Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим.
В данной статье раскрываются основные аспекты гражданско-патриотического воспитания, без которого не существовало бы даже самого понятия.Гражданско-патриотическое воспитание
Статья ГПВ Каредина ВВ.docx
Социальный педагог В.В.Каредина
ГКСУВУ для обучающихся с девиантным поведением
специальная общеобразовательная школа №2 (открытого типа)
СанктПетербурга
Гражданскопатриотическое воспитание обучающихся
Гражданскопатриотическое воспитание в условиях современной
России объективно является и признано государством ключевым в
обеспечении устойчивого политического, социальноэкономического развития
и национальной безопасности Российской Федерации.
Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими
видами воспитания нравственным, гражданским,
правовым, экологическим.
демократическим,
Духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся должно
обеспечить:
• осознание себя гражданином России на основе принятия общих
национальных нравственных ценностей;
• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним
вызовам;
• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
• заботу о благосостоянии многонационального народа Российской
Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации,
Отечеству;
• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как
любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших,
ответственность за другого человека; • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами
правопорядок;
• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1)
установлено, что «основные общеобразовательные программы начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного
стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения,
образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и
включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие
духовнонравственное развитие, воспитание и качество подготовки
обучающихся».
Реализация гражданскопатриотического воспитания только с помощью
знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания,
форм и методов гражданскопатриотического воспитания, адекватных
современным социальнопедагогическим реалиям. Появляется необходимость
в деятельностном компоненте гражданскопатриотического воспитания.
Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное
участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления
можно достигнуть успехов в этом направлении.
Духовнонравственное развитие и воспитание личности в целом
является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни
человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества,
культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно
исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека
Традиционным источникам нравственности определяются и базовые
национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей. Базовые национальные ценности лежат в основе
целостного пространства духовнонравственного развития и воспитания
школьников, уклада школьной жизни, урочную, внеурочную и внешкольную
деятельность обучающихся.
• патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой
родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие
к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость,
милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — служение Отечеству, правовое государство,
гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода
совести и вероисповедания;
• семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к
родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремлённость и настойчивость;
• наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии — представления о вере,
ценности религиозного
религиозной жизни человека,
духовности,
мировоззрения,
межконфессионального диалога;
толерантности,
формируемые
на
основе
• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир
человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие,
этическое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета
Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество. Еще одной важной особенностью духовнонравственного
гражданского образования и является нравственная ценность. Нравственная
ценность – это набор ценностных установок, которые в будущем становятся
нравственными правилами поведения ребенка в самых непредвиденных
ситуациях. Ценностные установки – это то, что ребенком признается как
возможное и невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребенок
запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования
собственной семьи. Обобщенно нравственную установку можно обозначить
как любовь к людям, природе.
По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к
своему народу.
Нравственную установку у ребенка нужно воспитывать постоянно
словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу
искусства и живой мир природы и самое важное, силу собственного примера.
Таким образом, духовнонравственное развитие и воспитание
обучающихся является первостепенной задачей современной школы и
представляет собой главный компонент социального заказа для образования.
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.