химия

  • doc
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 70545-zhiry-myla-sms.doc

Урок химии в 10 классе

Жиры. Мыла. СМС

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых

Цели:

Обучающая: - познакомить со строением и свойствами жиров, мыла и СМС;

                       - показать влияние на окружающую среду использования СМС.

Развивающая: - способствовать дальнейшему развитию логического мышления,             формировать умения сравнивать и обобщать;

                           - продолжить умение работать с книгой, таблицей, инструкцией;

                          - развивать познавательную деятельность учащихся при изучении нового материала путем опережающих заданий к  уроку.

Воспитывающая: - продолжить формировать диалектико-материалистическое учение;

                                 - подтвердить на примере изучения данной темы причинно-следственную зависимость, развитие от простого к сложному;

                                 - создать условия для уважительного отношения к товарищам, чувства сотрудничества и сопереживания.

Ход урока.

I.       Проверка знаний учащихся.

Тестовый контроль знаний по темам: «Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры».

II . Изучение нового материала.

1. Строение жиров.

2. Распространение и классификация жиров. Сообщения учащихся.

Таблица в учебнике.

3. Общая формула жиров.

                 

                                                   СН2 – О –СО – R1

                                                   СН  – О –СО – R2

                                                   СН2 – О –СО –R3

 

4. Свойства жиров.

1) Растворимость жиров в различных растворителях.

2) Температура плавления жиров зависит от остатков кислот.

3) Отличие жира от жирных субстанций. 

4) Отличие животных и растительных жиров.

5) Гидрогенизация жиров.

6) Гидролиз  жиров.

5. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе (сообщения учащихся).

6. Мыла.

8. Свойства мыла

9. СМС – синтетические моющие средства.

10. Загрязнение окружающей среды СМС.

 III. Закрепление (задания на слайдах или на индивидуальных листах)

Упр. № 1. Распределить приведённые жиры на группы: растительные, животные, жидкие, твёрдые.

Оливковое масло, рыбий жир, сало, масло, соевое масло, маргарин, какао порошок.

Упр. № 2. Дополните текст, используя приведённые выражения: неприятным, жидкие, акролеина, эфиры, смесь, минеральных масел, предельных, карбоновых, глицерина, непредельных, олеиновой, животные, растительные, акролеиновой пробы, С17Н35СООН, С3Н5(ОН)3.

Жиры - ….. эфиров … кислот и … . Твёрдые жиры … глицерина … и , как правило, … карбоновых кислот, таких как стеариновая …  . ….. жиры – глицериновые эфиры в основном …. карбоновых кислот, например …. С17Н33СООН.  …. и …..  жиры можно отличить от минеральных масел при помощи ….. . Жиры в отличие от …… разлагаются при нагревании с образованием……, вещества с …. запахом. 

Упр.3. Допишите уравнения реакций:

                             СН2 – О –СО –С17Н35                             

                             СН – О  –СО – С17Н35    +  3Н2О       

                             СН2 –О – СО – С17Н35                            

                            

                                    СН2 – О –СО –С17Н31                                 

                             СН – О  –СО – С17Н31    +  3NaОН       

                             СН2 –О – СО – С17Н31                                

 

 

                                 СН2 – О –ОН

                                 СН  – О –ОН    + 3 С17Н33СООН

                                 СН2 – О –ОН         

 

Упр. 4. Жиры лучше всего растворяются в:

1.      уайт-спирите

2.      холодной воде

3.      горячей воде

4.      этаноле.

Упр. 5. Растительные жиры в основном содержат:

1.      предельные карбоновые кислоты

2.      олеиновую кислоту

3.      неорганические кислоты

4.      серную кислоту.