ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА «СТОЛИЦА»
(ГБПОУ ОКГ «Столица»)
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
учебной дисциплине
География (ФКГОС)
Москва 2017
ОДОБРЕН Разработан на основе ФКГОС ООП по
Методическим объединением географии
Естественнонаучного и физикоматематического циклов
Протокол №1 от «31» августа 2017 г.
Председатель Методического Заместитель директора объединения
_______________/Е.С.Шевцова/ _______________/Т.Н. Черепнина/
Подпись Подпись
Составитель:
Шевцова Е.С., высшая квалификационная категория, учитель географии.
Рецензент:
Школьная Н.Ю., руководитель подразделения, ГБПОУ ОКГ «Столица» Абрамова Е.В., старший методист, ГБПОУ ОКГ «Столица».
2
Оглавление ДИСЦИПЛИНЕ.......................................................................... 4
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ 11
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.............................................................................................. 34
ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ
3
Учебная дисциплина: География (ФКГОС ООП)
Назначение фонда оценочных средств – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов по географии.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Номер и наименование темы/раздела РП
|
|
Наименование контрольно-оценочного средства |
|
Текущий контроль |
Промежуточная аттестация |
|||
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ЗУН: • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; • сформированность устойчивых установок социальноответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека. • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. |
Россия в мире (6 асов) |
|
Входной мониторинг , Практическая работа № 1 « Определение по картам атласа крайних точек, границ», Практическая работа № 2 « Решение задач на определение поясного времени» |
|
Россияне (население) (11 часов) |
Практическая работа № 3 « Определение по статистическим материалам занятости населения в разных сферах хозяйства», Практическая работа № 4 «Определение плотности населения и доли городского населения в своей местности», Контрольная работа № 2. |
|
||
Природа (19 часов) |
Практическая работа №5 «Установление связей между |
|
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.; • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических |
Номер и наименование темы/раздела РП
|
|
Наименование контрольно-оценочного средства |
|
Текущий контроль |
Промежуточная аттестация |
|||
|
тектоническими структурами и формами рельефа», Практическая работа №6 «Работа с климатической картой», Практическая работа № 7 «Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов», Практическая работа № 8 «Описание одного из морей России по плану». Практическая работа № 9 «Определение по картам режима питания, годового стока, падения реки»,
Рубежный мониторинг |
|
||
Хозяйство (17 часов) |
Практическая работа №10 «Размещение машиностроения», Контрольная работа №4. |
|
||
Природно- хозяйственные зоны (7 часов) |
Практическая работа № 11 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон». Мониторинг итоговый. |
|
||
Наше наследие (3 аса) |
|
Итоговый мониторинг |
||
Москва и Московская |
|
|
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах его географического освоения, особенностях природы, жизни, культуре и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации информации; • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; • формирование представлений об особенностях |
Номер и наименование темы/раздела РП
|
|
Наименование контрольно-оценочного средства |
|
Текущий контроль |
Промежуточная аттестация |
|||
бласть (5 часов) |
|
|
||
|
|
|
||
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) экологических проблем на различных территориях и акватория, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
|
Номер и наименование темы/раздела РП
|
|
Наименование контрольно-оценочного средства |
|
Текущий контроль |
Промежуточная аттестация |
|||
|
|
|
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Номер и наименование темы/раздела РП
|
|
Наименование контрольно-оценочного средства |
|
Текущий контроль |
Промежуточная аттестация |
|||
ЗУН: • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; • сформированность устойчивых установок социальноответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека. • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам |
Раздел 1. Регионы России (13 часов) |
|
Входной мониторинг, Практическая работа № 1. Определение по картам особенностей экономикогеографического положения России. Нанесение на контурную карту республик России и их столиц. Практическая работа № 2 Обозначение на контурной карте экономических районов России.
|
|
Раздел 2. Европейская |
Практическая работа № 3. |
|
Учебная дисциплина: География (ФКГОС ООП)
Назначение фонда оценочных средств – оценить уровень
общеобразовательной подготовки обучающихся 9 классов по географии.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.; |
Номер и наименование темы/раздела РП
|
|
Наименование контрольно-оценочного средства |
|
Текущий контроль |
Промежуточная аттестация |
|||
Россия (36 часов) |
Составление картосхемы размещения хозяйства Центрального района. Практическая работа № 4. Составление схемы производственных связей на примере одного из экономических районов.
Рубежный мониторинг,
Практическая работа № 5. Составление картосхемы экономического развития Северо-Западного экономического района. Практическая работа № 6 . Составление картосхемы экономического развития Северного экономического района, Практическая работа № 7 . Составление картосхемы экономического развития Северо - Кавказского экономического района, Практическая работа № 8. Составление характеристики промышленного узла. |
|
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах его географического освоения, особенностях природы, жизни, культуре и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации информации; • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, |
Номер и наименование темы/раздела РП
|
|
Наименование контрольно-оценочного средства |
|
Текущий контроль |
Промежуточная аттестация |
|||
|
Практическая работа № 9. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух экономических районов. Контрольная работа № 3
|
|
||
Раздел 3. Азиатская Россия (12 часов) |
Практическая работа № 10. Составление картосхемы экономического развития Западной и Восточной Сибири. Практическая работа № 11. Составление картосхемы экономического развития Дальневосточного экономического района. |
|
||
Раздел 4. Заключение. |
|
Итоговый мониторинг |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акватория, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
|
Номер и наименование темы/раздела РП
|
|
Наименование контрольно-оценочного средства |
|
Текущий контроль |
Промежуточная аттестация |
|||
|
|
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА «СТОЛИЦА»
(ГБПОУ ОКГ «Столица»)
учебной дисциплине
География 8-9 класс
Москва 2017
Для достижения поставленных задач учебного предмета «География» применяются следующие формы и средства контроля: входной, рубежный (промежуточный) мониторинги, текущие контрольные работы, фронтальный опрос, проверка выполнения домашнего задания, самостоятельные и практические работы.
1. Проверочные работы (текущие контрольные работы, тестирования, самостоятельные работы).
Входной мониторинг 8-9 классы.
8класс
При выполнении заданий приветствуется использование карт атласа. На выполнение работы отводится 45 минут.
