химия

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 13101-konspekt-uroka-po-khimii-v-8-klasse-po-teme-osnovaniya-fgos.docx

Калашникова Ирина Алексеевна, учитель химии МБОУ СОШ №41 г.Шахты Ростовской области.

Технологическая карта урока химии в 8 классе.

Предмет химия,   класс 8.

Базовый УМК:    Г.Е.Рудзитис,  Ф.Г.Фельдман.

Тема урока: Основания, классификация, получение, свойства.

Тип урока; урок открытия нового знания.

Цели урока: выявление индивидуальных достижений учащихся при изучении темы «Оксиды», создание условий для  сформирования понятия об основаниях как об одном из классов неорганических соединений, ознакомление с составом, строением и  химическими свойствами оснований.

Задачи:

·         Образовательные: усвоение новых знаний на основе имеющихся; самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием.

·         Развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно- деятельностной методики, частично- поискового подхода и элементов проблемного обучения.

·         Воспитательные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества .

Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.

Форма  проведения урока: работа в группах.

Ключевые копметенции:

·         Информационно – познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы,

·         Коммуникативные: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения.

·         Предметные: исследовать строение и свойства оснований; изучить классификацию, строение, свойства, получение и применение оснований.

 Необходимое оборудование: учебники, таблица растворимости, дидактические карточки для дифференцированного задания на дом, пробирки, реактивы  ( лакмус, BaO, HCl, H2O, H2SO4) и оборудование для проведения опытов. Демонстрационные образцы: NaOH, CuSO4, Ca(OH)2, СаСО3 прибор для получения углекислого газа, фильтр, воронка, мелкие пробирки, спиртовка, держатель.

 

 

№ п/п

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

 

1.

 

Мотивация учебной деятельности

Цель : создать мотивацию к учебной деятельности.

 

 

 

2 мин

 Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Презентация «Загадки».

 

Какой из классов соединений мы уже изучили?

 

 

 

Отгадывают предложенные загадки.

 

 

Называют оксиды.

Личностные УУД.

Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в письменной и  устной форме)

 

 

 

 

2

 

 

 Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации.

Цель; актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме.

 

 

 

5 мин

 Ребята,  на данном этапе урока вам необходимо вспомнить все. Что вы знаете об оксидах и основаниях. На ваших столах находятся карточки «Что я знаю об оксидах и основаниях» Вам необходимо в правой колонке таблицы указать свое отношение  к утверждению: « Да, нет, не знаю». Время на обдумывание не более 5 минут.

 

 

Верно ли утверждение

Да, нет, не знаю.

Оксиды, которым соответствуют основания, называются основные

 

Оксиды, которым соответствуют кислоты, называются кислотными.

 

Оксиды активных металлов взаимодействуют с водой с образованием щелочей.

 

Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой.

 

Все основные оксиды взаимодействуют с водой.

 

При взаимодействии лития с водой образуется щёлочь и водород.

 

Гашенную известь Ca(OH)2 получают из негашеной извести СаО.

 

 Все кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями.

 

Щёлочи разъедают многие органические вещества.

 

Известковая вода- это раствор гидроксида кальция.

 

 Щёлочь можно нейтрализовать кислотой.

 

Гидроксиды металлов – это основания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания в течение 5 минут.

Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы

 

1

2

3

4

5

6

 

 

3.

 

 

Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний..

Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели.

 

 

2 мин.

 

 Ответы на все вопросы вы знали?

 

В чем заключалась трудность при их выполнении?

С каким классом соединений тесно связаны оксиды?

Взгляните еще раз на таблицу, выпишите те вопросы, ответы на которые вызвали у вас затруднение и самостоятельно определите цели урока.

Назовите тему сегодняшнего урока.

 

Отмечают задания, вызвавшие затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют тему урока «Основания»

Познавательные УУД.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

 

 

 

4.

 

  Открытие нового знания.

 Создание проблемной ситуации.

Цель: формирование умения проводить системно-информационный анализ, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели.

 

 

 

 

 

5 мин

 

Рассмотреть эту тему интереснее всего экспериментально, т.е. получить в лабораторных условиях основания и изучить его свойства.

   В нашей лаборатории нашелся оксид двухвалентного металла. Ваша задача определить его состав, свойства и провести опыты по определению химических свойств оснований.

 Какое общее свойство у основных и кислотных оксидов?

  Записывают в тетради задание и, пользуясь учебником, предлагают план исследовательского эксперимента на основании химических свойств основных оксидов.

  Пользуясь таблицей «Химические свойства оксидов» находят ответ: основные и кислотные оксиды взаимодействуют с водой. На доске составляет один ученик уравнение МеО+ Н2О=Ме(ОН)2

 

Познавательные УУД.  Умение работать с текстом.

Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

 

 

 Проверка правил техники безопасности

Цель: формирование умений безопасного обращения с веществами.

