5.1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ерахтурская сош
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
при изучении темы «Алкины» в 10 классе
Материалы подготовлены
учителем химии
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
МБОУ Ерахтурская сош
Буряковой Татьяной Сергеевной
2015 г.
Пояснительная записка
Модернизация системы образования предполагает применение в учебном процессе новых форм, методов и способов обучения. Одним из таких способов является применение в образовательном процессе цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Целью внедрения ЦОР в курс химии является достижение нового качества образования, обеспечение методической поддержки учебного процесса с помощью современных, преимущественно интерактивных средств и форм обучения, а также повышения учебной самостоятельности и творческой активности школьников.
Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что особенностью предмета химии является обязательное наличие химического эксперимента, проведение которого может быть затруднено по ряду причин: недостаток реактивов, их безопасное хранение и использование, увеличение количества веществ запрещённых к применению и хранению в школьном химическом кабинете и школьной химической лаборатории. Особенно это касается органических веществ, большинство из которых токсичны или способны вызывать аллергические реакции у человека.
Решить эту проблему помогает использование ЦОР на уроках химии. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет иллюстрировать уроки изображениями, таблицами, видеофрагментами, интересными текстовыми материалами; использовать тестирование и самотестирование учеников, готовые презентации и звуковые фрагменты. Создает возможность доступа к современной актуальной информации, позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы, повышать познавательную активность и мотивацию обучения школьников. ЦОР позволяют учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, даёт возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Цель: познакомить с использованием цифровых образовательных ресурсов при изучении темы «Алкины».
Задачи:
1. Представить цифровые образовательные ресурсы по данной теме:
ü Получение ацетилена карбидным способом;
ü Реакции присоединения;
ü Исследование поведения ацетилена в бромной воде и растворе перманганата калия (качественные реакции);
ü Применение ацетилена.
2. Продемонстрировать практическую направленность ЦОР по теме «Алкины».
3. Способствовать формированию умений работы с цифровыми образовательными ресурсами.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение практической направленности уроков химии.
2. Увеличение темпа и результативности урока.
3. Обеспечение качественного усвоения материала.
Данная методическая разработка раскрывает методику преподавания темы «Алкины» в 10 классе с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
В основу разработки положены материалы одного урока, проведённого в 10 классе по данной теме.
Т еоретическая часть
Виды цифровых образовательных ресурсов:
Статичные:
• фото - статичное изображение явления (предмета), служащее для визуализации научного понятия.
• рисунок - статичное изображение явления (предмета), служащее для визуализации научного понятия.
• справочная таблица – справочно-информативный объект, позволяющий пользователю иметь постоянный доступ к необходимой научной информации.
• диаграмма – графическое изображение зависимости между численными значениями физических или механических свойств физико-химической системы и её факторами равновесия (составом температурой давлением).
Динамичные:
• анимация - Схематическое изображение с применением анимации позволяет визуализировать процесс изучения нового материала, способствует запоминанию важных научных фактов. Звук (дикторский текст), сопровождающий анимацию создаёт аудио ряд, повышающий эффективность изучения нового материала.
Комбинированный аудио видео ряд создаёт у учащегося целостное представление о данном научном факте;
• интерактивный модуль - набор информационных объектов, позволяющих пользователю активно участвовать в процессе усвоения нового материала и самостоятельно контролировать этот процесс, такие модули могут быть использованы как при изучении нового, так и для контроля знаний. Учитель может скомпоновать из них различный набор заданий, тем самым реализуя дифференцированное обучение;
• виртуальная лаборатория – набор информационных объектов, позволяющий пользователю производить лабораторные исследования интерактивным способом;
• тестовые задания – интерактивные тесты, способствующие самоконтролю учащихся, моментальной проверке знаний учителем и получению объективной картины знаний учащихся;
• видео – видеокадры, сопровождающиеся дикторским текстом, конкретизируют представления учащихся о явлении, создают эффект погружения в среду изучаемого материала;
• 3D –модель – пространственная трехмерная модель позволяет понять устройство объектов сложной формы, формирует у ученика пространственное восприятие объекта, навыки исследовательской деятельности.
Учитель может использовать ЦОР:
• во время объяснения нового материала в качестве иллюстрации к рассказу (демонстрации);
• для закрепления нового материала с последующим устным опросом или работой с карточками;
• чтобы закрепить знания в процессе выполнения самостоятельной работы с интерактивным модулем. (Такая работа может выполняться по группам или индивидуально);
• чтобы проверить степень усвоения материала учащимися (с большой экономией времени);
• чтобы обозначить проблему, которая будет решаться в ходе урока;
• для домашних заданий, например, предложить ученику использовать информационные объекты в презентациях к сообщению (докладу, реферату, проекту);
• для того, чтобы научить учащихся извлекать необходимую информацию (справочные таблицы, схемы);
• для развития любознательности, например, учитель может предложить использовать ЦОР для поиска дополнительной информации;
• для того чтобы учащийся мог подготовиться к выполнению практической или лабораторной работы (повторить правила ТБ, проверить ту ли методику проведения опыта он использует).