1.1 Описание
1 вариант
1.Какое из следующих утверждений о географическом положении Евразии верно?
а) Территория Евразии расположена в двух частях света. б Территория Евразии омывается водами трёх океанов.
в) Крайняя западая точка территории имеет восточную долготу.
г) Крайняя южная точка территории находится на полуострове Индостан
2. В пределах какой из перечисленных территорий земная кора наиболее молодая?
а) п-ов Камчатка в) Восточно-Европейская равнина
б) Уральские горы г) Западно-Сибирская равнина
3 .На рисунке показаны процессы, происходящие на границе двух литосферных плит.
Используя карты атласа определите, какой буквой на карте отмечен район в котором происходят показанные на рисунке процессы.
а) A б) B в) C г) D
4. С помощью карт атласа определите, на территории какой из перечисленных стран наиболее вероятны сильные землетрясения? а) Австралия б) Германия в) Италия г) Норвегия
5. Земная кора под материками и под океанами имеет различное строение. На каком рисунке правильно показано строение океанической земной коры?
а) A б) B в) C г) D
6. Верны ли следующие утверждения о действии климатообразующих факторов?
1. Теплые океанические течения способствуют уменьшению количества атмосферных осадков.
2. С удалением от моря увеличивается годовая амплитуда температур воздуха.
а) Верно только 1. б) Верно только 2.
в) Оба верны . г) Оба неверны.
7. Определите, в каком из обозначенных на рисунке буквами пунктов будет выпадать наибольшее количество осадков
а) A б) B в) C г) D
8. С помощью атласа определите, какой буквой на карте обозначен пункт, климатограмма которого показана на рисунке.
а) A б) B в) C г) D
9. В октябре 2011 г. численность населения Земли достигла 7 миллиардов. С помощью графика определите, в какой период истории человечества численность населения Земли возрастала наиболее быстро.
а) 1800-1850 гг. в) 1850-1900 гг.
б) 1900-1950 гг. г) 1950-2000 гг.
10. На каком материке сосредоточена наибольшая часть населения Земли?
а) Африка в) Евразия
б) Сев. Америка г) Юж. Америка
11. С помощью атласа определите, в какой из перечисленных стран имеются обширные, незаселенные территории.
а) Австралия б) Германия в) Япония г) Турция
12.Высочайшая вершина мира и самая низкая точка на суше находится на материке
а) Африка в) Евразия
б) Сев. Америка г) Юж. Америка
13.Назовите материк, включающий в себя две части света.
Ответ:
14. Приведите пример климатического пояса, в пределах которого круглый год господствуют воздушные массы одного и того же типа.
Ответ:
15.Пролив между Северной Америкой и Евразией открыл….
Ответ:
16. Установите соответствие между климатическим поясом и природной зоной, образующейся в ее пределах. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам
КЛИМАТИЧЕСКИЙ ПОЯС |
ПРИРОДНАЯ ЗОНА |
А) субарктический |
1) тайга |
Б) субэкваториальный Южного полушария |
2) саванны и редколесья |
в) умеренный Северного полушария |
3) тундры и лесотундры |
|
4) арктические |
пустыни
17. Природные условия оказывают огромное влияние на размещение населения. Используя карты атласа, объясните, какие особенности природы Китая определяют низкую плотность населения западной части страны.
1.2 Критерии оценки.
1. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с эталоном. Если ученик выбрал более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.
2. Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном.
3. Задание с развёрнутым ответом оценивается учителем с учётом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания .
Мах-19 баллов
оценка |
процент |
баллы |
«2» |
0-49 % |
0-10 |
«3» |
50-64 % |
9-11 |
«4» |
65-79 % |
12-15 |
«5» |
80-100 % |
16-19 |
1.3 Эталон оценки.
1 вариант
№ ответ баллы № ответ баллы
1 А 1 10 В 1
2 А 1 11 А 1
3 А 1 12 в 1
4 В 1 13 Евразия 1
5 Г 1 14 Экваториальный или 1
6 В 1 Умеренный или тропический
7 А 1 или арктический
8 Б 1 15 Семён Дежнёв 1
9 г 1 16 А3 Б2 В 1 3
№ Содержание вопроса и ответа баллы
17 Природные условия оказывают огромное влияние на размещение населения. Используя карты атласа, объясните, какие особенности 1 природы Китая определяют низкую плотность населения западной части страны.
Ответ: Как правильные засчитываются ответы, в которых говорится о наличии на территории Китая высокогорных (горных) районов или пустынь (территорий с очень маленьким количеством осадков).
9 класс 1.1 Описание.
Вариант II
При выполнении заданий приветствуется использование карт атласа.
На выполнение работы отводится 45 минут.
1. Укажите крайнюю западную точку России
1) мыс Дежнёва 2) коса в Гданьском заливе 3) о. Ратманова 4) мыс Челюскин
2.Самая короткая граница у России с
1) Польшей 2) Азербайджаном 3) Монголией 4) КНДР
3. Укажите равнину, имеющую наиболее плоский рельеф
1) Русская 3) Среднесибирское плоскогорье 2) Западно-Сибирская 4) Приволжская возвышенность
4. Укажите минеральные ресурсы, добыча которых ведётся на острове Сахалин:
1) нефть, газ 2) калийные соли 3) железные руды 4) медные руды
5. К внутренним процессам формирования рельефа относятся:
1) деятельность текучих вод; вулканизм 3) древние оледенения; деятельность человека 2) деятельность ветра, текучих вод 4) землетрясения, вулканизм 6. Основателем науки «почвоведение» является:
1) А.И. Воейков 2) В.В. Докучаев 3) С.П. Крашенинников 4) М.В. Ломоносов
7. Крупный атмосферный вихрь с низким давлением в центре - это
1) циклон 2) антициклон 3) теплый фронт 4) холодный фронт
8. Укажите город, в котором наиболее теплая зима 1) Санкт-Петербург 2) Пермь 3) Норильск 4) Магадан
9. Укажите территорию, для которой характерна наибольшая заболоченность
1) Русская равнина 2) Урал 3) Западная Сибирь 4) Среднесибирское плоскогорье
10. В питании рек Волга, Обь, Енисей, Лена первое место занимают воды 1) дождевые 2) талые снеговые 3) ледниковые 4) подземные 11.Определите тип почв по описанию:
Это самые лучшие почвы нашей страны. В них - самое большое содержание перегноя.
