химия

  • doc
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 54002-urok-uglevodorody.doc

Тип урока: Урок обобщения знаний

Вид урока: Урок КВН

Тема урока: «Обобщение по теме «Углеводороды».

Цель урока:

1. Обобщить знания:

-  по основным положениям теории строения органических соединений А.М. Бутлерова;

- по строению, изомерии, номенклатуре, химическим свойствам углеводородов (алканов, алкенов, алкинов).

2. Развивать умения и навыки студентов в составлении уравнений реакций по химическим свойствам углеводородов и названии изомеров; умения и навыки обращения с химическим оборудованием и реактивами; умения работать в группах.

3. Формирование у студентов познавательных интересов, положительных мотивов учебно – познавательной деятельности.

Методы и методические приемы:

Методы:  1. Словестный

 2. Словесно – диалоговый 

 3. Наглядный

                             4. Практический

                             5. Частично – поисковый.

ФОПД: Групповая, индивидуальная, фронтальная, игровая.

Оборудование: 1. Видеопроектор, компьютер, презентация, конверты с заданиями, секундомер, оборудование и реактивы для лабораторных опытов.

 

Ход урока:

1 этап. Организационный.

1. Проверка подготовки к уроку и присутствующих на уроке.

2. Объявление темы урока и его задач.

2 этап. Подготовка студентов к предстоящей деятельности на уроке.

Сегодня на уроке мы должны обобщить материал по теме «Углеводороды» по следующим вопросам:

1. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.

2. Строение алканов, алкенов и алкинов;

3. Номенклатура и изомерия углеводородов;

4. Химические свойства углеводородов.

Урок проведем в форме игры КВН.

Все студенты вашей группы разделены на три команды. Первая команда в течение урока работает по индивидуальным заданиям. (Раздаются задания студентам).

 Вторая и третья команда участвуют в игре. Они все должны выполнить много заданий, достойно пройти все этапы и, конечно, победить.

Сегодня игру будут судить жюри:

1. Директор -

2. Зам. директора по УР –

3. Преподаватель химии –

Кроме того, в течение урока студентам будут выдаваться за правильные ответы, вырезанные фигурки «колбочки». В зависимости от количества набранных фигурок, в конце урока студентам будут выставлены дополнительные оценки.

3 этап. Опрос.

Девиз сегодняшнего урока: «Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало».

И так: мы начинаем КВН.(Звучит отрывок песни «Мы начинаем КВН»)

1 –ый конкурс «Знакомство». Представление команд (название, девиз, эмблема). Конкурс оценивается по следующей шкале:

Минимальная оценка каждого этапа конкурса – 0,5 балла

Максимальная оценка каждого этапа конкурса – 1 балл.

1 команда: «Лидер», Девиз: «Если быть, то быть лучшими».

2 команда: «Алмаз», Девиз: «Нет в природе крепче нас, потому что мы алмаз».

2 – ой конкурс «Перевертыши».

Этот конкурс по основным положениям теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.

В предложениях зашифрован смысл положений, только наоборот. Вы попытаетесь правильно прочитать положения теории, зашифрованные в моих высказываниях. Необходимо дать им точное определение. Кто знает – поднимает руку. Этот конкурс оценивается по 3 – х бальной системе (за каждое положение).

Итак, послушайте одно из положений теории А.М. Бутлерова:

«Молекулы вне вещества находятся в беспорядке, в несоответствии с их валентностью».

(Ответ: «Атомы в молекуле соединены не в беспорядке, а в определенной последовательности, согласно их валентности»).

Далее следующее положение теории:

«Атомы и группы атомов обратимо бездействуют сами по себе».

(Ответ: «Атомы и группы атомов взаимно влияют друг на друга»).

Следующее положение теории:

«Атомы вне веществ «фантастически отсутствуют».

(Ответ: «Атомы в молекулах реально существуют»).

Следующее положение:

«По строению веществ нельзя найти их характер, а на характере определить строение).

(Ответ: По строению веществ можно предсказать их свойства, а по свойствам определить строение»).

И, наконец, последнее положение:

«Характер веществ свободен не только от их состава, но и от хаоса разложения молекул в веществах».

(Ответ: Свойства веществ зависят не только от качественного и количественного состава, но и от порядка соединения атомов в молекуле».