Формы и методы организации учебного процесса с использованием ЦОР
Комплект цифровых образовательных ресурсов дает учителю возможность использовать его различными способами в зависимости от оснащения школьного кабинета:
1. Один компьютер, проектор на класс:
- демонстрация учителем отдельных мультимедиа–объектов по теме;
- демонстрация учителем мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока);
- «живая» демонстрация учителем различных способов решения задач;
- использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски.
2. Два ученика, один компьютер:
- фронтальные лабораторные работы;
- групповое исследовательское задание;
- групповое творческое задание;
- интерактивное обучение способам решения задач;
3. Один ученик, один компьютер:
- виртуальный лабораторный практикум;
- индивидуальное исследовательское задание;
- индивидуальное творческое задание;
- интерактивное обучение способам решения задач;
- компьютерное тестирование.
Для полноценной работы с комплектами цифровых образовательных ресурсов необходимо иметь в кабинете компьютер с выходом в сеть Интернет, проектор или компьютерный класс, подключенный к сети Интернет, проектор.
Современные цифровые образовательные ресурсы по химии можно найти:
· Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru);
· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
(http://school-collection.edu.ru).
Методическая часть
На изучение темы «Алкины» в 10 классе по программе курса химии для общеобразовательных учреждений отводится 1 час. Урок является 6 уроком в теме № 2 «Углеводороды и их природные источники».
В результате изучения темы учащиеся должны знать: гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов; ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.
Тема урока «Алкины». (Приложение)
Цель: познакомить учащихся с гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой алкинов, физическими и химическими свойствами, основными способами получения применения ацетилена.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование знаний о классах углеводородов; дать представление о классе алкинов.
Развивающие: развивать умение составлять структурные формулы гомологов, изомеров, уравнений химических реакций, развивать у учащихся рациональные приемы мышления - анализ, сравнение, обобщение учебного материала.
Воспитательные: способствовать повышению интереса к изучению химии,
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, метод самостоятельной работы, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, прецентация.
Используемые цифровые образовательные ресурсы:
- Получение ацетилена карбидным способом
http://sc.uriit.ru/dlrstore/caa549fd-1ce7-bbc9-672c-6802f3a2da5a/index.htm
- Реакции присоединения (химические свойства)
http://fcior.edu.ru/card/5531/reakcii-prisoedineniya-alkinov.html
- Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ab30a8b-f667-6f71-b732-cfae0c4ab042/0052.wmv
- Применение алкинов
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem2/u66.htm
Технологическая карта урока
|
№ |
Время (в мин.)
|
Этап урока |
Название используемых ЦОР |
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
Метод, приём |
|
1 |
1 |
Организационный момент |
|
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, настраивает на урок |
Настрой на урок |
словесный |
|
2 |
5 |
Актуализация знаний
|
|
Предлагает заполнить таблицу «Углеводороды». Проверяет заполнение таблицы, предлагает заполнить последний столбик в течение урока |
Заполняют таблицу |
словесный: фронтальная беседа, индивидуальная работа |
|
3 |
2 |
Сообщение темы. Постановка цели. |
|
Предлагает сформулировать тему урока, поставить цель, назвать что нужно изучить в данной теме Слайд 1, 2 |
Формулируют тему, ставят цель, записывают тему урока, определяют последовательность изучения темы |
словесный, наглядный |
|
4 |
25 |
Изучение нового материала |
|
Предлагает посмотреть на экран и сформулировать определение класса, проверить его по учебнику Слайд 3 |
Смотрят на представителей класса, находят сходства, формулируют определение класса, проверяют по учебнику, записывают определение в тетрадь. |
Словесный, наглядный, работа с учебником, работа в тетради |
|
|
Знакомит с ацетиленом, его молекулой, предлагает подумать как будут называться представители ряда, предлагает составить формулы представителей гомологического ряда Слайд 4 Проверяет правильность выполнения Слайд 5 |
Воспринимают информацию, вспоминают правила составления названий веществ, составляют формулы, записывают в тетрадь, проверяют правильность выполнения задания |
Словесный, наглядный |
|||
|
|
Предлагает ознакомиться с физическими свойствами ацетилена по учебнику стр. 47, дополнительно на слайде 6 |
Знакомятся с физическими свойствами ацетилена по учебнику, на слайде |
Словесный, наглядный, работа с учебником, |
|||
|
|
|
|
|
Спрашивает какие виды изомерии могут быть характерны для алкинов, предлагает посмотреть на слайд 7 и назвать вещества |
Отвечают, записывают виды изомерии, называют вещества по номенклатуре |
словесный: фронтальная беседа, работа в тетрадях |
|
|
Предлагает обсудить в парах и записать в тетради 2 изомера для гексина - 1 |
Составляют и записывают изомеры |
Словесный, работа в тетрадях, работа в парах |
|||
|
|
Вызывает учащихся записать полученные изомеры на доске, назвать их |
Работа у доски, проверка выполнения задания |
|
|||
|
1. Получение ацетилена карбидным способом
|
Знакомит со способами получения ацетилена Слайд 8 |
Воспринимают информацию, записывают в тетрадь |
Наглядный |
|||
|
2. Реакции присоединения (химические свойства) 3. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия.
