химия

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 33905-massovaya-dolya-rastvorennogo-veshchestva-kristallogidraty.docx

Тема: Массовая доля растворенного вещества, кристаллогидраты.

Цель: на примере технологического процесса производства сахара изучить образования кристаллогидратов, научится рассчитывать массу растворенного вещества.

Оборудование: ПК, проектор, сахарная свекла, медный купорос,  негашеная известь, сахар, спиртовка,  ступка и пестик.

Ход урока:

1.Организационный момент.

1. Приветственное слово учителя

II. Актуализация знаний.

Презентация: сахарная свекла, медный купорос кристаллы, негашеная известь, кубик сахара. Перед учащимися ставится вопрос: «Что объединяет все  эти предметы?»

Предполагаемый ответ: «Сахар и медный купорос являются кристаллогидратами. Для очистки сахара используют  оксид кальция».

Окружающие нас вещества чаще всего состоят из разных молекул. Эти соединения- растворы, состоящие из растворенного вещества и растворителя, в роли которого чаще всего выступает вода.

III. Постановка учебной задачи.

 Просмотр видеофрагмента http://www.youtube.com/watch?v=llr1foG5BZc.

«Открытие нового знания»

Вопросы по фрагменту ( по группам):

1. Сколько г сахара содержится в 1 корнеплоде если его масса 1,200 ( массовая доля 18%, 144г), Какая корневая система у свеклы?

2. Приведите примеры удобрений содержащих калий, фосфор (сульфат калия, фосфаты)

3. Зачем сахарный сок- патоку обрабатывают известковым молоком – оксид кальция в присутствии оксида углерода составьте соответствующие уравнение реакции?

4. Проанализируйте данные таблицы и дайте заключение о зависимости урожайности от кол-ва внесенных удобрений.

 

Таблица 1 – Дозы минеральных удобрений* под  сахарную свеклу  в почву

Удобрения,

кг/га д.в.

Содержание

Р2О5 и К2О

мг/кг  почвы

Планируемая урожайность, ц/га

400-450

451-500

501-550

551-600

Азотные

 

110-120

120-130

130-140

140-150

Фосфорные

менее 100

110-120

-

-

-

101-150

100-110

110-120

-

-

151-200

80-90

90-100

100-110

110-120

201-300

50-55

55-60

60-70

70-80

301-400

20-25

25-30

30-35

35-40

Калийные

менее 80

150-170

-

-

-

81-140

130-150

150-170

-

-

141-200

100-120

120-140

140-150

170-180

201-300

90-100

100-110

110-120

140-150

 

 

 

 

 

301-400

40-45

45-50

50-60

60-90

 * на фоне внесения 60 т/га органических удобрений

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону.

На стеле стоит мерный цилиндр, технические весы, медный купорос и вода. Ваша задача приготовить 20%  раствор  сульфата меди. Очистить его при помощи фильтровальной бумаги. Отберите 10 мл. соли и выпарите растворитель из раствора.

V. Первичное закрепление.

 

 

 

 

VIII. Рефлексия деятельности

Перечислите специальности необходимые на предприятиях по производству сахарной свеклы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта урока ______________________________________________________________

                                Ф.И. класс

Задание 1

Ответ

Кристаллогидрат-

 

Гидрат-

 

Раствор-

 

 

Задание 2

Что  наблюдаешь?

С помощью химических микро лаборатории и набора фарфоровой посуды удали из кристаллогидрата (CuSO 4 *5 H2O) кристаллизационную воду.

 

К полученному сульфату меди (2) по каплям прилей воду

 

Задание 3

Решение

(Внимательно посмотри видео ролик о производстве сахарной свеклы).

Приведите примеры удобрений содержащих калий, фосфор. Рассчитай,  массовую долю калия и фосфора в этих удобрениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь закончим предложения и наш урок

Теперь я знаю…..

 

 

Вызвало затруднение…..

 

 

Мне это пригодится….

 

 

Окончен!

Спасибо за урок!

Карта урока ______________________________________________________________

                                Ф.И. класс

Задание 1

Ответ

Кристаллогидрат-

 

Гидрат-

 

Раствор-

 

 

Задание 2

Что  наблюдаешь?

С помощью химических микро лаборатории и набора фарфоровой посуды удали из кристаллогидрата (CuSO 4 *5 H2O) кристаллизационную воду.

 

К полученному сульфату меди (2) по каплям прилей воду

 

Задание 3

Решение

(Внимательно посмотри видео ролик о производстве сахарной свеклы).

