Хамелеон
Оценка 4.9

Хамелеон

Оценка 4.9
docx
31.05.2021
Хамелеон
Чехов Хамелеон.docx

Урок литературы в 7 классе

Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».

Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности.

Задачи урока:

Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,

Развивающая: - познакомить учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»; расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения, художественная деталь, название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика; формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова:

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)

Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.

П. Вступительное слово. Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.

Почему я говорю вновь? (уч-ся отвечают, что уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с его биографией).

Какие рассказы Чехова вы читали?

Учитель: Л.Н. Толстой писал о Чехове: «…Благодаря своей искренности Чехов создал новые, по-моему, для всего мира, формы писания, подобные которым я не встречал нигде. Язык его удивителен. Я помню, когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным, но как только я вчитался, так этот язык захватил меня…»

Сегодня на уроке мы и постараемся, ребята, понять, чем же так захватил Толстого язык рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ «Хамелеон». Вначале проверим, насколько внимательно вы читали рассказ.

Ш. Объявление темы урока. Целеполагание.

Учитель: Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Мы должны выявить  Смысл названия и художественные особенности рассказа. А для этого проведем не обычный урок, а урок-исследование.

?? как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели?

(выявить особенности рассказа, смысл названия).

1V. Работа по теме.

1.Учитель: А работу мы начнем с определения лексического значения слова «болезнь». Какие у вас ассоциации с этим словом? (уч-ся отвечают)

Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма.

?? А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).

?? А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? (потому что был по профессии врачом)

?? Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)

И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все – главные ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова.

2. Перед вами лежит «Амбулаторная карточка». И мы должны ее заполнить.

А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм:

1.       Определить симптомы.

2.       Поставить диагноз.

3.       Выписать рецепт.

 

А для начала определим наших «пациентов» Я предлагаю отгадать кроссворд:

1. Полицейский надзиратель (Очумелов);

2hello_html_m6be758f5.jpg. Городовой (Елдырин);

3. Золотых дел мастер (Хрюкин)

4. Фамилия генерала ( Жигалов)

 

-Где происходит действие?

- кто идет по площади?

- как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).

- что нарушает тишину?

Учитель: А теперь кратко опишите возникшую ситуацию. (краткий пересказ учащегося: собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака)

Учитель: Нам понятно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя.

Учитель: А у кого такие перепады настроения мы можем выявить? (У надзирателя Очумелова)

Учитель:  Итак, что же происходит с нашим «больным» Очумеловым: Какие еще симптомы проявляются?

***Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.

Как меняется его взгляд на справедливость?

** взгляд на справедливость меняв зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…»

Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?

***При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера.

(Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Двуличие. Оба лица лживы)

Учитель:  В "Амбулаторной карте” вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?

- По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку.

- Почему такое странное название – "Хамелеон”? Кто такой хамелеон?

Запишем диагноз – хамелеонство.

- Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)

- Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)

А сколько раз меняет он свое мнение? (Проблемный вопрос!!!)

С чем это связано? Ответы на эти вопросы мы найдём с вами в ходе нашего мини - исследования по тексту (чтение фрагмента).

Учитель: Итак, мы заполнили с вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз.

- кто болен? - какие симптомы? - Каков диагноз?

А только ли у нас один «больной». Кто еще болен этой болезнью?

(Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная» Недаром фамилия главного «больного» Очумелов. Чума – очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней)

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: А даёт ли Чехов рецепт прямо?

(нет) Попробуем это сделать сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)

- Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?

- Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?

(Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое "я”, он подстраивается под обстоятельства)

- Хамелеонство - душевная или физическая болезнь? (Болезнь нравственная)

- Назовите, какие еще болезни души вы знаете?

- Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием, осуждением пороков)

- Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.

Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…» 

Учитель: 3. Попробуем разобраться в стилевых особенностях рассказа. (Будем делать краткие записи в тетрадях).

Вспомним, что же такое стиль писателя.

Стиль писателя - особая манера письма, единство творческих особенностей, присущих данному писателю.

Давайте попробуем поработать в группах.

1 ГРУППА: выявить особенности заглавия и фамилий героев.

Итак, первая особенность рассказов Чехова: короткое, простое заглавие.

 Попробуем объяснить значение фамилии полицейского надзирателя. Обычно, говорящая фамилия вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность.

Очумелов? - Фамилия образована от глагола "очуметь” - потерять соображение.- Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)

Хрюкин – свинья, хрюкать.

Запись в тетради:

1. Короткое, простое заглавие.

2. «Говорящие фамилии».

2 ГРУППА: выявить особенности композиции и построения рассказа.

1)Вспомним основные элементы композиции. ( экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова. Докажем это на примере рассказа « Хамелеон».

( Учащиеся находят в рассказе элементы композиции.

Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.

Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.

Кульминация: - Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.

Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)

Очень краткая завязка: Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)

2) Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога?

- Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?

( Из диалога)

3) Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие чеховской фразы?

- Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.

- Много ли эпитетов, сравнений? ( Почти нет)

- Любимая часть речи? (Глагол)

- Слова вычурные, непонятные? ( Простые и точные)

Запись в тетради:

3. Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка

4. Предельно краткая завязка: место, время, действующие лица.

5. Диалоговое построение рассказов.

6. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи.

3 ГРУППА: выявить особенности изображения героев, их речи

1): В чём особенность речи героев Чехова? Какая лексика слышится в рассказе? Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь? (неоконченность синтаксических конструкций: «По какому это случаю тут?.. Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?», использование автором разностильной лексики: «Пора обратить внимание на Подобных господ, не желающих подчиняться Постановлениям! Как оштрафую его, Мерзавца…» С одной стороны, мы слышим в его речи слова официально-делового стиля, с другой – резкую грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!» Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает нам, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами)

- Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?

(Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу ( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа).

7. Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их характеристики. 

2) Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Рисует ли писатель портреты героев? Прочтите, какими мы видим Очумелова, Елдырина, Хрюкина? Не кажутся ли странными вам эти портреты? Что от них осталось? (конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова).

- Какую роль играют эти детали? Найдите их. О чём они говорят?

- Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?

(Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

2) Следующая деталь? Шинель. Означает символ власти.

В тексте несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Учитель. Определите лексическое значение этих слов.

Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

3) Следующая деталь? Палец.

Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

Запись в тетрадях:

8. «Художественная деталь», заменяющая подробное описание. 

- Какие человеческие качества высмеивает А.П.Чехов?

4. Учитель: Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон», в котором он высмеивает глупых, беспринципных людей, меняющих свою позицию, свое мнение, как хамелеон шкурку, в зависимости от обстоятельства. Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Причем, все жители города хамелеонствуют.

Как вы думаете рассказ «Хамелеон» юмористический или сатирический?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что такое юмор, а что такое сатира. Обратимся к словарям.

Юмор – изображение героев в комическом, смешном виде. Юмор смех веселый и доброжелательный.

Сатира – буквально всякая всячина, смешение. Смех беспощадный, критика действительности, явлений.

Хамелеонство – понятие нарицательное. Персонажи комичны своей изменчивостью. Чехов заставляет нас не только смеяться, но и негодовать. И в этом проявляется одна из главных особенностей его ранних рассказов – их сатирическая направленность.

- М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно». Так ли это? Действительно ли в коротких рассказах Чехова сказано очень многое?

V. Тест

ТЕСТ по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»

1. Художественный приём, к которому прибегает Чехов при создании рассказа:

А) «говорящие фамилии» Б) разговор «глухих» В) художественное преувеличение

2.       Для полицейского надзирателя Очумелова важнее всего:

А) справедливость Б) закон и порядок В) угодить генералу

2.       Характерная черта художественного языка Чехова – это яркая деталь, объясняющая поведение персонажей и особенности их мироощущения. В рассказе «Хамелеон» такой деталью является:

А) новая шинель Очумелова, Б) детали поведения толпы, осмеивающей Очумелова В) палец Хрюкина

2.       Чехов говорит о людях, подобных Очумелову:

А) осуждающе, гневно, Б) насмешливо, с сарказмом, В) с грустью и пониманием

2.       Смысл названия рассказа «Хамелеон» заключён:

А) во внешнем сходстве Очумелова с хамелеоном Б) в том, как раскрывается поведение Очумелова В) в выборе Чеховым яркого, привлекающего внимание читателей заглавия

2.       Окончательное решение Очумелова, разбирающего историю с Хрюкиным, зависит от того:

А) кому принадлежит собака, укусившая Хрюкина Б) какое настроение будет у полицейского надзирателя В) что говорит об этом закон

2.       «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!»- объявляет Очумелов собравшемуся на площади народу. В своей речи он употребляет:

А) канцеляризмы Б) фразеологизмы В) просторечные слова

Самопроверка. 

Ответы к тесту:

1.       А)

2.       В)

3.       А)

4.       Б)

5.       Б)

6.       А)

7.       А)

VI. Заключение.

Учитель: Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?»

- «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!»

 

Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!

Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!

VII. Рефлексия 

- Продолжите предложения:

·         сегодня на уроке я узнал, что…

·         мы сегодня говорили о…

·         сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…

·         я понял, что …

VIII. Домашнее задание: прочитать рассказы Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

 

 


 

Урок литературы в 7 классе Тема:

Урок литературы в 7 классе Тема:

Городовой ( Елдырин); 3 . Золотых дел мастер (Хрюкин) 4

Городовой ( Елдырин); 3 . Золотых дел мастер (Хрюкин) 4

Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения

Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения

Постановлениям ! Как оштрафую его,

Постановлениям ! Как оштрафую его,

ТЕСТ по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» 1

ТЕСТ по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021