|
Предлагает вспомнить какие химические свойства характерны для непредельных. Знакомит с химическими свойствами Слайд 9 |
Воспринимают информацию, записывают в тетрадь |
Словесный, наглядный |
|||
|
|
|
|
4. Применение алкинов |
Предлагает посмотреть на схему и послушать сообщение учащегося о применении алкинов |
Слушают сообщение |
Словесный, наглядный |
|
5 |
8 |
Закрепление |
|
Проверяет правильность заполнения таблицы по теме |
Отвечают на вопросы учителя |
Словесный, беседа |
|
|
Предлагает выполнить тест на проверку усвоения темы |
Выполнение теста |
|
|||
|
|
Проверка. Слайд 11. |
Взаимопроверка |
|
|||
|
6 |
2 |
Итог урока |
|
Подводит итог урока, выясняет что поняли, какие трудности испытывают. Оценивает работу на уроке |
Отвечают на вопросы |
Словесный, беседа |
|
7 |
2 |
Домашнее задание |
|
Задаёт задание на дом |
Записывают домашнее задание |
|
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЦОР
|
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации
|
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР |
|
1 |
Получение ацетилена карбидным способом |
Информационный |
видеофрагмент |
http://sc.uriit.ru/dlrstore/caa549fd-1ce7-bbc9-672c-6802f3a2da5a/index.htm
|
|
2. |
Реакции присоединения (химические свойства)
|
Информационный |
видеофрагмент |
http://fcior.edu.ru/card/5531/reakcii-prisoedineniya-alkinov.html http://fcior.edu.ru/card/5531/reakcii-prisoedineniya-alkinov.html
|
|
3. |
Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия.
|
Информационный |
видеофрагмент |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ab30a8b-f667-6f71-b732-cfae0c4ab042/0052.wmv
|
|
4. |
Применение алкинов |
Информационный |
схема |
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem2/u66.htm |
Апробация
Урок по теме «Алкины» с использованием цифровых образовательных ресурсов был проведён в 2014-2015 учебном году.
Тема учащимися была освоена, о чём свидетельствуют результаты теста. Процент справившихся составил 100 %. Уровень обученности - 4 балла, качество знаний 66 %.
Кроме того учащимися было отмечено, что:
- урок был интересным;
- наглядным (можно было визуально познакомиться с химическими свойствами алкинов);
- материал урока был доступным, понятным.
Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов на уроке химии способствовало обеспечению качественного усвоению материала и повышению познавательной активности учащихся.
Список литературы:
1. Ватлина Л.П. Цифровые образовательные ресурсы на уроках химии - Медиатека - ПЕДСОВЕТ образование, учитель, школа, 2008.
Режим доступа:
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5433/Itemid,0/
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c10/75844/?interface=catalog&class=53&subject=31
3. Конев М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения / Химия в школе, 2008, № 5, с. 12
4. Методические рекомендации по использованию набора ЦОР к учебно-методическому комплекту О. С. Габриеляна. Москва, 2006, 165 с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под редакцией Е. С. Полат, М., Академия, 2000.
6. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010, 78 с.
7. Федеральный центр информационно0образовательных ресурсов
Режим доступа:
http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%8B
8. Электронное пособие «Органическая химия». – Волгоград, Учитель, 2007.
Приложение
Урок химии
10 класс
(базовый уровень)
Тема урока: Алкины
Цель: познакомить учащихся с гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой алкинов, физическими и химическими свойствами, основными способами получения применения ацетилена.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование знаний о классах углеводородов; дать представление о классе алкинов.
