ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА «СТОЛИЦА»
(ГБПОУ ОКГ «Столица»)
учебной дисциплине
Москва 2017
ОДОБРЕН Методическим объединением Естественнонаучного и физикоматематического циклов |
Разработан на основе ФКГОС ООП по географии |
Протокол №1 |
|
от «31» августа 2017 г.
|
|
Председатель Методического объединения |
Заместитель директора |
_______________/Е.С.Шевцова/ |
_______________/Т.Н. Черепнина/ |
Подпись |
Подпись |
Составитель:
Шевцова Е.С., высшая квалификационная категория, учитель географии.
Рецензент:
Школьная Н.Ю., руководитель подразделения, ГБПОУ ОКГ «Столица» Абрамова Е.В., старший методист, ГБПОУ ОКГ «Столица».
2
Оглавление
ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ .................................................................................................... 4
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ........................................................................................................ 11
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ ................................................................................................... 34
3
Учебная дисциплина: География (ФКГОС ООП)
Назначение фонда оценочных средств – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 10 класса по географии.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Номер и наименование темы/раздела РП
|
|
Наименование контрольно-оценочного средства |
|
Текущий контроль |
Промежуточная аттестация |
|||
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Называть основные средства и методы получения и фиксации географической информации. Описывать разнообразие стран современного мира. Объяснять причины изменения политической карты мира; значение географического положения страны. |
Современная политическая карта мира |
|
Контрольная работа №1. Входящий контроль. Практическая работа №1 «Характеристика политикогеографического положения страны. |
|
Называть и показывать основные промышленные и сельскохозяйственные районы мира в связи с распределением ресурсов; рекреационные районы и центры туризма. Объяснять влияние ресурсообеспеченности на развитие хозяйства; изменение «нагрузки» на окружающую среду в связи с этапами развития производительных сил; возрастающее значение экологических проблем на современном этапе. Прогнозировать обеспеченность человека ресурсами при современном уровне добычи. |
География мировых природных ресурсов |
Практическая работа № 2. «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира».
|
|
|
Называть и показывать основные регионы наиболее интенсивного взаимопроникновения культур. Объяснять распространение основных языков и религий; важность количественной и качественной оценки населения мира и регионов; связь проблем ресурсообеспеченности и роста населения, урбанизации и экологических. |
География населения мира |
Практическая работа № 3 «Составление характеристики населения одной из стран мира» Зачет по теме «Население мира» №1 |
|
|
Называть основные черты НТР; основные принципы |
Научно-техническая |
Практическая работа № 4 |
|
4
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Номер и наименование темы/раздела РП
|
|
Наименование контрольно-оценочного средства |
|
Текущий контроль |
Промежуточная аттестация |
|||
размещения отраслей мирового хозяйства. Объяснять влияние на отраслевую структуру и размещение производства НТР. |
революция и мировое хозяйство |
«Определение влияния факторов размещения на мировое хозяйство» |
|
|
Называть и показывать основные районы и центры размещения ведущих отраслей мирового хозяйства. Объяснять специализацию отдельных стран в мировом хозяйстве; размещение старопромышленных районов и районов нового освоения; региональную политику стран; различия отраслевых и территориальных структур хозяйства развитых и развивающихся стран. |
География отраслей мирового хозяйства |
Рубежный контроль Зачет №2. |
|
|
Называть и показывать основные районы. Объяснять специфику размещения отдельных стран; расселение населения районов мира, история освоения территорий земного шара; региональная политика стран.
|
Региональная характеристика мира . 35 часов |
Практическая работа № 5. «Составление сравнительной характеристики двух стран Европы» Зачет по теме «Зарубежная Европа» №3 Практическая работа № 6 «Составление картосхемы производственных связей стран» Зачет № 4 Зачет № 5 Практическая работа № 7 «Составление экономикогеографической характеристики одной страны». Зачет № 6 |
|
|
Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. |
Глобальные проблемы человечества |
|
Итоговый контроль |
5
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА «СТОЛИЦА»
(ГБПОУ ОКГ «Столица»)
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
учебной дисциплине
Москва 2017
Для достижения поставленных задач учебного предмета «География» применяются следующие формы и средства контроля: входной, рубежный (промежуточный) мониторинги, текущие контрольные работы, фронтальный опрос, проверка выполнения домашнего задания, самостоятельные и практические работы.
1. Проверочные работы (текущие контрольные работы, тестирования, самостоятельные работы).
Входной мониторинг 10 класс.
При выполнении заданий приветствуется использование карт атласа. На выполнение работы отводится 45 минут.
1.1 Описание
Текст задания На основе анализа «Политической карты мира» атласа и «визитной карточки» учебника ВП Максаковского «Экономическая и социальная география мира» выполни следующие задания
(Приложение1)
а) Назвать и показать семь самых больших стран мира;
б) назвать и показать 11стран мира с численностью свыше 100млн.человек;
в) назвать и показать полуостровные государства на материке Евразия;
островные государства мира;
г) дать определение внутриконтинентальных стран, показать их на карте
ЗАДАНИЕ № 2
Текст задания На основе анализа карты «Размещение населения мира» атласа проанализируйте плотность населения мира,
(Приложение 2)
1-найдите регионы с высокой плотностью и объясните почему именно здесь такая плотность?
