*0,4=4г. 4. 220*4=880г. АНАЛИЗ. Раскройте особенности 1.  С каждым яйцом курица теряет 4 г. кальция, 880 г. должна получить за год каждая несушка   СИНТЕЗ.  Напишите   возможный   наиболее   вероятный   сценарий   продолжения сюжета. (например: определить годовой запас мела для домашней птицы если на ней 5 кур­несушек) ОЦЕНКА. Оцените возможности для фермы состоящей из 100 кур К ситуационным задачам модно применять метод кейс­технологий. 32 Кейсы в образовательном процессе используются более ста лет, однако в Российской   образовательной   практике   данная   технология   продолжает рассматриваться   многими   педагогами   как   инновационная.   Впервые   кейс­ технология   стала   использоваться   в   1908   г.   в   Гарвардской   бизнес­школе.   По мнению   Т.   С.   Терновской,   кейс   (саsе)   ­   конкретная   практическая   ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем. Данная технология опирается на следующие дидактические принципы:  1.   Индивидуальный   подход   к   каждому   учащемуся,   учет   особенностей познавательных стилей и потребностей, в процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.  2.   Вариативность,   данный   метод   предполагает   возможность   опоры   на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора.  3. Обеспечение учащихся широким набором наглядных материалов   4.   Восприятие   обучающегося   направлено   в   первую   очередь   на   поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы.  5.   Активность   обучения   обеспечивается   непосредственным   во   влечением обучающихся в решение «реальных» проблем;  6. Умение работать с информацией.  7. Успешности в обучении, которая обеспечивается за счет опоры на сильные стороны обучающихся. 33 8.   Проблема,   возникающая   в   реальной   практике   жизни,   науки,   образования, бизнеса.  Применима к ситуационным задачам, примерами кейсов могут быть: Тренировочный   (тренировка   обучаемых   навыкам   деятельности   в изменяющихся ситуациях); Аналитический   (выработка   умений   и   навыков   аналитической деятельности).8 Эту технологию можно применять не только индивидуально, но и в парах. Она   формирует   не   только   познавательные   и   регулятивные   УУД,   но   и коммуникативные   действия.  В   этом   случае,   ученики,   сидящие   за   одной партой, отвечают на вопросы друг друга и задают их друг другу, комментируют и оценивают ответы, партнёра. Подобные задания развивают умение слушать и понимать,   планировать   и   согласованно   выполнять   совместную   деятельность, распределять   роли,   взаимно   контролировать   действия   друг   друга   и   уметь договариваться.  8 Даутова О.Б. , Иваньшина Е.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/  О.Б. Даутова, Е.В Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская­ Санкт­ Петербург: КАРО,2015­176с. 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное   исследование,   направленное   на   решение   поставленных   задач, позволило сформулировать следующие выводы: 1. Химия   как   учебная   дисциплина   объективно   обладает   возможностями организации процесса обучения, обеспечивающего развитие логического и абстрактного   мышления,   произвольность   высших   психических   функций (восприятия,   внимания,   памяти,   речи),   творчество   и   коммуникативные качества личности. 2. Универсальные   учебные   действия   представляют   собой   целостную систему,  в   которой   происхождение   и   развитие   каждого   вида   учебного действия   определяется   его   отношением   с   другими   видами   учебных действий и общей логикой возрастного развития.  3. Универсальные учебные действия могут быть сформированы в процессе определенной   учебной   деятельности,   в   данном   контексте   решение химических задач. Важно создать новые условия для такой деятельности, изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения,   создать   новую   новые   образовательные   технологии, информационно­образовательную среду.  4. Успешность   дальнейшего   обучения   зависит   от   сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства   и   качества   определяют   эффективность   образовательного 35 процесса,   в   частности,   усвоения   знаний,   формирование   умений,   и основных   видов   компетенций   учащегося,   в   том   числе   социальной   и личностной.  ЛИТЕРАТУРА 1. программа   образовательного   учреждения»   Основная   школа. Стандарты   второго   поколения   «Примерная   основная   образовательная   Москва «Просвещение». 2011 г. 2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 40 с. Аликберова Л.Ю. Полезная химия : задачи и истории / Л.Ю. Аликберова, 3. Н.С. Рукк. – М., 2005. ­ 250 с. Габриелян   О.С.  Химия   8  класс:   учеб.  для   общеобразоват.   учреждений/ 4. О.С.Габриелян ­ М.:Дрофа, 2010. ­ 266 с. 5. Габриелян   О.С.   Химия   в   тестах,   задачах   и   упражнениях.   8­9   классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2014. ­ 224 с. 6. Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н. Задачник по химии. 9 класс Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений . М.: Вентана­Граф, 2012. ­ 128 с. 7. Лебедев,   О.Е.   Компетентностный   подход   в   образовании:   //   Школьные технологии, 2004. №5. С.3 ­ 12. 3. Ситуационные задания 8. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ­ПРЕСС ШКОЛА, 2002. ­ 512 с. 36 9. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Задачи, вопросы и упражнения по химии: 8­ 11   кл.:   Пособие   для   учащихся   общеобразовательных   учреждений.   –   М.: Просвещение, 2002. ­ 189 с. 10. Пичугина   Г.В.   Ситуационные   задания   по   химии.8­11   классы.­ М.:ВАКО,2014.­144 с. (Мастерская учителя химии).  11. Современные   педагогические   технологии   основной   школы   в   условиях ФГОС/ О.Б. Даутова, Е.В Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б Казачкова, О.Н. Крылова,   И.В.   Муштавинская.­   Санкт­Петербург:   КАРО,2015­176   с.   ­   (серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования»). 12. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В.   Бурменская,  И.   А.  Володарская   и  др.;   под   ред.  А.  Г.  Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с. 13. Фундаментальное   ядро   содержания   общего   образования/Под   ред.   В.   В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2008. — 41 с. Источники в интернете: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnoe­ispolzovanie­zadach­v­protsesse­ 14. formirovaniya­universalnyh­uchebnyh­deystviy­na­urokah­himii  15. 16. http://1619.ru/images/docs/kniga­2015­05­07­08­24.pdf  http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250 https://ru.wiktionary.org/wiki/ %D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5  17. http://zankov.ru/practice/stuff/article=1866/ 37 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Универсальные учебные действия Е Ы Н Ь Л Е Т А В А Н З О П Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач Владеть   смысловым   чтением   –   самостоятельно   вычитывать   фактуальную,   подтекстовую,   концептуальную информацию  Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее) Анализировать   (в   т.ч.   выделять   главное,   делить   текст   на   части)   и   обобщать,   доказывать,   делать   выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения  ­ на простом и сложном уровне Классифицировать   (группировать,   устанавливать   иерархию)   по   заданным   или   самостоятельно   выбранным основаниям  Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ) Устанавливать причинно­следственные связи – на простом и сложном уровне Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их  в решении  задач Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ Е Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно­практической (в т.ч. в своих проектах) Ы Н В И Т Я Л У Г Е Р Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально  Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ  Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоят. исправлять ошибки Излагать   свое   мнение   (в   монологе,   диалоге,   полилоге),   аргументируя   его,   подтверждая   фактами,   выдвигая контраргументы в дискуссии Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста) Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории 38 В И Т А К И Н У М М О К Е Ы Н Т С О Н Ч И Л Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно Осознанно использовать речевые средства  в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей  Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого  Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности  Осознавать   свои   эмоции,   адекватно   выражать   и  контролировать,  понимать   эмоциональное   состояние   других людей Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Вырабатывать уважительно­доброжелательное  отношение к непохожим на себя,  идти на взаимные уступки в разных ситуациях  Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Конструктор задач (Л.С. Илюшин)  Ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Назовите  основные части… Объясните причины  того, что… Сгруппируйте  вместе все… Обрисуйте в общих  чертах шаги,  необходимые для того, чтобы… Изобразите  информацию о…  графически Предложите способ,  позволяющий… Раскройте  особенности… Предложите новый  (иной) вариант… Ранжируйте… и обоснуйте… Проанализируй те структуру…  с точки  зрения… Разработайте план,  позволяющий  (препятствующий) … Опреде­лите, какое из  решений является  оптимальным для… Составьте  список понятий, касающихся… Покажите связи,  которые, на ваш взгляд,  существуют между… Сделайте эскиз  рисунка (схемы),  который  показывает… Расположите в  определённом порядке… Постройте прогноз  развития… Сравните… и…, а  затем обоснуйте… Изложите в  форме  текста… Прокомментируйте  положение о том,  что… Проведите  (разработайте)  эксперимент,  подтверждающий,  что… 39 Составьте  перечень  основных  свойств…,  характеризующ их… с точки  зрения… Постройте  классификацию … на  основании… Найдите в  тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… Вспомните и  напишите… Изложите иначе  (переформулируйте)  идею о том, что… Проведите  презентацию… Сравните точки зрения… и …  на… Найдите необычный способ,  позволяющий… Оцените значимость… для... Придумайте игру,  которая… Определите возможные  критерии оценки… Предложите новую  (свою)  классификацию… Выскажите критические суждения о… Оцените возможности… для… Напишите  возможный  (наиболее вероятный)  сценарий   развития… Прочитайте  самостоятельно … Приведите того, что  (как, где)… пример   Рассчитайте на  основании данных  о… Выявите  принципы,  лежащие в  основе… Изложите в  форме… своё  мнение  (понимание)… Проведите   экспертизу состояния…

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ) В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРЕДМЕТ ХИМИЯ)  В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017