3 – ий конкурс «Химическое лото».

Этот конкурс по строению углеводородов. Сейчас каждая команда вытянет свой пакет с определенным классом веществ. Соответственно, в каждую ячейку таблицы необходимо поставить правильный ответ, соответствующий выбранному классу веществ. Время на подготовку – 5 минут.

(Во время подготовки к ответу тихо играет музыка).

 

Виды связей в молекуле

 

Тип гибридизации

Количество гибридизованных орбиталей в молекуле

 

Валентный угол

 

Длина связи

 

 

Строение молекулы

 

Общая формула

 

Суффикс в названии веществ

За каждый правильный ответ – 1 балл.

4 – ый конкурс «Третий лишний».

Каждая команда выбирает пакет с заданием. Содержание задания заключается в том, что необходимо из имеющихся формул веществ вычеркнуть формулы тех веществ, которые не соответствуют классу веществ.  (Во время выполнения задания тихо играет музыка).

Билет 1. СН≡С–СН2СН3; СН3С≡С–СН3; СН3СН꞊СН–СН3.

                СН3СН(СН3)С≡СН; СН3СН(СН3)СН꞊СН СН3; СН3СН(СН3)С≡С СН3.

                СН2꞊СНСН3; СН≡ССН3; СН2꞊СНСН2СН3.

                      СН3СН2СН2СН2СН3; СН3СН2СН2СН꞊СН2; СН3СН2СН2СН3.

Билет 2.  СН3СН(СН3)СН2СН3; СН3СН(СН3)СН2СН2 СН3;

                 СН3СН(СН3)СН ꞊СН СН3.

                  СН3СН2СН2СН3; СН3СН2СН3; СН3СН꞊СН2.

                  СН3СН꞊СНСН2СН3; СН3СН2СН2СН≡СН; СН2꞊СНСН2СН3.

                  СН3СН3; СН3СН2СН3; СН≡ССН3.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

5– ый конкурс «Химическая эстафета».

Что-то вы немного засиделись на местах, надо бы подвигаться. И сейчас как раз для этого будет проводиться эстафета. Каждая команда получит свое задание.

Первый этап эстафеты заключается в следующем: один человек из команды, проходя по кабинету, должен на каждый шаг назвать гомолог данного гомологического ряда (7 гомологов). Чем быстрее он пройдет и без ошибок произнесет, тем выше балл. На подготовку к эстафете даю 5 минут. (За каждый правильно названный гомолог по 1 баллу + 2 балла за быстроту).

Билет 1. Назовите 7 гомологов гомологического ряда алканов (предельных углеводородов).

Билет 2. Назовите 7 гомологов гомологического ряда алкинов (ацетиленовых углеводородов).

Второй этап эстафеты заключается в следующем: дать название изомерам для вещества, назвать. На подготовку даю 7 минут. (За каждый правильный ответ по 1 баллу).

Билет 1. Дайте названия изомерам:

СН3-СН=СН-СН2-СН3; СН2=СН-СН(СН3)-СН3;  СН2=СН-СН2-СН2-СН3;                                     

СН3-С(СН3)=СН-СН3.

Варианты ответов: пентен -1; 2– метилбутен -2; пентен – 2; 3– метилбутен –1 

Билет 2. Дайте названия изомерам:

СН≡С-С(СН3)2-СН3; СН3-СН2-С≡С-СН2-СН3; СН≡С-СН(СН3)-СН3;

                СН≡С-СН(СН3)-СН2-СН3.

 Варианты ответов: 3 – метилпентин -1; 3,3 – диметилбутин – 1; гексин – 3;

4 – метилпентин -1.

6 - ой конкурс «Химик – эрудит».

Данное задание на химические свойства различных классов веществ. Каждая команда получает конверт с заданием. В конверт вложено несколько экземпляров этого задания, чтобы работал каждый.  (Во время выполнения задания тихо играет музыка). Максимальная оценка данного задания – 20 баллов, минус по одному баллу за каждую ошибку.