2-Определите места , где нет жителей и почему?
3-Сделать выводы - можно ли по плотности населения судить о социально- экономическом развитии страны?
ЗАДАНИЕ №3
Текст задания Сделать сравнительную характеристику экономико – географического положения регионов: Зарубежная Азия, Северная Америка, Зарубежная Европа. Определить черты сходства регионов и их различия
(Приложение 3)
(Территория, население, национальный состав, агломерации мегаполисы, природные ресурсы,, транспорт, отрасли специализации, определить ВВП, проблемы стран региона.)
1.2 Критерии оценки.
На «2» если 0-5 баллов соответственно выполнено менее 30% работы.
На «3» если 6-8 баллов соответственно выполнено от30% до 55% работы.
На «4» если 9-12 баллов соответственно выполнено от 56% до 80% работы.
На «5» если 12-14 баллов соответственно выполнено от 81% до 100% работы.
1.3 Эталон оценки.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
2. Критерии выставления оценок за проверочные работы.
2.1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин.
|
Баллы |
Отметка |
10 |
Отметка «5» |
|
7-9 |
Отметка «4» |
|
5-6 |
Отметка «3» |
|
0-4 |
Отметка «2» |
|
|
|
2.2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин.
|
Баллы |
Отметка |
18-20 |
Отметка «5» |
|
14-17 |
Отметка «4» |
|
10-13 |
Отметка «3» |
|
Менее 10 |
Отметка «2» |
|
|
|
2.3. Эталоны ответов проверочных работ. Оценка "5" ставится, если ученик:
• выполнил работу без ошибок и недочетов;
• допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: • не более одной негрубой ошибки и одного недочета; • или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
• не более двух грубых ошибок;
• или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
• или не более двух-трех негрубых ошибок;
• или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка "2" ставится, если ученик:
• допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
• оценка "3";
• или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Рубежный контроль 10 класс.
Вариант № 444235
1. Задание 1 № 95
Какой из перечисленных народов относится к числу коренных народов Европейского Севера России?
1) коми 3) чуваши
2) башкиры 4) удмурты
Пояснение.
Башкиры, чуваши и удмурты — жители Поволжья. Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
2. Задание 2 № 62
С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу?
1) Молдавия 3) Белоруссия
2) Венгрия 4) Армения
Пояснение.
Россия имеет сухопутную границу с 16 странами. На западе: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Беларусь, Украина. Здесь же находится Калининградская область, граничащая с Польшей и Литвой. На юге от Черного к Каспийскому морю: Грузия, Южная Осетия, Абхазия, Азербайджан; От Каспийского до Охотского моря: Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
3. Задание 3 № 649
Для какого из перечисленных регионов России характерно распространение многолетней мерзлоты?
1) Ямало-Ненецкий АО 3) Республика Карелия
2) Пермский край 4) Вологодская область
Пояснение.
Многолетняя мерзлота распространена в Сибири и на Дальнем Востоке. Из перечисленных районов: в Ямало-Ненецком АО.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
4. Задание 4 № 1109
Снежные лавины — одно из наиболее опасных природных явлений. При составлении прогнозов чрезвычайных ситуаций МЧС России оценивает опасность, которую представляет для отдельных регионов сход лавин. Для жителей какого региона России такие прогнозы необходимы?
1) Республика Алтай 3) Кировская область
2) Воронежская область 4) Республика Коми
Пояснение.
Снежные лавины характерны для горных областей. Среди приведенных субъектов — республика Алтай, где расположены высокие Алтайские горы. Все остальные районы равнинные.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
5. Задание 5 № 1638
Где на Дальнем Востоке имеются действующие вулканы?
1) на Курильских островах 3) на острове Сахалин
2) в Приморье 4) на Чукотском полуострове
Пояснение.
Действующие вулканы России расположены на Камчатке и Курильских островах. Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
6. Задание 6 № 1231
Студенты естественно-географического факультета изучают растительный мир горной тайги, представленной в основном пихтой и кедром, а также изучают проблемы сохранения популяции ценного пушного зверька — соболя. Какой из перечисленных заповедников им следует посетить?
1) «Чёрные земли» 3) Воронежский
2) «Остров Врангеля» 4) Баргузинский
Пояснение.
Соболь — Житель тайги. Студентам следует посетить Баргузинский заповедник. Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
7. Задание 7 № 444
В какой из перечисленных областей средняя плотность населения наименьшая?
1) Липецкая 3) Ульяновская
2) Нижегородская 4) Амурская
Пояснение.
