Калашникова Ирина Алексеевна, учитель химии МБОУ СОШ №41 г.Шахты Ростовской области.
Технологическая карта урока химии в 8 классе.
Предмет химия, класс 8.
Базовый УМК: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.
Тема урока: Основания, классификация, получение, свойства.
Тип урока; урок открытия нового знания.
Цели урока: выявление индивидуальных достижений учащихся при изучении темы «Оксиды», создание условий для сформирования понятия об основаниях как об одном из классов неорганических соединений, ознакомление с составом, строением и химическими свойствами оснований.
Задачи:
· Образовательные: усвоение новых знаний на основе имеющихся; самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием.
· Развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно- деятельностной методики, частично- поискового подхода и элементов проблемного обучения.
· Воспитательные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества .
Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: работа в группах.
Ключевые копметенции:
· Информационно – познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы,
· Коммуникативные: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения.
· Предметные: исследовать строение и свойства оснований; изучить классификацию, строение, свойства, получение и применение оснований.
Необходимое оборудование: учебники, таблица растворимости, дидактические карточки для дифференцированного задания на дом, пробирки, реактивы ( лакмус, BaO, HCl, H2O, H2SO4) и оборудование для проведения опытов. Демонстрационные образцы: NaOH, CuSO4, Ca(OH)2, СаСО3 прибор для получения углекислого газа, фильтр, воронка, мелкие пробирки, спиртовка, держатель.
|
№ п/п |
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||||||||||||||||||||||||
|
1. |
Мотивация учебной деятельности Цель : создать мотивацию к учебной деятельности.
|
2 мин |
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Презентация «Загадки».
Какой из классов соединений мы уже изучили? |
Отгадывают предложенные загадки.
Называют оксиды. |
Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме)
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
2 |
Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации. Цель; актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме. |
5 мин |
Ребята, на данном этапе урока вам необходимо вспомнить все. Что вы знаете об оксидах и основаниях. На ваших столах находятся карточки «Что я знаю об оксидах и основаниях» Вам необходимо в правой колонке таблицы указать свое отношение к утверждению: « Да, нет, не знаю». Время на обдумывание не более 5 минут.
|
Выполняют задания в течение 5 минут. |
Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||||||||||||||||||||||||
|
3. |
Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний.. Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели. |
2 мин. |
Ответы на все вопросы вы знали?
В чем заключалась трудность при их выполнении? С каким классом соединений тесно связаны оксиды? Взгляните еще раз на таблицу, выпишите те вопросы, ответы на которые вызвали у вас затруднение и самостоятельно определите цели урока. Назовите тему сегодняшнего урока. |
Отмечают задания, вызвавшие затруднения.
Называют тему урока «Основания» |
Познавательные УУД. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой.
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
4. |
Открытие нового знания. Создание проблемной ситуации. Цель: формирование умения проводить системно-информационный анализ, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели. |
5 мин |
Рассмотреть эту тему интереснее всего экспериментально, т.е. получить в лабораторных условиях основания и изучить его свойства. В нашей лаборатории нашелся оксид двухвалентного металла. Ваша задача определить его состав, свойства и провести опыты по определению химических свойств оснований. Какое общее свойство у основных и кислотных оксидов? |
Записывают в тетради задание и, пользуясь учебником, предлагают план исследовательского эксперимента на основании химических свойств основных оксидов. Пользуясь таблицей «Химические свойства оксидов» находят ответ: основные и кислотные оксиды взаимодействуют с водой. На доске составляет один ученик уравнение МеО+ Н2О=Ме(ОН)2
|
Познавательные УУД. Умение работать с текстом. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Проверка правил техники безопасности Цель: формирование умений безопасного обращения с веществами. |
1 мин |
В лаборатории при проведении химического эксперимента необходимо работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ.
|
Называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой. |
Познавательные УУД. Умение обобщать предметные понятия, проводить эксперимент.