Перегной образуется за счет ежегодного отмирания травяного покрова.
1) серо-бурые почвы пустынь 3) подзолистые
2) черноземы 4) тундрово-глеевые
12. Укажите почвы, характерные для зоны тайги: 1) каштановые 2) черноземы 3) серые лесные 4) подзолистые 13. Определите природную зону по описанию:
Это территории‚ наименее благоприятные для существования растений‚ поэтому растительный покров крайне разреженный; характерна засухоустойчивость растений; преобладают полыни и солянки.
1) пустыни 2) степи 3) лесостепи 4) смешанные леса
14. На какой из перечисленных территорий России наиболее вероятны землетрясения?
1) Кавказ 3) Урал
2) острова Новая Земля 4) полуостров Таймыр
15. Какое утверждение о географическом положении России является верным?
1) На юго-западе Россия граничит с Арменией.
2) Крайняя северная точка страны находится на полуострове Ямал.
3) Площадь территории страны превышает 20 млн кв. км.
4) Россия омывается морями трех океанов.
16. Общий уклон территории России:
1) к югу 3) к северу
2) к центру 4) к востоку
Ответы к заданиям впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Ответ запишите по образцу А56Б14В23
17. Установите соответствие между океанами и морями, относящимися к бассейнам данных океанов.
Океаны: А. Северный Ледовитый Б. Тихий В. Атлантический
|
Моря: 1. Черное 2. Охотское 3. Каспийское 4. Восточно-Сибирское 5. Азовское 6. Чукотское 7. Берингово |
18. Решите задачу. Самолет вылетел из Омска в Санкт-Петербург в 14.00 часов (местное время). Во сколько часов (по местному времени) он приземлится в Санкт-Петербурге, если в полете самолет был 3 часа.
19. Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами, к которым приурочены данные формы рельефа.
Формы рельефа: А. Восточно-Европейская равнина Б. Западно-Сибирская равнина В. Урал
|
Тектонические структуры: 1) Область кайнозойской складчатости 2) Западно-Сибирская плита 3) Область герцинской складчатости 4) Русская платформа |
20. Решите задачу. Сколько времени будет в Лондоне, когда в Москве 15 часов дня?
21. Определите, описание каких ландшафтов дано в отрывке.
«...Мало на Земле мест, где они занимали бы такие колоссальные площади, как в Васюганье. Кажется, нет конца и края этим унылым, на первый взгляд, однообразным ландшафтам. И все же они неодинаковы. Вот редкие сосны поднимаются одна за другой над......, образуя так называемый рям, вот вместо сосен забелели березы, и это уже согра... Есть здесь и ..... низинные, осоковые - настоящие топи. Когда-то на их месте были озера, которые потом затянулись растительностью и превратились в займища...»
22. Установите соответствие между территориями РФ и типами почв, преобладающими на этих территориях.
Территории: Почвы:
А. Р.Калмыкия 1). Мерзлотно-таежные
Б. Р.Якутия 2). Каштановые
В.Калининградская обл. 3). Дерново-подзолистые
4). Чернозёмы
23. Определите природную зону по описанию:
«…Это царство ковылей. Внешний облик растительности своеобразен, неповторим - серебристое, седое море, волнующееся от ветра…»
24. Установите соответствие между каждым из природных ресурсов и видом, к которому он относится.
Природные ресурсы
А) энергия Солнца
Б) каменный уголь
В) земельные
Виды природных ресурсов
1) неисчерпаемые
2) исчерпаемые возобновимые
3) исчерпаемые невозобновимые
25. Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте Евразии, 1 августа Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 7 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана.
1. 2 Критерии оценки
|
Баллы |
Отметка |
80-100 % 29-35 задания |
Отметка «5» |
|
65-79 % 23-28 задания |
Отметка «4» |
|
50-64 % 18-22 задания |
Отметка «3» |
|
0-17 задания 0-49 % |
Отметка «2» |
|
1.3 Эталоны оценки (Вариант II). |
|
К 16 заданиям даны варианты ответов, где только один из них правильны, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Задания 17-25 оцениваются в 2 балла.
17- А46Б27В15
18- в 14 часов
19- А4Б2В3
20- 13 часов
21- Заболоченная равнина
22-А2Б1В3
23- Степь
24- А1Б3В2
25- Поскольку пункты расположены на одной широте, то мы будем рассматривать движение Земли вокруг своей оси. Определим на каком меридиане будет полдень (12 часов): найдём разницу между меридианом, на котором полдень, и нулевым меридианом: 12-7=5 час. За один час Земля поворачивается на 15 градусов, у нас разница 5 часов, поэтому 5 х 15 = 75 градусов. Таким образом, на меридиане 75 градусов в.д. - полдень. Ближе всего к этому меридиану пункт С.
2. Рубежный мониторинг 5-9 классы.
8_ класс
2.1 Описание
На выполнение контрольной работы по географии отводится 45 минут.
1. Россия расположена в ____________ и ___________ полушариях, на материке ________. Она омывается водами ______,________и_________________ океанов. Крайняя северная точка называется __________, южная - ______________, западная _____________, восточная _______________.
2. Продолжите предложения, составив описание экономико-географического положения России: Россия расположена в __ частях света: ___________и____________.
По площади Россия занимает ___ место в мире.
Сухопутные границы на западе и юге проходят со странами: __________и_____________. На востоке проходят морские границы с ____________и _______. Экономикогеографическое положение России можно назвать _____________________.
Морями Северного Ледовитого океана являются: Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, ______________________ и ____________________________.
К Тихому океану относятся моря: Берингово, ___________________ и ____________________________________.
3. Что такое циклон? Какая погода характерна для циклона? Зарисуйте схему.
4. .Что такое антициклон? Какая погода характерна для антициклона? Зарисуйте схему.
5. Перечислите с севера на юг почвы России:
1. Тундровая глеевая 2…;3…;4…;5...;6... и 7...
