Открытый урок-путешествие по химии.
Тема: «Роль химии в профессии «Технолог общественного питания».
Цели урока:
-раскрыть связь науки химии с профессией «Технолог общественного питания»,
-обобщить знания об основных классах органических соединений, обратив особое внимание на жиры, белки, углеводы как основные составляющие пищи человека;
-показать значение питания в жизни человека;
-продолжить формирование навыка работы с химической посудой при постановке демонстрационных опытов;
-продолжить формирование интереса к науке-химии; подготовить обучающихся для восприятия химических дисциплин, изучаемых на старших курсах.
Ход занятия:
1.Орг. момент:
а) Приветствие.
б) Перекличка присутствующих.
2. Вступительное слово преподавателя:
а) Сообщение темы и цели урока.
б) Технолог общественного питания - одна из замечательных и древних профессий, потому, что она связана с питанием людей, а, как известно – питание приносит удовольствие, наполняет организм новыми питательными веществами, а значит – придает сил, возбуждает желание жить и творить.
Древние говорили: «Я есть то, что я ем».
И это совершенно правильно, ведь в пищевых продуктах содержатся питательные вещества, которые по сути являются химическими соединениями. Именно химические соединения выполняют жизненно-важные функции в организме человека: углеводы – основной источник энергии для клеток нашего организма; жиры – депо запасных питательных веществ, источник энергии и биогенной воды в организме, а также биохимический обогреватель, а вот белки – строительный материал для клеток нашего тела.
3. Повторение и обобщение материала.
Почему же качественное питание так важно для людей вообще и для технологов в частности?
( Ответ на этот вопрос дает студентка, она говорит о современных проблемах питания: фаст – фуды, ГМП, загрязненная окружающая среда в местах выращивания основных источников питания. Подчеркивает мысль о том, что именно технологи стоят на страже правильного питания населения страны, а эксперты следят за качеством продуктов питания, предлагаемых в торговой сети.)
Преподаватель: Сейчас мы совершим увлекательное путешествие по желудочно-кишечному тракту человека. Итак, начинаем наше путешествие:
Просмотр 1-го фрагмента фильма «Пищеварительная система» - (8 кл. – Электронная библиотека): строение пищеварительной системы, пищеварение в ротовой полости. Комментарии к фрагменту фильма.
Преподаватель: итак, под действием ферментов слюны углеводы расщепляются до глюкозы. Слово об этом удивительном веществе и ее значении для организма человека предоставляется двум студентам.
(Один из студентов рассказывает о строении, химических свойствах, биологическом значении глюкозы, другой в это время делает опыты: Качественной реакции на глюкозу по альдегидной группе.
а) Реакция «серебряного зеркала»
б) Реакция взаимодействия глюкозы со свежеосажденным гидроксидом меди:
В заключении оба учащихся делают вывод о том, что глюкоза является жизненно важным веществом, т. к. выполняет энергетическую функцию в клетках организма человека).
Далее следует просмотр 2-го фрагмента фильма: дальше, по пищеводу пища из ротовой полости поступает в желудок – это резервуар для питательных веществ, которыми наполнен пищевой комок. В желудке под действием желудочных соков происходит частичное расщепление белков до пептидов, начинается расщепление жиров, продолжается расщепление углеводов. При этом пища пропитывается соляной кислотой, которая входит в состав желудочного сока и выполняет функцию обеззараживания пищи от микроорганизмов, если таковые находятся в ней. Из желудка пищевой комок направляется в двенадцатиперстную кишку, где происходит окончательное расщепление питательных веществ:
белки→растворимые аминокислоты,
жиры→глицерин и жирные кислоты,
углеводы→глюкоза.
( Слово о белках предоставляется 3-м студентам: один из них рассказывает о строении белковой молекулы, второй – о биологическом значении белков и значении белковой пищи для организма человека, а третий показывает качественную реакцию на наличие пептидных связей в молекуле белка).
