химия

  • doc
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9261-tema-monosakharidy-glyukoza.doc

Северо-Казахстанская область

Тайыншинский район

С.Шункырколь, Севастопольская СШ

Учитель химии и биологии

Канаева Лаззат Алпыспаевна

         

Планирование урока для 11 класса

Предмет: химия

№урока:                         Дата:

 

                Тема «Моносахариды. Глюкоза»

Цели

Образовательные:

дать общее понятие об углеводах, их биологической роли,  классификации;

обосновать строение молекулы глюкозы, опираясь на  ранее полученные знания о функциональных группах;

систематизировать знания учащихся о качественных реакциях на функциональные группы: гидроксильную, альдегидную и карбоксильную;

закрепить знания составлять структурные формулы органических веществ и общие формулы изученных классов кислородсодержащих орг. соединений.

Развивающие:

создать условия для развития логического мышления учащихся, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

формировать умения выделять главное, существенное, логически излагать материал,  решать экспериментальные и расчётные задачи;

расширение знаний об изомерах на примере глюкозы и фруктозы;

умение работать с тестами.

Воспитывающие:

формирование целостного представления о взаимосвязи химических и биологических процессов в живых организмах;

воспитывать аккуратность и наблюдательность;

развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении. Оборудование:  дидактические карточки (тест), компьютер, презентация для урока, CD-диск  «Репетитор по химии».

 Тип урока:  Изучение нового материала.

Эпиграф к уроку: «Знания не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок»  (Леонардо да Винчи)

ХОД УРОКА

Учитель: (читает стихотворение)

Наливаешь крепкий чай,

 Хорошенько сахарозу

 В чашке ложкой размешай.

 Виноградную глюкозу,

 И медовую фруктозу,

 И молочную лактозу

 Любят взрослый и малыш.

 Но крахмалом и клетчаткой,

 Что совсем-совсем несладки,

 Тоже нас не удивишь.

 Так устроена природа –

 Это тоже… (отвечают учащиеся) (углеводы)

 

– Сегодня на уроке, как вы поняли из стихотворения, мы продолжаем изучение такого класса органических соединений как углеводы. Данные соединения были рассмотрены в курсе биологии. Давайте вспомним, какова  их биологическая роль

 Вам на дом было дано задание: подготовить сообщение на эту тему.

 (Сообщение учащихся «Биологическая роль углеводов»)

 Углеводы – важные химические соединения.

 

На данном уроке будут рассмотрены следующие вопросы: (Приложение 1, слайд 3)

 

1. Глюкоза – важнейший представитель углеводов-моносахаридов

 2. Обоснование химического строения глюкозы

 3. Изомерия углеводов на примере глюкозы.

 4.химические свойства и применение

Контроль знаний.

 На прошлом уроке мы с вами ознакомились с классификацией углеводов поэтому вам думаю не составит сложности дополнить следующие предложения:

        Углеводы в зависимости от  их строения можно подразделить на…    (моносахариды, дисахариды, полисахариды), в молекулах моносахаридов может содержаться от четырёх до десяти атомов углерода. Название всех групп моносахаридов, а также названия отдельных представителей оканчивается на ….. («оза»). Поэтому в зависимости от числа атомов углерода в молекуле моносахариды подразделяют на…….( тетрозы, пентозы ,гексозы и т.д.). Наибольшее практическое значение имеют……..( гексозы и пентозы). Дисахариды состоят из остатков двух….. (моносахаридов). К ним относятся, например…..( фруктоза рибоза, глюкоза). Полисахариды состоят из большого числа остатков моносахаридов. К ним относятся хорошо вам знакомые…… (крахмал и целлюлоза).

 

Сахароза, рибоза, фруктоза, лактоза-

Углеводов всех не счесть.

 Главная средь них – глюкоза,

И о ней пойдет здесь речь.

 

Чтобы исследовать вещество, его надо получить в чистом виде. Так, чистая глюкоза – вещество белого цвета, плавится при температуре около 150o С, хорошо растворяется в воде, сладкое на вкус. Многие из вас, вероятно, употребляли таблетки глюкозы. Они подтверждают, что глюкоза – вещество сладкое, но сахар слаще в два раза.

 

Анализом установлен количественный состав глюкозы: На основании этих данных вывести молекулярную формулу молекулы глюкозы: м.д. С – 40%, м.д. Н – 6,7%, м.д. О – 53,3%  (Приложение 1, слайд 6)

 М (глюкоза)= 180 г/моль  Вывести молекулярную формулу глюкозы.

 

Дано:                                      Решение:

 

 % (С) = 40% (0,4)

 % (Н) = 6,7% (0,067)         СхНуОz

 % (О) = 53,3% (0,533)

 М(глюкоза) = 180 г/моль      1) х : у : z = 0,4/12 : 0,067/1 : 0,533/16

                                                     х : у : z = 0,033 : 0,067 : 0,033

 формула = ?                                х : у : z = 1 : 2 : 1  ––> СН2О

                                                      М(прост)=12+2+16=30

                                                      2) n = М(истинной) / М(прост.)

                                                       

                                          N = 180 / 30 = 6 ,все индексы в простейшей формуле                         перемножаем на 6 и получаем формулу С6Н12О6

                                                     

                                                                            Ответ: формула – С6Н12О6

Беседа

– О чём говорит наличие шести атомов кислорода в молекуле глюкозы?