Плотность населения определяется делением численности на площадь. Чем неблагоприятнее природные условия, тем ниже численность и показатели средней плотности. Среди перечисленных примеров наименее благоприятные природные условия в Амурской области. Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
8. Задание 8 № 413
Какое утверждение об изменении эксплуатационной длины железнодорожных путей общего пользования верно?
Площадь территории и эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования отдельных регионов РФ
1) В 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Кемеровской области увеличилась по сравнению с 1995 г.
2) С 1995 по 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Республики Хакасия неуклонно возрастала.
3) С 1995 по 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Омской области неуклонно сокращалась.
4) Наименьшее изменение эксплуатационной длины железнодорожных путей общего пользования в 2010 г. по сравнению с 1995 г. характерно для Томской области.
Пояснение.
Изменения в Томской области составили всего 2 км (346 − 344 = 2). Это наименьшее значение.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
9. Задание 9 № 425
Определите густоту сети железных дорог в Республике Хакасия в 2010 г. Полученный результат округлите до целого числа.
Площадь территории и эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования отдельных регионов РФ
Пояснение.
Для определения густоты надо длину дорог разделить на площадь региона:
667 : 61,6 = 10,8 = 11.
Ответ: 11.
Ответ: 11
10. Задание 10 № 895
Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?
1) Новосибирск 2) Тюмень |
3) Мурманск 4) Ямбург |
Пояснение.
Циклон — вихревое движение воздуха с низким давлением в центре. Центр циклона обозначен на карте буквой Н. Рядом с ним находится Ямбург.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
11. Задание 11 № 896
Карта погоды составлена на 20 декабря. В каком из показанных на карте городов на следующий день вероятно существенное повышение температуры воздуха?
1) Оренбург 3) Мурманск
2) Новосибирск 4) Нижний Новгород
Пояснение.
Повышение температуры воздуха связано с приближением теплого атмосферного фронта. Стрелки на карте указывают направление движения фронтов. Ближе всех к границе теплого фронта находится Нижний Новгород.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
12. Задание 12 № 1278
Уменьшению выбросов в атмосферу «парниковых» газов способствует
1) вывод из эксплуатации действующих АЭС
2) сжигание попутного нефтяного газа
3) развитие ветровой и солнечной электроэнергетики
4) перевод тепловых электростанций с природного газа на уголь
Пояснение.
Ветровые и солнечные источники энергии относят к неисчерпаемым ресурсам, использование которых в электроэнергетике не приводит к выбросам в атмосферу так называемых «парниковых» газов.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
13. Задание 13 № 1237
В каком из перечисленных высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?
1) В I полугодии 2013 г. отмечено увеличение числа прибывших из-за пределов России на 17,9 тыс. человек, или на 9,1%.
2) Разрастаясь, большие города вовлекают в сферу своих интересов прилегающие к ним малые города и посёлки, образуя агломерации, число которых в мире постоянно увеличивается.
3) Если в начале XIX в. численность городского населения определялась несколькими десятками млн человек при общей численности 1 млрд, то сейчас почти половина всех жителей Земли живёт в городах.
4) В I полугодии 2013 г. в России отмечалось уменьшение числа родившихся (в 53 субъектах Российской Федерации) и числа умерших (в 57 субъектах). В целом по стране в I полугодии 2013 г. число умерших превысило число родившихся на 5,9%.
Пояснение.
Воспроизводство населения — процесс смены поколений, демографическими показателями которого являются рождаемость, смертность и естественный прирост.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
14. Задание 14 № 937
Определите, какой город имеет географические координаты 33° с.ш. и 44° в.д.
Пояснение.
Географические координаты включают географическую широту и географическую долготу. Географическая широта — это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки в градусах. Широта бывает северная южная в границах от 0 градусов (экватор) до 90 градусов (широта полюсов). Географическая долгота — величина дуги параллели от нулевого меридиана до заданной точки в градусах. Долгота бывает западная и восточная в границах от 0 до 180 градусов.
Ответ: Багдад.
Ответ: Багдад
15. Задание 15 № 704
Почему после сильных дождей произошло сползание пластов горных пород вниз по склонам холма?
Продолжающийся несколько дней ливень в штате Калифорнии (США) привёл к наводнениям и другим бедствиям. Жители городка Пало Альто (38° с.ш. 122° з.д.) были эвакуированы, т. к. склон холма, у подножья которого расположены дома, размывается дождём. Возникла угроза сползания грунта вниз, в результате чего часть города могла оказаться засыпанной. В некоторых других округах в горной местности также прошла эвакуация жителей домов, расположенных на холмах и у их подножий. Пояснение.
1) Оползни возникают на склонах долин или речных берегов, в горах, на берегах морей. Наиболее часто оползни возникают на склонах, сложенных чередующимися водоупорными и водоносными породами.
