химия

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 52260-geneticheskaya-svyaz-mezhdu-klassami-organicheskikh-veshchestv.docx

Тема: «Генетическая связь углеводородов и их производных».

 

Цель:

  • рассмотреть генетическую связь между типами углеводородов и классами  органических соединений;
  • обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах и их производных на основе сравнительной характеристики их свойств.
  • развитие логического мышления, опираясь на химию  углеводородов и их производных.
  • формирование навыков самообразования у учащихся.

Задачи урока:

  • развивать у учащихся способность к целеполаганию, планированию своей деятельности на уроке;
  • развивать у учащихся логическое мышление (посредством установления генетической связи между разными классами углеводородов, выдвижения гипотез о химических свойствах незнакомых органических веществ);
  • развивать у учащихся способность к сравнению (на примере сравнения  химических свойств углеводородов);
  • развивать информационно-познавательную компетентность учащихся;
  • развивать у учащихся химическую речь, способность аргументированно отвечать на вопросы,
  • развивать коммуникативные способности учащихся, воспитывать умение выслушивать ответы одноклассников.

Тип урока

  • по дидактической цели – совершенствование знаний,
  • по способу организации – обобщающий.

Методы:

  • словесные (беседа),
  • практические - составление схем превращений и их выполнение,
  • выполнение самостоятельной работы.

Учитель:

Органическая химия - наука о жизненно-важных веществах.
Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет.

Мультимедиа-презентация

В нашей жизни органические вещества занимают очень большое место. На сегодняшний день их насчитывается более 20 миллионов. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества.  Знать все обо всем невозможно. Но можно понять основные закономерности, которые применяются в превращении органических веществ.
 
Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.

http://festival.1september.ru/articles/526438/1.jpg

Учитель:
Какие классы углеводородов вы знаете, называйте сразу с общей формулой.

Таблица «Классификация веществ»  

http://festival.1september.ru/articles/526438/2.gif

Ответить на вопросы:

Учитель:

- Чем отличаются по составу углеводороды разных типов?

Учащиеся  (числом атомов водорода)

Учитель:

- Какие реакции следует провести, чтобы из одного типа углеводородов получить   другой?

Учащиеся:

(Реакции  гидрирования  или  дегидрирования.  

Так можно осуществить большинство переходов, однако, этот способ получения углеводородов не является  универсальным. Стрелками в схеме указаны углеводороды, которые непосредственно можно превратить друг в друга одной реакцией).

Учитель:

Схематически это выглядит так:

http://festival.1september.ru/articles/526438/3.gif

Задание:  для закрепления изученного материала осуществите несколько цепочек превращения. Определите тип каждой реакции:

http://festival.1september.ru/articles/526438/1.gif

http://festival.1september.ru/articles/526438/4.jpg

Учитель: Вы знаете, что генетическая взаимосвязь существует не только между углеводородами, но и между их производными – кислородосодержащими органическими веществами, которые в промышленных масштабах получают из  продуктов переработки нефти, газа и угля. Давайте выявим эту взаимосвязь на примере цепочек превращения:

1) http://festival.1september.ru/articles/526438/4.gif

Далее учащиеся выполняют это превращение по алгоритму в рабочих тетрадях, на обычной доске или на интерактивной доске в «режиме белой доски».

 

Работа учащегося на интерактивной доске.

Это позволяет осуществить целенаправленный синтез заданных соединений, используя ряд необходимых химических реакций (цепь превращений)

http://festival.1september.ru/articles/526438/6.jpg

Фрагмент видео-сюжета.

http://festival.1september.ru/articles/526438/5.gif

Задание: составить уравнения реакций, указать условия протекания и тип реакций.

http://festival.1september.ru/articles/526438/7.jpg

Вывод: Сегодня на уроке  - на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов мы увидели и доказали с помощью превращений – единство материального единства мира.

Домашнее задание:

Решить задачу: Дано 2 моль этилового спирта.

Сколько образуется 1 ряд – грамм дибромэтана;
2 ряд – литров углекислого газа
3 ряд – грамм этиленгликоля;

Повторить темы по гомологии и изомерии: составить формулы одного  и двух изомеров состава http://festival.1september.ru/articles/526438/6.gif.