химия

  • doc
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 28687-urok-silikatnaya-promyshlennost.doc

Конспект урока по теме «Силикатная промышленность»

                              

Цель: Сформировать у учащихся представление о силикатной промышленности и ее продукции.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить учащихся с основными производствами силикатной промышленности, её сырьем и химизмом     процессов производства продукции; ознакомить учащихся с влиянием силикатной промышленности на окружающую среду; закрепить навыки решения химических превращений.

 2. Развивающие: продолжить формирование логического мышления.

 3. Воспитательные: формировать научное мировоззрение, культуру общения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: тестовые задания, ноотбук или мультимедийный проектор, изделия из стекла, керамики.

 

Ход урока:

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

 Организационный момент (2 мин)

 Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.

 

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Контроль подготовки домашнего задания (5-7 мин)

Тест по теме «Углерод и кремний»

1 вариант

Выберите один верный вариант ответа из предложенных.

1. В какой группе находится углерод?

а) 3       б) 4        в) 2           г) 5

2. По содержанию в земной коре кремний занимает:

а) 3 место; б) 2 место; в) 5 место, г) 10 место.

3. Работа противогаза основана на явлении:

а)  флуоресценции;                      

б)  каталитического окисления;  

в) адсорбции;

г) полимеризации.

4. Угарный газ обладает свойствами:

а)  при растворении в щелочи образует формалин;

б)  хорошо проводит электрический ток;

в)  ядовит;

г)  имеет зеленый цвет.

5. Углерод НЕ может проявлять степень окисления

А) +4                           Б) +2

В) +6                          Г) -4

2 вариант

Выберите один верный вариант ответа из предложенных.

1. В каком периоде находится кремний?

а) 3      б) 4       в) 2             г) 5

2. Адсорбция представляет собой:

а)  обесцвечивание красителей;

б)  взаимодействие угля с газами;

в)  поглощение жидкости поверхностью твердого вещества;

г)  один из способов очистки веществ.

3.  Кремний в промышленности получают из:

а)  нефти,                      в) песка;

б)  глины,                      г) силицида магния.

4.  Кремний  реагирует с:

а) кис­лородом; б) фтором; в) серой; г) типичными кислотами

5. Оксид кремния (IV)

А) основный

Б) кислотный

В) амфотерный

Г) несолеобразующий

 

Изучение нового материала. (20 – 25 мин.)

Учитель: Мы изучили с вами тему: «Кремний и его соединения» и познакомились с природными веществами, содержащими кремний. Это глина и песок.

 Их называют природными силикатами. Глина и песок – самый доступный природный материал, т.к. встречается почти везде. Ещё в древние времена  человек оценил возможность этих материалов и предметов быта.

   В ХХI веке мы не мыслим свою жизнь без предметов, сделанных из глины и песка.

Что же изготавливают из этих веществ?

 А как называется промышленность, которая занимается производством материалов из природных силикатов?

Уч-ль: Мы подошли с Вами к теме нашего урока. Но,  вначале мы с вами обратим внимание на план урока:

1.     Определение «силикатной промышленности»

2.     Производство керамики

3.     Производство стекла

4.     Производство строительных материалов, цемента

5.     Закрепление знаний и умений.

Уч-ль: Сформулируйте определение силикатной промышленности.

Силикатная промышленность – это отрасль промышленности занимающаяся переработкой природных соединений кремния.

Производство керамики из глины.

Производство стекла. Видеофрагмент. Презентация.

Химическое стекло. Если при производстве стекла соду заменить на поташ K2CO3 , то получаем более тугоплавкое стекло. Примерный состав стекла: К2O CaO  6SiO2. Используют для  изготовление химической посуды.

Хрустальное стекло. Сырье: К2СO3 ,РbO  и  SiO2 – то получают хрусталь. Хрусталь был открыт в Англии в 17 веке и характеризуется высокой прозрачностью,  хорошим блеском, характерным звоном и большой плотностью. Изделия из хрусталя  чувствуются в руке по массе. Хрусталь сильно преломляет свет, поэтому используется в приготовлении линз и призм.

Цветное стекло. Если к обычному стеклу добавить оксиды металлов, то мы получим цветное стекло. CoO –  синее стекло, Cr2O3  – зеленное стекло,  Fe2O3  -  желтое стекло, небольшое количество раздробленного золота – рубиновое стекло. Из такого стекла сделаны звезды московского кремля на Красной площади. Эти звезды были изготовлены на заводе «Красный май» Вышневолоцкого района.