2) Если водоупорные слои сложены глиной, то при намокании во время обильных дождей глина становится скользкой. Силы трения, обеспечивающие сцепление грунтов или горных пород на склонах, оказываются меньше силы тяжести, и вся масса горной породы приходит в движение. Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Ответ включает оба названных выше элемента |
2 |
Ответ включает один (любой) из названных выше элементов |
1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла |
0 |
Максимальный балл |
2 |
16. Задание 16 № 1587
Используя данные таблицы, определите долю лиц старше трудоспособного возраста (в %) в возрастной структуре населения г. Воронежа в 2012 г. Полученный результат округлите до целого числа.
Распределение населения г. Воронежа по возрастным группам в 2012 г., тыс. человек
|
Численность населения |
Всё население |
991,3 |
В том числе в возрасте: |
|
моложе трудоспособного |
123,8 |
из них детей в возрасте 1–6 лет |
50,5 |
в трудоспособном |
622,7 |
старше трудоспособного |
244,8 |
Пояснение.
(244,8 · 100) : 991,3 = 24,6. Округлим до целого числа: 25.
Ответ: 25.
Ответ: 25
17. Задание 17 № 1155
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) Псков 2) Екатеринбург 3)Владивосток
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
|
|
|
Пояснение.
При ответе на этот вопрос легко воспользоваться картой Народы и плотность населения. Величина кружка, обозначающего город зависит от численности населения. Надо лишь выстроить города в порядке увеличения численности.
Ответ: 132.
Ответ: 132
18. Задание 18 № 608
Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
Пояснение.
В 1 см карты — 100 метров, поэтому что бы получить ответ в метрах, расстояние от церкви до родника , измеренное в сантиметрах, необходимо умножить на 100.
Однако на экране монитора карта могла измениться в размерах. Поэтому следует найти, во сколько раз расстояние от церкви до родника больше длины масштабного отрезка, а затем полученное отношение умножить на 100. Ответ: 420.
Ответ: 410|420|430
19. Задание 19 № 609
Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.
Пояснение.
Для определения направлений можно воспользоваться стрелкой Север-Юг в левом верхнем углу карты. Перпендикуляр к стреле укажет направление запад-восток. От башни родник находится на севере.
Ответ: Север.
Ответ: насевере|всеверном|северном|север|С
20. Задание 20 № 615
Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Пояснение.
2 участок.
1. Расположен на южном склоне.
2. Рядом проходит дорога, что удобно для вывоза урожая. Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Ответ включает оба названных выше элемента |
2 |
Ответ включает один (любой) из названных выше элементов |
1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла |
0 |
Максимальный балл |
2 |
21. Задание 21 № 600
На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А—В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
1. 3)
Пояснение.
Точка А лежит на высоте 103 метра. От нее сначала пологий, а потом крутой спуск к реке до отметки 87 метров. Потом плоская долина, по которой течет река. Далее подъем к точке В с попеременным то крутым, то более пологим склоном до отметки 108 метров.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
22. Задание 22 № 45
Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы более детально изучить регион, в котором расположен г. Черемхово Иркутской области?
1. Поволжья
2. Западной Сибири
3. Урала
4. Восточной Сибири
НПО «Химико-металлургическая компания» (ХМК) в 2012 г. запустило в эксплуатацию в г. Черемхово (Иркутская область) первый модуль металлургического завода, на котором будет использоваться технология прямого восстановления железа. Предполагается, что металлургический завод по производству «быстрого чугуна» в Черемхово будет потреблять около 1 млн т каменного угля Черемховского угольного бассейна.
Пояснение.
Иркутская область расположена на юге Восточной Сибири.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
23. Задание 23 № 1603
Какая особенность природно-ресурсной базы региона, в котором находится г. Астрахань, способствовала созданию на его территории предприятия по производству труб для подводных трубопроводов?
В 2012 г. в Астрахани при участии Московского трубозаготовительного комбината и предприятия «Балластные трубопроводы СВАП» был открыт производственнологистический комплекс «СВАП-Юг». К началу 2013 г. новый завод «СВАП-Юг» произвёл первые 55 км труб для подводных трубопроводов с утяжеляющим защитным балластным покрытием. Конструкции, которые производят в Астрахани по российским инновационным технологиям с использованием российских материалов, отличаются от зарубежных аналогов большей прочностью и экологичностью. Сейчас завод производит 1 км труб в сутки. Со временем мощность будет увеличена.
Пояснение.
Примеры ответов:
1. В Каспийском море имеется нефть, для добычи которой необходимы специальные трубопроводы.
2. Побережье и шельф Каспия богаты нефтью и природным газом.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
В ответе говорится о наличии месторождений нефти в шельфе Каспийского моря или природного газа в Астраханской области. Примеры ответов: 1. В Каспийском море имеется нефть, для добычи которой необходимы специальные трубопроводы. 2. Побережье и шельф Каспия богаты нефтью и природным газом. |
1 |
В ответе ничего не говорится о наличии месторождений нефти в шельфе Каспийского моря или природного газа в Астраханской области. Примеры ответов: 1. Астрахань находится на берегу Каспийского моря. 2. В Астрахани находится много промышленных производств. |
0 |
Максимальный балл |
1 |
24. Задание 24 № 1191
Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите получившуюся последовательность цифр.
