Западно-Казахстанский индустриальный колледж»
«Утверждаю» «Согласовано»
Зам.директора по УР Методист
Сисенгалиева М.Т. Мергенбаева Е.Н.
Открытый интегрированный урок по химии, географии и биологии на тему:
«Общая характеристика d–элементов. Месторождениямеди, цинка, хрома, железа и их соединений в Казахстане »
Рассмотрено на заседании МО
Естественно-математических дисциплин
Протокол № от «»2017г.
Председатель МО Галиева С.Б.
Провели: преподаватель химии и биологии Мырзагалиева Н.Х.
и преподаватель географии Тапишева Г.Б.
Уральск 2017
Тема урока: Общая характеристика d-элементов. Месторождения меди, цинка, хрома, железа иих соединений в Казахстане.
Цель урока: сформировать знания учащихся о химических элементах: меди, цинка, хрома, железа, об их основных свойствах, о нахождении этих металлов в природе, о месторождении металлов и их соединений вКазахстане; о биологической роли этих металлов в оранизмах, на основе самостоятельного поиска материала;
Задачи урока:
1. Образовательные: получение новых знаний, умений, навыков учащихся по химическимd-элементам; умения применять полученные знания; расширения кругозора учащихся в области химии, географии и биологии.
2. Развивающие: развитие позновательного интереса к предметам химии, географии и биологии; развитие навыков самостоятельной, творческой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков; формирование навыков публичных выступлений.
3. Воспитательные: осуществляя межпредметные связи курсов химии, географии и биологии формировать научное мировозрение; воспитать положительное отношение к получению знаний, уверенности в своих силах.
Интегрированный урок: химия, география, биология.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: игра.
Формы деятельности на уроке: групповая и индивидуальная.
Методы: частично-поисковые, словесные, репродуктивные, игра.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, периодическая система химических элементов.
Содержание урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний учащихся
3. Изучение нового материала
4. Закрепление знаний
5. Задание на дом
6. Оценивание
7. Рефлексия
8. Заключение
Ход урока
1. Организационный момент (3мин)– приветствие класса, проверка готовности к уроку.
Ребята, вы любите путешествовать? (да)
А что дают путешествия людям? (новые открытия, знания)
Эпиграф урока: «Жить – это значит узнавать» Д.И.Менделеев
Сегодня, мы с вами попробуем себя в роли геологов, которые отправляются в путешествие по Казахстану с целью новых открытий металлов. Мы уже познакомились с вами с металлами главных подгрупп, а сегодня выясним особенности строения и свойств металлов побочных подгрупп. Тема сегодняшнего урока: Общая характеристика d-элементов. Месторождения меди, цинка, хрома, железа и их соединений в Казахстане. (записывают тему урока).
Итак, чтобы начать путешествия мы должны с вами дать названия своим группам и затем двигаться согласно маршрутного листа. А для этого давайте отгадаем загадки:
1. Очень древний я металл,
Счет столетьям потерял;
Наблюдатель египтянин,
имя дал –«небесный камень».
Я давно в названии века,
В организме человека.
Называют мной характер,
из меня почти весь трактор.
Очень в яблоке полезно,
И зовут меня …… (Железо).
2. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
еще по бронзовому веку
знакома в сплавах всем она.
С горячей серной кислотой
дает нам синий купорос. (Медь)
3. Без него ржавеют машины
Без него не растут цветы
Без него не сделать резины
Без него не чувствуют носы
Да кто же он? Волшебник?
Что без него так трудно на Земле? (Цинк)
4. Он тверд, тяжел и тугоплавок
И сталь прекрасную дает,
А от его больших добавок
Ржаветь она перестает .
Его валентность (нет сомненья)
Бывает шесть лишь иногда
А у его соединений
Окраска разная всегда. (Хром)
2. Актуализация знаний (5 мин)– для того чтобы начать путешествия мы должны с вами собрать рюкзак. I-этап – собери рюкзак – дать характеристику элемента по положению в периодической системе. (Каждая группа дает характеристику своего металла по положению в период.системе по предложенному плану, делают запись в тетрадях, один участник группы отвечает у доски)
|
Характеристика |
медь |
цинк |
хром |
железо |
|
Химический знак |
|
|
|
|
|
Порядковый номер |
|
|
|
|
|
Атомная масса |
|
|
|
|
|
Номер периода |
|
|
|
|
|
Номер группы и подгруппа |
|
|
|
|
|
Состав атома |
|
|
|
|
|
Строение атома |
|
|
|
|
|
Электронная формула атома |
|
|
|
|
|
Степень окисления в соединениях |
|
|
|
|
Итак, мы выполнили с вами поставленную задачу, т.е. рассмотрели положение металлов в периодической системе химических элементов, пришли к выводу – являются элементами побочных подгрупп, происходит заполнение электронами d-подуровней, поэтому эти элементы называются d-элементами, проявляют положительные степени окисления, причем для них характерны переменные степени окисления. Рюкзак у нас собран. Переходим ко 2-этапу.
