Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом пионеров и школьников им. Н.И.Филоненко г. Сальска
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ
экологическая конкурсно - игровая программа
«ЗВОНКОГОЛОСАЯ ВЕСНА».
(ПОСВЯЩЕННАЯ «ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ОХРАНЫ ПТИЦ»)
Разработал:
Артюшина Наталья Николаевна,
методист МБУ ДО ДПШ
им. Н.И.Филоненко г. Сальска
2019 год
Дата: «1 » апреля 2019 год
Время: 14.00 час.
Возраст: 13-14 лет
ЦЕЛЬ – экологическое воспитание детей.
ЗАДАЧИ:
1. Продолжать развивать познавательный интерес учащихся к орнитофауне Донского края, желание проявлять творческую активность в процессе выполнения конкурсных заданий.
2. Учить объективно, с экологической точки зрения оценивать ситуации; логически мыслить, находить позитивное прогрессивное решение.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между участниками команд в процессе игровой программы.
Материал:
· К тестовому заданию «Каждой птице свое место»;
· Магнитная доска; иллюстрации птиц;
· Альбомные листы, фломастеры, карандаши, краски;
· Сигнальные карточки – 10 шт. ( 5 желтых, 5 синих);
· Магнитофон, аудиозаписи с фоновой музыкой;
· Игровой куб к «Счастливому случаю»;
· Иллюстративный материал к заданиям, карточки;
· Оформление зала по теме мероприятия.
МЕТОДЫ:
· Словесный
· Практический
· Игровой
· Творческого развития
· Игрового тестирования
ХОД
Звучит фоновая музыка
Ведущий: - Добрый день, дорогие ребята! По сложившейся доброй традиции мы снова встречаемся с вами на Станции юных натуралистов в Международный день птиц - 1 апреля. Именно сегодня мы проводим финальную экологическую игровую программу, в которой определится победитель – лучший знаток птиц Донского края
Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 8 500 видов пернатых, 250 из которых гнездится на территории Ростовской области. ( звучит колокол) Но более ста лет назад зазвучал набат. Вечный колокол призывал человечество объединить усилия в борьбе за жизнь нашей природы, за будущее планеты, потому как именно природа была, есть и навсегда останется источником человеческого существования. Поэтому, как сказал Ч. Элтон, английский эколог с мировым именем, «нельзя рассчитывать на то, что охрана природы для удовольствия, получения или обеспечения высших прав животным когда – либо получит приоритет перед интересами выживания самого человека. Да этого и не должно быть». Приоритет в отношениях между природой и человеком всегда будет за потребностями последнего. Но если в наших силах и возможностях сберечь от исчезновения какой-то замечательный уголок природы, какой-то памятник природы, вымирающее животное или растение, то упускать такую возможность, а тем более, намеренно игнорировать ее было бы кощунственно.
Исходя из такой позиции, мы включаемся в нашу программу. И я рада сообщить, что в финальную игру вышли следующие команды: ( в порядке жеребьевки)
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
4.____________________________
5._____________________________
- Оценивать наших участников сегодня будут…
Представление членов жюри:
1.______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________
1. Домашнее задание:
Представление творческой работы по теме «Птицы на крыльях весну принесли»
Ведущий: - Птицы дороги нам тем, что они – часть родной природы. Они красивы, подвижны, полезны, а их звонкие и мелодичные песни оживляют наши поля, сады и леса, доставляя людям истинное наслаждение.
Условие: работа в объеме не более 1 печатной страницы представляется в свободной форме на конкурсе одним членом команды или всей командой.
( с указанием ОУ, Ф.И.О. учащегося, его возраста).
1. МОУ СОШ № ____ команда «___________________________________»
2. МОУ СОШ № ____ команда «___________________________________»
3. МОУ СОШ № ____ команда «___________________________________»
4. МОУ СОШ № ____ команда «___________________________________»
5. МОУ лицей № 9 команда « Стрижи»
Оценка: оценивается по 5-ти-бальной системе
Ведущий: - Я задаюсь вопросом:- А хорошо ли мы знаем тех, кто заботится о нас ежедневно, не прося ничего взамен, кроме чуточки нашей совести, не истреблять поголовно и дать возможность выжить и вывести потомство? Следующее игровое задание проводится на знание повадок, образа жизни птиц Донского края. Итак, «Счастливый случай».
Задание: каждая команда по очереди бросает куб и получает задание на выпавший номер от 1 до 6-ти. Соответственно, ответив на вопрос или выполнив предложенное задание, учащиеся получают от 1 до 6-ти баллов. Если игра проходит динамично, можно пройти еще один круг.
Вопрос № 1: Простой одинарный вопрос
А/ - Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге?