Именно эта реакция подтверждает наличие пептидных связей в первичной структуре белка:
Преподаватель: Как известно, во время путешествий путники устают, поэтому делают кратковременный отдых – привал. Во время привала путешественники рассказывают друг другу истории, загадывают загадки, играют в интеллектуальные игры. Вот и мы сейчас «отдохнем». (Работа с группой).
Привал Ι
Ребята, послушайте отрывок из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие …». (Фрагмент гибели Лизы Бричкивой).
« Идти стало труднее, топь до колен добралась, но теперь с каждым шагом приближался тот берег, и Лиза уже отчетливо, до трещинок, видела пень, с которого старшина тогда в болото сиганул. Смешно сиганул, неуклюже: чуть на ногах устоял…
… Огромный бурый пузырь вспучился перед ней. Это было так неожиданно, так быстро и так близко от нее, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где – то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра».
Ответьте на вопросы. (Блиц – опрос)
- Какой газ был в буром пузыре?
- Почему метан называют «болотным газом»?
- К классу каких соединений принадлежит метан?
- Назовите общую формулу предельных УгВ
- В каком состоянии гибридизации находятся атомы С в предельных УгВ?
- Какие реакции характерны для предельных УгВ и почему?
- Какие непредельные УгВ вам известны?
- Почему их так называют?
- Какие типы гибридизации характерны для непредельных УгВ?
- Какие реакции являются качественными для непредельных УгВ? (Обесцвечивание раствора бромной воды и раствора КМnО4)
Преподаватель демонстрирует опыт: «Получения этилена и обесцвечивание им растворов бромной воды и раствора КМnО4.
Преподаватель: Уважаемые студенты, запишите уравнение реакций взаимодействия этилена с бромной водой и раствором КМnО4.
Привал окончен. Продолжаем наше путешествие.
Просмотр 3 – его фрагмента фильма: расщепление жиров происходит в двенадцатиперстной кишке до глицерина и жирных кислот. Сами жиры по химическому строению – это сложные эфиры трехатомного спирта – глицерина и высших карбоновых кислот.( Слово об этих соединениях предоставляется двум студентам. Один рассказывает о строении, свойствах и применении жиров, а также о значении жиров для организма человека и их применении в технологии приготовления различных блюд. Второй в это время демонстрирует качественную реакцию на глицерин):
Преподаватель: Глицерин – это трехатомный спирт. Спирты – это кислородосодержащие органические соединения.
- Какова общая формула предельных одноатомных спиртов?
- Какими веществами являются спирты, если они вступают в реакцию взаимодействия и с кислотами и со щелочами?
- Как влияют спирты на организм человека?
( На этот вопрос отвечают 2 студентки. Они подробно рассказывают о пагубном влиянии алкоголя на организм человека и о последствиях этого влияния).
Преподаватель: Достаточно ли хорошо вы знаете, что такое алкоголь и как он действует на человека? Следующий тест поможет вам это проверить.
Напишите «верно» или «неверно» рядом с каждым утверждением:
1. Спиртные напитки в большинстве случаев действуют на человека возбуждающе…
2. Алкоголь в любом количестве вреден для организма человека…
3. Все алкогольные напитки – водка, коньяк, вино, пиво – поступают в кровь одинаково быстро…
4. Если выпить крепкий кофе или принять холодный душ, это ускорит процесс отрезвления…
5. Одно и то же количество алкоголя влияет на всех одинаково…
6. Пьянство и алкоголизм – это одно и то же…
7. Если одновременно принять спиртное и какой – нибудь успокаивающий препарат действие того и другого резко усилится…
8. Если выпить разные алкогольные напитки, то не опьянеешь…
9. Алкоголь усваивается организмом таким же образом, как и пища…
А теперь сверьте свои ответы с правильными:
1. Неверно. Спиртные напитки в большинстве случаев действуют успокаивающе. Снимается напряжение, появляется ощущение легкости; человек расслабляется и чувствует себя спокойнее, чем до того, как выпил.
