ТЕМА УРОКА: « Внутренние воды Южной Америки».
Цель: 1.Показать особенности и своеобразие рек и озер Южной Америки.
2.Развивать умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи в формировании внутренних вод материка.
3.Воспитывать у учащихся устойчивый интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: физическая карта Южной Америки, климатическая карта мира, учебник, атласы, контурные карты, схемы, живое слово учителя.
Номенклатура: реки: Амазонка, Парана, Ориноко;
озера: Титикака, Маракайбо;
водопады: Анхель, Игуасу.
Работа с контурной картой: подписать крупные реки и озера Южной Америки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания:
-Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке?
-В каких климатических поясах находится материк? Какова роль Анд в формировании климата материка?
1. Изучая Африку, мы говорили, что это самый жаркий материк; изучая Австралию, что это самый сухой материк, а вот Южная Америка – самый «мокрый» материк. Приведите аргументы, подтверждающие этот тезис.
2. Объясните, какие факторы создают уникально увлажненный район Амазонской низменности?
3. Южное Чили и Западную Колумбию называют «мокрыми углами» Южной Америки. Объясните, почему их так называют и какие причины приводят к образованию таких мест?
4.Сравните роль Анд и Большего Водораздельного хребта в формировании климатических условий на материках.
5.Проблемное задание: как изменился бы климат материка, если бы Анды располагались не на западе, а на востоке Южной Америке?
3. Изучение нового материала:
- Говорят, что «Реки – зеркало климата». Как вы понимаете это высказывание?
Так, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о внутренних водах Южной Америки.
-Цель нашего урока: показать особенности и своеобразие рек и озер Южной Америки.
Откройте тетради, запишите тему урока, в процессе урока мы будем составлять опорный конспект.
Суеверные испанцы крестились и испугано спрашивали у своих попутчиков – индейцев:
- Что это?
- Бог, - отвечали туземцы, великий, грозный Бог!
- Какой Бог?
- Амассона – испуганно шептали индейцы; на их языке это означало «крушитель лодок».
А) И действительно, площадь бассейна реки примерно равна всей Австралии или США.
Б) По длине уступает лишь Нилу 6671 Км.
В) Амазонка = Конго + Миссисипи + Янцзы +Обь
Амазонка=25 Волгам или 12 Енисеям
В межень ширина реки в городе Манаусе около 5 км., а глубина 50м! На последнем 400км отрезке до впадения в океан ширина около 50 км., а глубина около 90 м.
В устье ширина доходит до 320 км.
-Чем объяснить исключительную полноводность реки?
2.Ребята, давайте вспомним, по какому плану мы даем характеристику реки?
-В какой части материка протекает.
-Исток, устье.
-В каком направлении протекает.
-Зависимость течения от рельефа.
-Источники питания.
-Каков режим и зависимость от климата.
3.Давайте дадим характеристику Амазонки.
А почему Амазонка полноводна в течении всего года?
Какие реки Африки имеют сходный с ней водный режим?
У полноводной в течение года Амазонки в мае-июне наблюдается, однако, самый высокий уровень воды. Она поднимается на 15 м., начинается наводнение, переходящее в потоп. Деревья на несколько метров утопают в воде. Почему?
Что является причиной столь резкого подъема воды в реке?
4.Парана и Ориноко имеют, в отличие от Амазонки, ярко выраженную сезонность режима. Что является причиной этого?
Что общего в водном режиме Параны и Нила?
5.На реках, стекающих с Анд, Гвианского и Бразильского плоскогорий, много порогов и водопадов. Особенной известностью пользуется вдп. Игуасу, расположенный на одном из притоков Параны.
6.В Южной Америке много озер, но самые крупные озеро-лагуна Маракайбо и высокогорное озеро Титикака (сообщения.)
4.Закрепление.
-Покажите на карте крупнейшие речные системы Южной Америки.
-К бассейнам каких океанов они относятся?
-Какова роль рельефа в формировании речной системы
-Каковы основные источники питания рек?
5.Вывод: Сегодня мы узнали о крупных речных системах Южной Америки, выяснили особенности и их своеобразие. Нанесли реки, озера и водопады на к/к.
6.Домашнее задание:
П.38, составить кроссворд по теме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.