Народы Южного Урала. Национальная культура народов Южного Урала
Мы привыкли жить в многонациональной стране, области, регионе, городе. Сегодня национальный вопрос в ряде регионов приобрёл неожиданную остроту, ведь в каждом регионе живут представители розных национальностей. А как обстоят дела в нашем регионе? Как формировался этнический состав, культура народов Челябинской Области. Сегодня на уроке мы это выясним. С давних пор на уральской земле селились народы, у каждого были свои обычаи и традиции! Мы познакомимся с бытом и традициями русского, украинского, башкирского и татарского народов.
По окончанию работы над проектом вы должны выполнить презентацию и защитить ее.
Группа1
Задание. Прочтите текст и самостоятельно подберите материал по теме проекта для презентации.
Мы привыкли жить в многонациональной стране, области, регионе, городе. Сегодня национальный вопрос в ряде регионов приобрёл неожиданную остроту, ведь в каждом регионе живут представители розных национальностей. А как обстоят дела в нашем регионе? Как формировался этнический состав Челябинской Области. Сегодня на уроке мы это выясним. По окончанию работы над проектом вы должны выполнить презентацию и защитить ее.
На Южном Урале сложный и неоднородный национальный состав, учёные связывают это с тем, что Урал издревле располагался на стыке леса и степи, Европы и Азии, служил своего рода коридором для переселения народов. На этой территории формировались, соседствовали и развивались три главные группы народов –тюркоязычные (чуваши, татары, татары сибирские, башкиры, ногайцы, кумыки, карачевцы, балкарцы, азербайджанцы, туркмены, казахи, чулымцы. Алтайцы, телеуты, хакасы, тувинцы, тофалары, шорцы, якуты, долганы), финно-угорские (карелы, вепсы, финны, эстонцы, саамы, ижорцы, коми, коми-пермяки, коми-язьвинцы, удурмуты, марийцы, мордва, ханты, манси) и славянские (русские, украинцы, белорусы, поляки), взаимодействовали цивилизации кочевых скотоводов и оседлых земледельцев. На территории Челябинской области, по некоторым данным, одновременно проживает порядка 152 народностей
Самыми многочисленными народами на территории Челябинской области оказались русские, татары, башкиры, украинцы, немцы (германцы), казахи, белорусы, мордовцы.
Традиции и обычаи русского народа.
Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.
Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).
Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.
Традиционные праздники русского народа.
Основные народные праздники:
Рождество 7 января
Святки 6 - 9 января
Крещение 19 января
Масленица
Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста)
Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе)
Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта)
Красная горка (первое воскресенье после Пасхи)
Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи)
Иван Купала 7 июля
День Петра и Февронии 8 июля
Ильин день 2 августа
Медовый Спас 14 августа
Яблочный Спас 19 августа
Третий (Хлебный) Спас 29 августа
Покров день 14 октября
Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.
Масленица – традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки!
Рождество Христово – не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды. Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.
Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.
Русская изба
В стародавние времена у каждого человека был дом.
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Строили дома из лиственницы, хвойной породы деревьев. Потому что лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Священным местом в доме считалась печь. Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Например, самовар.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Зимними долгими вечерами хозяйка на прялке пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник-ухват. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал». Горшок был мужской и женский.
Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу. Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи. Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.
По диагонали от печи располагалась обрядовая зона – Красный угол. Именно он встречал каждого, входящего в избу. В красный угол приглашали сесть самых почетных гостей. Украшали его по-особенному. Здесь находились иконы – сосредоточие духовной жизни человека. Их могло быть несколько и располагались они симметрично: большая – посередине и повыше, меньшие – по бокам и пониже.
Зажиточные крестьяне могли позволить себе роспись внутренних стен дома. Основу росписи стен, дверей, простенков составлял растительный орнамент (куст, дерево, букет в вазе), а также изображение зверей, птиц; в более позднее время – человека.