Ответ: Гнезд не вьют, птенцов не выводят
Б/ Что делают птицы, когда днем заметят сову?
Ответ: Собираются стаями, кричат и кидаются на сову, пока не прогонят.
В/ Какие птичьи тайны открывает нам листопад?
Ответ: На облетевших деревьях видны хорошо скрытые летом в листве птичьи гнезда.
Г/ Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах, лошадях?
Ответ: таскают шерсть для гнезд и выклевывают насекомых и их личинок из кожи старых животных.
Д/ - Кто раньше прилетает к нам — стрижи или ласточки?
Ответ: ласточки.
Вопрос № 2: Практическое действие
А/ - Из какого материала строят птичьи домики? ( из любой породы дерева. Лучше использовать липовые, осиновые, пихтовые, еловые или сосновые доски, лишь бы они не были гнилыми.)
- Какую толщину досок следует использовать? ( 15 – 25 мм, т.к. очень тонкие доски – меньше 15 мм – под влиянием сырости и солнечных лучей легко коробятся и дают трещины)
Б/ - Какие плотницкие инструменты потребуются для изготовления птичьих домиков? ( карандаш, линейка, гвозди, молоток, пила…)
В/ /- Что собой представляют гнездовья – дуплянки. Из чего их можно сделать? ( из стволов деревьев)
Вопрос № 3: Поиск правильного выхода из ситуации
А/ Вы семьей выехали отдыхать на природу и в траве нашли утиную кладку. Стоит ли брать утиные яйца домой?
Б/ Вы вышли в сад и вдруг увидели, что по стволу дерева ползет кот. Еще мгновение и когтистая кошачья лапа дотянется до заветного отверстия – летка. Ваши - действия? ( - Как без ущерба для кошачьего инстинкта можно уберечь скворечник и птиц от такого стресса? )- показать манжетки на дерево от кошек – СМ. книгу)
В/ Отдыхая на природе, вы нашли птичье гнездо с яйцами. Будете ли вы из интереса брать их в руки или домой?
Г/ Ваша собака на прогулке с вами нашла по запаху гнездо птицы с птенцами. Громким лаем она оповестила вас о таком событии. Ваши действия?
Вопрос № 4: Мы знаем все и другим расскажем
А/ Для чего развешивают искусственные гнездовья? ( 1 – спасаем сады, огороды, парки от вредных насекомых; 2- помогаем птицам загнездиться, особенно это важно в больших, шумных городах; 3 – птицы делают нашу жизнь приятнее, веселее и комфортнее)
Б/ Расскажите, как влияет размер и форма домика на ее жильцов? И всем ли птицам необходимо искусственное гнездовье? ( нет, некоторые виды птиц не живут в искусственных
гнездовьях, потому что для них, их образа жизни важно, обязательно строительство нового гнезда каждый год. Поэтому они не станут заселять искусственные гнездовья)
В- Какие птицы охотно заселятся в дуплянки?( сычи, скворцы, гоголи, совы, галки, пустельги, скворцов и синичек) От чего и от кого зависит размер дуплянки? ( от величины птиц, для которых оно предназначено)
Вопрос № 5: Ваше мнение: назовите, для каких птиц изготовлен этот домик ( № 1 – ромбический домик для синичек; № 2 – скворечник; № 3 - кубический ( и щелевидный) домик для горихвосток, трясогузок, мухоловок пеструшек и некоторых др.; № 4 – треугольный домик для пищух;
Вопрос № 6 : Блиц-турнир ( 3 вопроса по 2 балла = 6 баллов)
А/ - Все ли птицы поют весной? ( только самцы)
- Чем отличаются самцы от самок? ( более ярким оперением, их задача- привлечь самок)
- Для чего птицы поют? ( для птиц – это серьезное и важное дело. Песней как бы устраивается невидимая граница участка)
Б/ - Когда у птиц бывает зуб? (У птенцов, когда они еще не вылупились из яйца. На клюве сверху есть маленькая твердая шишечка.)
- Для чего птенцу он нужен? ( Ею птенец разбивает скорлупу яйца. Эта шишечка называется «яйцовым зубом».)
- Когда и куда он исчезает? ( После вылупления «зуб» у птенца отпадает )
В/ - Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?(Воронье гнездо плоское, лотком, а сорочье — круглое, с крышей.)
- Где зимой и осенью спят грачи? (В садах и рощах, на деревьях, куда с вечера собираются большими стаями)
- Умеют ли вороны разговаривать по –птичьи? ( да, вот скажем, летят вороны и каркают. Вдруг одна ворона каркнула как то иначе. Это она заметила добычу или опасность и оповестила всю стаю.)
