Приложение
Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий, художественного слова
(4 класс)
Тема: «Герои, борцы и защитники»
Цель и задачи:
Ø познакомить с творчеством Микеланджело;
Ø раскрыть роль искусства в воспевании мужества и героизма;
Ø развивать умение уловить и передать пропорции, соотношение масс частей тела, компоновать части в единое целое;
Ø формировать умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру;
Ø совершенствовать навык работы с пластилином;
Ø воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: фотографии скульптур, пластилин, стеки, подставка из картона 20 × 20 см, проволочный каркас.
Зрительный ряд: фотография скульптуры «Давид» Микеланджело.
Литературный ряд: стихотворение Микеланджело.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
На доске записаны пословицы и поговорки о подвиге разных народов мира:
Ø Где народ – там и герои (узбекская).
Ø За Родину стой, как скала, – будет тебе хвала (грузинская).
Ø За спиной народа – луг в цвету (азербайджанская).
Ø Скакуна, не скучающего о своем табуне, не бывает; молодца, не скучающего о своем народе, не бывает (киргизская).
Ø Мужество украшает человека (армянская).
Ø Счастье Родины – дороже жизни (русская).
II. Беседа по теме урока.
Учитель. Прочитайте пословицы, поговорки и объясните их смысл. Разные народы в разное время воспевали мужество и героизм. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Микеланджело Буанарроти.
Надгробие великого Микеланджело, сделавшего так много для украшения Флоренции и прославления рода Медичи, украшают три аллегорические фигуры: Живопись, Скульптура и Архитектура. Но сам Микеланджело считал себя мастером скульптуры, в ней видел «первое из искусств», лучше всего прославляющее человека, его красоту.
Микеланджело считал, что в глыбе мрамора природой уже заложено произведение, автору нужно только отсечь все лишнее.
Еще при жизни Микеланджело приобрел славу искуснейшего творца. Однажды ему сообщили о прекрасном мраморе, лежащем во дворе одного из флорентийских соборов. Над этим камнем уже поработало несколько скульпторов, основательно его испортив.
Церковные власти махнули на все рукой, и глыба продолжала стоять в таком виде долгие годы. Микеланджело загорелся желанием выполнить скульптуру необычайной высоты – 5,5 м. Заново обмерив весь кусок мрамора, он приступил к задуманному.
Учитель демонстрирует фотографию с изображением скульптуры Микеланджело «Давид».
Какие чувства вызывает у вас эта скульптура? Как автор показал мужество и героизм Давида?
Законченное произведение ошеломило современников. Микеланджело изваял обнаженную фигуру прекрасного юноши. По библейской легенде, юный пастух Давид отважился на бой со страшным великаном Голиафом и сразил его камнем, выпущенным из пращи.
Скульптор изобразил Давида перед поединком. Лицо его полно гнева, сильная рука сжимает пращу. Соразмерностью и красотой произведение превзошло все известные шедевры, затмило даже греческие и римские статуи. Так писал о «Давиде» современник.
Открытие монумента превратилось в народное торжество. Флорентийцы установили памятник на площади перед зданием городского самоуправления, чтобы власти справедливо управляли городом и мужественно его защищали.
Мало кто из современников знал, что Микеланджело посвящал себя служению еще одной музе – Поэзии. Послушайте его строки.
Не правда ли – примерам нет конца
Тому, как образ, в камне воплощенный,
Пленяет взор потомка восхищенный
И замыслом, и почерком резца?
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
И я портретом в камне или цвете,
Которым, к счастью, годы не опасны,
Наш век могу продлить, любовь моя, –
Пускай за гранью будущих столетий
Увидят все, как были вы прекрасны,
Как рядом с вами был ничтожен я.
Учитель предлагает учащимся рассказать о памятниках героям родного города.
Физкультминутка
Учитель. Расскажите считалку «движениями».
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, желтый, синий,
Медь, железо, алюминий,
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон.
А война пусть выйдет вон!
III. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся выполняют II этап работы (изготовление эскиза памятника герою по наброскам, выполненным на предыдущем уроке).
Последовательность выполнения работы:
1) На дощечке-подставке делаем небольшой плинт (подставку под будущую фигуру).
2) Взять несколько кусочков пластилина, смешать до однородной массы (лучше не жирного, а который держит форму).
3) Скатать «колбаску», отделить 1/7 часть. Это будет голова. Вылепить яйцеобразную форму, наметить глаза, нос, рот (прищипываем, прорезаем, процарапываем).
4) Отделить маленький кусочек, вылепить цилиндрическую форму – это шея. Соединить с головой.
5) Остаток пластилина пойдет на туловище и конечности. Делим его на две части. Одна часть туловище. Его скатать, примять в талии, обработать места соединения (водой), соединить с головой и шеей.
6) Остаток пластилина разделить на две части (одна побольше). Меньшая часть – руки, большая – ноги.
7) Больший кусок делим на две части, вытягиваем две цилиндрические формы – ноги, формируем колено, ступню, прикрепляем к туловищу (снизу, а не с боков!).
8) Разделить оставшийся меньший кусочек на две части, сформировать руки, ладонь (примять), стеной сделать пальцы, прикрепить к плечам.
9) Дополнить образ необходимыми деталями.
Если используется каркас, лепка ведется на него, движение задается сгибанием проволоки.
IV. Итог урока.
Выставка лучших работ.
Оценка и анализ эскизов памятников.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: подобрать стихотворения о детях, их играх.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.