Народы Южного Урала. Национальная культура народов Южного Урала
Мы привыкли жить в многонациональной стране, области, регионе, городе. Сегодня национальный вопрос в ряде регионов приобрёл неожиданную остроту, ведь в каждом регионе живут представители розных национальностей. А как обстоят дела в нашем регионе? Как формировался этнический состав Челябинской Области. Сегодня на уроке мы это выясним. С давних пор на уральской земле селились народы, у каждого были свои обычаи и традиции! Мы познакомимся с бытом и традициями русского, украинского, башкирского и татарского народов.
По окончанию работы над проектом вы должны выполнить презентацию и защитить ее.
Группа2
Задание прочтите текст и самостоятельно подберите материал по теме проекта для презентации
Башкиры – коренные жители Урала, издавна они жили на Уральской земле.
Жилище башкир.
Свои жилища они располагали в долинах рек, у подножий гор или около густых лесов. В реках было много рыбы, а возле гор – хорошие пастбища; леса были богаты ягодами, грибами и медом диких пчел. Башкиры были хорошими скотоводами, рыболовами, охотниками, сборщиками меда. Раньше башкиры были кочевым народом. Им часто приходилось переходить с одного места на другое (кочевать). Кочевали они потому, что табуны коней, стада овец выедали, вытаптывали траву. Их перегоняли на другое богатое травой пастбище. Поэтому башкирам жить приходилось во временных жилищах (юртах, шалашах).
Юрта – (тирмэ) была очень удобной для жизни людей. Она легко складывалась, перевозилась и также легко устанавливалась на новом месте. Юрта хорошо защищала людей от перемен погоды. Собиралась она из тонких жердей и покрывалась серым войлоком – это плотное, толстое, шерстяное полотно. Дверь делалась с Южной стороны. Часть жилища с противоположной стороны считается главной и предназначается для гостей. Неизменное место очага – в центре юрты напротив отверстия для выхода дыма. В случаях, когда очаг выносится на улицу, на этом месте расстилается красивая скатерть, которой отводится роль стола. Вокруг нее раскидывались чепраки, мягкие подушки или тканевые подстилки.
Очень важным элементом кочевого жилища всегда считался шаршау. Это занавес из плотной ткани, который делит башкирскую юрту на две неравноценные части:
1. женскую. Согласно обычаям народа она всегда меньше и располагается неизменно по правую сторону от входа. Здесь хранятся предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства: кухонная утварь, запасы еды, детская и женская одежда и прочее
2. мужскую. Левая часть размерами больше и всегда используется в качестве гостиной. По всей комнате вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности. Решетчатые стены закрываются не только узорными работами, но и снаряжение воина, украшенное национальными орнаментами. Здесь можно увидеть колчаны для стрел, футляры для пороха, подсумок для дроби и конскую упряжь
Почетное место для гостей – урын – располагается напротив входа. Здесь же размещается резной деревянный сундук на красивой подставке. На нем складываются самые ценные вещи: ковры, паласы, одеяла и подушки. Они бережно связываются узорной лентой с цветными орнаментами на красном или черном фоне.
Войлок юрты украшали геометрическим и растительным орнаментом. Узор располагался, преимущественно, в нижней части юрты, ближе к земле.
Юрта остается актуальной и по сей день - без нее не обходится ни один традиционный башкирский праздник!
Традиции и обычаи башкир.
Башкиры - очень гостеприимные и миролюбивые люди, это стало следствием долгого сосуществования народа с самыми разными соседями, татарами, русскими, булгарами, монголами, казахами и со всеми нужно было наладить отношения. Поэтому башкиры до сих пор считают, что нужно уметь поддерживать мир со всеми и уметь договариваться с ними. При этом народ сохранил свою идентичность и гордость, не уступая никаким давлениям извне. У башкир главными всегда выступали родственные отношения, они окружены огромным количеством правил и обрядов. Старшее поколение окружается большим почетом и играет важную роль в жизни всего рода. Образ жизни народа повлиял на формирование культуры.
Праздники.