6. Перечислите с севера на юг природные зоны России:
7. 1. Арктические пустыни 2.;3.;4.;5.;6. 7.:8
8. Что называют природными ресурсами? Приведите 3 примера исчерпаемых возобновимых ресурсов.
9. Что называют природными ресурсами? Приведите 3 примера неисчерпаемых ресурсов.
2.1 Критерии оценивания.
Баллы |
Отметка |
18-16 |
Отметка «5» |
15-12 |
Отметка «4» |
11-8 |
Отметка «3» |
Менее 8 |
Отметка «2» |
2.2 Эталоны оценивания.
Каждый вопрос оценивается максимум в 2 балла, если в ответе полностью дается определение терминологии, осуществляется решении проблем, приводятся примеры – от 7и более верных вариантов. Возможно оценивать элементы
Каждый вопрос оценивается в 1 балл, если в ответе дается неполное, но верное определение терминологии, осуществляется частичное решении проблем, приводятся примеры – от 3до 6 верных вариантов. Возможно оценивать элементы
Каждый вопрос оценивается в 0баллов, если в ответе не дается определение терминологии, не осуществляется решении проблем, не приводятся примеры или приводятся но неверно.
Оценка «5» выставляется за 9 правильно выполненных задания. Оценка «4» выставляется за 7-8 правильно выполненных задания. Оценка «3» выставляется за 4-6 правильно выполненных задания. Оценка «2» выставляется за 0 -3 выполненных задания.
9 класс.
При выполнении заданий приветствуется использование карт атласа.
На выполнение работы отводится 120 минут.
Критерии и эталоны оценивания представлены в соответствие с каждым типом задания.
2.1 Описание
Вариант № 444221
1. Задание 1 № 737
У берегов какого из перечисленных материков проходит океаническое течение Гольфстрим?
1) Австралия
2) Южная Америка
3) Северная Америка
4) Африка
Ответ: 3
2. Задание 2 № 318
С какой из перечисленных стран Россия не имеет границы?
1) Армения
2) Азербайджан
3) Норвегия
4) Грузия
Ответ: 1
3. Задание 3 № 1606
В каком из перечисленных регионов России средняя месячная температура воздуха в январе наиболее высокая?
1) Омская область
2) Пермский край
3) Хабаровский край
4) Калининградская область
Ответ: 4
4. Задание 4 № 1109
Снежные лавины — одно из наиболее опасных природных явлений. При составлении прогнозов чрезвычайных ситуаций МЧС России оценивает опасность, которую представляет для отдельных регионов сход лавин. Для жителей какого региона России такие прогнозы необходимы?
1) Республика Алтай
2) Воронежская область
3) Кировская область
4) Республика Коми
Ответ: 1
5. Задание 5 № 801
На какой из перечисленных рек построены наиболее крупные ГЭС?
1) Амур
2) Енисей
3) Лена
4) Обь
Ответ: 2
6. Задание 6 № 232
Группа туристов из Австралии хочет своими глазами увидеть необычную для них природу средней полосы Европейской части России. Какой изперечисленных заповедников для этого им необходимо посетить?
1) Окский
2) Усть-Ленский
3) Кандалакшский
4) Курильский
Ответ: 1
7. Задание 7 № 444
В какой из перечисленных областей средняя плотность населения наименьшая?
1) Липецкая
2) Нижегородская
3) Ульяновская
4) Амурская
Ответ: 4
8. Задание 8 № 1334
В каком году из перечисленных на постоянное место жительства в Россию из других стран въехало наименьшее число людей?
1) 2009 г.
2) 2010 г.
3) 2011 г.
4) 2012 г.
Ответ: 2
9. Задание 9 № 1345
Определите величину миграционного прироста населения России в 2013 г. Ответ запишите в виде числа.
Ответ: 296000|296
10. Задание 10 № 1643
Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?
1) Мурманск
2) Калининград 3) Тюмень
4) Новосибирск
Ответ: 2
11. Задание 11 № 1368
Карта погоды составлена на 25 декабря 2011 г. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?
1) Оренбург
2) Москва
3) Санкт-Петербург
4) Элиста
Ответ: 1
12. Задание 12 № 778
К образованию кислот в атмосфере и выпадению кислотных дождей ведет прежде всего
1) сжигание угля
2) внесение органических удобрений в почву
3) удобрение почв
4) создание свалок бытового мусора
Ответ: 1
13. Задание 13 № 1177
В каком из высказываний содержится информация о бассейне реки Обь?
1) Обь образуется при слиянии двух рек: Бии и Катуни.
2) Длина Оби от места слияния двух рек до впадения в Обскую губу — 3650 км.
3) Обь собирает воды с территории общей площадью 2 990 000 км2.
4) На период весенне-летнего половодья приходится основная часть годового стока Оби. Ответ: 3
14. Задание 14 № 277
Определите, какая горная вершина имеет географические координаты 43° с.ш. 42° в.д.
Ответ: Эльбрус
15. Задание 15 № 944
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года предусматривает увеличение производства электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ) (не считая гидроэлектростанций) почти в 10 раз. На Дальнем Востоке планируется до 2015-2016 гг. ввести в эксплуатацию около 60 ветряных установок. В дальневосточном регионе уже установлены несколько ветроэнергетических комплексов: на Камчатке — в Усть-Камчатске и Тиличиках и во Владивостоке на острове Русский.
Какими преимуществами обладают ветровые электростанции по сравнению с тепловыми? Укажите два любых преимущества. Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания. Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Ответ включает оба названных выше элемента |
2 |
Ответ включает один (любой) из названных выше элементов |
1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла |
0 |
Максимальный балл |
2 |
16. Задание 16 № 1316
Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря составляет 8‰. Определите, сколько граммов солей растворено в трёх литрах его воды. Ответ запишите в виде числа.
Ответ: 24
17. Задание 17 № 1443
Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы более детально изучить регион, в котором расположен г. Верхний Уфалей?
