Методическая разработка урока "Геометрические фигуры в пространстве" содержит описание организации и проведения урока по математике, основанного на компетентностном и деятельностном подходах. Урок был разработан и проведён с использованием ИКТ.
Разработка урока предназначена для использования преподавателями математики, для того чтобы поднять интерес к предмету у студентов.урок математики по теме "Геометрические фигуры в пространстве"
27
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И
ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ НЕМЕЦКОГО
НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА»
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ
проект урока
Выполнила:
Гайер Алевтина Александровна,
преподаватель математики2
Методическая разработка содержит описание организации и проведения
урока по математике, основанного на компетентностном и деятельностном
подходах. Урок был разработан и проведён с использованием ИКТ.
Разработка урока предназначена для использования преподавателями
математики.
Автор: Гайер А.А., преподаватель математики КГБПОУ
«Профессиональный пиццей ННР»
Рецензент: Горкунова Л.А., преподаватель математики, завуч КГБПОУ
«Профессиональный пиццей ННР»
Рассмотрена на заседании
методической цикловой комиссии
общеобразовательных, общих
гуманитарных и
социальноэкономических дисциплин
Протокол № « » ноября г.
Председатель МЦК
___________________ Л.В. Дидрих3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………. 4
Методика подготовки урока ………………………………………………… 5
План урока …………………………………………………………………… 7
Проект урока………………………………………………………………….
8
Заключение ………………………………………………………………… 11
Список источников и использованной литературы ………………………..
12
Приложение 1.Устный счёт……….………………………………………..
13
Приложение 2.Проверка домашнего задания ……………………………… 16
Приложение 3. Презентация. Математический диктант…………………… 18
Приложение 4 .Практическая работа………………………………………... 20
Приложение 5 Фрагменты урока ………………………………………... 21
Приложение 6 Критерии оценки ………………………………………... 244
ВВЕДЕНИЕ
Знакомство с основными геометрическими телами и фигурами, изучение
свойств геометрических тел и фигур в пространстве и на плоскости через
наглядность; формирование пространственных представлений; развитие
логического и образного мышления – главная цель курса геометрии.
Мир геометрии требует постоянного обращения к образам. Содержание
урока составлено так, чтобы как можно больше информации передавалось
студенту через наглядность, поэтому задачами урока является формирование
представлений об основных геометрических фигурах и телах; изучение
некоторых свойств геометрических фигур и тел; формирование знаний,
умений и навыков, необходимых для применения в практической
деятельности.
В процессе изучения студенты овладевают геометрическим методом
познания мира, а также определённым объёмом геометрических знаний и
необходимых для адекватного восприятия окружающей
умений,
действительности.
Содержание урока и методика его изучения обеспечивают развитие
творческих способностей учащегося
«геометрическую зоркость»).
(интуицию,
воображение,5
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УРОКА
На первом этапе преподаватель выбирает тему урока в соответствии с
календарнотематическим планированием и программой; определяет его
цели, содержание учебного материала, дозировку и последовательность его
подачи на уроке; разрабатывает структуру урока; определяет его тип и
наиболее целесообразные методы и приёмы обучения на нём.
Следующий этап – проведения устного счёта. Устная работа является
частью любого вида деятельности человека. Она показывает готовность
студента к продолжению мыслительной деятельности в дальнейшем. В связи
с введением в жизнь компьютеров, повсеместное их распространение и
использование, устная (счетная) деятельность учащихся свелась фактически
к нулю.
Уровень и объем устного счета зависит от уровня знаний в группе. Мой
устный счет включает 4 задачи. Из них 3 заданий отрабатывающие не только
вычислительные навыки, а общие сведения о пространственных телах по
следующим темам:
Конус
Цилиндр
Куб
Сфера
Правильно организованный устный счет позволяет:
быстрее и в большем процентном отношении усваивать материал
данной темы;
развивать слуховую память, которая задействована у людей в меньшей
степени, чем зрительная;
выявить творческий потенциал учащегося;
учит анализировать, сравнивать и систематизировать полученные знания;6
применять эти знания в жизни.
