Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: «Города и села»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: расширение и усвоение учащимися понятий «город», «село», «горожане», «селяне»; формирование умения сравнивать данные понятия и называть отличительные черты каждого из них.
Задачи урока:
• систематизировать представление учащихся о жизни города и села, расширить у учащихся понятий «город», «село», «горожане», «селяне»;
• развивать умения сравнивать данные понятия и называть отличительные черты каждого из них, выделять главные признаки, формировать выводы;
• воспитывать чувство любви к родному городу, уважение к его истории и традициям, пробуждать желание сохранить его культуру и красоту. Воспитывать стремление бережно относиться к своему дому.
Технология урока: проблемно-диалогическая
Основные термины: город, горожане, село, селяне.
Окружающий мир 3 класс.docx
Технологическая карта урока
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: «Города и села»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: расширение и усвоение учащимися понятий «город», «село», «горожане», «селяне»; формирование умения сравнивать
данные понятия и называть отличительные черты каждого из них.
Задачи урока:
систематизировать представление учащихся о жизни города и села, расширить у учащихся понятий «город», «село»,
«горожане», «селяне»;
развивать умения сравнивать данные понятия и называть отличительные черты каждого из них, выделять главные признаки,
формировать выводы;
воспитывать чувство любви к родному городу, уважение к его истории и традициям, пробуждать желание сохранить его
культуру и красоту. Воспитывать стремление бережно относиться к своему дому.
Технология урока: проблемнодиалогическая
Основные термины: город, горожане, село, селяне.
Планируемые результаты
Предметные умения:
Должны знать и уметь: иметь представление о понятиях
«город», «село», «горожане», «селяне»; называть их
отличительные признаки.
Метапредметные умения:
личностные УУД: самостоятельно определять и опираться
на общие для всех людей правила поведения при работе;
понимание необходимости приобретения новых знаний ;
представление модели позитивного поведения человека,
ценящего роль села как хранителя непосредственной связи
человека с природой, землёйкормилицей; воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, доброго отношения
друг к другу; формировании социальных ценностей,
уважительного отношения к иному мнению; позитивная
моральная самооценка, способность к выполнению норм
школьной жизни.
регулятивные УУД: учиться обнаруживать и
формулировать учебную проблему, высказывать свою точку
зрения, осуществлять саморегуляцию своих действий;
формирование способности решать проблемы творческого
и поискового характера; формирование умений
планировать, координировать, контролировать и оценивать
свою деятельность, слушать и слышать собеседника
познавательные УУД: ориентироваться в своей системе
знаний, уметь предполагать, перерабатывать полученную
информацию; развитие у обучающихся умений работать с
информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование); соединять теоретический материал с
практической деятельностью; использовать различные
способы поиска информации (в словаре, в сборниках, в
интернете и т.д.); развитие операций мышления (сравнение,
сопоставление, анализ, синтез, обобщение, классификация).
коммуникативные УУД: доносить свою позицию, слышать
партнеров; излагать свою точку зрения и анализировать её,
грамотно строить речевые высказывания.
Организация образовательного пространства
Формы работы на уроке:
фронтальная, индивидуальная, работа
в группах
Ресурсы:
учебник Потапова И.В., Саплина Е.В.,
Саплин А.И. Окружающий мир. 3 кл.,
2 часть; авторская презентация
Оборудование:
компьютер, экран; распечатанные
таблицы; фотографии; учебники. Этапы урока
I.Организационный
Время Формируемые
умения
1 мин Регулятивные
УУД:
осуществлять
самоконтроль,
саморегуляцию
II.Определение
темы урока
3 мин Регулятивные
УУД: учатся
обнаруживать и
формулировать
учебную
проблему.
Познавательные
УУД: развитие
Наглядность Деятельность
учеников
Здороваются,
проверяют
готовность к
уроку.
Деятельность учителя
Придумано кемто
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Мы поприветствовали друг друга, а теперь с
таким же пожеланием обратимся к нашим
гостям.
Посмотрите на свое рабочее место. Все ли
готово к уроку?
Знакомо ли вам выражение «Земля – наш
общий дом»? Кто живет в этом доме?
Земля – большая планета, где же именно
живёт человек? Попробуем разобраться.
Слайд № 1
Слайд 2
Вы видите на экране 2 зашифрованных
слова. Попробуйте догадаться, что это за
слова.
Слайд 3
Высказываются
, размышляют с
опорой на
личный опыт
Разгадывают
зашифрованное
слово. III.Постановка
учебных задач
Кто готов? Да, правильно! Это город и
село. Вы уже поняли, какова тема
сегодняшнего урока?
На слайде
тема урока:
Города и села.
А как одним словом назвать жителей всех
городов?
Как называют жителей сельской
местности?