Кварцевое стекло изготавливают из чистого кварцевого песка.

Уч-ль: Прочитайте текст на стр. 184 (Делятся на группы)

Уч-ль: Вашему вниманию предлагаются следующие задания:

1.     Что нужно добавить к стеклу, что получить различные оттенки цветного стекла?

2.     Из чего получают цемент?

3.     Что такое бетон и железобетон?

(Цемент – это вяжущие материалы, употребляемые в строительстве для скреплении

между собой твердых материалов.

 Цементный клинкер –продукт обжига смеси глины с известняком.

Цемент – мелкоизмельченный клинкер  с минеральными добавками, регулирующими его свойства.)

                     

Красный глиняный кирпич – изготовлен из глины с водой, с последующей формовкой, сушкой  и обжигом. Красную окраску кирпичу придает оксид железа (3) – встречается  в глине в виде примесей.

Силикатный кирпич имеет светло серый цвет, меньшую влаго -  и морозоустойчивость, его нельзя применять для кладки печей, т.к. он не выдерживает высоких температур, и для кладки фундамента – тянет влагу.  Сырье: известь и кварцевый песок.

Бетон – смесь шебня и цеска с цементом.  Железобетон – бетон и стальная арматура (заводские корпуса, плотины). 

Учитель:

1.     Как вы считаете производство цемента и кирпича наносит вред окружающей среде и здоровью человека?

2.     Как охраняют здоровье сотрудников этих предприятий?

(Главные воздействия на окружающую среду при производстве цемента связанны со следующими факторами:

·                   Пыль (выбросы из дымовых труб)

·                   Газообразные выбросы в атмосферу (NOx, SO2, CO2 и другие)

·                   Другие выбросы (техническая вода, отходы производства и т.д.)

4.Рефлексия.

- Что нового сегодня узнали?

- Какие открытия для себя сделали?

- Как полученные знания можно будет использовать в дальнейшей жизни?

Вывод:

Нетрудно понять, что в будущем применение силикатов станет еще большим. Металлов в земной коре не так уж много. Углерод, который служит основой органических полимеров и пластмасс, составляет всего лишь 0,1% земной коры по массе. Производство древесины ограничено скоростью прироста леса. А использование силикатов практически не ограничено ничем.

Сосед углерода привык к работе, 
Замену ему нигде не найдете. 
Если бы этот пропал элемент, 
Где бы мы взяли кирпич и цемент, 
Чем бы стеклили окно, и куда
Делись бы кварц, и фарфор, и слюда?
Пляжи песчаные, толщи подземные –
Где бы все это было без кремния?

 

5.Домашнее задание: §31, до конца , упр. 6(б) стр. 178.

Оценки за работу на уроке.

6. Закрепление изученного , подготовка к к/р.

а) упр. 6(б) стр. 178.

б) упр. 4 стр. 115

 

 

 

Выполняют  тестовую работу.

Проверяют работу другого варианта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют определение и записывают в тетрадь.

 

Знакомятся с содержанием презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделившись на группы, знакомятся с материалом учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по теме «Углерод и кремний»

1 вариант

Выберите один верный вариант ответа из предложенных.

1. В какой группе находится углерод?

а) 3       б) 4        в) 2           г) 5

2. По содержанию в земной коре кремний занимает:

а) 3 место; б) 2 место; в) 5 место, г) 10 место.

3. Работа противогаза основана на явлении:

а)  флуоресценции;                       

б)  каталитического окисления;  

в) адсорбции;

г) полимеризации.

4. Угарный газ обладает свойствами:

а)  при растворении в щелочи образует формалин;

б)  хорошо проводит электрический ток;

в)  ядовит;

г)  имеет зеленый цвет.

5. Углерод НЕ может проявлять степень окисления

А) +4                           Б) +2

В) +6                          Г) -4

2 вариант

Выберите один верный вариант ответа из предложенных.

1. В каком периоде находится кремний?

а) 3      б) 4       в) 2             г) 5

2. Адсорбция представляет собой:

а)  обесцвечивание красителей;

б)  взаимодействие угля с газами;

в)  поглощение жидкости поверхностью твердого вещества;

г)  один из способов очистки веществ.

3.  Кремний в промышленности получают из:

а)  нефти,                      в) песка;

б)  глины,                      г) силицида магния.

4.  Кремний  реагирует с:

а) кис­лородом; б) фтором; в) серой; г) типичными кислотами

5. Оксид кремния (IV)

А) основный

Б) кислотный

В) амфотерный

         Г) несолеобразующий