Конспект урока по теме «Силикатная промышленность»
Цель: Сформировать у учащихся представление о силикатной промышленности и ее продукции.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить учащихся с основными производствами силикатной промышленности, её сырьем и химизмом процессов производства продукции; ознакомить учащихся с влиянием силикатной промышленности на окружающую среду; закрепить навыки решения химических превращений.
2. Развивающие: продолжить формирование логического мышления.
3. Воспитательные: формировать научное мировоззрение, культуру общения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: тестовые задания, ноотбук или мультимедийный проектор, изделия из стекла, керамики.
Ход урока:
|
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1. |
Организационный момент (2 мин) Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.
|
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
|
2.
3. |
Контроль подготовки домашнего задания (5-7 мин) Тест по теме «Углерод и кремний» 1 вариант Выберите один верный вариант ответа из предложенных. 1. В какой группе находится углерод? а) 3 б) 4 в) 2 г) 5 2. По содержанию в земной коре кремний занимает: а) 3 место; б) 2 место; в) 5 место, г) 10 место. 3. Работа противогаза основана на явлении: а) флуоресценции; б) каталитического окисления; в) адсорбции; г) полимеризации. 4. Угарный газ обладает свойствами: а) при растворении в щелочи образует формалин; б) хорошо проводит электрический ток; в) ядовит; г) имеет зеленый цвет. 5. Углерод НЕ может проявлять степень окисления А) +4 Б) +2 В) +6 Г) -4 2 вариант Выберите один верный вариант ответа из предложенных. 1. В каком периоде находится кремний? а) 3 б) 4 в) 2 г) 5 2. Адсорбция представляет собой: а) обесцвечивание красителей; б) взаимодействие угля с газами; в) поглощение жидкости поверхностью твердого вещества; г) один из способов очистки веществ. 3. Кремний в промышленности получают из: а) нефти, в) песка; б) глины, г) силицида магния. 4. Кремний реагирует с: а) кислородом; б) фтором; в) серой; г) типичными кислотами 5. Оксид кремния (IV) А) основный Б) кислотный В) амфотерный Г) несолеобразующий
Изучение нового материала. (20 – 25 мин.) Учитель: Мы изучили с вами тему: «Кремний и его соединения» и познакомились с природными веществами, содержащими кремний. Это глина и песок. Их называют природными силикатами. Глина и песок – самый доступный природный материал, т.к. встречается почти везде. Ещё в древние времена человек оценил возможность этих материалов и предметов быта. В ХХI веке мы не мыслим свою жизнь без предметов, сделанных из глины и песка. Что же изготавливают из этих веществ? А как называется промышленность, которая занимается производством материалов из природных силикатов? Уч-ль: Мы подошли с Вами к теме нашего урока. Но, вначале мы с вами обратим внимание на план урока: 1. Определение «силикатной промышленности» 2. Производство керамики 3. Производство стекла 4. Производство строительных материалов, цемента 5. Закрепление знаний и умений. Уч-ль: Сформулируйте определение силикатной промышленности. Силикатная промышленность – это отрасль промышленности занимающаяся переработкой природных соединений кремния. Производство керамики из глины. Производство стекла. Видеофрагмент. Презентация. Химическое стекло. Если при производстве стекла соду заменить на поташ K2CO3 , то получаем более тугоплавкое стекло. Примерный состав стекла: К2O CaO 6SiO2. Используют для изготовление химической посуды. Хрустальное стекло. Сырье: К2СO3 ,РbO и SiO2 – то получают хрусталь. Хрусталь был открыт в Англии в 17 веке и характеризуется высокой прозрачностью, хорошим блеском, характерным звоном и большой плотностью. Изделия из хрусталя чувствуются в руке по массе. Хрусталь сильно преломляет свет, поэтому используется в приготовлении линз и призм. Цветное стекло. Если к обычному стеклу добавить оксиды металлов, то мы получим цветное стекло. CoO – синее стекло, Cr2O3 – зеленное стекло, Fe2O3 - желтое стекло, небольшое количество раздробленного золота – рубиновое стекло. Из такого стекла сделаны звезды московского кремля на Красной площади. Эти звезды были изготовлены на заводе «Красный май» Вышневолоцкого района. Кварцевое стекло изготавливают из чистого кварцевого песка. Уч-ль: Прочитайте текст на стр. 184 (Делятся на группы) Уч-ль: Вашему вниманию предлагаются следующие задания: 1. Что нужно добавить к стеклу, что получить различные оттенки цветного стекла? 2. Из чего получают цемент? 3. Что такое бетон и железобетон? (Цемент – это вяжущие материалы, употребляемые в строительстве для скреплении между собой твердых материалов. Цементный клинкер –продукт обжига смеси глины с известняком. Цемент – мелкоизмельченный клинкер с минеральными добавками, регулирующими его свойства.)