Ураза-байрам
Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. Это один из важнейших праздников года, в этот день происходит разговение после долгого поста. В Башкирии этот праздник отмечается очень широко. С утра все люди отправляются в мечеть, затем в домах накрываются богатые столы, часть еды обязательно раздается нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в этот день обязательно готовят блюда из говядины и конины, надевают праздничные костюмы, много танцуют. В этот день нет места унынию.
Курбан-байрам
Этот мусульманский и башкирский праздник в сентябре отмечается, и связан он с жертвоприношениями и паломничеством в Мекку. Он означает высшую точку пути к святым местам. С утра во всех мечетях Башкортостана проходят праздничные богослужения и особый обряд жертвоприношения. Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко глава семьи покупает на базаре тушу животного: барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает бедным. После этого башкиры отправляются друг к другу в гости, где за праздничным столом восхваляют Господа.
Каргатуй .
Башкирский праздник, посвященный прилету грачей. В переводе с башкирского этот день так и называется – «Грачиная свадьба». В этот день принято много веселиться. Люди наряжаются в национальные костюмы, выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками. Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд.
Сабантуй.
Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга – один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле. Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному – живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов.
Жилище татар.
Традиционным жилищем татар была срубная изба.
У татар существовали городские и сельские поселения. Деревни (аул) в
основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах,
трактах, озёрах. Традиционные черты интерьера избы — свободное расположение печи
у входа, почётного места «тур» в середине нар (сэке), поставленных вдоль
передней стены. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или
занавесью на женскую и мужскую половину.
Татары любили и любят украшать свои дома. Поэтому даже простые избы часто выглядят нарядными и весёлыми. Наружные стены их обычно выкрашены в яркие зелёный, синий, жёлтый цвета, а ажурные украшения из дерева в белые, голубые, светло-жёлтые. Традиция такой окраски домов зародилась ещё во времена Булгарии. На любых украшениях у татар— не только домов, но и посуды и в вышивках — по традиции нет изображений людей или животных, а имеются только орнаменты и цветочно-растительные узоры. Много старания и изобретательности вкладывали татарские мастера в украшение окон резными наличниками.
Внутреннее убранство татарского дома.
"Дом без печи что голова без мозгов", — говорит татарская пословица. И вправду: печь в доме обогревала, освещала комнату, пекла хлебы и пироги, а на её тёплой спине так уютно было зимой и детям, и бабушкам. Татарская печь похожа на русскую, но отличается от неё тем, что сбоку вмазан котёл, в котором варили пищу: суп-лапшу, пельмени, каши. Вдоль печи стояла лавка. Это самое почётное место в комнате и принадлежало оно самым уважаемым в семье старшим — бабушкам и дедушкам. Внутри комнаты мы видим большую лавку — сэке, нары.
Для чего она нужна? На сэке мог стоять самовар — значит, она заменял стол. На сэке сидела и работала пряха. А в уголке лежала гора подушек: значит, на сэке спали ночью. Над сэке люлька: значит, на ней сидела няня и качала малыша. А когда дети подрастали, они играли на сэке в свои игрушки. Очень любили и любят татарки развешивать в доме разноцветные яркие занавески-чаршау — и на окна, и отгораживать ими уголки комнат, и разделять комнату на несколько частей. Яркие, пёстрые с цветами занавески на полочках и окнах веселили душу и делали дом нарядным.
Как и коврики, и посуда — это настоящие произведения народного искусства.
И ещё: в татарском доме всегда много подушек, перин, пуховых одеял — татары любят спать на мягком и в тепле. Наверное, такая любовь к подушкам была и потому, что в каждом дворе обязательно разводили гусей, кур, уток, — значит, было много пуха и пера. Малыш в своей люльке утопал в подушках, бабушка-эби и дедушка-бабай сидели на подушках, даже под ноги клали подушечку.
Традиции и обычаи татар.
Татары, проживавшие на южном Урале имели свои народные праздничные традиции. Наиболле популярными были праздники: Сабантуй, Джиен, связанные с народным природным календарем.