1) Республика Бурятия
2) Ростовская область
3) Свердловская область
Пояснение.
Для решения этого задания надо расположить регионы с востока на запад, по мере того, как всходит Солнце.
Ответ: 132.
Ответ: 132
25. Задание 25 № 1379
Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом.
СЛОГАН РЕГИОН
А) Добро пожаловать на берег Телецкого озера — гор- 1) Калининградская ной жемчужины с неповторимой красотой! область
Б) Примите участие в уникальном празднике проводов 2) Республика полярной ночи «Здравствуй, Солнце»! Алтай
3) Республика
Татарстан
4) Мурманская
область
Пояснение.
А) Телецкое озеро — жемчужина Алтая.
Б) Явление полярной ночи можно наблюдать в Мурманской области, расположпенной за полярным кругом.
Ответ: 24.
Ответ: 24
26. Задание 26 № 550
Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
A) известняк
Б) суглинок с валунами
B) кварцит
Пояснение.
При горизонтальном залегании пород самые древние породы залегаю внизу, самые молодые — вверху.
Ответ: БАВ.
Ответ: БАВ
27. Задание 27 № 1597
Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
1) А 3) C
2) B 4) D
Пояснение.
Понижение температуры к июлю указывает на южное полушарие. высокие температуры в течение года и большое количество осадков указывает на точку А, куда осадки приносятся пассатными ветрами с Атлантического океана.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
28. Задание 28 № 363
Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимостей между полученными характеристиками. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Михаил: «Среднесуточная температура воздуха понижается при движении с запада на восток».
2) Пётр: «Чем меньше продолжительность дня, тем ниже среднесуточная температура воздуха».
3) Владимир: «Среднесуточная температура воздуха понижается с увеличением высоты местности».
4) Александр: «Продолжительность дня увеличивается при движении с севера на юг».
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 22 января 2013 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Пояснение.
Продолжительность дня увеличивается при движении с севера на юг. Это иллюстрируется данными таблицы. В Архангельске, самом северном из приведенных примеров городов продолжительность дня составляет 5 ч 55 мин. Далее на юг. Вологда: 7 ч 22 мин; Уфа: 8 ч 13 мин; Воронеж: 8 ч 38 мин.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
29. Задание 29 № 1446
Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите цифры, которыми обозначены регионы, в правильной последовательности в таблицу.
1) Пензенская область
2) Хабаровский край
3) Тюменская область Пояснение.
Новый год приходит к нам с востока. Сначала его встретят в Хабаровском крае, потом в Тюменской областях, а затем в Пензенской области. Ответ: 231.
Ответ: 231
30. Задание 30 № 1222
Определите регион России по его краткому описанию.
Эта область находится в Европейской части страны, имеет выход к Государственной границе РФ с одной из стран СНГ и не имеет выхода к морю. Климат умеренно континентальный. Область расположена в лесостепной и степной зонах. Южная часть области подвержена суховеям. Из полезных ископаемых здесь имеются залежи медно-никелевых руд, стройматериалы. В области развито многоотраслевое машиностроение: производят сельскохозяйственные машины, пассажирские самолёты-аэробусы, горно-обогатительное оборудование; развита химическая и нефтехимическая промышленность; на территории области функционирует АЭС. Численность населения административного центра области составляет примерно 1 млн человек.
Пояснение.
При ответе на вопросы такого типа надо найти в описаниях так называемые «ключи», которые четко указывают на регион. В данном случае это — степной район европейской части с выходом к государственной границе и наличие АЭС (Нововоронежской). Ответ: Воронежская область.
Ответ: Воронежская область
Ключ
2.4 Контрольная работа оценивается
На «2» если 0-5 баллов соответственно выполнено менее 30% работы.
На «3» если 6-8 баллов соответственно выполнено от30% до 55% работы.
На «4» если 9-12 баллов соответственно выполнено от 56% до 80% работы.
На «5» если 12-14 баллов соответственно выполнено от 81% до 100% работы.
Оценка контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки:
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных закономерностей
2. Неумение выделить в ответе главное. Логическое мышление.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения природных явлений .
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Негрубые ошибки:
1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности на контурной карте, графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований.
4. Не точно работы с картой.
Недочеты
1. Грязно выполненные работы.
2. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
3. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки
3. Практические работы.
3.1 Форма представления результата практической работы:
• Текстовые работы. При этом ожидаемые ответы на задания могут состоять из отдельных предложений или словосочетаний, а могут представлять связный текст — описательный, характеризующий объекты и (или) явления, объяснительный. Текстовый ответ может быть записан в форме таблицы.
• Картографические работы, в том числе на контурных картах или на собственноручно нарисованных. Это могут быть карты как реально существующих, так и вымышленных, гипотетических территорий. Сюда же можно отнести и картосхемы, картодиаграммы, планы местности.
• Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.
• Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.
• Фотографии, видеоматериалы.
• Мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации или веб-
сайты.