1) Поволжья
2) Западной Сибири
3) Урала
4) Восточной Сибири
С 1970 г., после проведённой реконструкции, Уфалейский завод металлоизделий (г. Верхний Уфалей Челябинской области) выпускает оборудование для всех производственных процессов в чёрной металлургии: коксохимического, агломерационного, доменного, сталеплавильного и прокатного. Кроме того, завод выпускает стальное и чугунное литьё, поковки, штамповки, металлоконструкции и др. Завод поставляет свою продукцию практически на все крупные металлургические предприятия России, а также осуществляет поставки во Францию, в Турцию, Италию, Великобританию, Бельгию, Германию и страны ближнего зарубежья. Ответ: 3
18. Задание 18 № 1319
Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ: 650|660|670
19. Задание 19 № 1320
Определите по карте, в каком направлении от родника находится дом лесника.
Ответ: в|восток|в восточном
20. Задание 20 № 1326
Лесник выбирает участок для закладки фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Сад также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, в наибольшей степени отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
В ответе говорится о том, что указанным требованиям больше всего отвечает участок 3, и приведено два обоснования, из которых видно, что учащийся может найти на карте дорогу, понимает различия в освещённости склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. Примеры ответов. · Лучше всего выбрать участок 3: он находится на склоне, который днём хорошо освещён солнцем, и рядом с шоссе — удобно вывозить урожай. · Самый походящий — участок 3: он расположен на наиболее прогреваемом склоне южной экспозиции, рядом с участком пролегает дорога, ведущая к шоссе. |
2 |
В ответе говорится о том, что наиболее подходящим является участок 3, и приведено одно обоснование, из которого видно, что учащийся может найти на карте дорогу или понимает различия в освещённости склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. ИЛИ В ответе говорится о том, что наиболее подходящим является участок 1 или 2, и приведено одно обоснование, из которого видно, что учащийся может найти на карте дорогу или понимает различия в освещённости склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. Примеры ответов. · Участок 3, потому что он рядом с дорогой. · Участок 1, потому что он рядом с дорогой на склоне южной экспозиции. · Участок 2, потому что он находится на склоне, который хорошо прогревается солнцем защищён лесом от северных ветров. |
1 |
В ответе назван участок 3 без обоснования или с неверным обоснованием. ИЛИ В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся может найти на карте шоссе, понимает различие в освещенности склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. Примеры ответов. |
0 |
• Я думаю, это участок 3, потому что он ближе всего к югу. • Участок 1 лучше, он ближе всего к дому лесника. • Участок 2, так как в случае засухи можно поливать сад из родника. |
|
Максимальный балл |
2 |
21. Задание 21 № 1310
На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А—В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
Ответ: 2
22. Задание 22 № 391
Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы более детально изучить регион, в котором расположен Белореченский район?
1) Поволжья
2) Европейского Юга
3) Урала
4) Центральной России
8 сентября 2012 г. в Белореченском районе Краснодарского края состоялся торжественный ввод в эксплуатацию предприятия по производству соков и сокосодержащих напитков. Проектная мощность нового предприятия — 250 млн литров сока.
Ответ: 2
23. Задание 23 № 1042
В городе Шахты (Ростовская область) с 2007 г. работает Ростовский электрометаллургический завод — новое современное предприятие, имеющее производственную мощность 730 тыс. тонн стального проката в год. В 2008 г. рядом с этим заводом построен «Южнорусский электрометаллургический завод». Сталеплавильные мощности нового завода составили 960 тыс. тонн в год. Наличие крупных потребителей металла как в Ростовской области, так и в соседних регионах, позволили компании «Электросталь России», управляющей заводами, быстро окупить затраты.
Назовите одну (любую), кроме упомянутых в тексте, особенностей хозяйства Ростовской области, которая делает экономически целесообразным размещение в ней электрометаллургических производств. Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Ответ включает названые элементы |
1 |
Ответ не включает названные элементы |
0 |
Максимальный балл |
1 |
24. Задание 24 № 432
Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Курская область
Б) Камчатский край
В) Республика Тыва
Ответ: БВА
25. Задание 25 № 581
Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом.
СЛОГАН РЕГИОН
А) Здесь можно побывать и в Западном, и в Восточном полушарии! 1) Приморский Б) Добро пожаловать на берег Телецкого озера — горной край
жемчужины! 2)
Калининградская область 3) Алтайский край
4) Чукотский АО
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
|
|
Ответ: 43
26. Задание 26 № 820
Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого старого).
A) чёрная глина
Б) мел
B) суглинок
Ответ: ВБА
27. Задание 27 № 542
Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, климат которого показан на климатограмме.
1) A
2) B
3) C
4) D
Ответ: 4
28. Задание 28 № 363
Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимостей между полученными характеристиками. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Михаил: «Среднесуточная температура воздуха понижается при движении с запада на восток».
2) Пётр: «Чем меньше продолжительность дня, тем ниже среднесуточная температура воздуха».
3) Владимир: «Среднесуточная температура воздуха понижается с увеличением высоты местности».
4) Александр: «Продолжительность дня увеличивается при движении с севера на юг».
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 22 января 2013 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Ответ: 4
29. Задание 29 № 1446
Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите цифры, которыми обозначены регионы, в правильной последовательности в таблицу.
1) Пензенская область
2) Хабаровский край
3) Тюменская область
Ответ: 231
30. Задание 30 № 373
Определите страну по её краткому описанию.
Территория этой страны узкой полосой вытянута вдоль побережья океана. Здесь расположена крайняя южная точка материка, на котором находится эта страна. Общая протяжённость территории с севера на юг превышает 4000 км, и климат изменяется от тропического на севере до умеренного на юге. Свыше 3/4 территории занимают горы. В стране насчитывается несколько сотен вулканов, из них более 40 действующие.
Ответ: Чили
3. Критерии выставления оценок за проверочные работы.
3.1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин.
|
Баллы |
Отметка |
10 |
Отметка «5» |
|
7-9 |
Отметка «4» |
|
5-6 |
Отметка «3» |
|
0-4 |
Отметка «2» |
|
|
|
3.2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин.
|
Баллы |
Отметка |
18-20 |
Отметка «5» |
|
14-17 |
Отметка «4» |
|
10-13 |
Отметка «3» |
|
Менее 10 |
Отметка «2» |
|
|
|
3.3 Эталоны ответов проверочных работ. Оценка "5" ставится, если ученик:
• выполнил работу без ошибок и недочетов;
• допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: • не более одной негрубой ошибки и одного недочета; • или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
• не более двух грубых ошибок;
• или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
• или не более двух-трех негрубых ошибок;
• или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка "2" ставится, если ученик:
• допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
• оценка "3";
• или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий. Примечание.