Проверка выполнения учащимися домашнего задания – важный и
неотъемлемый этап любого урока.
Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во
многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и
содержанию будет его проверка. Предложенные в данной разработке способы
проверки самостоятельной домашней работы студентов для достижения
результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.
Проверка домашнего задания была проведена в разных формах:
решение задач у доски (индивидуальная работа);
устные ответы с помощью мультимедийных презентаций (творческая
работа);
математический диктант (групповая работа);
создание раздаточного материала в виде объёмных фигур: конус, куб,
октаэдр, тетраэдр, прямоугольный параллелепипед (практическая работа);
Четвёртый этап предполагает практическую работу.
Студентам необходимо к имеющимся у них моделям геометрических
тел выполнить соответствующие измерения, вычислить их объём и площадь
полной поверхности и занести данные в таблицу. По ходу практической части
педагог индивидуально общается с каждым учащимся, выясняя направление
его мысли, оказывая помощь в ее реализации.
На заключительном этапе подготовки к уроку преподаватель
продумывает этап рефлексии и творческое домашнее задание
дифференцированного характера.
ПЛАН УРОКА7
Тема урока: Геометрические фигуры в пространстве
Цели: Обучающая: создать условия для обобщения знаний по изученному
разделу, формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать.
Развивающая: создать условия для развития самостоятельности,
познавательной активности на основе практической деятельности;
Воспитательная: создать условия для воспитания пространственного
воображения, культуры общения.
Методическая цель: формирование предметных компетенций в
процессе решения задач.
Место проведения: кабинет № 11
Группа: 8
мультимедийный, мультимедийная презентация.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: учебники
Атанасян Л.С «Геометрия» за 1011 класс, раздаточный материал с
объёмными фигурами: конус, куб, октаэдр, тетраэдр, прямоугольный
параллелепипед.
Продолжительность занятия: 90 минут
Вид занятия: урок
Тип урока: систематизации и обобщения изученного материала.
Материальнотехническое обеспечение занятия:
компьютер,
Ход урока
1. Организационный момент 3мин.
2. Планирование урока 3 мин.
3.Постановка цели урока.
4. Устный счет 6 мин.
5. Проверка домашнего задания15 мин.
6. Математический диктант 15 мин.
7. Практическая работа20 мин
8. Подведение итогов 16 мин
9. Рефлексия 3 мин.
10. Мотивация 3мин
11.Домашнее задание 3 мин
ПРОЕКТ УРОКАЭтапы
деятельности
1.
Организационный
момент
3 мин.
2.
Планирование
урока.
3 мин
8
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов
Примечание
Студенты
приветствуют
педагога.
Цель: обеспечить
внешнюю
обстановку для
работы на уроке.
Преподаватель
приветствует
студентов,
проверяет
готовность
студентов к
занятию.
Отмечает
отсутвующих.
Объявляет тему
урока.
Предлагает
составить план
работы на урок.
Студенты
составляют
план.
Цель:
психологически
настроить
обучающихся на
целенаправленную
деятельность.
3.
Постановка цели
урока
Организует
студентов на
понимание цели
урока.
Определяют
цели урока в
соответствии с
темой.
4 Устный счет
Формулирует
условие задачи
Решают устно
6 мин
5
Проверка
домашнего
задания
15 мин
Вызывает к доске
Проверяет
решение задач
Задача по теме
«Объём
прямоугольного
параллелепипеда»
Отвечает у
доски
Гетманчук Юлия
Отвечает у
доски
Первутинская
Задачи заранее
начерчены на
доске.
Пока ребята
готовятся у доски,
остальные
слушают
сообщения.
«Прямоугольный
параллелепипед»Задача по теме
«Цилиндр»
Задача по теме
«Конус»
9
Оксана
Отвечает у
доски
Васильченко
Илья
Семенова Алена
«Цилиндр»
Гущенко Карина.
«Конус»Карикова
Майя
Цель: закрепить
умения решать
задачи различными
методами
6.