А мы с вами кто горожане, или селяне?
Докажите.
Ребята, мы не будем говорить о том, где
хорошо: в городе или селе, потому как нет
однозначного ответа. Сельские жители
всегда стремились в город. Но наблюдается
и другой процесс – жители городов
переезжают в сельскую местность, где более
чистый воздух и жизнь спокойна.
А вот какие задачи мы поставим перед
собой на данном уроке?
Мы должны разобраться, что такое город и
село, как образовались города и села, чем
отличается город от села, занятия селян и
горожан.
Итак, нам необходимо хорошо
поработать, чтобы пополнить свои знания и
чемуто научиться.
Слайд 5.
На слайде
задачи урока
Город и село.
Горожане.
Селяне.
Дают
обоснованный
ответ.
Ставят перед
собой цель,
задачи.
(узнаем, что
называется
городом и
селом, чем
отличается
жизнь в городе
и селе; как
появились села
и города…)
операций
мышления
(сравнение,
сопоставление,
анализ, синтез,
обобщение,
классификация);
ориентирование
в своей системе
знаний, умение
предполагать.
2 мин Регулятивные
УУД:
формирование
умений
планировать,
координировать,
контролировать
и оценивать
свою
деятельность
Личностные
УУД: понимание
необходимости
приобретения
новых знаний;
позитивная
моральная
самооценка,
способность к
выполнению
норм школьной IV.Работа
по теме урока
14
мин
Слайд 6.
На слайде
пронумерован
ные пейзажи
города и села
Отвечают на
вопросы,
опираясь на
личный опыт
Высказывают
предположения
, обнаруживают
нехватку
знаний
Слушают
учителя,
рассматривают
иллюстрации.
жизни.
Познавательные
УУД:
формирование
информационно
й
компетентности;
развитие
функций
мышления
(умений
сравнивать,
обобщать,
классифицирова
ть), развитие
внимания;
наблюдательнос
ти, развитие
речи
(обогащение и
усложнение
словарного
запаса);
Коммуникативн
ые УУД:
формирование
коммуникативно
й
компетентности
(продуктивная
групповая
коммуникация,
публичное
Наряду с названием села, есть такое
понятие, как деревня. В чем отличие
деревни от села?
Вы – жители села или деревни, а ктото из
вас живет в городе. Поэтому вы с лёгкостью
справитесь со следующим заданием.
Посмотрите на экран. На каких
фотографиях изображен город? Село?
Действительно, пейзажи города и села
резко отличаются. Но, прежде чем выделять
их особенности, у меня к вам вопрос – а как
появились города?
В России много больших и малых городов,
но, конечно, появились они не сразу.
Перенесемся в далекое прошлое и
посмотрим, как выглядели поселения наших
предков.
Для этого откройте учебники на с.62 и
рассмотрите картинку.
Люди издавна селились вместе. Вместе они
обрабатывали землю, разводили скот,
охотились, защищались от врагов. Шло
время. Поселения росли, укреплялись.
Опасность набегов враждебных племен
заставляла жителей строить дома в
труднодоступных местах, на высоких
берегах рек и озер, возводить вокруг них
мощные, крепкие стены. Так постепенно
стали появляться города.
В старину слово «город» означало выступление)
Регулятивные
УУД:
формирование
компетентности
разрешения
проблем
(выполнение
заданий по
алгоритму,
определение
необходимых
ресурсов,
контроль
деятельности)
Личностные
УУД:
воспитание
экологической
культуры,
интереса к
предмету, любви
к своему городу,
уважения к его
истории и
традициям,
желания
сохранить его
культуру и
красоту, умения
работать в
команде.
«огороженное, укрепленное место». Обычно
на холме, около реки возводились
деревянные изгороди – частоколы, которые
защищали жителей от врагов. В центре
города строилось дополнительное
укрепление – Кремль, где находился собор
и двор князя. Первые жилища походили на
землянки. На смену им пришли деревянные
избы. Кроме этого строились сараи,
помещения для скота, бани. Основными
инструментами были топоры, пилы и ножи.
Раньше строили вообще без гвоздей,
укладывая бревна одно на другое.
Со временем человек придумал новые
строительные материалы – стекло, кирпич,
бетон, металл, пластмассу. Построенные
села разрастались, дома становились
многоэтажными, улицы покрылись
асфальтом, и некоторые сёла становились
городами.
– Кто напомнит, как же называются
жители города, села?
Сейчас я предлагаю вам поработать в
роли исследователей. Как правило, в
городах и селах занятия людей отличались.
А вот, чем занимались горожане и селяне,
вы узнаете самостоятельно в учебнике.
