Тема: Массовая доля растворенного вещества, кристаллогидраты.
Цель: на примере технологического процесса производства сахара изучить образования кристаллогидратов, научится рассчитывать массу растворенного вещества.
Оборудование: ПК, проектор, сахарная свекла, медный купорос, негашеная известь, сахар, спиртовка, ступка и пестик.
Ход урока:
1.Организационный момент.
1. Приветственное слово учителя
II. Актуализация знаний.
Презентация: сахарная свекла, медный купорос кристаллы, негашеная известь, кубик сахара. Перед учащимися ставится вопрос: «Что объединяет все эти предметы?»
Предполагаемый ответ: «Сахар и медный купорос являются кристаллогидратами. Для очистки сахара используют оксид кальция».
Окружающие нас вещества чаще всего состоят из разных молекул. Эти соединения- растворы, состоящие из растворенного вещества и растворителя, в роли которого чаще всего выступает вода.
III. Постановка учебной задачи.
Просмотр видеофрагмента http://www.youtube.com/watch?v=llr1foG5BZc.
«Открытие нового знания»
Вопросы по фрагменту ( по группам):
1. Сколько г сахара содержится в 1 корнеплоде если его масса 1,200 ( массовая доля 18%, 144г), Какая корневая система у свеклы?
2. Приведите примеры удобрений содержащих калий, фосфор (сульфат калия, фосфаты)
3. Зачем сахарный сок- патоку обрабатывают известковым молоком – оксид кальция в присутствии оксида углерода составьте соответствующие уравнение реакции?
4. Проанализируйте данные таблицы и дайте заключение о зависимости урожайности от кол-ва внесенных удобрений.
Таблица 1 – Дозы минеральных удобрений* под сахарную свеклу в почву
|
Удобрения, кг/га д.в. |
Содержание Р2О5 и К2О мг/кг почвы |
Планируемая урожайность, ц/га |
|||
|
400-450 |
451-500 |
501-550 |
551-600 |
||
|
Азотные |
|
110-120 |
120-130 |
130-140 |
140-150 |
|
Фосфорные |
менее 100 |
110-120 |
- |
- |
- |
|
101-150 |
100-110 |
110-120 |
- |
- |
|
|
151-200 |
80-90 |
90-100 |
100-110 |
110-120 |
|
|
201-300 |
50-55 |
55-60 |
60-70 |
70-80 |
|
|
301-400 |
20-25 |
25-30 |
30-35 |
35-40 |
|
|
Калийные |
менее 80 |
150-170 |
- |
- |
- |
|
81-140 |
130-150 |
150-170 |
- |
- |
|
|
141-200 |
100-120 |
120-140 |
140-150 |
170-180 |
|
|
201-300 |
90-100 |
100-110 |
110-120 |
140-150 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
301-400 |
40-45 |
45-50 |
50-60 |
60-90 |
|
* на фоне внесения 60 т/га органических удобрений
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.
На стеле стоит мерный цилиндр, технические весы, медный купорос и вода. Ваша задача приготовить 20% раствор сульфата меди. Очистить его при помощи фильтровальной бумаги. Отберите 10 мл. соли и выпарите растворитель из раствора.
V. Первичное закрепление.
VIII. Рефлексия деятельности
Перечислите специальности необходимые на предприятиях по производству сахарной свеклы.
Карта урока ______________________________________________________________
Ф.И. класс
|
Задание 1 |
Ответ |
|
Кристаллогидрат- |
|
|
Гидрат- |
|
|
Раствор- |
|
|
Задание 2 |
Что наблюдаешь? |
|
С помощью химических микро лаборатории и набора фарфоровой посуды удали из кристаллогидрата (CuSO 4 *5 H2O) кристаллизационную воду. |
|
|
К полученному сульфату меди (2) по каплям прилей воду |
|
|
Задание 3 |
Решение |
|
(Внимательно посмотри видео ролик о производстве сахарной свеклы). Приведите примеры удобрений содержащих калий, фосфор. Рассчитай, массовую долю калия и фосфора в этих удобрениях. |
|
|
А теперь закончим предложения и наш урок |
|
|
Теперь я знаю…..
|
|
|
Вызвало затруднение…..
|
|
|
Мне это пригодится….
|
|
|
Окончен! Спасибо за урок! |
|
Карта урока ______________________________________________________________
Ф.И. класс
|
Задание 1 |
Ответ |
|
Кристаллогидрат- |
|
|
Гидрат- |
|
|
Раствор- |
|
|
Задание 2 |
Что наблюдаешь? |
|
С помощью химических микро лаборатории и набора фарфоровой посуды удали из кристаллогидрата (CuSO 4 *5 H2O) кристаллизационную воду. |
|
|
К полученному сульфату меди (2) по каплям прилей воду |
|
|
Задание 3 |
Решение |
|
(Внимательно посмотри видео ролик о производстве сахарной свеклы). Реши задачу: Сколько г сахара содержится в 1200г сахарной свеклы.
