Формы работы с портфолио дошкольника
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Формы работы с портфолио дошкольника

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Документация
docx
родителям
Детсад
16.01.2017
Помочь ребенку раскрыть себя, найти то, что отличает его от других, способна технология "Портфолио". Этот необычный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить все интересное, что произошло в жизни малыша: положительные эмоции, творческие успехи, впечатления от прогулок, конкурсов, награды, забавные высказывания. Значимость данной технологии состоит в том, что она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта.Как создать "Портфолио"? Фомы работы с "Портфолио"Вы узнаете прочитав статью.Статья

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

статья.docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №418» г. Перми Статья по теме: «Формы работы с «Портфолио дошкольника» Автор: Олым Светлана Валерьевна ­ воспитатель 1 категории Пермь, 2017 год «Лучший способ сделать ребенка                                                             хорошим – это сделать его счастливым». Оскар Уайльд          Что   значит   счастливым?   Счастливым   =   это   значит,   что   тебя   любят, понимают и принимают тебя таким, какой ты есть со своими индивидуальными особенностями и возможностями.      Поэтому одним из приоритетов современного подхода к воспитанию детей в   детском   саду   является   особое   внимание   к   личности   дошкольника,   его индивидуальным   способностям   и   особенностям   развития.   Подтверждение тому, ФГОС дошкольного образования, одной из задач которого является «… 4)   создание   благоприятных   условий   развития   детей   в   соответствии   с   их возрастными   и   индивидуальными   особенностями,   и   склонностями,   развитие способностей   и   творческого   потенциала   каждого   ребенка…»   (пункт   1.6.). Вследствие   чего   предъявляются   определённые   требования   к   условиям реализации Программы: «…  обеспечение эмоционального  благополучия …» (пункт 3.2.5.) и «… возможность самовыражения детей…» (пункт 3.3.4.) – а это одно из требований к реализации принципа насыщенности развивающей предметно – пространственной среды.          Помочь ребенку раскрыть себя, найти то, что отличает его от других, способна   технология   "Портфолио".     Этот   необычный   способ   фиксации индивидуальных   достижений   позволяет   отразить   все   интересное,   что произошло   в   жизни   малыша:   положительные   эмоции,   творческие   успехи, впечатления   от   прогулок,   конкурсов,   награды,   забавные   высказывания. Значимость   данной   технологии   состоит   в   том,   что   она   направлена   на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта.           Нормативным   документом,   регламентирующим   внедрение  технологии «Портфолио» является   приказ департамента образования Пермской области №   81   от   06.06.2006г.,   согласно   которому   с   1   января   2007   года   во   всех образовательных   учреждениях   Пермского   края   должно   быть   введено портфолио ребенка, как средство оценивания образовательной деятельности ­ «В Пермском крае портфолио  вводится  для каждого ребенка дошкольного возраста,   а   также   для   учащихся   общеобразовательных   школ   с1­го   по   11­й 2 класс…».Портфолио дошкольника   «рассматривается в качестве «копилки» личных   достижений   дошкольника   в   разнообразных   видах   деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. НО…, практика показывает что:                                                                            ­ во ­ первых, во многих ДОУ отсутствуют детские портфолио;                            ­ во ­ вторых, отмечается чисто формальный характер ведения Портфолио;       ­ в ­ третьих, однообразие страничек в Портфолио;                                                 ­ в – четвёртых, пассивное участие родителей в заполнении Портфолио  (странички появляются по инициативе педагогов);                                                  ­ в – пятых, недоступность Портфолио для детей (хранятся в педшкафах,  высоко на полках…);                                                                                                   ­ и в – шестых, наблюдается недостаточное использование Портфолио  педагогом в работе с детьми. Значимость данной технологии трудно переоценить, ведь она: ­ во ­ первых, направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. А это одно из условий создания социальной ситуации развития детей в   Стандарте   «…5)   взаимодействие   с   родителями   по   вопросам   образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность…» (пункт 3.2.5.).  