Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:
соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка;
научная организация учебного процесса в современной школе;
обеспечение оптимальных условий обучения.
С гигиенических позиций оптимальным является обучение, обеспечивающее максимальный учебно-воспитательный эффект при сохранении благоприятной динамики работоспособности и функционирования организма учащегося.
3
Анализ причинно-следственных связей позволяет выделить три группы факторов, способствующих переутомлению школьников:
неправильная организация труда и учебного процесса в целом;
несоответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка;
игнорирование гигиенических требований к режиму и условиям обучения.
Научными исследованиями убедительно доказано, что для учащихся 1-х классов 45 мин. продолжительность урока чрезмерна и с гигиенической точки зрения недопустима. Продолжительность активного внимания у учащихся этого возраста не превышает 35 мин., на последних 10- 15 мин. урока у них резко падает работоспособность и нарушается нейродинамика коры большого мозга.
Наиболее трудные предметы следует включать в расписание вторыми и третьими уроками (а не первыми или последними), т.е. давать их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (например: физика, математика, иностранный язык), лучше чередовать их с менее трудными предметами (например: история, математика, география).
ВАЖНО!!!
Гигиенисты считают, что пятидневка в школе допустима только при сокращении объема общей недельной нагрузки, т. е. продолжительность занятий в оставшиеся учебные дни не должна увеличиваться. Кроме того, 2-дневный перерыв в занятиях нарушает динамический стереотип учащихся – удлиняется период врабатывания в начале недели. В связи с этим первый учебный день (понедельник) должен быть облегченным и начинаться с вводной гимнастики, которая способствует сокращению врабатывания и повышению работоспособности учащихся на уроках
Сон – это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем, в первую очередь функции клеток коры большого мозга. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от уровня работоспособности их нервной системы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.