Сабантуй – праздник, не имеющий точной даты и зависящий от погодных условий. Сабантуй проводился перед посевом, поочередно в разных деревнях: устраивались спортивные состязания, различные детские и юношеские забавы, всех угощали кашей из собранных продуктов, которые готовили в казане на пригорке. Обязательным элементом Сабантуя был сбор детьми крашенных яиц, которые готовились в каждом доме. После сбора яиц дети устраивали на улицах различные игры. Сабантуй называют «праздник плуга».
Джиен – праздник среди лета, проводился совместно с несколькими деревнями. Во время праздника организовывались ярмарки, торговля. Днем проводились молодежные гуляния и игрища.
Татарская народная культура очень схожа с башкирской, поэтому музыкальные инструменты в ней используются те же самые – гармонь, кубыз, курай, мандолина и домбра.
Народы Южного Урала. Национальная культура народов Южного Урала
Мы привыкли жить в многонациональной стране, области, регионе, городе. Сегодня национальный вопрос в ряде регионов приобрёл неожиданную остроту, ведь в каждом регионе живут представители розных национальностей. А как обстоят дела в нашем регионе? Как формировался этнический состав Челябинской Области. Сегодня на уроке мы это выясним. С давних пор на уральской земле селились народы, у каждого были свои обычаи и традиции! Мы познакомимся с бытом и традициями русского, украинского, башкирского и татарского народов. По окончанию работы над проектом вы должны выполнить презентацию и защитить ее.
Группа3
Задание Прочтите текст и самостоятельно подберите материал по теме проекта для презентации.
Живет на Южном Урале загадочный народ, который называется нагайбаки. Их осталось очень мало, около 10 тысяч, судя по последней переписи, а до этого их учитывали, как татар, хотя сами они своей особой идентичности никогда не теряли. И льготами, как малая коренная народность они пользоваться не желают, считая это дискриминацией. Численность нагайбаков 8148 человек
Кто они? Откуда? Легенда о возникновении нагайбаков уходит корнями в 16 век. Красавицу Сююмбике из Ногайской Орды сосватали за последнего Казанского хана Шигалея. В дальний путь гордая Сююмбике отправилась не одна: 600 самых знатных ногайских юношей из семей почтенных беков, составили ее личную гвардию. Ногай-беки - знать Ногайской орды. Сююмбике в 12 лет стала Казанской царицей. Брак этот был неудачен, Шигалей женой пренебрегал, детей у них не было. Царица даже жаловалась отцу, прося забрать ее на Родину. Но в Казани в результате переворота к власти пришел хан Сафа-Гирей, который сделал Сююмбике своей пятой женой. После его смерти царица правила ханством при своем малолетнем сыне Утямыш-Гирее. А в 1551 году Сююмбике была выдана Русскому царю, вскоре Казань была взята Иваном Грозным. Сююмбике по легенде закончила свою жизнь в Касимове, отданная царем замуж против воли за тамошнего "домашнего" хана.
Но царица царицей, а вот личная ее гвардия ногайских беков, изменившихся в названии до нагайбаков, по преданию, дала в Казанском ханстве многочисленное потомство. Но с местными татарами не смешалась, образовав свой этнос.
Интересные факты
Нагайбаки разговаривают на татарском языке
они являются православными, хотя с этим и возникали трудности: крестить-то их крестили, а вот священники жаловались с 18-го века, что проповедей он не понимают, молятся формально
Нагайбаки, как сословие были образованы указом "сверху": Императрица Анна Иоанновна 11 февраля 1736 года повелела всех нагайбаков перевести в казачество и создать в Закамье Нагайбакскую станицу, пусть, дескать, потомки воинов, стерегут окраинные земли
Этнос неоднороден по происхождению: есть крещенные татары, чуваши, марийцы, но они все очень согласно самоидентифицируют себя именно нагайбаками
казаками они стали по указу царицы, но по закону внутри казачества нагайбаки образовывали отдельное самостоятельное сословие
Пока татары-казаки, как еще называли нагайбаков жили среди носителей татарского языка в Закамье, они не выделялись так сильно, но в 1842 году их снова царским указом переселили на Юг: надо было осваивать Южный Урал и заселять его.