1 мин

В лаборатории при проведении химического эксперимента необходимо работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ.

 

 Называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой.

Познавательные УУД.   Умение обобщать предметные понятия, проводить эксперимент.

 

 

 

1

2

3

4

5

6

 

Открытие нового знания. Решение проблемной ситуации.

3 мин

При взаимодействии оксида металла с водой мы получили основание. Определите, как изменится цвет лакмусовой бумажки.

 Обратите внимание, что оксид хорошо растворился в воде. Обратимся к таблице растворимости и определим какое основание двухвалентного металла хорошо растворимо в воде?

Какое общее свойство у кислотных оксидов и растворимых оснований?

  Определяют, что цвет  универсальной лакмусовой бумажки  изменился и стал синим.

 

 

По таблице растворимости определяют, что это Ва(ОН)2.

Пользуясь таблицей «Химические свойства оксидов» находят, что кислотные оксиды взаимодействуют с растворимыми основаниями и делают вывод: «  Растворимые основания взаимодействуют с кислотными оксидами»

Познавательные УУД.

Умение сравнивать, анализировать.  

 

 

 

 

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

 

Демонстрационный опыт. Цель: освоение естественно- научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно- следственных связей.

7 мин

 

Возьмем прибор для получения газов, поместим в него СаСО3, закроем пробкой с газоотводной трубкой, опустим трубку в раствор полученного основания и нагреем прибор для получения газов.

 

Два ученика проделывают данный опыт за демонстрационным столом и показывают классу, что при нагревании карбоната кальция выделяются пузырьки газа. При взаимодействии данного газа с основанием образуется осадок белого цвета.

 У доски другие два учащихся записывают уравнения:

СаСО3 = СаО+ СО2

СО2+ Ва(ОН)2= ВаСО3+ Н2О

Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной  форме; слушать и понимать речь и действия  других (обучение в сотрудничестве).

 

2

3

4

5

6

 

7 мин

Продолжим исследование оснований. С чем они еще взаимодействуют?

 

 

 

Ребята, мы с вами проделали качественную реакцию на соединения бария.

 Пользуясь текстом учебника, определяют, что основания взаимодействуют с кислотами. Проводят опыт с серной кислотой. Выпадает белый осадок.

Записывают уравнения реакции:

Ва(ОН)22SO4=BaSO4+H2O

Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы

 

 

 

 

 

3 мин

 Подведем итоги нашего исследовательского эксперимента:

Какой оксид вам был выдан?

Какое основание получили?

Какими свойствами оно обладает?

 

 

 

Как можно получить растворимое основание в лаборатории?

 

Обратитесь к тестам учебника:

О каком свойстве растворимых оснований мы сегодня на уроке не говорили?

 

 

Оксид бария.

Гидроксид бария.

С кислотами и кислотными оксидами.

 

 

 Взаимодействие оксида активного металла с водой.

 

 

 

Растворимые основания взаимодействуют с растворами солей.

Регулятивные УУД.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

3 мин

 А теперь вновь обратимся к таблице растворимости. Какими ещё бывают основания?

Обратитесь к тестам учебника:

Какими общими свойствами обладают растворимые и нерастворимые?

Основания бывают нерастворимыми, например: Cu(OH)2,

 

И растворимы и нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами.

 

 

 

 

Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник

1

2

3

4

5

6

5.

Самопроверка и взаимопроверка   уровня усвоения знаний и сформированности  видов  УУД

 4 мин

 А сейчас мы выполним работу по карточкам в группах. Обсудите предложенные задания и подготовьте устные ответы. Письменно выполните задания дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приходят к выводу, что задание №1 – классификация оснований, задание №2 содержит схемы исследований, проведенных на уроке.

Задание № 3  содержит информацию о химических свойствах оснований, не рассмотренных в исследованиях учащихся.

 

 

 

Познавательные УУД.

Уметь обобщать предметные понятия, сравнивать, анализировать. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь и действия  других (обучение в сотрудничестве).

6

Информация о домашнем задании.

 1

Ребята, назовите в учебнике номер параграфа и задания, которые вы должны выполнить дома самостоятельно.

 Называют параграф  31, таблицы 9,11. Необходимо самостоятельно составить схему классификации оснований (задание №1) и уравнения химических реакций, указанных в задании №3  в предложенных на уроке индивидуальных карточках- заданиях.

Регулятивные УУД.

Уметь  работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

7.

Рефлексия. Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия.

 2 мин.

Что нового вы узнали сегодня об основаниях?

Можно ли считать, что  цели урока достигнуты?

Оцените свою работу на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности:

Я понял, что…

Я научился …

Мне необходимо…

 Проводят рефлексию.

Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.

 

Познавательные УУД. Умение анализировать результаты своей деятельности.

Регулятивные УУД.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.