Г/- Какой формы у цапли клюв? ( в форме пики)
- Зачем цапле такой клюв? ( чтобы ловить добычу в воде)
- Как она это делает? ( долго стоит не шелохнувшись. Лягушки не обращают на нее внимания. И тут Цаплин клюв мгновенно пронзает воду. Удар – добыча оглушена)
Д/ -Чем служит дятлу хвост? Его назначение ( помогает в полете, как руль, опора, когда дятел сидит на стволе дерева)
-Почему у дятла лапки короткие, два пальца направлены вперед, два – назад? ( так можно надежнее цепляться за кору, ствол дерева)
- Какой длины язык у дятла? ( 15 см, длинный и липкий, с зубчиками-крючками на конце)
Жюри ведет подсчет очков всех команд и вносит в сводную таблицу.
3. Тестовой задание «КАЖДОЙ ПТИЦЕ СВОЕ МЕСТО» на знание орнитофауны Ростовской области: степей, лугов и пастбищ, лесов, водоемов степей.
Ведущий: ( читает отрывок из стихотворения )
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали,
О, если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Наверно, если даже знали
И даже если б понимали,
То все равно б взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
- Вы со мной согласны? В таком случае, я объявляю следующий…
Задание: Определить стрелочкой экосистему птиц ( по 10 птиц)
Каждая команда получает тестовый лист с названием птиц. За 5 мин. Необходимо распределить всех предложенных птиц по экосистемам.
Подсказка для команд: на магнитной доске предлагаются иллюстрации птиц, но без их названия.
Оценка: количество баллов равно количеству правильно распределенных птиц ( максимум – 40 баллов)
4. Творческий художественный конкурс «СОХРАНИМ ПРИРОДУ!»
Ведущий: - Ни для кого не секрет, что в период гнездования запрещается: охотиться, шуметь, беспокоить какими-либо другими действиями птиц. Почему? ( ответы)
Задание: - Вам сейчас предстоит выступить в качестве защитников нашей орнитофауны, т.е. птиц. И для этого, используя фломастеры, цветные карандаши ( или краски) вы нарисуете тот природоохранный знак, которого по вашему мнению пока нет в местах гнездования. В этом конкурсе участвует 2 чел от команды.
- Кроме этого, остальные участники команды, не теряя ни минуты, должны составить текст – призыв или слоган к населению ( людям), проживающим в этом районе, с просьбой либо предостережением.
Участникам предлагаются готовые нарезанные формы бумаги для знаков.
Время: на творческую работу отводится 5-7 мин. На защиту знака – 1-2 мин.
5. Конкурс знатоков «КРАСНОЙ КНИГИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Ведущий: ( читает отрывок стихотворения)
Дерево, цветок, трава и птица.
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
- Вы со мной согласны? Тогда ответьте на вопрос: - Какой международный документ несет на себе полномочия охраны природы? ( Международная «Красная книга» создана Международным союзом охраны природы ( МСОП) - 1966 г., хранится в швейцарском г.Морже.)
- А сейчас я хотела бы услышать ваше мнение. Для его выражения вам пригодятся две сигнальные карточки…
Правила: всем командам выдается по две сигнальные карточки для ответа «ДА» ( синяя) и «НЕТ» ( желтая) и время 5 сек на обдумывание ответа. Право ответа имеют участники с карточками. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда отвечает на второй вопрос, то зарабатывает еще 1 балл.
Вопросы:
1. Существует Международная «Красная книга». А существует ли черный список? (да)
Кто в него попадает и в каком виде? ( все представители фауны, которых в природе уже
нет: чучела, в фото, в рисунках и т.д. это своеобразный музей вымерших экземпляров )
2. Является ли «Красная книга фактов» самой Международной «Красной книгой»? ( да) Почему? (это первоначальное ее название)
3. Все мы знаем, что в «Красной книге» есть несколько разделов: на красных листах этой книги помещены виды исчезающие, находящиеся под серьезной угрозой; на желтых
листах - сокращающиеся ( или уязвимые) виды; на белых листах – редкие, могущие вскоре исчезнуть. Вопрос: есть ли в этой книге листы другого цвета? ( да) Какого они цвета? ( зеленого – они не являются постоянными и перепечатываются по мере получения весомых практических результатов в деле охраны и восстановления численности)
4. В 1974 г. Министерством сельского хозяйства была учреждена Красная книга СССР
В ее вошли – 65 видов птиц страны. Была ли необходимость создавать подобные книги в
отдельно взятых областях? ( да) Ваше мнение. ( В «Красную книгу Донского края»
внесены многие виды растений и животных, потому что Ростовская обл., благодаря
наличию самых плодородных земель и других природных ресурсов, является наиболее
интенсивно используемым регионом России. Это привело к глубокому изменению
коренных степных экосистем, водного режима и структуры почвы, микроклимата, что
в свою очередь, вызвало резкое сокращение численности одних видов растений в
животных и вымирание многих др. видов растений и животных.)