Красный глиняный кирпич – изготовлен из глины с водой, с последующей формовкой, сушкой и обжигом. Красную окраску кирпичу придает оксид железа (3) – встречается в глине в виде примесей. Силикатный кирпич имеет светло серый цвет, меньшую влаго - и морозоустойчивость, его нельзя применять для кладки печей, т.к. он не выдерживает высоких температур, и для кладки фундамента – тянет влагу. Сырье: известь и кварцевый песок. Бетон – смесь шебня и цеска с цементом. Железобетон – бетон и стальная арматура (заводские корпуса, плотины). Учитель: 1. Как вы считаете производство цемента и кирпича наносит вред окружающей среде и здоровью человека? 2. Как охраняют здоровье сотрудников этих предприятий? (Главные воздействия на окружающую среду при производстве цемента связанны со следующими факторами: · Пыль (выбросы из дымовых труб) · Газообразные выбросы в атмосферу (NOx, SO2, CO2 и другие) · Другие выбросы (техническая вода, отходы производства и т.д.) 4.Рефлексия. - Что нового сегодня узнали? - Какие открытия для себя сделали? - Как полученные знания можно будет использовать в дальнейшей жизни? Вывод: Нетрудно понять, что в будущем применение силикатов станет еще большим. Металлов в земной коре не так уж много. Углерод, который служит основой органических полимеров и пластмасс, составляет всего лишь 0,1% земной коры по массе. Производство древесины ограничено скоростью прироста леса. А использование силикатов практически не ограничено ничем. Сосед углерода привык к работе,
5.Домашнее задание: §31, до конца , упр. 6(б) стр. 178. Оценки за работу на уроке. 6. Закрепление изученного , подготовка к к/р. а) упр. 6(б) стр. 178. б) упр. 4 стр. 115
|
Выполняют тестовую работу. Проверяют работу другого варианта.
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.
Формулируют определение и записывают в тетрадь.
Знакомятся с содержанием презентации.
Разделившись на группы, знакомятся с материалом учебника
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
|
Тест по теме «Углерод и кремний»
1 вариант
Выберите один верный вариант ответа из предложенных.
1. В какой группе находится углерод?
а) 3 б) 4 в) 2 г) 5
2. По содержанию в земной коре кремний занимает:
а) 3 место; б) 2 место; в) 5 место, г) 10 место.
3. Работа противогаза основана на явлении:
а) флуоресценции;
б) каталитического окисления;
в) адсорбции;
г) полимеризации.
4. Угарный газ обладает свойствами:
а) при растворении в щелочи образует формалин;
б) хорошо проводит электрический ток;
в) ядовит;
г) имеет зеленый цвет.
5. Углерод НЕ может проявлять степень окисления
А) +4 Б) +2
В) +6 Г) -4
2 вариант
Выберите один верный вариант ответа из предложенных.
1. В каком периоде находится кремний?
а) 3 б) 4 в) 2 г) 5
2. Адсорбция представляет собой:
а) обесцвечивание красителей;
б) взаимодействие угля с газами;
в) поглощение жидкости поверхностью твердого вещества;
г) один из способов очистки веществ.
3. Кремний в промышленности получают из:
а) нефти, в) песка;
б) глины, г) силицида магния.
4. Кремний реагирует с:
а) кислородом; б) фтором; в) серой; г) типичными кислотами
5. Оксид кремния (IV)
А) основный
Б) кислотный
В) амфотерный
Г) несолеобразующий
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.