Типология учебных ситуаций
Ситуация-оценка — прототип реальной ситуации
с готовым предполагаемым решением, которое
следует оценить, и предложить своё решение;
Ситуация-проблема — прототип реальной проблемы,
которая требует оперативного решения
Ситуация-иллюстрация — прототип реальной
ситуации, представленная средствами ИКТ,
вырабатывает умение визуализировать информацию
для нахождения более простого способа её решения
Ситуация-тренинг — прототип стандартной или
другой ситуации (тренинг возможно проводить
как по описанию ситуации, так и по её решению
Формирование УУД средствами учебного предмета «География»
УУД | Образовательные результаты ФГОС | Наименование средств обучения |
Личностные | ценностные ориентации, познавательный интерес, мотивы, эстетическое отношение к природе | самооценивание учащимися уровня успешности на занятии (этап рефлексии); |
Познавательные | система заданий, на поиск информации из различных источников; | задания на сравнение, классификацию, синтез |
Типовые диагностические задачи для определения уровня развития универсальных учебных действий (составлены на основе методических рекомендаций Асмолова А.Г.).
Личностные УУД
Задание «Рефлексивная самооценка учебной деятельности»
Игровое задание «Моя вселенная»
Коммуникативные УУД
Задание «Кто прав?»
Задание «Дискуссия»
Типовые диагностические задачи для определения уровня развития универсальных учебных действий (составлены на основе методических рекомендаций Асмолова А.Г.).
Познавательные УУД
Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач»
Задание «Выбор транспорта»
Регулятивные УУД
Задание «Учебные цели»
Задание «Критерии оценки»
Ключевые признаки сформированности регулятивных УУД
УУД | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Умеет принимать и сохранять учебную задачу | Способен принять и сохранить учебную задачу, поставленную взрослым. | Реализует эту способность при самостоятельной работе с учебным материалом | Проявляет познавательную инициативу в постановке новых учебных задач |
Умеет планировать собственную деятельность | Способен выполнить это на уроке под контролем учителя. | Реализует эту способность самостоятельно при выполнении домашних заданий | Способен планировать собственную деятельность и ставить цели |
| Универсальные учебные действия | Прогноз успешности | |||||||||||||||
Понимать прочитанное | Запоминать и воспроизводить текст | Отвечать на вопросы, самостоятельно решать задачи, ставить проблемы | Монологически высказываться | Вести учебный диалог | Читать карту, таблицу, диаграмму | Выделять главную мысль | Чертить схемы | Составлять простой и сложный планы | Составлять плены, тезисы, конспекты | Составлять структурные и логические схемы | Решать проблемную ситуацию | Пересказывать текст устно, создавать текст по образцу | Действовать по инструкции, алгоритму | Использовать приобретенные знания в стандартной (аналогичной) ситуации | «Переносить», использовать знания в нестандартной учебной ситуации | ||
А | + | + | + | + | успешен | ||||||||||||
Б | + | + | + | + | + | - | + | + | |||||||||
В | - | + | - | + | - | успешен при условии спец заданий |
Матрица обученности универсальным учебным действиям
Ученица с хорошим уровнем ОУУН, развитыми умениями проектной деятельности, несколько сниженными коммуникативными техниками, продвинутого уровня знаний
13
Ученик базового уровня знаний, имеющий проблемы в самостоятельном решении задач на перенос знаний, затруднения в воспроизведении текста, не умеющий в полной мере ставить вопросы, вести диалог, составлять тезис и выступать по нему, но имеющий навыки коллективного творчества
Ученик, имеющий трудности в работе с текстами, определениями, понятиями, ответами на вопросы, монологическими высказываниями, работе со схемами, минимального уровня знаний, работающий по инструкции
Выполнение проекта, создание творческого продукта в группе
Решение задач, составление вопросов, практическая работа
Работа с понятиями, определение сути, определение составляющих, выявление признаков
Контроль результата
Самоконтроль, взаимоконтроль
Пошаговый контроль
Урок географии в 8 классе по теме «Безлесные зоны на юге России»
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учащихся |
| Познавательные, | Настраиваются на работу |
Постановка учебной проблемы | На предыдущем уроке перед нами встала задача: подготовить материалы о степной зоне для учащихся, проживающих в зоне тундры | Озвучивают свои «шаги» по выполнению данной учебной проблемы. |
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учащихся |
Открытие нового знания (20 мин.) | Регулятивные, коммуникативные, познавательные, | Работа с картой; |
Прием «Вопросы Блеф клуба»
В разных частях кабинета находят 8 карточек с вопросами, начинающимися словами: «Верите ли Вы…»
Имеют право и возможность пользоваться справочной литературой из библиотечки кабинета
Время ограничено (5 мин)
«Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме «знаю - не знаю», а где есть тезис «ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю» Л.Г. Петерсон
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.