Голосовой аппарат

  • docx
  • 15.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема 4.docx

Тема 4. Распевание

Голосовой аппарат

 

Три важных органа составляют основу голосового аппарата человека, причем каждый из них имеет и другую, жизненно важную биологическую функцию.

Легкие: обеспечивают поток воздуха, без которого не может родиться голос, но их основная задача – подавать кислород для всего тела посредством газообмена (обогащение крови кислородом и выделение из нее углекислоты) и поддерживать гомеостаз (выполнять секреторно‑выделительную функцию и принимать участие в обменных процессах).

Гортань: орган, в полости которого скрыты голосовые складки (связки), производящие звуковые вибрации, которые мы слышим как голос. Но основная задача – защищать дыхательные пути (при глотании) и оказывать помощь при напряжении тела – во время родов, дефекации и т. п.

Дыхательные пути: совокупность органов, расположенных над гортанью и ее голосовыми связками; они выступают в качестве резонатора голоса, а губы, язык и мягкое нёбо используются для членораздельной речи и звуков, которые образуют слова и предложения. Кроме того, эти органы участвуют в обработке пищи (жевании и глотании), а также обеспечивают защиту дыхательных путей.

Мозг является общим регулятором этих систем: он отвечает за активизацию мышц, передачу информации по нервным путям, использование сенсорной и слуховой обратных связей, чтобы контролировать и мониторить функционирование всех этих трех систем. За редким исключением все человеческие существа способны и петь, и говорить.

 

Ваш инструмент – голосовой тракт

 

Совокупность структур, задействованных в образовании голоса, называют голосовым, или речевым, трактом. Он представляет собой гибкую трубу, которая проходит от верхней части голосовых складок к внешней поверхности рта. Такая гибкость необходима тракту потому, что мы глотаем примерно тысячу раз в день, приводя в движение язык, мягкое нёбо, стенки глотки, надгортанника, истинные и ложные голосовые связки и всю гортань. Единственной неподвижной частью голосового (речевого) тракта является твердое нёбо – горизонтальная перегородка, отделяющая полость рта от полости носа (так называемая крыша рта).

 

Как образуется звук

 

Звук – это физическое явление, представляющее собой колебания упругих механических волн в твердой, жидкой или газообразной среде. Стук закрывшейся двери, звон соприкоснувшихся бокалов, хлопок выстрела – все это колебания волн в воздухе. Если мы находимся достаточно близко к источнику звука, то эти колебания заставляют вибрировать и наши барабанные перепонки. Эти колебания передаются нашими слуховыми и нервными импульсами, в результате чего мы распознаем их как звуки. Чем сильнее колебания звуковых волн, тем сильнее вибрируют наши барабанные перепонки, а звук воспринимается нами как более громкий. Мы измеряем эту громкость (или интенсивность) в единицах, которые называем децибелами (дБ).

 

Как мы воспроизводим и различаем звуковые тональности

 

Звуковая тональность – это интерпретация нашей слуховой системой частоты звуковых вибраций в определенный период времени. Если частота колебаний составляет 440 раз в секунду, то слушатель воспринимает его как ноту ля первой октавы, будь то звук настраиваемого гобоя в оркестре или звук линейки, которой бьют по столу. Медленные колебания звуков воспринимаются как звуки низкой тональности, а быстрые – как высокие. Когда мы говорим или поем, голос производит сложные колебания: основную частоту (ноты, которые мы слышим) и несколько частот выше нее (гармонику). Вместе они создают наш вокальный тембр или тон.

 

Разминка

 

В   разминку, помимо вокальных упражнений, входят не вокальные, такие как: Упражнения для развития мимики; Легкая гимнастика для мышц шеи;

 

Упражнения для развития подвижности языка, губ; Упражнения для развития дыхания.

 

(подробности в приложении №1)

 

Вокальные упражнения этой части направлены на разогрев голосового аппарата, озвучивание резонаторов, работу над качеством фонационного выдоха, над верной атакой и фокусировкой звука.

 

Методика Емельянова наиболее подходящая для разогрева голосового аппарата

 

1.     Упражнение, направленное на естественную фонацию (по методике Емельянова)

 

Штром-бас с последующим «вываливанием» звука с открытым ртом и расслабленным языком. На 2-3 звука в примарной зоне.

2.     Упражнение на озвучивание грудных резонаторов Резонирование губами на звук «тпру» на 2-3 звука в примарной зоне.

3.     Упражнение на поднятие небной занавески

 

«тпры-ы-ы» с широко открытым ртом (можно подставить ко рту сжатый кулак для ощущения «большого» пространства во рту) выполняется на примарных тонах

 

4.     Упражнение на озвучивание головных резонаторов

 

«Тпру» выполняется плотно прижатыми губами скольжением на квинту и обратно. Начинать упражнение следует от фа 1 октавы и продолжать по полутонам вверх до предела «свистковым» приемом.