Так нагайбаки и оказались в Челябинской области. И ситуация поменялась: они оказались в окружении русскоязычного казачества и тюркоязычного населения Северного Казахстана.
Со второй половины 19 века, нагайбаки особенно старательно и трепетно оберегают и свою культуру, и свою непохожесть на другие народы, и свой богатейший песенный материал.
Их песни хранят многовековые легенды о той самой гвардии Сююмбике, о ногайских корнях и народных героях.
И надо отдать им должное, став частью Оренбургского казачества, они не смешались с русскими казаками, всегда гордились сословной особенностью и слегка свысока, как православные, смотрели на население колонизируемых южно уральских земель.
Традиционная одежда
Поскольку исторически нагайбаки – оренбургские казаки, то и традиционной мужской одеждой у них была форма оренбургских казаков. О каких-либо других типах одежды, распространенных ранее, данных почти не осталось.
Нижней одеждой являлась белая рубаха, домотканые брюки и косоваротка, материалом для их изготовления служила пестрядь – одна из разновидностей грубой ткани. Низ у рубах украшали оборкой, ворот – как правило, стойка, рукава были прямыми. Рукава и ворот нередко отделывали рюшами.
Особой оригинальностью отличалось оформление женских рубашек, не имевшее аналогов ни в одной другой группе татар волжско-уральского региона. В область груди и на талию наносили аппликации в виде круговых композиций, куски ткани для них отличались яркостью и контрастностью.
Верхняя одежда была или суконной, или шилась из дубленой кожи. Ее подпоясывали кушаками различных цветов, длина которых доходила до трех метров. Завязывали их традиционным способом – обматывая вокруг пояса, а концы прятали, либо, наоборот выпускали, если на них были кисти. Традиционная обувь – прямоплетенные лапти, известные как «татарские».
В летнее время главным мужским головным убором неизменно была фуражка, в холодную пору года в этой роли выступали каракулевые папахи. Основным женским головным убором был колпак из хлопчатобумажной либо шерстяной ткани, который носили вместе с головной повязкой. В начале прошлого столетия большинство нагайбаков стало одеваться в городскую одежду казачьего образца.
У них множество традиций и блюд, которые являются общими с татарскими, но и в костюме и в обустройстве жилища, есть отличия. Они смогли сохраниться к началу 20-го века потому, что старались даже селиться своим поселком, не смешиваясь с другими народами.
В советское время, когда сословия были упразднены в паспортах даже членов одной семьи могло быть написано в качестве национальности и русский, и татарин, и нагайбак.
Сейчас у нагайбаков имеется множество маленьких национальных музеев, где сохраняется наследие этого маленького и гордого народа, умудрившегося мирно уживаться с такими разными соседями, но сохранить себя, как неповторимый и уникальный этнос.
Откуда пошел язык нагайбаков
Нагайбакский язык является говором татарского языка. Отличие сформировалось из-за нескольких факторов. Во-первых, из-за разного вероисповедания: в нагайбакском языке нет арабизмов, пришедших из религиозных текстов. Во-вторых, исторически нагайбаки были ближе к русским, что оказало влияние на их язык.
На нагайбакском языке сейчас говорит примерно одна треть представителей национальности. Доминирующим языком, на котором они общаются между собой, стал русский язык. Хотя жители села Париж отмечают, что между собой по-соседски или где-то в магазине они разговаривают на нагайбакском языке.
Традиции нагайбаков берут свое начало с языческих времен. Страх перед катаклизмами, явлениями природы, присущ каждому человеку. Нагайбаки, как и другие народности искали помощи у языческих богов, у природы.
Например:
• «Поклонение луне». При новолунье, увидев новую луну, говорят « С благоговейным трепетом, с молитвой на устах. Взываю Луне младой: Даруй - провести мне эти времена в благополучии».