Математический
диктант.
15 мин
7.
Практическая
работа
20 мин
С целью проверки
уровня усвоения
теоретических
знаний задаются
вопросы по
вариантам.
Объявляет тему и
цели
практической
работы.
Объясняет на
примере куба как
правильно
заполнить
таблицу
Студенты пишут
математический
диктант.
Цель: проверить
теоретические
знания
Цель:
формировать
навыки
самостоятельной
работы.
Студенты
записывают в
тетрадь для П.р.
цели работы.
Строят таблицу.
Проводят
необходимые
измерения и
вычисляют
объём и площадь
поверхности
геометрических
фигур.
8.
Подведение
итогов.
16 мин
Выставляет
оценки за М.д.
Предлагает
ответить на
вопросы и
выполнить работу
над ошибками.
Отвечают на
вопросы и
выполняют
работу над
ошибками.
Цель: развивать
умение
анализировать,
сравнивать и
обобщать.
Создать для
каждого студента9.
Рефлексия
3 мин.
10 Мотивация
3мин
10
Отвечают на
вопросы,
высказывают
свою точку
зрения.
Предполагаемые
ответы:
инженерная
графика,
техническая
механика,
машиностроение
.
Задаёт вопросы о
достижении
целей,
выслушивает
мнение
обучающихся.
Задаёт вопрос: Где
в практической
деятельности вы
можете
использовать
полученные
знания, умения и
навыки.
ситуацию успеха.
Цель: развивать у
студентов умение
оценивать свои
результаты.
Преподаватель
дополняет ответы
11.
Домашнее задание
3 мин
Задаёт домашнее
задание.
Записывают д\з в
тетрадь11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Геометрия наука, давшая людям возможность находить площади и
объемы, правильно чертить проекты зданий и машин. Она является основной
частью «фундамента», на котором строится различные
деятельности человека – архитектура, машиностроение, геодезия и др.
направление
Изучение данной темы дает возможность студентам понять, а также
рассмотреть значение геометрических законов и закономерностей, их
практическое применение.
Работая над решением задач, студенты учатся самостоятельно
анализировать задачи и делать определенные умозаключения, пользоваться
различными источниками. Преподаватель становится их равноправным
партнером и консультантом.12
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богомолов Н.В/ Практические занятия по математике / Н.В Богомолов – М.:
Высшая школа, 1990. – 100 с.
2. Райтман П.Б. "Повышение вычислительной культуры учащегося", Москва,
изд. "Просвещение", 1985.
3. Башмаков, М.И. Алгебра и начало анализа. М.: Просвещение, 1992.
4. Гусев, В.А. Математика: Справочные материалы. М.: Просвещение, 1888.
5. Атанасян Л.С «Геометрия» 1011 класс. – М.: Просвещение, 1990.
6.
Математический энциклопедический словарь. / Сост. Ю.В. Прохоров – М.,
Большая Российская энциклопедия, 200313
УСТНЫЙ СЧЁТ
Приложение 1
1. Задача по теме «Конус».
Образующая конуса наклонена к основанию под углом 300
Найдите образующую, если высота конуса равна 4 см.
Решение:
Рассмотрим
ВОС (прямоугольный) СВО = 300
По свойству катета лежащего против угла в 300 .
ВО= 4 . 2 = 8 (дм).
Ответ: 8дм.
2. Задача по теме «Цилиндр».
Осевое сечение цилиндра квадрат. Найдите диагональ, если высота
цилиндра равна 4 см.14
Решение:
Рассмотрим АСД . Так как осевое сечение цилиндра квадрат АД = СД
= 4см.
По теореме Пифагора находим АС: АС2 = АД2 + СД2
АС = 4 2 (см).
Ответ: 4 2 (см).
3.Задача по теме «Куб».
Решение:
V = 103 = 1000.
S = 6 . 102 = 100
d = 10 3
Ответ: 1000,600, 10 3 .
а=10
V- ?, S - ?, d -?15
4.Задача по теме «Сфера».