3. Изучение нового материала(25 мин) – 2-этап – Центральный Казахстан – нахождение в природе, месторождения в Казахстане.Путеводителем нашего путешествия будет учитель географии ТапишеваГульшатБактыгалиевна, познакомит нас в виде каких минералов встречаются эти металлы и о месторождениях их в Казахстане. Задание: записать формулы соединений этих металлов, встречающихся в виде минералов и дать названия; составить геологическую карту полезных ископаемых.
3 этап –Северный Казахстан –физические свойства элемента.Описать физические свойства элемента металла. (работа с учебником, образцы металлов).
4 этап –Восточный Казахстан – химические свойства. Составить уравнения реакции согласно схемы и указать типы химических реакции. (работа в группе) Представитель каждой группы выполняет задание у доски.
5 этап –Южный Казахстан – биологическая роль металлов. Учитель биологии: уникальна биологическая роль d- элементов в жизнедеятельности организмов. Многие из них (медь, цинк, кобальт, железо и др.) являются микроэлементами. Содержание их в организмах растений и животных ничтожно, но они жизненно необходимы. Так, железо в теле взрослого человека имеется 4-5 г, 65% которого находится в гемоглобине крови. Гемоглобин придает крови красную окраску и осуществляет транспортировку кислорода от органов дыхания к различным тканям. Ионы железа необходимы для нормальной деятельности многих ферментов, для процесса кроветворения и для обмена веществ в организме. Недостаток железа в крови плохо отражается на здоровье человека, возникает малокровие. Связанное железо содержится во многих пищевых продуктах: ржаном хлебе, картофеле, яблоках, абрикосах, гречневой крупе. Необходимо вводить в рацион питания для профилактики малокровия. Следующий элемент, медь – содержание его в растительных и животных организмах колеблется в широких пределах. Особенно богаты медью беспозвоночные – моллюски и членистоногие (крабы, осьминоги, кальмары). Еще в 19 веке при обследовании голубой крови улитки ученые пришли к выводу, что голубой цвет обусловлен содержанием в крови меди. Она содержится и в крови человека – примерно 0,001 мг\л. В организмах животных и человека медь концентрируется преимущественно в печени. Она участвует в процессах кроветворения, входит в состав многих ферментов, ускоряющих процессы окисления, стимулирует углеводный обмен, синтез гемоглобина и жиров, образование витаминов. Недостаток меди в организме человека ведет к анемии, у растений ухудшаются развитие и плодоношение. Однако ее избыток также вреден. Все соли меди ядовиты для человека. Цинк – играет важную роль, но до конца еще не выясненную роль в различных биологических процессах. Недостаток цинка в организме человека может привести к полному изменению вкусовых ощущений и восприятия запахов. Цинк содержится в красных кровяных тельцах и входит в состав ферментов, способствующих удалению из организмов основных продуктов окисления органических веществ. В среднем в организме находится около 3 г цинка, а его суточное потребление составляет 15 мг. Дефицит цинка у человека выражается в потере аппетита, нарушении в скелете и оволосении, повреждении кожи, замедлении полового созревания.Важную роль цинк играет в заживлении ран. При дефиците цинка этот процесс идёт медленно в следствии снижения синтеза белка коллагена.
Многие
морские беспозвоночные служат накопителями цинка. Особенно богата цинком
устрица, в которой содержание цинка достигает 0,7%. Из наземных растений
довольно много цинка в грибах – лисичках и маслятах. Хром -организму
человека хром жизненно необходим. Он входит в состав всех клеток, и ни один
орган или ткань не обходится без этого элемента. В норме в организме постоянно
должно быть около 6 мг хрома.Вместе с инсулином хром помогает организму
усваивать сахар;
участвует в транспортировке белков; приводит в норму углеводный обмен и
способствует поддержанию здорового веса; нормализует функцию щитовидной железы
и стимулирует процессы регенерации.В сутки человеку требуется от 50 до 200 мкг
хрома, но из неорганических соединений он усваивается плохо. При недостаточном
поступлении хрома с пищей может развиться его дефицит, однако избыток хрома
тоже опасен. В больших дозах хром становится токсичен для человека.Основными
источниками хрома считаются пивные дрожжи и печень, поэтому хотя бы один раз в
неделю стоит стараться включать их в своё меню. Недостаток хрома может привести
к таким заболеваниям, как атеросклероз, ожирение, диабет, различные инфекции, а
также при стрессах, тяжёлых нагрузках, острой нехватке белка, содержание хрома
в организме падает.
4. Закрепление материала (7 мин)– 6 этап – Путь домой в Западный Казахстан, в Уральск – выполнение теста. Каждой группе выдается конверт с тестовыми заданиями, которые соответствуют названию каждой группы. Самостоятельно каждый в группе выполняют тесты. После выполнения теста, группы получают ключи, выполняют взаимопроверку.
