Класс: 8 класс
УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Продолжительности урока: 45 мин.
Тема урока: «Главные члены предложения. Подлежащее»
Номер урока в данной теме: четвёртый урок.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма урока: урок-практикум.
Цели: дополнить и углубить знания о подлежащем как о главном члене предложения;
Отработать умения находить подлежащее в предложении, определять способы выражения подлежащего
Задачи урока:
Обобщить сведения о подлежащем, знакомые учащимся по курсу 5-7 классов.
Расширить знания о подлежащем, его признаках, способах выражения.
Формировать умение выделять главные члены предложения и среди них подлежащее, определять способы его выражения.
Развивать наглядно-образное мышление, самостоятельности, творческих способностей.
Оборудование: презентация, карточки
Технологии: проблемная ситуация, дифференцированный подход, тестовая технология, информационные технологии, индивидуальные задания, работа в парах, фронтальный опрос.
Ход занятия
1. Организационный момент. – 3 мин.
Приветствие.
– Откройте тетради, запишите число.
2. Повторение. Слайд 2. – 5 мин
- Прочитать тему, назвать и записать виды связи слов в словосочетании. Повторить по таблице виды связи, привести свои примеры. Слайд 3.
- Проверим, как мы усвоили тему прошлого урока. Предлагаю выполнить тест.
Тест. Слайды 4-9.
Взаимопроверка. Слайд 9.
3. Прием «Согласны ли вы, что…» - 5 мин.
– Итак, первое задание «Согласны ли вы…» (утверждения распечатаны)
1. Предложение – это единица синтаксиса.
2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3. В русском языке фиксированный порядок слов.
4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.
5. День чудесный. – это двусоставное предложение.
6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.
7. Подлежащее может быть выражено только именем существительным.
- Проверка по слайду.
– На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.
– Объясните, почему 2, 6, 7 утверждения неправильные.
4. Актуализация знаний учащихся. Слайд 11. – 2 мин.
- Какое сочетание слов не является словосочетанием? Почему?
- Как будет звучать тема сегодняшнего урока? Слайд 12
5. Формулирование темы. Постановка цели вместе с учащимися. – 5 мин
Сформулируйте тему урока. Какую цель вы можете поставить перед собой?
(знать способы выражения подлежащего; использовать знания при анализе предложений)
– Запишем тему в тетрадь.
Работа в парах. Заполнить таблицу “Главные члены предложения” Слайд 14 и проверить по открывшемуся Слайду 14.
6. Изучение нового материала. – 7 мин.
- Чем может быть выражено подлежащее? (Выслушиваются ответы)
Работа в парах. Заполнить таблицу “Способы выражения подлежащего”, пользуясь материалом параграфа 17.
Проверка по Слайду 15.
Наблюдение по таблице “Способы выражения подлежащего”, анализ промеров. Слайды 16-20.
Практическая работа:
- Найти в тексте упражнений учебника примеры к заполненной таблице. Слайд 21.
Проблемный вопрос.
- Как разграничить подлежащее, выраженное именем существительным в форме именительного падежа и дополнение, выраженного формой винительного падежа?
Хороший снежок урожай сбережет.
Проспект засыпал снег.
Кленовый лист срывает ветер сильный.
Найти грамматическую основу предложения и дополнение в каждом предложении. Слайд 22.
Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой Слайд 23.
7. Динамическая пауза. Монолог «Вид из окна» - 3 мин.
8. Проверка усвоения материала урока. – 5 мин
- Как мы усвоили материал?
Выполним тест. Выписать подлежащее из каждого предложения: Слайд 24.
1. Гости приехали утром.
2. Он был в музее.
3. Старшие помогали младшим.
4. Желающие могли покататься на лодке.
5. Два да два – четыре.
6. Курить- здоровью вредить.
7. Завтра не наступит никогда.
8. Га-га-га слышалось на лугу.
9. Мы с сестрой радовались возвращению домой.
Взаимопроверка по Слайд 24.
9. Домашнее задание. – 2 мин.
Параграф 17, упражнение 92. Слайд 25.
10. Подведение итогов урока. Слайд 26. – 3 мин.
Беседа.
– Что нового узнали о подлежащем?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
Оцените свою работу и работу напарника.
«Согласны ли вы…»
1. Предложение – это единица синтаксиса.
2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3. В русском языке фиксированный порядок слов.
4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.
5. День чудесный. – это двусоставное предложение.
6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.
7. Подлежащее может быть выражено только именем существительным.
«Согласны ли вы…»
1. Предложение – это единица синтаксиса.
2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3. В русском языке фиксированный порядок слов.
4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.
5. День чудесный. – это двусоставное предложение.
6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.
7. Подлежащее может быть выражено только именем существительным.
«Согласны ли вы…» (утверждения распечатаны)
1. Предложение – это единица синтаксиса.
2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3. В русском языке фиксированный порядок слов.
4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.
5. День чудесный. – это двусоставное предложение.
6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.
7. Подлежащее может быть выражено только именем существительным.
«Согласны ли вы…» (утверждения распечатаны)
1. Предложение – это единица синтаксиса.
2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3. В русском языке фиксированный порядок слов.
4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.
5. День чудесный. – это двусоставное предложение.
6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.
7. Подлежащее может быть выражено только именем существительным.
«Согласны ли вы…» (утверждения распечатаны)
1. Предложение – это единица синтаксиса.
2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3. В русском языке фиксированный порядок слов.
4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.
5. День чудесный. – это двусоставное предложение.
6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.
7. Подлежащее может быть выражено только именем существительным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.