(х-3)2 +У2 + (Z +4)2 =25
X=? Y=? Z=? R=?
Решение:
R = 25 = 5
О (3; 0; 4)
Ответ: 5, (3; 0; 4).16
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Приложение 2
1.Задача по теме «Конус» (№551в).
Осевое сечение конуса – правильный треугольник со стороной 2r.
Найдите площадь сечения, проведенного через две образующие конуса угол
между которыми равен 600.
Решение:
S=
1 a sin L
2
S=
1 2r 2r sin 600
2
Sin 600 =
3
2
S = r2 3
Ответ: r2 317
2.Задача по теме «Цилиндр».
Площадь осевого сечения цилиндра равна 10м2 , а площадь основания –
5м2. найдите высоту цилиндра.
Решение:
10
2
rh
2
Пr
5
h= Пr
r=
h =
П5
П
П5
Ответ: П5
.
3. Задача по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда».
№650.
Измерения прямоугольного параллелепипеда равны 8см, 12см и 18 см.
Найдите ребро куба, объем которого равен объему этого параллелепипеда?
Решение:
Vn = 12 18 8
1818
Vn = 1728
Vn = Vк
1728= а3
а=12
Ответ:12.
а
Приложение 319
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ2021
Приложение 4
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА на отдельном листе.22
Приложение 5
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Критерии оценки для письменных работ.
Оценка
«отлично»
«хорошо»
100 – 85% правильных ответов
критерии
84 70% правильных ответов
«удовлетворительно»
69 – 50% правильных ответов
«неудовлетворительно»
49 % и менее правильных ответов
Критерии оценки для устных ответов.
Оценка
«отлично»
«хорошо»
«удовлетворительно»
критерии
Оценка «5» ставится, если студенты:
1) обстоятельно, с достаточной полнотой излагают
подготовленный материал, демонстрируют владение
темой, соблюдая её границы;
2) обнаруживают полное понимание содержания
материала, могут обосновать свои суждения
развёрнутой аргументацией, привести необходимые
примеры;
3) излагают материал последовательно и правильно с
точки зрения норм матем. культуры.
Оценка «4» ставится, если студенты дают ответ,
удовлетворяющий тем же требованиям, что и для
оценки «5», но допускают 1 – 2 ошибки, которые сами
же и исправляют после замечаний преподавателя.
Допускает единичные погрешности в
последовательности и языковом оформлении ответа.
Оценка «3» ставится, если студенты обнаруживают
знание и понимание основных положений данной темы,
но:
1) излагают материал неполно и допускают неточности
в формулировке сообщаемой информации;
2) не умеют достаточно глубоко и основательно
обосновать и аргументировать свои суждения и23
привести примеры, к высказываниям других относятся
невнимательно.
«неудовлетворительно» Оценка «2» ставится, если студенты обнаруживают
незнание большей части обсуждаемой темы, допускают
неточности в определении понятий, искажают их
смысл, отвечают беспорядочно и неуверенно.24
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
КГБПОУ «Профессиональный Лицей ННР»
РЕЦЕНЗИЯ
на проект урока по дисциплине «Математика»
«Геометрические фигуры в пространстве»
Автор: Гайер А.А., преподаватель математики КГБПОУ
«Профессиональный Лицей ННР»
Рецензент: Горкунова Л.А., преподаватель математики, завуч КГБПОУ
«Профессиональный Лицей ННР»
Методическая разработка
раскрывает возможности урока по
математике, основанного на компетентностном и деятельностном подходах,
с использованием современных информационных технологий.
Автор описывает подготовительную работу к занятию, методику его
проведения. К разработке прилагает устный счёт, задачи, практическую
математический диктант, фрагменты урока, мультимедийные
работу,
презентации.
Достоинством данной работы является применение на уроке
разнообразных форм и методов обучения. Активные методы обучения
помогают активизировать студентов, снимают напряжение и делают его
интереснее.
Методическая разработка рекомендуется для преподавателей,
использующих в учебном процессе современные образовательные технологии.
Подпись рецензента _______________ Горкунова Л.А..25