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Открытие нового знания. Решение проблемной ситуации. |
3 мин |
При взаимодействии оксида металла с водой мы получили основание. Определите, как изменится цвет лакмусовой бумажки. Обратите внимание, что оксид хорошо растворился в воде. Обратимся к таблице растворимости и определим какое основание двухвалентного металла хорошо растворимо в воде? Какое общее свойство у кислотных оксидов и растворимых оснований? |
Определяют, что цвет универсальной лакмусовой бумажки изменился и стал синим.
По таблице растворимости определяют, что это Ва(ОН)2. Пользуясь таблицей «Химические свойства оксидов» находят, что кислотные оксиды взаимодействуют с растворимыми основаниями и делают вывод: « Растворимые основания взаимодействуют с кислотными оксидами» |
Познавательные УУД. Умение сравнивать, анализировать.
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: преобразовывать информацию из одного вида в другой.
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Демонстрационный опыт. Цель: освоение естественно- научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно- следственных связей. |
7 мин |
Возьмем прибор для получения газов, поместим в него СаСО3, закроем пробкой с газоотводной трубкой, опустим трубку в раствор полученного основания и нагреем прибор для получения газов. |
Два ученика проделывают данный опыт за демонстрационным столом и показывают классу, что при нагревании карбоната кальция выделяются пузырьки газа. При взаимодействии данного газа с основанием образуется осадок белого цвета. У доски другие два учащихся записывают уравнения: СаСО3 = СаО+ СО2 СО2+ Ва(ОН)2= ВаСО3+ Н2О |
Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь и действия других (обучение в сотрудничестве). |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
7 мин |
Продолжим исследование оснований. С чем они еще взаимодействуют?
Ребята, мы с вами проделали качественную реакцию на соединения бария. |
Пользуясь текстом учебника, определяют, что основания взаимодействуют с кислотами. Проводят опыт с серной кислотой. Выпадает белый осадок. Записывают уравнения реакции: Ва(ОН)2+Н2SO4=BaSO4+H2O |
Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
3 мин |
Подведем итоги нашего исследовательского эксперимента: Какой оксид вам был выдан? Какое основание получили? Какими свойствами оно обладает?
Как можно получить растворимое основание в лаборатории?
Обратитесь к тестам учебника: О каком свойстве растворимых оснований мы сегодня на уроке не говорили? |
Оксид бария. Гидроксид бария. С кислотами и кислотными оксидами.
Взаимодействие оксида активного металла с водой.
Растворимые основания взаимодействуют с растворами солей. |
Регулятивные УУД. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
3 мин |
А теперь вновь обратимся к таблице растворимости. Какими ещё бывают основания? Обратитесь к тестам учебника: Какими общими свойствами обладают растворимые и нерастворимые? |
Основания бывают нерастворимыми, например: Cu(OH)2,
И растворимы и нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами.
|
Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||||||||||||||||||||||||
|
5. |
Самопроверка и взаимопроверка уровня усвоения знаний и сформированности видов УУД |
4 мин |
А сейчас мы выполним работу по карточкам в группах. Обсудите предложенные задания и подготовьте устные ответы. Письменно выполните задания дома.
|
Приходят к выводу, что задание №1 – классификация оснований, задание №2 содержит схемы исследований, проведенных на уроке. Задание № 3 содержит информацию о химических свойствах оснований, не рассмотренных в исследованиях учащихся.
|
Познавательные УУД. Уметь обобщать предметные понятия, сравнивать, анализировать. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь и действия других (обучение в сотрудничестве). |
||||||||||||||||||||||||||||
|
6 |
Информация о домашнем задании. |
1 |
Ребята, назовите в учебнике номер параграфа и задания, которые вы должны выполнить дома самостоятельно. |
Называют параграф 31, таблицы 9,11. Необходимо самостоятельно составить схему классификации оснований (задание №1) и уравнения химических реакций, указанных в задании №3 в предложенных на уроке индивидуальных карточках- заданиях. |
Регулятивные УУД. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. |
||||||||||||||||||||||||||||
|
7. |
Рефлексия. Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия. |
2 мин. |
Что нового вы узнали сегодня об основаниях? Можно ли считать, что цели урока достигнуты? Оцените свою работу на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности: Я понял, что… Я научился … Мне необходимо… |
Проводят рефлексию. Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.
|
Познавательные УУД. Умение анализировать результаты своей деятельности. Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.