Какая корневая система у свеклы?
|
|
|
А теперь закончим предложения и наш урок |
|
|
Теперь я знаю…..
|
|
|
Вызвало затруднение…..
|
|
|
Мне это пригодится….
|
|
|
Окончен! Спасибо за урок! |
|
Карта урока ______________________________________________________________
Ф.И. класс
|
Задание 1 |
Ответ |
|
Кристаллогидрат- |
|
|
Гидрат- |
|
|
Раствор- |
|
|
Задание 2 |
Что наблюдаешь? |
|
С помощью химических микро лаборатории и набора фарфоровой посуды удали из кристаллогидрата (CuSO 4 *5 H2O) кристаллизационную воду. |
|
|
К полученному сульфату меди (2) по каплям прилей воду |
|
|
Задание 3 |
Решение |
|
(Внимательно посмотри видео ролик о производстве сахарной свеклы). Зачем сахарный сок- патоку обрабатывают известковым молоком – оксид кальция в присутствии оксида углерода составьте соответствующие уравнение реакции?
|
|
|
А теперь закончим предложения и наш урок |
|
|
Теперь я знаю…..
|
|
|
Вызвало затруднение…..
|
|
|
Мне это пригодится….
|
|
|
Окончен! Спасибо за урок! |
|
Карта урока ______________________________________________________________
Ф.И. класс
|
Задание 1 |
Ответ |
|
Кристаллогидрат- |
|
|
Гидрат- |
|
|
Раствор- |
|
|
Задание 2 |
Что наблюдаешь? |
|
С помощью химических микро лаборатории и набора фарфоровой посуды удали из кристаллогидрата (CuSO 4 *5 H2O) кристаллизационную воду. |
|
|
К полученному сульфату меди (2) по каплям прилей воду |
|
|
Задание 3 |
Решение |
|
(Внимательно посмотри видео ролик о производстве сахарной свеклы). Проанализируйте данные таблицы и дайте заключение о зависимости урожайности от кол-ва внесенных удобрений. Почему большинство фосфатов вносят в почву осенью или ранней весной?
|
|
|
А теперь закончим предложения и наш урок |
|
|
Теперь я знаю…..
|
|
|
Вызвало затруднение…..
|
|
|
Мне это пригодится….
|
|
|
Окончен! Спасибо за урок! |
|
Таблица 1 – Дозы минеральных удобрений* под сахарную свеклу в почву
|
Удобрения, кг/га д.в. |
Содержание Р2О5 и К2О мг/кг почвы |
Планируемая урожайность, ц/га |
|||
|
400-450 |
451-500 |
501-550 |
551-600 |
||
|
Азотные |
|
110-120 |
120-130 |
130-140 |
140-150 |
|
Фосфорные |
менее 100 |
110-120 |
- |
- |
- |
|
101-150 |
100-110 |
110-120 |
- |
- |
|
|
151-200 |
80-90 |
90-100 |
100-110 |
110-120 |
|
|
201-300 |
50-55 |
55-60 |
60-70 |
70-80 |
|
|
301-400 |
20-25 |
25-30 |
30-35 |
35-40 |
|
|
Калийные |
менее 80 |
150-170 |
- |
- |
- |
|
81-140 |
130-150 |
150-170 |
- |
- |
|
|
141-200 |
100-120 |
120-140 |
140-150 |
170-180 |
|
|
201-300 |
90-100 |
100-110 |
110-120 |
140-150 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
301-400 |
40-45 |
45-50 |
50-60 |
60-90 |
|
* на фоне внесения 60 т/га органических удобрений
Вопросы для экскурсии:
1.Длительность рабочего дня?
2.Предоставляются ли льготы сотрудникам?
3. Дает ли предприятие целевые направления и в какие Вузы?
4.Имеются ли вредные факторы на производстве для здоровья сотрудников?
5. У Вас используется разнообразное оборудование. Какие меры вы предпринимаете для уменьшения травм опасности на рабочем месте?
6. Соблюдаются ли нормы ПДК выброса вредных веществ в окружающую среду? Какое для этого используются оборудование?
7. В процессе производства сахара используется большое количество воды. Откуда она поступает?
8. Как контролируется чистота используемой воды для вымывания сахара из свеклы?
9.Из-за большого содержания сахара в сахарной свекле она быстро портится. Как Вам удается сохранить корнеплоды, останавливая процесс гниения?
10. Лето было засушливым, скажите как это повлияло на сахаристость свеклы?
11. Используются ли вредные вещества в производстве? Какие?
12. Для повышения урожайности поля в осенний период удобряются калийными, фосфатными, азотными удобрениями. Осуществляете ли вы контроль содержания фосфатов и нитратов в постигаемом сырье?
13.Какова производительность завода за сутки?
14. Используете ли вы импортное сырье в производстве?
15. На какой территории вы осуществляете реализацию готовой продукции?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.