Билет 1.Закончите уравнения реакций:

1) С5Н122

                     свет

      2) С5Н12l2

     

     3) С5Н12    10000

                 

                           Ni, 5000

4)  С5Н12

 

5)   СН3-СН2-СН2-СН2-СН3   АlCl3        

       6)              CH3 - CH2 - CH2 - Сl      Na

                                                      +        

                           CH3 - CH2 - Сl       Na

               Варианты ответов:

1) C5Н12 + 4 О2 → 4 CO2 + 4 Н2О

      C5Н12 + 8 О2 → 5 CO2 + 6 Н2О;

2) C5Н12 + Сl2 свет С5Н11Сl + НСl

     C5Н12 + Сl2 свет С5Н10Сl + Н2Сl;

                 t˃ 10000C

   3) C5Н12             4 C +5 Н2

      C5Н12 t˃ 10000  5 C +6 Н2;

4) C5Н12  Ni, 5000      С5Н11 + Н2

     C5Н12  Ni, 5000     С5Н10 + Н2;

5) СН3-СН2-СН2-СН2-СН3  АlCl3        СН3 – СН(CН3) – СН2 – СН2 – СН3

       СН3-СН2-СН2-СН2-СН3  АlCl3      СН3 – СН2 – СН2(СН2) – СН2 – СН3;

       6)   CH3 - CH2 - CH2 - Сl      Na

                                              +        СН3 - СН2 – СН2 – СН2 – СН3 + 2 NаСl

          CH3 - CH2 - Сl       Na

 

                   CH3 - CH2 - CH2 - Сl      Na

                                              +        СН3 - СН2СН2СН2СН3 + NаСl.

                   CH3 - CH2 - Сl       Na

 

Билет 2. Закончите уравнения реакций:

1) С5Н102

2) С5Н10+ Вr2

                       кат-р

3) С5Н102

        4) C5Н10 + НОН →

5) С5Н10 + НВr

6) СН3-СНСl-СНСl-СН2-СН3+Zn

 

Варианты ответов:

1)  С5Н10 + 6 О2 → 5 СО2 + 5 Н2О

      С5Н10 + 7,5 О2 → 5 СО2 + 5 Н2О;

 

2) С5Н10 + Вr2 → С5Н10Вr2

      С5Н10 + Вr2 → С5Н10Вr;

 

3) С5Н10 + Н2 → С5Н11

     С5Н10 + Н2 → С5Н12;

 

4) С5Н10 + HOН → С5Н12ОН

      С5Н10 + HOН → С5Н11ОН;

 

5) С5Н10 + НВr → С5Н11Вr

      С5Н10 + НВr → С5Н12Вr;

 

           6) СН3-СНСl-СНСl-СН2-СН3+Zn→СН3 – СН ꞊ СН – СН2 – СН3 +ZnCl2

                 СН3-СНСl-СНСl-СН2-СН3+Zn→СН3 – СН ꞊ СН – СН2 – СН3 +ZnCl.

7– ой конкурс «Сделай сам».

Этот конкурс практический. На основании полученного задания, один или два участника команды должны выполнить экспериментальную задачу после обсуждения. При выполнении данного задания необходимы точность, четкость, аккуратность в обращении с реактивами и приборами, и конечно, теоретические знания. На обсуждение даю 3 минуты.

Максимальная оценка за конкурс – 10 баллов (минус по 1 баллу за каждую ошибку).

 

Задание 1. Докажите, что в состав тетрохлорметана входит хлор.

 

Задание 2. Докажите, что ацетилен непредельный углеводород.

4 этап. Заключение.

На этом игра заканчивается и пока жюри подводит итоги, мы с вами посчитаем количество набранных в процессе урока фигурок «колбочек» для выставления дополнительных оценок. (На основании полученных данных выставляются оценки). Студенты, работавшие по индивидуальным заданиям, сдают свои работы.

В процессе сегодняшнего урока был обобщен материал по основным вопросам темы «Углеводороды».

 А сейчас мы с вами проверим, кому сегодняшний урок понравился, а кому - нет. На доске нарисована колба. Давайте ее заполним цветными кружками (на паре у каждого лежит красный и коричневый кружки). Если урок понравился – приклеиваете красные кружки, если не понравился – коричневые.

 

Слово предоставляется жюри. (Жюри объявляет победителей – вручаются грамоты командам и лучшим игрокам из каждой команды). Команде – победителю выставляются оценки «5» за урок, а второй команде – «4» за урок. Студентам, работавшим по индивидуальным заданиям оценка, выставляется после проверки заданий.

 

Урок закончен, можете идти. До свидания.