2. Неверно. Небольшое количество алкоголя не причинит организму вреда. Но постоянное и чрезмерное употребление спиртного может повредить сердцу, головному мозгу, печени, др. органам.
3. Неверно. Водка и др. крепкие спиртные напитки поступают в кровь быстрее, чем вино и пиво.
4. Неверно. Кофе может взбодрить, а холодный душ – намочить, но алкоголь останется в крови до тех пор, пока не будет переработан печенью со скоростью 15 г в час.
5. Неверно. Действие алкоголя зависит от целого ряда факторов: например, веса и того, поел ли человек перед тем, как выпить.
6. Неверно. Пьянство – это неумеренное употребление спиртного. Алкоголизм – это непреодолимое влечение к спиртному. Но это вовсе не значит, что каждый, кто напивается – алкоголик, также алкоголик – это не обязательно тот, кто напивается.
7. Верно. Некоторые лекарственные препараты и алкоголь значительно усиливают действие друг друга.
8. Неверно. К состоянию опьянения приводит общее количество выпитого спиртного независимо от того, какие напитки употреблялись.
9. Неверно. Алкоголь усваивается организмом быстрее, чем пища, примерно 20% алкоголя, проходя через стенки желудка, сразу же поступает в кровь.
Далее просматривается 4 – ый фрагмент фильма: прямая кишка, где происходит всасывание воды и минеральных веществ.
( О строении, функциях, биологическом значении воды, а так же применении воды рассказывают студенты, они же уделяют внимание вопросу о минеральных веществах и витаминах без которых невозможна жизнь человека).
Далее следует привал ΙΙ
Все вы знаете, что такое жемчуг – это не камень, он состоит, в основном, из арагонита – углекислого Са – СаСО3. Существует легенда: «Клеопатра – египетская царица (Ι в до н.э.)
носила кольцо с жемчужиной. Однажды она сняла его и положила в бокал. Ее муж – Марк Антоний, крайне расстроенный потерей флота в сражении с римским императором Октавианом налил в этот бокал вина и не заметил в нем кольца жены. Вино было кислое, его Марк Антоний пил медленно, чтобы успокоиться, собраться с мыслями и утолить жажду… Когда бокал был осушен Клеопатра обнаружила свое кольцо, но уже без жемчужины… Почему?
Запишите уравнение реакции, которое проиллюстрирует описанный процесс:
- Назовите общую формулу карбоновых кислот?
- Перечислите названия известных вам карбоновых кислот.
- Назовите формулу муравьиной карбоновой кислоты. Почему ее так называют?
- Какие еще кислородсодержащие соединения вам известны?
- Каковы их общие формулы?
- При помощи каких реакций можно обнаружить альдегид?
- Чем отличаются сложные эфиры от всех других органических соединений?
Привал ΙΙ окончен.
Ну, что же, нам осталось пройти самый короткий отрезок пути, чтобы завершить наше путешествие – сделать общий вывод по занятию.
Вывод: Питательные вещества – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода, витамины и т.д. Они находятся в пищевых продуктах, из которых технологи готовят различные блюда.
Пищевые продукты
Мясо Масло Рыба Овощи Фрукты Хлеб Сладости
Белки Жиры Белки, Минер. Витамины Углеводы Углеводы
минер. соли
соли
Питательные вещества
Функции: Энергетическая Строительная
- Какова роль химии в профессии технолог?
Огромна, на данной науке строятся все физиологические процессы в организме, а так же процессы приготовления блюд.
4. Подведение итогов занятия:
- Оценки.
- Благодарность.
5. Задание на дом: подготовка к семестровой к/р.
Приборы и реактивы:
Приборы: держатели, спиртовки, штативы, пробирки, спички, компьютер, экран, проектор…
Реактивы: раствор глюкозы, раствор AgNO3 , NaOH (конц.), CuSO4, куриное яйцо (белок), раствор глицерина, растворы бромной воды и перманганата калия, смесь растворов этилового спирта и конц. серной кислоты в соотношении 1:3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.