Тема: «Генетическая связь углеводородов и их производных».
Цель:
Задачи урока:
Тип урока:
Методы:
Учитель:
Органическая
химия
- наука о жизненно-важных веществах.
Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности,
техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном
состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьем для
производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши
дома тепло и свет.
Мультимедиа-презентация
В
нашей жизни органические вещества занимают очень большое место. На сегодняшний
день их насчитывается более 20 миллионов. Без них из обихода исчезли бы многие
привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии,
косметика. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества. Знать
все обо всем невозможно. Но можно понять основные закономерности, которые
применяются в превращении органических веществ.
Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского,
В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.

Учитель:
Какие классы углеводородов вы знаете, называйте сразу с общей формулой.
Таблица «Классификация веществ»

Ответить на вопросы:
Учитель:
- Чем отличаются по составу углеводороды разных типов?
Учащиеся (числом атомов водорода)
Учитель:
- Какие реакции следует провести, чтобы из одного типа углеводородов получить другой?
Учащиеся:
(Реакции гидрирования или дегидрирования.
Так можно осуществить большинство переходов, однако, этот способ получения углеводородов не является универсальным. Стрелками в схеме указаны углеводороды, которые непосредственно можно превратить друг в друга одной реакцией).
Учитель:
Схематически это выглядит так:

Задание: для закрепления изученного материала осуществите несколько цепочек превращения. Определите тип каждой реакции:


Учитель: Вы знаете, что генетическая взаимосвязь существует не только между углеводородами, но и между их производными – кислородосодержащими органическими веществами, которые в промышленных масштабах получают из продуктов переработки нефти, газа и угля. Давайте выявим эту взаимосвязь на примере цепочек превращения:
1) ![]()
Далее учащиеся выполняют это превращение по алгоритму в рабочих тетрадях, на обычной доске или на интерактивной доске в «режиме белой доски».
Работа учащегося на интерактивной доске.
Это позволяет осуществить целенаправленный синтез заданных соединений, используя ряд необходимых химических реакций (цепь превращений)

Фрагмент видео-сюжета.

Задание: составить уравнения реакций, указать условия протекания и тип реакций.

Вывод: Сегодня на уроке - на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов мы увидели и доказали с помощью превращений – единство материального единства мира.
Домашнее задание:
Решить задачу: Дано 2 моль этилового спирта.
Сколько
образуется 1 ряд – грамм дибромэтана;
2 ряд – литров углекислого газа
3 ряд – грамм этиленгликоля;
Повторить
темы по гомологии и изомерии: составить формулы одного и двух изомеров
состава
.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.