4. Практические работы.
4.1 Форма представления результата практической работы:
• Текстовые работы. При этом ожидаемые ответы на задания могут состоять из отдельных предложений или словосочетаний, а могут представлять связный текст — описательный, характеризующий объекты и (или) явления, объяснительный. Текстовый ответ может быть записан в форме таблицы.
• Картографические работы, в том числе на контурных картах или на собственноручно нарисованных. Это могут быть карты как реально существующих, так и вымышленных, гипотетических территорий. Сюда же можно отнести и картосхемы, картодиаграммы, планы местности.
• Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.
• Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.
• Фотографии, видеоматериалы.
• Мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации или веб-
сайты.
4.2 Эталоны ответов (качества выполнения) практических работ по географии.
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
4.3 Эталоны ответов (качества выполнения) практических работ по географии, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты
4.4 Эталоны ответов (качества выполнения) работ по географии с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА «СТОЛИЦА»
(ГБПОУ ОКГ «Столица»)
учебной дисциплины
География
8-9 класс
Москва 2017
Итоговый мониторинг 8-9 классы.
8 класс 3.1 Описание.
Вариант II
При выполнении заданий приветствуется использование карт атласа.
На выполнение работы отводится 45 минут.
1. Укажите крайнюю западную точку России
1) мыс Дежнёва 2) коса в Гданьском заливе 3) о. Ратманова 4) мыс Челюскин
2.Самая короткая граница у России с
1) Польшей 2) Азербайджаном 3) Монголией 4) КНДР
3. Укажите равнину, имеющую наиболее плоский рельеф
1) Русская 3) Среднесибирское плоскогорье 2) Западно-Сибирская 4) Приволжская возвышенность
4. Укажите минеральные ресурсы, добыча которых ведётся на острове Сахалин:
1) нефть, газ 2) калийные соли 3) железные руды 4) медные руды
5. К внутренним процессам формирования рельефа относятся:
1) деятельность текучих вод; вулканизм 3) древние оледенения; деятельность человека 2) деятельность ветра, текучих вод 4) землетрясения, вулканизм 6. Основателем науки «почвоведение» является:
1) А.И. Воейков 2) В.В. Докучаев 3) С.П. Крашенинников 4) М.В. Ломоносов
7. Крупный атмосферный вихрь с низким давлением в центре - это
1) циклон 2) антициклон 3) теплый фронт 4) холодный фронт
8. Укажите город, в котором наиболее теплая зима 1) Санкт-Петербург 2) Пермь 3) Норильск 4) Магадан
9. Укажите территорию, для которой характерна наибольшая заболоченность
1) Русская равнина 2) Урал 3) Западная Сибирь 4) Среднесибирское плоскогорье
10. В питании рек Волга, Обь, Енисей, Лена первое место занимают воды 1) дождевые 2) талые снеговые 3) ледниковые 4) подземные 11.Определите тип почв по описанию:
Это самые лучшие почвы нашей страны. В них - самое большое содержание перегноя.
Перегной образуется за счет ежегодного отмирания травяного покрова.
1) серо-бурые почвы пустынь 3) подзолистые
2) черноземы 4) тундрово-глеевые
12. Укажите почвы, характерные для зоны тайги: 1) каштановые 2) черноземы 3) серые лесные 4) подзолистые 13. Определите природную зону по описанию:
Это территории‚ наименее благоприятные для существования растений‚ поэтому растительный покров крайне разреженный; характерна засухоустойчивость растений; преобладают полыни и солянки.
1) пустыни 2) степи 3) лесостепи 4) смешанные леса
14. На какой из перечисленных территорий России наиболее вероятны землетрясения?
1) Кавказ 3) Урал
2) острова Новая Земля 4) полуостров Таймыр
15. Какое утверждение о географическом положении России является верным?
1) На юго-западе Россия граничит с Арменией.
2) Крайняя северная точка страны находится на полуострове Ямал.
3) Площадь территории страны превышает 20 млн кв. км.
4) Россия омывается морями трех океанов.
16. Общий уклон территории России:
1) к югу 3) к северу
2) к центру 4) к востоку
Ответы к заданиям впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Ответ запишите по образцу А56Б14В23
17. Установите соответствие между океанами и морями, относящимися к бассейнам данных океанов.
Океаны: А. Северный Ледовитый Б. Тихий В. Атлантический
Моря: 1. Черное 2. Охотское 3. Каспийское |
4. Восточно-Сибирское
5. Азовское 6. Чукотское 7. Берингово
|
18. Решите задачу. Самолет вылетел из Омска в Санкт-Петербург в 14.00 часов (местное время). Во сколько часов (по местному времени) он приземлится в Санкт-Петербурге, если в полете самолет был 3 часа.
19. Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами, к которым приурочены данные формы рельефа.
Формы рельефа: А. Восточно-Европейская равнина Б. Западно-Сибирская равнина В. Урал |
1) Область кайнозойской складчатости 2) Западно-Сибирская плита 3) Область герцинской складчатости 4) Русская платформа |
Тектонические структуры:
20. Решите задачу. Сколько времени будет в Лондоне, когда в Москве 15 часов дня?
21. Определите, описание каких ландшафтов дано в отрывке.
«...Мало на Земле мест, где они занимали бы такие колоссальные площади, как в Васюганье. Кажется, нет конца и края этим унылым, на первый взгляд, однообразным ландшафтам. И все же они неодинаковы. Вот редкие сосны поднимаются одна за другой над......, образуя так называемый рям, вот вместо сосен забелели березы, и это уже согра... Есть здесь и ..... низинные, осоковые - настоящие топи. Когда-то на их месте были озера, которые потом затянулись растительностью и превратились в займища...»
22. Установите соответствие между территориями РФ и типами почв, преобладающими на этих территориях.