Дети, педагоги и родители благодаря технологии «Портфолио» совместно участвуют в создании единого творческого продукта.  ­ во – вторых, для родителей портфолио – это способ проследить развитие своего   малыша,   выявить   его   интересы   и   предпочтения   в   детском   саду   и соответствующим   образом   развить.   Важно   научить   родителей   наблюдать   за своим ребёнком, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его   желания,   интересы   Поэтому   создание   портфолио   способствует налаживанию   более  теплых  взаимоотношений   в  семье,  родители  становятся партнерами для ребенка. ­ во ­ третьих, это один из способов самовыражения ребёнком своих интересов, потребностей и желаний.  (пункт Стандарта 3.3.4.); это возможность  создать для   каждого   воспитанника   ситуацию   успеха;   повысить   самооценку   и уверенность   в   собственных   возможностях;   максимально   раскрыть индивидуальные   способности   каждого   ребенка;   научить   анализировать собственные   интересы,   склонности,   потребности   и   соотносить   их   с 3 имеющимися   возможностями   («я   реальный»,   «я   идеальный»)   и   заложить предпосылки и возможности для его успешной социализации. ­   в   –   четвёртых,   ведение   портфолио   в   практику   детского   сада   позволяет педагогам   увидеть   индивидуальные   особенности   ребенка,   его   интересы   и возможности,   его   достижения,   фиксировать   индивидуальные   неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда неравномерностью, скачкообразностью,   индивидуальным   темпом   созревания   психических функций и накопления субъективного опыта. Портфолио можно использовать как   дополнительный   материал   при   изучении   семьи   —   уклада   ее   жизни, интересов, традиций.  характеризуется ребенка     развитие     ­   и   в   –   пятых,   Портфолио   можно   использовать   для   решения   задач   всех образовательных областей.      Технологию «Портфолио» в практике своей работы я реализую уже 4 года. Как всё начиналось? Алгоритм работы:  ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ (КПК, изучение интернет – ресурсов, методической литературы…)   ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (консультация - презентация, буклеты…) (индивидуальное консультирование по запросам, реклама и презентация «Портфолио» в группе…) ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО РАЗРАБОТКА ВАРИАНТОВ РАБОТЫ С ПОРТФОЛИО (НОД, ОДрм, СД и ВсР) 4 (комментарии к алгоритму) 1)   Посетила   курсы   «Портфолио   дошкольника»   и   меня   очень   это заинтересовала и я решила попробовать внедрить его в своей группе. Изучила материал по данной теме.  2) Важной задачей для меня было заинтересовать родителей. Я провела для них   консультацию   –   презентацию   «Портфолио   дошкольника»   (рассказала   о том, что такое портфолио, его назначение, разделы и странички), изготовила буклеты по оформлению портфолио. Важно было донести до родителей:  для чего необходимо создавать портфолио.  3) Предложила создать портфолио: сначала это была папка для детских работ. Родители   не   остались   равнодушными   принесли   папки,   куда   мы   стали складывать все детские работы, а родители совместно с детьми в конце месяца выбирали самые лучшие работы и оставляли их в папке.  Через месяц я оформила свою страничку, чтобы родители поближе узнали обо мне,   а   родители   в   свою   очередь   оформили   первые   странички   про   своих малышей, чтобы я могла поближе с ними познакомиться. Первые Портфолио мы рассматривали и обсуждали все вместе. Это послужило дополнительной мотивацией для родителей. Внедряя   портфолио,   я   предложила   родителям   варианты   разделов,   вместе продумали возможное их содержание. Раздел 1. «Давайте познакомимся» (фото ребёнка, фамилия и имя ребенка,  имя предпочитаемое ребёнком, антропометрические данные…)                            Странички: «Это я!», «Моя семья»», «Мой знак Зодиака», «Как я расту!»,  «Моё здоровье» … Раздел   2. Странички: «Вот я какой!», «Моя любимая игрушка» …   «Про   меня!»   (увлечения   и   интересы   ребёнка…) Выбор страничек зависит от:                                                                                   1) от тематики недели («Столица нашей родины – Москва», «Я гражданин  5 России», «Я путешествую …!» …);                                                                            2) от событийности («Самый волшебный праздник», «Мой папа»…);                    3) от сезона («Как я провёл лето», «Зимние забавы», «Уж небо осенью  дышало», «Пришла весна»…);                                                                                    4) от интересов детей «Мои увлечения»;                                                                   5) учёт гендерной специфики («Мальчишечьи секреты», «Девичьи секреты»);    6) учёт регионального компонента («Мой город – Пермь»). Раздел 3. «Мои достижения!»                                                                                     Хотя это и не является общей практикой, но некоторые дети получают свои  первые дипломы и медали уже в дошкольном возрасте. Кто­то побеждает в  конкурсе рисунков на асфальте, кто­то становится победителем творческого  конкурса. Данный раздел ­ копилка всевозможных наград, полученных.  (грамоты, дипломы, сертификаты…). Раздел 4. «Я умею!» (образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы…).      Все эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Даже за один год ведения такой папки почти у всех детей накапливается достаточно большой материал, касающийся их жизни в детском саду.  4)   Разработка   вариантов   использования   Портфолио   в   работе   с   детьми   в течение дня: Совместная деятельность НОД ОДРМ Самостоятельна я деятельность Взаимодействие с родителями Те же варианты  работы, что и в  НОД только  индивидуально  или с подгруппой  детей. Для  рассматривания,  рассказывания,  для  хвастовства… 1.Для закрепления  знаний и  представлений по  теме (вместе  рассматривать и  рассказывать,  например прошла  тема «Лето», мы  рассматриваем и  обсуждаем  !. Совместное  обсуждение  странички, её  содержания   2. Выбор  странички по  желанию  родителя. 3. Совместная  6 презентация  странички с  ребёнком. страничку «Летние  каникулы». 2.Для мотивации      (один ребёнок втайне от других детей  вместе с родителями  заполняет страничку  и в начале НОД  педагог привлекает к рассматриванию и  обсуждению других  детей) страничка  «Моё путешествие» 3.Для НОД по  образовательной  области «речевое  развитие»  (составление  описательного  рассказа по  алгоритму, по одной  из страниц  портфолио). 4.НОД в виде  детских презентации (рассказ о  собственных  достижениях,  повышение  социального статуса  в группе).       Оформление портфолио должно быть различно, так как оно составляется добровольно и по желанию. Страницы оформлены так, что ребенку, который не   умеет   читать,   было   понятно.   Этому   способствуют   рисунки,   символы, эмблемы.   Портфолио   состоит   из   папки   с   файлами,   это   позволяет   легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. НЕ стоит забывать и о 7 хранении Портфолио: Портфолио должно быть расположено в доступном для детей месте. Главное правило для детей – «Чужое Портфолио брать нельзя. Если хочется посмотреть, спроси разрешения».       И в завершении…     Портфолио ­ это собственность ребёнка. Его любимая книга,   которую   воспитанник   сам   создавал   вместе   с   родителями, воспитателями. В ней он выразил, свои интересы, желания, мечты. Портфолио дошкольника   может   стать   не   только   предметом   его   гордости,   но   и инструментом   самопознания,   важнейшей   точкой   соприкосновения   во взаимодействии "ребенок ­ родители". Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.      Это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка, а кроме того, портфолио способно   объединить   в   творческом   процессе   усилия   родителей,   детей   и педагогов детском саду.  Следует помнить, что работа над портфолио ­ не разовая акция.   «Нужно приучить ребенка к постоянной работе по сбору папки личных достижений, поскольку это технология всматривания в себя, которая потребуется ему на протяжении всей последующей жизни». А. Прутченков 8
скачать по прямой ссылке