3.2 Эталоны ответов (качества выполнения) практических работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
3.3 Эталоны ответов (качества выполнения) практических работ по географии, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты
3.4 Эталоны ответов (качества выполнения) работ по географии с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА «СТОЛИЦА»
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
учебной дисциплины
10 класс
Москва 2017
1. Задание 1 № 6150 Город Артёмовский имеет географические координаты 57º 22′ с. ш. 61º 52′ в. д. Определите, на территории какого субъекта Федерации находится этот город.
Ответ: Свердловскаяобласть|Свердловская
28
2. Задание 2 № 5800
Расположите моря в порядке повышения в них солености поверхностных вод (от наиболее низкой к наиболее высокой).
1) Берингово
2) Балтийское
3) Средиземное
Ответ: 213
3. Задание 3 № 6693
Какие из следующих высказываний верны? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Развитие тепловой электроэнергетики — одна из причин усиления парникового эффекта в атмосфере.
2) Рекультивация земель — одна из причин сокращения продуктивных сельскохозяйственных угодий.
3) Сокращение поголовья скота — основная причина деградации пастбищ.
4) Перевод ТЭС с угля на газ способствует сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу.
5) Использование тяжёлой техники — одна из причин снижения почвенного плодородия в степной зоне.
Ответ: 145
4. Задание 4 № 5921
Прочитайте текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из пронумерованного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков, обозначенных буквами А — В. Вставьте на места пропусков слова из списка (в нужном падеже и числе).
Карст — совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью ________________(А) и выражающихся в растворении горных пород. Карстовые процессы происходят в таких горных породах, как, например, ________________(Б) и мел. В результате карстовых процессов образуются отрицательные формы рельефа (поверхностные и подземные), например, ________________(В). Наибольшее разнообразие карстовых форм наблюдается в открытом типе карста (горные районы Крыма, Кавказа, Карпат, Альп и др.).
Список слов:
1) ветер
2) вода
3) базальт
4) известняк
5) тектонический разлом
6) пещера
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
|
|
|
Ответ: 246
5. Задание 5 № 6605
Расположите приведённые ниже города в порядке повышения средней многолетней температуры воздуха самого теплого месяца, начиная с города с самой низкой температурой воздуха. 1) Ставрополь
2) Сыктывкар
3) Воронеж
Ответ: 231
30
6. Задание 6 № 5979
Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 23 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью.
1) 35° ю. ш.
2) 70° ю. ш. 3) 35° с. ш.
Ответ: 213
7. Задание 7 № 6228
Установите соответствие между островом и его обозначением на карте Евразии: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОСТРОВ ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КАРТЕ
А) Шри-Ланка 1) 1 Б) Калимантан 2) 2
В) Ирландия 3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
|
|
|
Ответ: 231
8. Задание 8 № 3994
Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя доли лиц младше 15 лет в общей численности населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.
1) Австрия
2) Судан
3) Чили
Ответ: 132
9. Задание 9 № 5735
Какие три из обозначенных на карте России территории имеют наибольшую среднюю плотность населения? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания номеров ответа, под которыми указаны эти территории.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
6) 6
Ответ: 246
10. Задание 10 № 5981
Установите соответствие между страной и диаграммой, отражающей распределение её экономически активного населения по секторам экономики: к каждому элементу первого столбца, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
|
|
|
Ответ: 123
11. Задание 11 № 5852
Какие из утверждений о Франции верны? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Страна является крупнейшей по территории в Западной Европе.
2) Большая часть электроэнергии в стране производится на АЭС.
3) По форме правления страна является монархией.
4) Страна является одним из лидеров по производству сахарной свеклы. 5) Во Франции расположены Апеннинские горы.
Ответ: 124
12. Задание 12 № 6022
Какие три из перечисленных городов России имеют наибольшую численность населения? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания, под которыми указаны эти города?
1) Казань
2) Тюмень
3) Воронеж
4) Мурманск
5) Челябинск
6) Смоленск
Ответ: 135
13. Задание 13 № 5951
Какие три из перечисленных городов России являются центрами целлюлозно-бумажной промышленности? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания, под которыми указаны эти города.
1) Оренбург
2) Сыктывкар
3) Невинномысск
4) Архангельск
5) Братск
6) Краснодар
Ответ: 245
14. Задание 14 № 6738
Какие из утверждений о Поволжье верны? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К коренным народам Поволжья относятся буряты.
2) Поволжье является важным районом добычи нефти.
3) На территории района расположены несколько городов-миллионеров.
4) На территории района находятся несколько крупнейших металлургических комбинатов страны.
5) На территории района работает каскад гидроэлектростанций.
Ответ: 235
15. Задание 15 № 5830
В каких из высказываний содержится информация о миграциях населения? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из главных черт Дальнего Востока России в плане демографии — незначительная численность населения в сравнении с общей площадью территории.