Следующие упражнения встречаются в различных методиках и направлены на установку верного звукообразования.

 

5.     Настройка на звукообразование в фальцетном режиме:

 

Упражнение должно выполняться с мягкой атакой звука или же добавить перед гласной звук Й.

Для поднятия небной занавески можно применить прием: «удивление».

 

Варианты гласных: о, а

 

Динамика: p, mp

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.     Упражнение, направленное на головное резонирование:

 

Упражнение выполняется при плотном равномерном выдохе, а так же имеет значение точное попадание на звук без «подъезда» и аккуратная атака звука.

 

 

 

 

 

 

 

 

Для точного попадания на ноту можно предложить визуализацию: «капля, падающая сверху».

При слишком твердой атаке можно привести пример: «словно погладить котенка».


3.  Вторая часть вокальных упражнений

 

В         этой части упражнений необходимо уделять большое внимание формированию звука, певческому дыханию и атаке звука. Так же в этой части отрабатываются дикционные трудности, четкость и краткость произнесения согласных звуков.

 

1.        Упражнение на развитие головного резонирования и выравнивание гласных при смене высоты тона.

 

При открытии рта на звук «йа» необходимо следить за поднятием небной занавески, так называемого «зевка», а так же за округлостью гласной И, избавляться от «уплощения» этой гласной.

 

 

 

 

 

 

 

Следует продвигаться по полутонам вверх до появления характерного «прижатого звука» и так же спускаться вниз до зоны грудного резонирования.

 

2.       Упражнение, направленное на сглаживание регистров.

 

Выполняя упражнения на сглаживание регистров, следует особое внимание уделить ровности звука, избегать скачков гортани и сохранять высокую позицию звука в головных резонаторах.

 

 

 

 

 

 

 

Звук И формируется округло с мягкой аккуратной атакой звука.


Практика показывает, что при движении вниз наиболее сложно сохранить высокую позицию звука и его объем, поэтому данные упражнения следует выполнять только сверху вниз.

 

3.       Упражнение на сглаживание регистров и выравнивание гласных.

 

В    данном упражнении следует обратить внимание не только на округлое формирование всех гласных и точную атаку, но и на снятие второго звука с помощью дыхательного толчка, избегая акцентирования слабой доли.

 

 

 

 

 

 

 

4.     Упражнение на единообразный уклад ротовой полости при формировании гласных.

Следует четко формировать гласную губами, не меняя уклада внутри, не опуская небную занавеску. Так же немаловажную роль в этом упражнении играет плотный поток выдыхаемого воздуха и правильное распределение дыхания.

 

 

 

 

 

У------------- О-------------А-------------Э---------------И------------

 

 

 

Для начинающих вокалистов рекомендуется подставлять сонорную согласную М, с требованием произносить её быстро, не закрывая рта. Также обращать особое внимание на равномерный выдох без толчков.


5.     Упражнения, формирующие звукообразование в грудном режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При исполнении этих упражнений многие педагоги рекомендуют «погудеть», «опереть на грудь». Особое внимание следует обратить на постановку корпуса при пении, чтобы вокалист не опускал голову при пении.

 

6.     Упражнения на развитие дыхания, дикции, артикуляции.

 

Данное упражнение следует выполнять, используя различные слоги: ди….,

 

зи…, ви….и т.п.

 

Исполняется упражнение, уделяя особое внимание проблеме верного формирования гласных, четкой артикуляции и активному произношению слога на стаккато.

 

 

 

 

 

 

Еще один вариант этого упражнения: с расширенным диапазоном и исполнения на слоги гаммы до мажор. Усложненное упражнение исполняется для решения проблемы быстрой смены слога при предельно единообразном формировании гласных.


7.     Упражнение на развитие дикции и артикуляции.

 

При выполнении упражнения следует добиваться четкого произношения данных слогов.

Упражнение секвенцируется по полутонам вверх и вниз в пределах квинты.

 

 

 

 

 

 

Усложненный вариант упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Третья часть вокальных упражнений.

 

Следующий раздел посвящен упражнениям, развивающим вокальную технику – подвижность голоса. Для этого используются упражнения с использованием широких скачков, техники стаккато, арпеджирование и т.п.

 

1.     Для младшего возраста наиболее часто используется упражнение, в основе которого лежит мажорная восходяще-нисходящая гамма, состоящая из её первых 5-ти ступеней.

 

Поётся распевка с такими словами:

 

"  Я-и-ду-до-мой, он и-дёт за-мной. А кто ско-рей?"

 

На последнюю фразу: «а кто скорей?» исполняется квинтовый интервал от V до I ступени.

 

2.     Пение интервалов.

 

Это упражнение требует точного попадания на различные звуки, расположенные друг относительно друга на различных расстояниях (интервалах) в быстром темпе.