5 В «Красную книгу» занесен белый аист, как редкий вид птиц Ростовской области.
Следует ли внести туда черноголового аиста, если такой существует в природе? «Да»,
стоит, потому что… «Нет», не стоит, потому что такого не сущ. в природе. Итак, ваш
ответ? (нет – черный аист является редкой пролетной птицей в Ростовской обл.,
имеются сообщения о его гнездовании в прошлом в пойме Дона, но в настоящее время он
не гнездится)
6 В Ростовской области гнездится несколько редких видов куликов. Среди них: шилоклювка, кулик –ходулочник, большой кроншнеп, тонкоклювый кроншнеп. А есть ли кулик – сорока? (да) Почему так назван? ( за пестрое оперение, напоминающее сорочье – черно-белое)
7 Ростовскую область населяют такие виды редких хищных птиц как степной орел, сокол-балобан, канюк-курганник, могильник. Существует ли в природе орел – карлик? ( да) ( редкая степная птица Ростовской области)
· Подведение ИТОГОВ игровой конкурсной программы.
· Награждение команд - победителей и участников грамотами и призами.
· Награждение команд по номинациям:
«Звонкоголосая весна»;
«Встречай с любовью птичьи стаи»;
«Птицы на крыльях весну принесли».
ВЫХОД команд в городской парк для проведения трудового десанта «СКВОРЕЧНИК».
ТАБЛИЦА ОЦЕНОК
игровой экологической конкурсной программы
«ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ»
Дата: 01 апреля 2019 г.
ОУ, Название команды
|
Представление творческой работы «Птицы на крыльях весну принесли» |
Игра «Счастливый случай» |
Тестовой задание «Каждой птице свое место» |
Творческий худож. конкурс «Сохраним природу» |
Конкурс знатоков «Красной книги Ростовской области» |
ИТОГО: |
МЕСТО
|
МБОУ СОШ №
|
|
|
|
|
|
|
|
МБОУ СОШ №
|
|
|
|
|
|
|
|
МБОУ СОШ №
|
|
|
|
|
|
|
|
МБОУ СОШ №
|
|
|
|
|
|
|
|
МБОУ СОШ №
|
|
|
|
|
|
|
|
Члены жюри: _________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
ПРАВИЛА И ОЦЕНКА КОНКУРСОВ
1. Домашнее задание: Представление творческой работы по теме
«Птицы на крыльях весну принесли»
Условие: работа в объеме не более 1 печатной страницы представляется в свободной форме на конкурсе одним членом команды или всей командой.
( с указанием ОУ, Ф.И.О. учащегося, его возраста).
Оценка: оценивается по 5-ти-бальной системе
2.ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» ( с кубом) на знание повадок, образа жизни птиц.
Задание: каждая команда по очереди бросает куб и получает задание на выпавший номер от 1 до 6-ти. Соответственно, ответив на вопрос или выполнив предложенное задание, учащиеся получают от 1 до 6-ти баллов. Если игра проходит динамично, можно пройти еще один круг.
3. Тестовой задание «КАЖДОЙ ПТИЦЕ СВОЕ МЕСТО»( на знание орнитофауны Ростовской области: степей, лугов и пастбищ, лесов, водоемов степей.)
Задание: Определить стрелочкой экосистему птиц ( по 10 птиц)
Каждая команда получает тестовый лист с названием птиц. За 5 мин. Необходимо распределить всех предложенных птиц по экосистемам.
Подсказка для команд: на магнитной доске предлагаются иллюстрации птиц, но без их названия.
Оценка: количество баллов равно количеству правильно распределенных птиц ( максимум – 40 баллов)
4. Творческий художественный конкурс «СОХРАНИМ ПРИРОДУ!»
Задание: - нарисовать природоохранный знак, которого по мнению команды пока нет в местах гнездования птиц. В этом конкурсе участвует 2 чел от команды.
- 3 чел.от команды составляют текст – призыв или слоган к населению ( людям), проживающим в этом районе, с просьбой либо предостережением.
Время: на творческую работу отводится 5-7 мин. На защиту знака – 1-2 мин.
5. Конкурс знатоков «КРАСНОЙ КНИГИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Правила: всем командам выдается по две сигнальные карточки для ответа «ДА» ( синяя) и «НЕТ» ( желтая) и время 5 сек на обдумывание ответа. Право ответа имеют участники с карточками. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда отвечает на второй ( дополнительный) вопрос, то зарабатывает еще 1 балл.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.