• «Поклонению солнцу». Оно выражается тем, что вечером при закате просят вылечить от глазных болезней, от утомления, от сглаза.
• «Поклонение банному». Зайдя в баньку, сразу надо вылить воду на раскаленные камни и просить хорошего пара. Когда выходишь из бани, за собой ополоснуть чистой водой пол, до этого сбрызнув потолок. Заговор сам утерян.
Праздники у нагайбаков есть религиозные и языческие, от которых они до сих пор не могут отказаться. По сегодняшний день существуют религиозные праздники.
Праздник Троицы (Тройсын) древний праздник, он проводился обычно в первое воскресенье июня и отличался тем, что деревенская молодежь с песнями отправлялась в лес и приносила оттуда накануне «завитые» венки из березовых веток Эти ветки девушки бросали в воду и по ним гадали о предстоящем замужестве или об исполнении загаданного желания, а вечером устраивали молодежные игрища, водили хороводы. Это уже кануло в историю, а сегодня в Фершампенуазе сохранился обычай на Троицын день ходить на кладбище, на могилы родственников и близких. Но по настоянию священника, все меньше и меньше нагайбаков посещают могилы в день Троицы, а делают это накануне, т.е. в субботний день.
Петров день - в это время в деревнях начиналась кипучая деятельность, с этого дня начинался сенокос. У нагайбаков существовало и существует, и по сей поверье, что с Петрова дня можно собирать ягоды. С утра женщины и дети отправлялись в лес и собирали ягоды. К вечеру в каждом доме пекли пирожки из свежих ягод. В этот день вся молодежь выходила гулять, качаться на качелях, водить хороводы. Праздник не отмечается, но пироги пекут, по сей день.
Покров день (Пыкрау). В этот день раньше пели молитвы, посвященные Богоматери (Церковь села Фершампе-нуаз называется «Покрова Божией Матери»). Обязательно в этот день пекли и по сей день пекут пироги с начинкой из свежемолотого зерна.
Канул в лету праздник «Нардуган». О нем часто вспоминают старики-нагайбаки, когда начинаются Святки. В течение 2-х недель перед Рождеством молодые нагайбаки раньше устраивали игрища, ходили ряженными, а то и одевались в лучшие свои одежды, ходили друг другу в гости, угощались. Ряженные старались не пропускать ни одного дома.
Народный праздник «Сабантуй» широко празднуется по сей день. В летнее время молодежь устраивала игры на природе. Считалось, что если встретились и познакомились молодые на Сабантуе, то это очень хорошая примета. Сабантуй (дословно - «праздник плуга») - это народный праздник, который подводил черту сельскохозяйственным посевам, и к нему долго готовились. Девушки готовили подарки всю зиму - ткали, шили, вышивали. Каждой хотелось, чтобы именно ее работа получила всеобщее одобрение, именно ее полотенце стало наградой лучшему джигиту. В этот праздник проводились различные состязания, игры, в которых участвовали все - от мала до велика. Сабантуй является одним из самых значимых праздников в жизни нагайбаков. Главная цель его - праздник по поводу окончания посевной.
Каждая нагайбакская семья имеет родовое и семейное прозвище. Необычна история происхождение «кушаматов». У каждого - своя маленькая история, своя легенда (см. приложение).
Причины возникновения прозвищ были разные, но одна из главных - так как было, очень много одинаковых фамилий, невозможно было понять, о ком идет речь. Повторяются даже имена и отчества, вот уж где появляется необходимость назвать «кушамат» и все сразу узнают, о ком говорят.
Прозвища - «кушаматы» - присваивались еще и в силу ряда разных причин. Очевидно, при присвоении прозвища - кушамата, учитывались особенности характера человека, особенности речи, поступков, внешние особенности, образ жизни. Из поколения в поколение многие кушаматы родов иногда менялись в силу разных причин (умирали предки, по женской линии кушаматы обычно не сохранялись).