2) По сравнению с 2010 г. в 2012 г. переток населения между восточной и западной частями России увеличился не сильно, однако значимо возрос отток населения из Приволжского и Северо-Кавказского округов.
3) В 6 регионах России доля горожан в общей численности населения составляет менее 50%.
4) В настоящее время в Центральную Россию возвращаются многие из тех, кто ранее уезжал в северные и восточные районы страны.
Ответ: 24|42
16. Задание 16 № 5867
Какие из следующих выводов о тенденциях изменения объемов производства продукции животноводства, сделанные на основе анализа данных приведенной ниже таблицы, верны?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В Ярославской области в период с 2010 по 2013 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства.
2) В Вологодской области в период с 2010 по 2013 г. ежегодно происходило сокращение объемов производства продукции животноводства.
3) В Чеченской Республике в период с 2010 по 2013 г. ежегодно происходило сокращение объемов производства продукции животноводства.
4) В Пермском крае в период с 2010 по 2013 г. ежегодно происходило сокращение объемов производства продукции животноводства.
Ответ: 12|21
17. Задание 17 № 393
С помощью карты сравните средние июльские температуры в городах Мурманск, Москва и Волгоград. Расположите эти города в порядке увеличения средней июльской температуры.
A) Мурманск
Б) Москва
B) Волгоград
Ответ: АБВ
18. Задание 18 № 3386
Установите соответствие между страной и её столицей.
СТРАНА СТОЛИЦА
А) Болгария 1) Братислава
Б) Венгрия 2) Будапешт
В) Румыния 3) Бухарест
4) София
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
|
|
|
Ответ: 423
19. Задание 19 № 1694
Выберите в приведённом списке три страны, в структуре электроэнергетики которых преобладают ГЭС. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) Бразилия
2) Великобритания
3) Норвегия
4) ЮАР
5) Канада
6) Россия
Ответ: 135
20. Задание 20 № 3931
В соответствии с законом о возврате к зимнему времени с 26 октября 2014 года на территории РФ установлены 11 часовых зон. Исходным при исчислении местного времени часовых зон служит московское время — время II часовой зоны.
Номер часовой зоны |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
Разница во времени между временем данной зоны и московским временем (в часах) |
−1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
+4 |
+5 |
+6 |
+7 |
+8 |
+9 |
Самолёт вылетел из Москвы (II часовая зона) в Уфу (IV часовая зона) в 12.00 по московскому времени. Расчётное время в полёте 2 часа. Пользуясь данными таблицы, определите, сколько времени будет в Уфе, когда самолёт приземлится. Ответ запищите цифрами.
Ответ: 16
21. Задание 21 № 87
Используя данные диаграммы, определите величину абсолютного миграционного прироста населения Воронежской области в 2006 г. Данные диаграммы — в промилле. Ответ запишите цифрами.
Ответ: 1400|1,4
22. Задание 22 № 6712
Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке возрастания в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.
Страна |
Разведанные запасы нефти, млрд т (2015 г.) |
Добыча нефти, млн т в год (2015 г.) |
1) США |
6,6 |
568 |
2) Бразилия |
1,9 |
131 |
3) Нигерия |
5,0 |
113 |
Ответ: 123
23. Задание 23 № 523
Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.
A) четвертичный
Б) кембрийский
B) каменноугольный
Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.
Ответ: БВА
24. Задание 24 № 6748
Определите страну по её краткому описанию.
Эта страна расположена в Восточном полушарии. По форме правления является монархией. Климат тропический пустынный. Численность населения превышает 30 млн человек. Страна обладает запасами нефти и природного газа мирового значения. К наиболее важным отраслям промышленности кроме нефтедобычи относятся нефтепереработка и цветная металлургия. Ответ: Саудовская Аравия
25. Задание 25 № 6681
Определите регион России по его краткому описанию.
Эта область расположена на границе европейской и азиатской части страны. Главный город области является одним из крупнейших культурных, научных и промышленных центров России, численность его населения превышает 1 миллион человек. Ведущие отрасли промышленности области — металлургия, машиностроение, химическая промышленность и электроэнергетика. На территории области работает крупная АЭС.
Ответ: Свердловская
26. Задание 26 № 1831
Определите по карте расстояние на местности по прямой от геодезического знака 159,7 до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ: 328|329|330|331|332
27. Задание 27 № 1832
Определите по карте азимут от геодезического знака 159,7 на дом лесника. Ответ запишите цифрами.
Ответ: 125|127|130
28. Задание 28 № 356
Постройте профиль рельефа местности по линии А — В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб — в 1 см 50 м и вертикальный масштаб — в 1 см 5 м.
