Фрагмента урока с использованием визуализации для формирования навыков грамматики английского языка в 6 классе.
Косвенная речь.
Перед разработкой фрагмента урока был проведен анализ учебного пособия для 6 классов “Английский язык (English – VI)” под редакцией Афанасьевой О.В. и Михеевой И.В.
При разработке фрагмента урока были использованы схемы, которые могут послужить опорой преобразования прямой речи в косвенную. Грамматический материал по данной теме был разделен на группы.
Первая и вторая группы – это повествовательные предложения в настоящем и прошедшем времени (Present Reported Speech и Past Reported Speech).
Третья группа – вопросы (Questions).
Четвертая группа – побудительные предложения (Commands).
Перед демонстрацией схемы ученикам объясняется, что слова автора в повествовательных предложениях могут быть как в настоящем времени “Джейн говорит”, так и в прошедшем времени “Джейн сказала”.
Ученики должны заострить свое внимание на этом, а также понимать, что от того, в каком времени выражены слова автора, зависит и то, как прямая речь будет переводиться в косвенную. Для наглядности ученикам предлагается следующая схема: (слайд 2)
Далее можно рассматривать каждую группу по отдельности. Сначала ученики знакомятся с косвенной речью в настоящем времени (слайд 3). Ученикам объясняется, что в левой колонке дано схематическое изображение предложений в прямой речи, а в правой их варианты в косвенной. Оранжевые блоки обозначают слова автора, надпись “Present” наглядно показывает, в каком времени они стоят. Далее, опираясь на данные второй колонки, ученики наглядно видят, что видовременная форма прямой речи при переходе в косвенную не меняется, кавычки и двоеточие убираются, а между двумя частями появляется союз that. Следует также отметить, что при переходе в косвенную речь меняются и местоимения. Например, дано предложение: She says: “I play computer games every day”. Опираясь на данные таблицы, получаем: “She says that she plays computer games every day”. На данном примере видно, как меняются местоимения, а также как согласуется c ними глагол.
При изучении второй группы, в которой слова автора находятся в прошедшем времени, следует обратить внимание обучающихся на согласование времен. Для этого используем схему (слайд 4), на которой видно, что Present Simple и Present Continuous в косвенной речи меняются на Past Simple и Past Continuous, Рast Simple и Present Perfect меняются на Past Perfect.
Используя слайд 5 показываем образование косвенной речи в вопросительных предложениях. Есть некоторая разница между общими (в таблице General) и специальными (в таблице WH-Question) вопросами. Следует акцентировать внимание обучающихся на том, что в косвенной речи следует использовать прямой порядок слов, что показано на схеме (одной линией показано подлежащее, двум линиями – сказуемое). На основании таблицы можно сделать вывод, что в общих вопросах следует использовать союз if, а в специальное вопросительное слово/фразу, которая была в прямой речи (в таблице обозначено как QW).
Например, предложение: Не asked: “Do they like ice-cream?” в косвенной речи будет выглядеть следующем образом: He asked if they liked ict-cream. Следует обратить внимание на согласование времен и на замену местоимений и слов, обозначающих место и время действия.
Последняя группа, которая рассматривается на данном уроке – это побудительные предложения (Commands). Третья таблица (слайд 6) устроена по принципу предыдущих, с добавлением круга, который обозначает местоимение. Например, предложение: The teacher said: “Answer the questions!” в косвенной речи будет выглядеть следующим образом: The asked me to answer the questions.
Рассмотрим схему на слайде 7, которую можно использовать, объясняя употребление указательных местоимений в косвенной речи, что вызывает у большинства обучающихся сложности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.