Проанализировав кушаматы нагайбаков, я пришла к некоторым выводам: во-первых, народ необычайно своеобразен и находчив; во-вторых, в кушаматах отразились особенности звучания языка; в-третьих, я убедилось в веселом, безобидном нраве этого народа.
Неудивительно, что и до сих пор уже молодые нагайбаки продолжают присваивать друг другу новые прозвища. Прозвища приживаются и никто ни на кого не в обиде. Во время моей недавней экспедиции в Татарстан, где локально проживают крешены, я узнала, что кушаматы встречаются и среди жителей Мамадышского района. Они пользуются теми же кушаматами, что и мы. Это говорит о том, что, несмотря на неоднократное переселение кре-шенов, сохранились общие корни.
Пословицы, поговорки, загадки нагайбаков
Богат язык нагайбаков. Свидетельством живописности речи и являются пословицы, поговорки, загадки нагайбаков. Однако жаль, что при переводе их на русский язык, теряется их глубинный смысл, звучание. Вот некоторые из них.
Пословицы
Ашатанда колагын шартласын, эшлэгэндэ ёорэтен жилкенсен. - Когда ешь, чтобы за ушами трещало, а когда работаешь, чтобы сердце трепетало.
Каерчыга жил карши. - Невезучему и ветер навстречу.
Поговорки
Если тебе делать нечего, - ты всегда не удел.
Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.
Ыт урур - буре журыр. - Собака лает -волк бегает.
Чечреп чыккан. - Выплеснулся (т.е. неожиданно появился).
Жыгылганны тупеле. - (Упавшего побей). - Не везет, так не везет.
Загадки
Бэлэкэй генэ бокоре, ботен кырны бетере. - Маленький, да горбатенький - все поле перешел. (Серп.)
Жир астында карт урыс, сакалыннан тартыгыз - шалкан. - Под землю старый русак, тяни его за бороду. (Репа.)
Тирян базда тиле урыс, акыра, да бакыра. -В глубоком погребе сидит, горланит и орет русский акын. (Маслобойка.)
Песни нагайбаков
Народная песня - самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, катарсис, как говорили древнегреческие мудрецы.
Часто в песнях нагайбаков присутствует образ гусиной стаи, крыльев. Есть у парижского ансамбля «Чишме-лек» (переводится «родник») песня «Гусиные перья». Это песня о Родине, отчем доме. «Как гуси возвращаются к своим местам, где они родились, так и мы не можем жить без родного дома. Встреча с родными после долгой разлуки - самая желанная встреча». Есть в репертуаре «Чишмелек» грустная частушка в исполнении парижанки. Плач женщины об ушедшей молодости под веселый перебор гармошки: «Есть самый красивый цветок в букете, но не расцвести уже мне, а как бы хотелось..., но пришла старость».
Иллюстрации
Орнамент на полотенцах
Одежде воинов –нагайбаков
Жилища нагайбаков
Татарские беляши перемячи
Эчпочмак
Чак- чак – медовое мучное лакомство
Кош теле – хворост
В татарском доме. И ещё: в татарском доме всегда много подушек, перин, пуховых одеял — татары любят спать на мягком и в тепле. Наверное, такая любовь к подушкам была и потому, что в каждом дворе обязательно разводили гусей, кур, уток, — значит, было много пуха и пера. Малыш в своей люльке утопал в подушках, бабушка-эби и дедушка-бабай сидели на подушках, даже под ноги клали подушечку.
Татарский дом
Национальные костюмы татар
Национальный напиток – буза
Башкирский мед – гордость народа
Вак –беляш
Национальные башкирские музыкальные инструменты
мандолина
Курай – любимый духовой инструмент башкир, мелодия льется из него очень нежная и красивая!
Гармонь
Башкирская домбра – струнный щипковый
Инструмент
Юрта
Традиционные русские сладости
Каравай
Пельмени
русская каша- пища наша
Картошка
Квашенная капуста
Блины
Убранство русской избы
Русская изба
Русские музыкальные инструменты
Деревянные ложки |
Балалайка |
Гусли |
Рожок |
Гармошка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.