5. Задание на дом (1мин) - § 6.1 – 6.5.; подготовить презентации на тему история возникновения этих металлов и их применение.
6. Оценивание (1 мин)–
7. Рефлексия (1 мин)– учащимся предлагается поделиться своим настроением.На дерево крепятся фрукты, если отличное настроения – яблоко, если немного расстроен – апельсин, лимон будет на земле , если вы полностью не удовлетворены уроком-игрой.
8. Заключение (1 мин)– спасибо за урок! И закончим мы урок теми же словами, которыми мы начали «Жить – это значит узнавать». Стремитесь к новым знаниям, открытиям, победам.
Тестовые задания :
Для группы «Медь»:
1. Какие физические свойства характеризуют медь?
А). металл светло-розового цвета, тягучий, вязкий, легко прокатывается в листы.
Б). серебристо-белый металл.
В). металл голубовато-серебристого цвета.
2. Для меди в соединениях характерны степени окисления:
А). +8
Б). +1
В). +2.
3. Выбери электронную формулу энергетического уровня атома меди:
А). 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d6 4s2
Б). 1s2 2s2 2p6 3s2 3p63d10 4s1
B). 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d5 4s1
4. Оксиды и гироксиды меди носят характер:
А). основной
Б). амфотерный
В). кислотный
5. Недостаток меди в организме человека ведет:
А). сахарному диабету
Б). малокровии
В). анемии
Для группы «Цинк»:
1. Какие физические свойства характеризуют цинк:
А). металл голубовато-серебристого цвета с сильным металлическим блеском.
Б). металл серебристо-белого цвета.
В). металл светло-розового цвета, тягучий, вязкий, легко прокатывается в листы.
2. Для цинка в соединениях характерны степени окисления:
А). +1
Б). +3
В). +2
3. Выбери электронную формулу энергетического уровня атома цинка:
А). 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d6 4s2
Б). 1s2 2s2 2p6 3s2 3p63d10 4s2
B). 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d5 4s1
4. Оксиды и гироксиды цинка носят характер:
А). основной
Б). амфотерный
В). кислотный
5. Недостаток цинка в организме человека ведет:
А). сахарному диабету
Б). малокровии
В). к полному изменению вкусовых ощущений и восприятия запахов.
Для группы «Хром»:
1. Какие физические свойства характеризуют хром?
А). металл светло-розового цвета, тягучий, вязкий, легко прокатывается в листы.
Б). металл серебристо-белого цвета с металлическим блеском, самый твердый и хрупкий
В). металл голубовато-серебристого цвета.
2. Для хрома в соединениях характерны степени окисления:
А). +1
Б). +6
В). +2.
3. Выбери электронную формулу энергетического уровня атома хрома:
А). 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d6 4s2
Б). 1s2 2s2 2p6 3s2 3p63d10 4s1
B). 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d5 4s1
4. Оксиды и гироксиды хрома носят характер:
А). основной
Б). амфотерный
В). кислотный
5. Недостаток хрома в организме человека ведет:
А). сахарному диабету
Б). малокровии
В). анемии
Для группы «Железо»:
1. Какие физические свойства характеризуют железо?
А). металл светло-розового цвета, тягучий, вязкий, легко прокатывается в листы.
Б). металл серебристо-белого цвета, обладающий свойством намагничиваться.
В). металл голубовато-серебристого цвета.
2. Для железа в соединениях характерны степени окисления:
А). +1
Б). +3
В). +2.
3. Выбери электронную формулу энергетического уровня атома железа:
А). 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d6 4s2
Б). 1s2 2s2 2p6 3s2 3p63d10 4s1
B). 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d5 4s1
4. Оксиды и гироксиды железа носят характер:
А). основной
Б). амфотерный
В). кислотный
5. Недостаток железа в организме человека ведет:
А). сахарному диабету
Б). малокровии
В). анемии
Задания:
Для группы «Медь»:
Напишите уравнения реакций, характеризующие следующие превращения и укажите типы химических реакций:
![]()
CuSO4Cu(NO3)2
![]()
CuO
CuCl2 Cu
Для группы «Цинк»:
Напишите уравнения реакций, характеризующие следующие превращения и укажите типы химических реакций:
![]()
Zn(NO3)2ZnO
![]()
Zn(OH)2
ZnSO4K2[Zn(OН)4 ]
Для группы «Хром»:
Напишите уравнения реакций, характеризующие следующие превращения и укажите типы химических реакций:
Cr→Cr2O3→CrCl3→Cr(OH)3→CrCl3
Для группы «Железо»:
Напишите уравнения реакций, характеризующие следующие превращения и укажите типы химических реакций:
Fe → FeCl2→Fe(OH)2→Fe(OH)3→ Fe2O3
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.