Развивающие: развивать умение составлять структурные формулы гомологов, изомеров, уравнений химических реакций, развивать у учащихся рациональные приемы мышления - анализ, сравнение, обобщение учебного материала.
Воспитательные: способствовать повышению интереса к изучению химии.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, метод самостоятельной работы, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация
Ход урока
I. Организация начала урока.
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
- Сейчас у нас урок химии. Вы узнаете, что химия – предмет в достаточной степени трудный и сложный. Каждый урок опирается на те знания, которые вы получили на предыдущих уроках, поэтому и наш урок мы начнем с проверки домашнего задания, повторения.
II. Актуализация знаний.
Цель: подготовка учащихся к восприятию нового материала.
- У каждого из вас на партах лежат таблицы, я предлагаю заполнить их в течение 3 минут.
Работаем индивидуально.
- Проверим, как вы заполнили таблицу.
- Какие классы углеводородов вы знаете?
- Что является их отличительными признаками?
- Назовите их общие формулы.
- Первый представитель ряда.
- Виды изомерии.
- Способы получения
- Химические свойства.
- Применение
- Поднимите руки, кто правильно заполнил всю таблицу.
- Допустили 2-3 ошибки.
- Заполнили только половину.
- Все ли колонки вы смогли заполнить в таблице?
III. Сообщение темы урока. Постановка цели урока, определение задач.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему “Углеводороды”. Познакомимся ещё с одним классом. Каким?
Итак, тема нашего урока «Алкины». 1 слайд
- Поставим цель нашего урока
- Определим задачи для достижения цели. Что бы вы хотели узнать об алкинах?
(По мере ответов учащихся составляется последовательность изучения темы) 2 слайд
- Я прошу вас в течение урока, по ходу изучения новой темы, заполнять таблицу, в конце урока мы к ней вернемся.
IV. Изучение нового материала
- Посмотрите на экран, перед вами первые представители ряда.
3 слайд
- Подумайте, что объединяет их всех, и определите общую формулу ряда.
- Итак, сформулируем определение для класса алкинов.
- Откройте учебник на стр. 99, прочитайте определение ряда.
- Самым первым представителем ряда является этин или ацителен. Название этому веществу дал в 1860 г. французский химик Марселен Бертло. Его молекула выглядит следующим образом.
4 слайд
- Мы с вами определили, что общая формула алкинов
CnH2n-2
- Подумайте, а как будут называться представители ряда, если известно, что первый с формулой C2H2 – этин?
- В названиях алкинов используется суффикс – ин. Вспомните правила, которые следует соблюдать, давая название органическим веществам.
- Составьте формулы и назовите следующих 5 представителей ряда.
- Проверим.
5 слайд
- С физическими свойствами ацетилена познакомьтесь в тексте параграфа с. 47.
- Какими физическими свойствами он обладает. 6 слайд
- Посмотрите на экран, какие виды изомерии характерны для алкинов?
7 слайд
1.
Назовите вещества.
2.
Назовите вещества.
- Каким принципом вы руководствовались при определении названия.
3.
Назовите вещества.
- Итак, сделаем выводы…
- Придумайте и запишите 2 изомера для гексина - 1
- К доске с формулами…
Для получения алкинов существуют два основных способа:
8 слайд.
- Какие свойства характерны для непредельных углеводородов?
Слайд 9
С применением ацетилена вас познакомит …
Слайд 10
V. Закрепление
Первичное закрепление – заполнение таблицы.
Проверочный тест.
Взаимопроверка. 11 слайд
VI. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что понравилось?
- В чём испытали затруднение ?
Оценивание учащихся.
VII. Домашнее задание
«5» - § 13, подготовить презентацию о применении алкинов
«4» - § 13, 2 зад.
«3» - § 13, записи в тетради
Приложение к уроку
Углеводороды
|
Признаки |
Название класса |
|||
|
Алканы |
Алкены |
Алкадиены |
Алкины |
|
|
Признак класса
|
|
|
|
|
|
Общая формула ряда
|
|
|
|
|
|
Первый представитель ряда |
|
|
|
|
|
Виды изомерии
|
|
|
|
|
|
Получение |
|
|
|
|
|
Химические свойства |
|
|
|
|
|
Применение |
|
|
|
|
Проверочная работа по теме «Алкины»
|
А |
А)
;
Б) ![]()
В) ![]()
А) С10H22
Б) С10H18
В) С10H20
|
В |
Найдите изомеры для веществ
1) ![]()
2) ![]()
3) ![]()
А) ![]()
|
CH3
Б) ![]()
В) ![]()
|
С |
Составьте структурную формулу соединения
4-метилпентин-2
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.