Территории: Почвы:
А. Р.Калмыкия 1). Мерзлотно-таежные
Б. Р.Якутия 2). Каштановые
В.Калининградская обл. 3). Дерново-подзолистые
4). Чернозёмы
23. Определите природную зону по описанию:
«…Это царство ковылей. Внешний облик растительности своеобразен, неповторим - серебристое, седое море, волнующееся от ветра…»
24. Установите соответствие между каждым из природных ресурсов и видом, к которому он относится.
Природные ресурсы А) энергия Солнца Б) каменный уголь В) земельные |
Виды природных ресурсов 1) неисчерпаемые 2) исчерпаемые возобновимые 3) исчерпаемые невозобновимые |
25. Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте
Евразии, 1 августа Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 7 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана.
3.2 Критерии оценки
|
Баллы |
Отметка |
80-100 % 29-35 задания |
Отметка «5» |
|
65-79 % 23-28 задания |
Отметка «4» |
|
50-64 % 18-22 задания |
Отметка «3» |
|
0-17 задания 0-49 % |
Отметка «2» |
|
3.3 Эталоны оценки (Вариант II). |
|
К 16 заданиям даны варианты ответов, где только один из них правильны, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Задания 17-25 оцениваются в 2 балла.
17- А46Б27В15
18- в 14 часов
19- А4Б2В3
20- 13 часов
21- Заболоченная равнина
22-А2Б1В3
23- Степь
24- А1Б3В2
25- Поскольку пункты расположены на одной широте, то мы будем рассматривать движение Земли вокруг своей оси. Определим на каком меридиане будет полдень (12 часов): найдём разницу между меридианом, на котором полдень, и нулевым меридианом: 12-7=5 час. За один час Земля поворачивается на 15 градусов, у нас разница 5 часов, поэтому 5 х 15 = 75 градусов. Таким образом, на меридиане 75 градусов в.д. - полдень. Ближе всего к этому меридиану пункт С.
9 класс
При выполнении заданий приветствуется использование карт атласа.
На выполнение работы отводится 120 минут.
Критерии и эталоны оценивания представлены в соответствие с каждым типом задания.
Вариант № 444235
1. Задание 1 № 95
Какой из перечисленных народов относится к числу коренных народов Европейского Севера России?
1) коми
2) башкиры
3) чуваши
4) удмурты
Ответ: 1
2. Задание 2 № 62
С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу?
1) Молдавия
2) Венгрия
3) Белоруссия
4) Армения
Ответ: 3
3. Задание 3 № 649
Для какого из перечисленных регионов России характерно распространение многолетней мерзлоты?
1) Ямало-Ненецкий АО
2) Пермский край
3) Республика Карелия
4) Вологодская область
Ответ: 1
4. Задание 4 № 1109
Снежные лавины — одно из наиболее опасных природных явлений. При составлении прогнозов чрезвычайных ситуаций МЧС России оценивает опасность, которую представляет для отдельных регионов сход лавин. Для жителей какого региона России такие прогнозы необходимы?
1) Республика Алтай
2) Воронежская область
3) Кировская область
4) Республика
Коми
5. Задание 5 № 1638
Где на Дальнем Востоке имеются действующие вулканы?
1) на Курильских островах 2) в Приморье
3) на острове Сахалин
4) на Чукотском полуострове
Ответ: 1
6. Задание 6 № 1231
Студенты естественно-географического факультета изучают растительный мир горной тайги, представленной в основном пихтой и кедром, а также изучают проблемы сохранения популяции ценного пушного зверька — соболя. Какой из перечисленных заповедников им следует посетить?
1) «Чёрные земли»
2) «Остров Врангеля»
3) Воронежский
4) Баргузинский
Ответ: 4
7. Задание 7 № 444
В какой из перечисленных областей средняя плотность населения наименьшая?
1) Липецкая
2) Нижегородская
3) Ульяновская
4) Амурская
Ответ: 4
8. Задание 8 № 413
Какое утверждение об изменении эксплуатационной длины железнодорожных путей общего пользования верно?
Площадь территории и эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования отдельных регионов РФ
1) В 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Кемеровской области увеличилась по сравнению с 1995 г.
2) С 1995 по 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Республики Хакасия неуклонно возрастала.
3) С 1995 по 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Омской области неуклонно сокращалась.
4) Наименьшее изменение эксплуатационной длины железнодорожных путей общего пользования в 2010 г. по сравнению с 1995 г. характерно для Томской области.
Ответ: 4
9. Задание 9 № 425
Определите густоту сети железных дорог в Республике Хакасия в 2010 г. Полученный результат округлите до целого числа.
Площадь территории и эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования отдельных регионов РФ
Ответ: 11
10. Задание 10 № 895
Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?
1) Новосибирск
2) Тюмень
3) Мурманск
4) Ямбург
Ответ: 4
11. Задание 11 № 896
Карта погоды составлена на 20 декабря. В каком из показанных на карте городов на следующий день вероятно существенное повышение температуры воздуха?
1) Оренбург
2) Новосибирск
3) Мурманск
4) Нижний Новгород
Ответ: 4
12. Задание 12 № 1278
Уменьшению выбросов в атмосферу «парниковых» газов способствует
1) вывод из эксплуатации действующих АЭС
2) сжигание попутного нефтяного газа
3) развитие ветровой и солнечной электроэнергетики
4) перевод тепловых электростанций с природного газа на уголь
Ответ: 3
13. Задание 13 № 1237
В каком из перечисленных высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?
1) В I полугодии 2013 г. отмечено увеличение числа прибывших из-за пределов России на 17,9 тыс. человек, или на 9,1%.
2) Разрастаясь, большие города вовлекают в сферу своих интересов прилегающие к ним малые города и посёлки, образуя агломерации, число которых в мире постоянно увеличивается.
3) Если в начале XIX в. численность городского населения определялась несколькими десятками млн человек при общей численности 1 млрд, то сейчас почти половина всех жителей Земли живёт в городах.
4) В I полугодии 2013 г. в России отмечалось уменьшение числа родившихся (в 53 субъектах Российской Федерации) и числа умерших (в 57 субъектах). В целом по стране в I полугодии 2013 г. число умерших превысило число родившихся на 5,9%.
Ответ: 4
14. Задание 14 № 937
Определите, какой город имеет географические координаты 33° с.ш. и 44° в.д.