1. Проблемная ситуация

2. Анализ проблемы, актуализация знаний обучающихся

Ученик:  (предполагаемый ответ)  Так как в состав входит кислород, следовательно, это кислородсодержащее вещество. Нами были изучены такие кислородсодержащие вещества как спирты, альдегиды, карбоновые кислоты. Поэтому можно предположить, что в состав глюкозы могут входить или гидроксильные группы, или альдегидная группа, или карбоксильная группа.

 Учитель: давайте вспомним и запишем общие формулы названных кислородсодержащих соединений.

 

Ученик у доски записывает общие формулы данных классов соединений.

 

                                                        O                                                        O

R(OH)x-общ.ф-ла спиртов, R-C           - общ. ф-ла альдегидов, R- C           

                                                         H                                                      OH

 

                                                                                       O

    или   R(COOH)х - карбоновые кислоты,   R- C                    -сложные эфиры.

                                                                                        OR*

 

Учитель: Химическое строение вещества можно выяснить, изучив его химические свойства. Для этого откройте учебник , где мы можем взять информацию о  строении молекулы глюкозы и характерных для нее химических свойств.

Работа с учебником

Вопросы учителя к учащимся:

1.Какие химические свойства характерны для глюкозы?

(предполагаемые ответы уч-ся: как и альдегидам глюкозе характерна реакция с гидроксидом меди(II)  при этом образуется осадок меди красного цвета

Взаимодействует как и многоатомный спирт с гидроксидом меди(II)   при комнатной температуре и образуется раствор ярко-голубого цвета.

 

2.Ребята,  какой  вы сделали для себя  вывод?

(предполагаемые ответы уч-ся:  глюкоза проявляет свойства   характерные,  и для альдегидов, и для спиртов )

1 Какие функциональные группы  содержит глюкоза?

(ответы уч-ся: альдегидную..., гидроксильную).

 

Делаем общий вывод:

 Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт

 ( запись в тетради)

                                                           Карточка

 

 

Запишите структурную формулу глюкозы:

 

А) соедините все шесть атомов углерода последовательно друг с другом;

 

Б) один из крайних атомов углерода образует альдегидную группу;

 

В) к остальным пяти атомам углерода присоедините по одной гидроксогруппе;

 

Г) добавьте к каждому атому углерода недостающие атомы водорода.

 

 

Самостоятельная (парная) работа с учебником

 

 

Задание для первой пары:

 

Изучите  нахождение глюкозы в природе  и ее специфические свойства  (брожение). Уравнения соответствующих химических реакций запишите в тетрадь

 

 

 

 

Задание для второй пары Ознакомьтесь с   получением глюкозы  и ее применением. Уравнения соответствующих химических реакций запишите в тетрадь.

 

Задание для третьей пары. Ознакомьтесь с изомерами глюкозы дайте краткую

 

характеристику. Запишите в тетрадь циклические формулы фруктозы и рибозы.

 

 

 

Представитель каждой пары докладывает о выполнении задания.

Время выполнения 5 минут.

Закрепление.

Лабораторная работа  №10 «Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II)

Просмотрев видеофрагмент реакции напишите уравнение реакции в тетрадях для лабораторных работ.

 (Если позволяет время можно провести тестирование).

 

Тест по теме «Углеводы. Глюкоза»

1. Глюкоза относится к:

1) дисахаридам;

 2) моносахаридам;

 3) полисахаридам;

 4) карбоновым кислотам.

2. Глюкоза по хим. строению является

1) одноатомным спиртом;

 2) альдегидом;

 3) многоатомным спиртом;

 4) многоатомным альдегидоспиртом.

3. Молекулярная формула глюкозы

1) СН3СООН;

 2) С6Н12О6;

 3) С12Н22О11;

 4) НСОН.

4. Изомером глюкозы является

1) сахароза;

 2) фруктоза;

 3) лактоза;

 4) крахмал.

5. При взаимодействии глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании образуется

1) красный осадок;

 2) ярко-синий раствор;

 3) синий осадок;

 4) красный раствор.

6. При спиртовом брожении образуется

1.Спирт

2.Спирт, углекислый газ

3.Спирт, водород

4.Спирт, углекислый газ, водород.

 

.7. Глюкоза как альдегид вступает в реакцию с

1) гидроксидом меди (II) при нагревании;

 2) магнием;

 3) гидроксидом меди (I) при нагревании;

 4) гидроксидом меди (II) при комнатной температуре.

 

8. Глюкоза как многоатомный спирт вступает в реакцию с

 

1) гидроксидом меди (II) при комнатной температуре;

 2) магнием;

 3) гидроксидом меди (I) при нагревании;

 4) гидроксидом меди (II) при комнатной температуре.

 

9. При взаимодействии глюкозы с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре образуется

 

1) синий осадок;

 2) красный осадок;

 3) ярко-синий раствор;

 4) красный раствор.

 

10 Чем различаются альфа-  и бетта- формы глюкозы?

 

  1Наличием цикла

  2.Размером цикла

  3.Расположением гидроксогруппы при первом атоме углерода

 4.Числом атомов кислорода в цикле.

(взаимопроверка)

Рефлексия

 Предлагается на стикерах написать слова (свое отношение к уроку)  вывешиваются на доске.

Подведение итогов урока.  а) выставление оценок.

                                               б) домашнее задание