1 группа (селяне) – с.61
2 группа (горожане) – с.62
Проверим, что вы узнали о занятиях селян
и горожан. А чем занимаются в наше время
Рассказывают,
о чем узнали,
дополняют,
уточняют,
исправляют
себя и друг горожане и селяне? Есть ли профессии,
которые присущи как городскому, так и
сельскому жителю? Какие?
Только ли занятием жителей отличается
село от города? На экране вы видите
картинки, которые вам необходимо
сравнить и выделить отличительные
особенности города от села.
Доп.инф. (По ходу обсуждения делаются
дополнения: В городских домах есть
центральное отопление, водопровод, на
первых этажах могут быть магазины,
аптеки. В квартирах есть балконы и
несколько комнат – отдельно спальная,
кухня, ванная. Дома многоэтажные, в них
живет много семей. В сельском доме есть
подвальное помещение, в котором хранится
запас продуктов. Есть двор; огород; часто
помещения для домашнего скота и птицы. В
сельском доме живет одна семья).
В чем же можно наблюдать различие
города от села?
дома
дороги
транспорт
природа
занятия людей
Что вы можете сказать об отличительных
друга.
На слайде
картинки
населенных
пунктов
Выставляю
карточки:
дом
дорога
транспорт
природа
занятия детей
Высказывают
свои
предположения
, опираясь на
наблюдения. особенностях домов, дорог, транспорта,
природы и занятий людей?
Слайд
По итогам вашего исследования сделаем
вывод. Какой населенный пункт можем
назвать городом? Селом?
– Итак, город – крупный населенный пункт.
Село – небольшой населенный пункт.
Высказывают
предположения
, делают
выводы.
Интерактивная физминутка.
Выполняют
упражнения
На слайде
анимационная
картинка
сельской
местности
У вас на парте лежит лист бумаги и клей.
На доске картинки. Группе селян
необходимо выбрать картинки, которые
подходят для села, а группе горожан
картинки города. Из картинок, которые вы
выберете, необходимо создать свое село и
свой город. В конце работы горожане
расскажут об особенностях города, а селяне
–села.
Раздаю листы
бумаги.
Выбирают
нужные
картинки,
создают проект
города и села.
УУД:
формирование
личности,
заботящейся о
своём
физическом и
психическом
здоровье
Познавательные
УУД: умение
работать с
информацией, с
текстом;
выделять
главное в потоке
информации
Коммуникативн
V.Физкультминутка
2 мин Личностные
VI.Обобщение
полученных знаний
Практическая часть
10
мин VII.Итоги урока
2 мин
VIII.Рефлексия
5 мин
Рассказывают
по
выполненным
работам об
особенностях
города и села.
Оценивают
достижение/
недостижение
целей
ые УУД: умение
высказывать
предположения,
обосновывать
свою точку
зрения
Личностные
УУД:
представление
модели
позитивного
поведения
человека,
ценящего роль
села как
хранителя
непосредственно
й связи человека
с природой,
землёй
кормилицей
Регулятивные
УУД: умение
оценить себя,
свою
деятельность на
уроке;
определить
уровень своих
достижений,
Проверяем работу ребят.
– Жить одинаково хорошо, как в городе, так
и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы.
Из села люди стремятся в город, чтобы
найти работу на крупных предприятиях. А
жители города постепенно приобретают
жилье в селах, чтобы дышать свежим
воздухом, пить чистую воду и отдыхать от
суеты и большого города.
Достигли ли вы целей, которые ставили
перед собой в начале урока?
Поднимите руку те ребята, которые
считают, что они все знают о городе и селе.
Раздаю
человечков.
Те, кто считает, что много узнал, но
остались вопросы, которые надо решить.
Те, кто ничего не знает о городе и селе.
Те ребята, которые поняли все на уроке,
считают, что все запомнили – поднимают
зеленых человечков. Те, которые в чемто
не уверены – желтых. Ну а те, кто совсем не
уверен в своих знаниях – красных.
Приклейте своих человечков на плакаты, которые вы создали.
Вы все сегодня очень хорошо поработали на
уроке!
1 мин Регулятивные
УУД: умение
самостоятельно
выбрать
интересующее
задание
Домашнее задание по выбору:
1. с. 5763 отвечать на вопросы.
2. Создай свой город или село, расскажи об
особенностях города, села.
Объясняю
домашнее
задание.
Самостоятельн
о выбирают и
записывают
домашнее
задание
Всем спасибо за урок!
Слайд
IX.Домашнее
задание
(разноуровневое)
«Города и села» 3 класс
«Города и села» 3 класс
«Города и села» 3 класс
«Города и села» 3 класс
«Города и села» 3 класс
«Города и села» 3 класс
«Города и села» 3 класс
«Города и села» 3 класс
«Города и села» 3 класс
«Города и села» 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.