Укажите на профиле стрелкой положение реки Беличка.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Ответ включает в себя все три названных выше элемента |
2 |
Ответ включает в себя один (1-й) ИЛИ два (любые) из названных выше элементов |
1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла |
0 |
Максимальный балл |
2 |
29. Задание 29 № 6250
Город Чикаго является центром Приозёрного района чёрной металлургии США. Какие особенности ЭГП Чикаго способствовали размещению в нём предприятий чёрной металлургии? Укажите две особенности. Если Вы укажете более двух особенностей, оцениваться будут только две, указанные первыми. Критерии проверки:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе правильно названы две особенности ЭГП г. Чикаго, повлиявшие на строительство метеллургического комбината. |
2 |
В ответе правильно названа только одна из причин. |
1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
30. Задание 30 № 2652
Определите, в пределах какого из участков, обозначенных на фрагменте топографической карты цифрами 1, 2 и 3, существует наибольшая опасность развития водной эрозии почвенного слоя. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Если Вы приведёте более двух доводов, оцениваться будут только два, указанных первыми.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Ответ включает в себя оба названных выше элемента |
2 |
Ответ включает в себя один (любой) из названных выше элементов |
1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления |
0 |
оценок в 1 и 2 балла |
|
Максимальный балл |
2 |
31. Задание 31 № 1178
Используя данные таблицы, приведенной ниже, сравните долю сельского хозяйства в ВВП и долю сельского хозяйства в общем объеме экспорта Португалии и Армении. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играет бoльшую роль в экономике Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.
Социально-экономические показатели развития Германии и Кении в 2007 г.
Страна |
Числен- ность насе- ления, млн чел. |
Доля городского насе- ления, % |
Объем ВВП, млрд. долл. |
Отраслевая структура ВВП, % |
Общий объем экспорта, млрд долл. |
Объем сельско- хозяй- ственного экспорта, млрд долл. |
||
Сельское хоз-во |
Сфера услуг |
Промыш- ленность |
||||||
Португалия |
82 |
75 |
2800 |
2 |
70 |
28 |
1300 |
56 |
Армения |
35 |
20 |
59 |
24 |
60 |
16 |
4,2 |
2,1 |
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Приведена верная последовательность всех шагов решения: 1) В ответе говорится, что доля сельского хозяйства в структуре ВВП Армении - 24%, что выше, чем в Португалии - 2%. 2) В ответе говорится, что доля сельского хозяйства в экспорте Армении выше, чем в Португалии и приводятся вычисления 2,1 : 4.2 и 56 : 1330 Все вычисления выполнены верно, сделан вывод, что в Армении сельское хозяйство играет бoльшую роль в экономике. |
2 |
Приведена верная последовательность всех шагов решения, но сделан неверный вывод о роли сельского хозяйства в экономике двух стран. ИЛИ В ответе делается вывод о большей роли сельского хозяйства в экономике Армении, но в ответе правильно выполнен только один из двух шагов решения. |
1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
32. Задание 32 № 145
Географические координаты точек А, Б, В и Г показаны в таблице:
Точка |
Географические координаты |
|
|
Широта |
Долгота |
А |
54° с. ш. |
55° в. д. |
Б |
54° с. ш. |
63° в. д. |
В |
54° с. ш. |
70° в. д. |
Г |
54° с. ш. |
80° в. д. |
Определите, в какой из точек 1 августа Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 8 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Ход ваших рассуждений запишите.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Ответ включает в себя все три названных выше элемента |
2 |
Ответ включает в себя два (любые) из названных выше элементов |
1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла |
0 |
Максимальный балл |
2 |
33. Задание 33 № 6071
Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2007 г. для Тверской области. При расчётах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек |
1 406 562 |
1 390 444 |
1 379 542 |
Среднегодовая численность населения, человек |
139 521 |
1 384 993 |
1 374 478 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год |
−17217 |
−14396 |
−13665 |
Критерии проверки:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Приведена запись решения и правильно определён показатель естественного прироста населения (в ‰) |
2 |
В ответе приведена запись решения, но получен неверный ответ, так как допущена ошибка в вычислениях. ИЛИ Получен неверный ответ, так как неверно проведено |
1 |
округление до десятых долей промилле. ИЛИ Получен верный ответ, на ответе вместо знака ‰ указан знак % или не указан никакой знак. ИЛИ Указан верный ответ, но отсутствует запись решения |
|
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла |
0 |
Максимальный балл |
2 |
34. Задание 34 № 6072
На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Тверской области в 2007 г. Запишите решение задачи.
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек |
1 406 562 |
1 390 444 |
1 379 542 |
Среднегодовая численность населения, человек |
139 521 |
1 384 993 |
1 374 478 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год |
−17217 |
−14396 |
−13665 |
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Приведена верная последовательность всех шагов решения. 1) Величина, на которую изменилась численность населения 2) Величина миграционного прироста населения определена как разность между величиной изменения численности населения и величиной естественного прироста (убыли) населения. Все вычисления выполнены верно, получен верный ответ. |
2 |
Приведена верная последовательность всех шагов решения, но получен неверный ответ, так как допущена ошибка при определении величины, на которую изменилась численность населения ИЛИ Верно выполнен только первый шаг решения, а второй шаг либо отсутствует, либо выполнен неверно. ИЛИ Указан верный ответ но отсутствует запись решения. |
1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.