Начинать это упражнение также следует с примарного тона, постепенно поднимая или опуская тональность по полутонам вверх или вниз. Петь его нужно на различных гласных: "а", "о", "и", "у", начиная с медленного и постепенно повышая темп.

В     основе упражнения также лежит одно октавная мажорная гамма (с возвратом к нижнему основному звуку на восходящем движении или к верхнему - на нисходящем движении). Поётся упражнение в двух вариантах: на легато (слитно) и на стаккато (отрывисто).

 

3.     Упражнения для выработки певческого вибрато.

 

Одна из сложных в освоении характеристика для певческих голосов, вибрато, вырабатывается при помощи следующего упражнения.

Суть его такова: исполняется восходящий отрезок мажорной гаммы из 5-ти первых ступеней. Пятая ступень повторяется пять раз, после чего следует нисходящая гамма, возвращающая нас к начальному звуку.

 

Для выработки вибрато необходимой частоты упражнение нужно выполнять в строго определённом темпе.

 

1-е важное указание к исполнению данного упражнения. Желательно, чтобы эта пятая, повторяющаяся 5 раз, нота не звучала отрывисто. Вместо коротких пауз между звуками пятой ступени, у тебя должно быть понижение громкости. Таким образом, будут звучать не 5 коротких отдельных нот одной высоты, а одна длинная, с плавным волновым изменением громкости, где есть 5 пиков, соответствующих исходной громкости, и 4 впадины между ними. Главное добиться равномерности: чтобы расстояния между пиками были одинаковы по времени, а также, чтобы и пики между собой, и, соответственно, впадины между собой были одинаковой громкости.

 

При понижении громкости будет происходить и некоторое понижение высоты исполняемой ноты. Поначалу, возможно, это понижение будет не очень слышно. Впоследствии, когда упражнение будет хорошо отработано в отношении громкости, нужно продолжать добиваться, чтобы при волновом


понижении громкости одновременно следовало бы и понижение звука на полтона.

2-е важное указание. Необходимо чтобы данное упражнение выполнялось на опоре дыхания. Брюшной пресс должен быть всё время упруго напряжён.

 

Данное упражнение, на самом деле, достаточно выматывающее. Не следует выполнять его слишком долго. Оно требует недюжинной силы воли. На выработку правильного певческого вибрато уходит от нескольких месяцев до нескольких лет.

 

4.     Упражнение на развитие диафрагмы и опоры дыхания.

 

Упражнение  заключается  в  исполнении  восходяще-нисходящей

 

мажорной гаммы, каждый звук которой повторяется 6 раз на стаккато. Кроме выработки навыков отрывистого пения, тренировки диафрагмы и постановки опоры дыхания данное упражнение также может быть использовано в качестве развития певческого вибрато, если его регулярно пропевать в определённом темпе.

 

5.     Упражнение на развитие верхнего регистра и умения петь «через порог».

 

Начинается упражнение с исполнения ноты нижнего регистра, расположенной вблизи переходных нот на достаточно громком звуке. Дальше идёт плавное скольжение звука на октаву вверх. Где-то на этом скольжении срабатывает «переход», и вокалист начинает петь звуки верхним регистром голоса (фальцетом). Этот «переход» не должен смущать, главное - постараться спеть конечный звук так же громко и, по возможности так же насыщенно, как и первый звук. Затем исполняется первая нота, и звук опускается на ступень вниз (нисходящая мажорная гамма). Где-то в середине упражнения «перехода» в другой регистр уже нет. Здесь начинается тренировка умения «скользить» по нотам через октаву.

 

6.     Упражнение, развивающее подвижность голоса.


Исполняется на любой слог, на стаккато, секвенцируя по полутонам вверх и вниз.

 

 

 

 

 

 

 

Усложненный вариант этого упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.            Упражнение на выравнивание диапазона и выработки единообразного формирования гласных звуков.

 

Данное упражнение относится к «сложным» и требует длительной подготовки.

 

Упражнение исполняется с названием нот – «сольфеджио» и требует внимательного отношения к четкости произношения согласных, а также следить за единообразной манерой пения гласных.

 

 

 

 

 

 

 

До   ре  ми фа соль ля си до      ре до си ля      соль фа ми ре      до

 

Усложнённый вариант упражнения для выработки длительного выдоха

 

 

 

 

 

 

 

 

До ре ми фа соль ля си до  ре до си ля соль фа ми ре  до       ми  соль  до       соль ми      до


8.     Упражнение для развития подвижности голоса.

 

Упражнение исполняется с названием нот или сочетанием слогов. В зависимости от поставленной задачи.

Например:

 

 

 

 

 

 

Зи  ма     зи ма зи  ма зи  ма             зи  ма зи ма  зи ма  зи  ма             зи


 

Скачано с www.znanio.ru