Ответ: Багдад
15. Задание 15 № 704
Почему после сильных дождей произошло сползание пластов горных пород вниз по склонам холма?
Продолжающийся несколько дней ливень в штате Калифорнии (США) привёл к наводнениям и другим бедствиям. Жители городка Пало Альто (38° с.ш. 122° з.д.) были эвакуированы, т. к. склон холма, у подножья которого расположены дома, размывается дождём. Возникла угроза сползания грунта вниз, в результате чего часть города могла оказаться засыпанной. В некоторых других округах в горной местности также прошла эвакуация жителей домов, расположенных на холмах и у их подножий.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Ответ включает оба названных выше элемента |
2 |
Ответ включает один (любой) из названных выше элементов |
1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла |
0 |
Максимальный балл |
2 |
16. Задание 16 № 1587
Используя данные таблицы, определите долю лиц старше трудоспособного возраста (в %) в возрастной структуре населения г. Воронежа в 2012 г. Полученный результат округлите до целого числа.
Распределение населения г. Воронежа по возрастным группам в 2012 г., тыс. человек
|
Численность населения |
Всё население |
991,3 |
В том числе в возрасте: |
|
моложе трудоспособного |
123,8 |
из них детей в возрасте 1–6 лет |
50,5 |
в трудоспособном |
622,7 |
старше трудоспособного |
244,8 |
Ответ: 25
17. Задание 17 № 1155
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) Псков
2) Екатеринбург
3) Владивосток
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
|
|
|
Ответ: 132
18. Задание 18 № 608
Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
Ответ: 410|420|430
19. Задание 19 № 609
Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.
Ответ: насевере|всеверном|северном|север|С
20. Задание 20 № 615
Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Ответ включает оба названных выше элемента |
2 |
Ответ включает один (любой) из названных выше элементов |
1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла |
0 |
Максимальный балл |
2 |
21. Задание 21 № 600
На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А—В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
1)
2)
3)
4)
Ответ: 1
22. Задание 22 № 45
Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы более детально изучить регион, в котором расположен г. Черемхово Иркутской области?
1) Поволжья
2) Западной Сибири
3) Урала
4) Восточной Сибири
НПО «Химико-металлургическая компания» (ХМК) в 2012 г. запустило в эксплуатацию в г. Черемхово (Иркутская область) первый модуль металлургического завода, на котором будет использоваться технология прямого восстановления железа. Предполагается, что металлургический завод по производству «быстрого чугуна» в Черемхово будет потреблять около 1 млн т каменного угля Черемховского угольного бассейна.
Ответ: 4
23. Задание 23 № 1603
Какая особенность природно-ресурсной базы региона, в котором находится г. Астрахань, способствовала созданию на его территории предприятия по производству труб для подводных трубопроводов?
В 2012 г. в Астрахани при участии Московского трубозаготовительного комбината и предприятия «Балластные трубопроводы СВАП» был открыт производственнологистический комплекс «СВАП-Юг». К началу 2013 г. новый завод «СВАП-Юг» произвёл первые 55 км труб для подводных трубопроводов с утяжеляющим защитным балластным покрытием. Конструкции, которые производят в Астрахани по российским инновационным технологиям с использованием российских материалов, отличаются от зарубежных аналогов большей прочностью и экологичностью. Сейчас завод производит 1 км труб в сутки. Со временем мощность будет увеличена.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
В ответе говорится о наличии месторождений нефти в шельфе Каспийского моря или природного газа в Астраханской области. Примеры ответов: 1. В Каспийском море имеется нефть, для добычи которой необходимы специальные трубопроводы. |
1 |
2. Побережье и шельф Каспия богаты нефтью и природным газом. |
|
В ответе ничего не говорится о наличии месторождений нефти в шельфе Каспийского моря или природного газа в Астраханской области. Примеры ответов: 1. Астрахань находится на берегу Каспийского моря. 2. В Астрахани находится много промышленных производств. |
0 |
Максимальный балл |
1 |
24. Задание 24 № 1191
Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите получившуюся последовательность цифр.
1) Республика Бурятия
2) Ростовская область
3) Свердловская область
Ответ: 132
25. Задание 25 № 1379
Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом.
СЛОГАН РЕГИОН
А) Добро пожаловать на берег Телецкого озера — горной 1) Калининградская
жемчужины с неповторимой красотой! область
Б) Примите участие в уникальном празднике проводов по- 2) Республика Алтай
лярной ночи «Здравствуй, Солнце»! 3) Республика
Татарстан
4) Мурманская область
Ответ: 24
26. Задание 26 № 550
Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
A) известняк
Б) суглинок с валунами
B) кварцит
Ответ: БАВ
27. Задание 27 № 1597
Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
1) А 2) B
3) C
4) D
Ответ: 1
28. Задание 28 № 363
Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимостей между полученными характеристиками. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Михаил: «Среднесуточная температура воздуха понижается при движении с запада на восток».
2) Пётр: «Чем меньше продолжительность дня, тем ниже среднесуточная температура воздуха».
3) Владимир: «Среднесуточная температура воздуха понижается с увеличением высоты местности».
4) Александр: «Продолжительность дня увеличивается при движении с севера на юг».
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 22 января 2013 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Ответ: 4
29. Задание 29 № 1446
Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите цифры, которыми обозначены регионы, в правильной последовательности в таблицу.
1) Пензенская область
2) Хабаровский край
3) Тюменская область
Ответ: 231
30. Задание 30 № 1222
Определите регион России по его краткому описанию.
Эта область находится в Европейской части страны, имеет выход к Государственной границе РФ с одной из стран СНГ и не имеет выхода к морю. Климат умеренно континентальный. Область расположена в лесостепной и степной зонах. Южная часть области подвержена суховеям. Из полезных ископаемых здесь имеются залежи медноникелевых руд, стройматериалы. В области развито многоотраслевое машиностроение: производят сельскохозяйственные машины, пассажирские самолёты-аэробусы, горнообогатительное оборудование; развита химическая и нефтехимическая промышленность; на территории области функционирует АЭС. Численность населения административного центра области составляет примерно 1 млн человек.
Ответ: Воронежская область
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.