Реши задачу:

Сколько г сахара содержится в 1200г сахарной свеклы. 

 

Какая корневая система у свеклы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь закончим предложения и наш урок

Теперь я знаю…..

 

 

Вызвало затруднение…..

 

 

Мне это пригодится….

 

 

Окончен!

Спасибо за урок!

Карта урока ______________________________________________________________

                                Ф.И. класс

Задание 1

Ответ

Кристаллогидрат-

 

Гидрат-

 

Раствор-

 

 

Задание 2

Что  наблюдаешь?

С помощью химических микро лаборатории и набора фарфоровой посуды удали из кристаллогидрата (CuSO 4 *5 H2O) кристаллизационную воду.

 

К полученному сульфату меди (2) по каплям прилей воду

 

Задание 3

Решение

(Внимательно посмотри видео ролик о производстве сахарной свеклы).

Зачем сахарный сок- патоку обрабатывают известковым молоком – оксид кальция в присутствии оксида углерода составьте соответствующие уравнение реакции?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь закончим предложения и наш урок

Теперь я знаю…..

 

 

Вызвало затруднение…..

 

 

Мне это пригодится….

 

 

Окончен!

Спасибо за урок!

Карта урока ______________________________________________________________

                                Ф.И. класс

Задание 1

Ответ

Кристаллогидрат-

 

Гидрат-

 

Раствор-

 

 

Задание 2

Что  наблюдаешь?

С помощью химических микро лаборатории и набора фарфоровой посуды удали из кристаллогидрата (CuSO 4 *5 H2O) кристаллизационную воду.

 

К полученному сульфату меди (2) по каплям прилей воду

 

Задание 3

Решение

(Внимательно посмотри видео ролик о производстве сахарной свеклы).

Проанализируйте данные таблицы и дайте заключение о зависимости урожайности от кол-ва внесенных удобрений.

 Почему большинство фосфатов вносят в почву осенью или ранней весной?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь закончим предложения и наш урок

Теперь я знаю…..

 

 

Вызвало затруднение…..

 

 

Мне это пригодится….

 

 

Окончен!

Спасибо за урок!

Таблица 1 – Дозы минеральных удобрений* под  сахарную свеклу  в почву

Удобрения,

кг/га д.в.

Содержание

Р2О5 и К2О

мг/кг  почвы

Планируемая урожайность, ц/га

400-450

451-500

501-550

551-600

Азотные

 

110-120

120-130

130-140

140-150

Фосфорные

менее 100

110-120

-

-

-

101-150

100-110

110-120

-

-

151-200

80-90

90-100

100-110

110-120

201-300

50-55

55-60

60-70

70-80

301-400

20-25

25-30

30-35

35-40

Калийные

менее 80

150-170

-

-

-

81-140

130-150

150-170

-

-

141-200

100-120

120-140

140-150

170-180

201-300

90-100

100-110

110-120

140-150

 

 

 

 

 

301-400

40-45

45-50

50-60

60-90

 * на фоне внесения 60 т/га органических удобрений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Вопросы для экскурсии:

1.Длительность рабочего дня?

2.Предоставляются ли льготы сотрудникам?

3. Дает ли  предприятие целевые направления и в какие Вузы?

4.Имеются ли вредные факторы на производстве для здоровья сотрудников?

5. У  Вас используется разнообразное оборудование. Какие меры вы предпринимаете для уменьшения травм опасности на рабочем месте?

6. Соблюдаются ли нормы ПДК выброса вредных веществ в окружающую среду? Какое для этого используются оборудование?

7. В процессе производства сахара используется большое количество воды. Откуда она поступает?

8. Как контролируется  чистота используемой воды для вымывания сахара из свеклы?

9.Из-за большого содержания сахара в сахарной свекле она быстро портится. Как Вам удается сохранить корнеплоды, останавливая процесс гниения?

10. Лето было засушливым, скажите как это повлияло на сахаристость свеклы?

11. Используются ли вредные вещества в производстве? Какие?

12. Для повышения урожайности поля в осенний период удобряются калийными, фосфатными, азотными удобрениями. Осуществляете ли вы контроль содержания фосфатов и нитратов в постигаемом сырье?

13.Какова производительность завода за сутки?

14. Используете ли вы импортное сырье в производстве?

15. На какой территории вы осуществляете реализацию готовой продукции?


 

Скачано с www.znanio.ru