химия

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 79886-khimicheskij-poedinok-prostye-tajny-slozhnogo-mira.docx

 

 

 

 

ГУО «Базовая школа №10 г. Новополоцка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие по химии

 

Химический поединок

 

Простые тайны сложного мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель первой категории

Татаринцева Е.В.

 

 

 

 

 

Химический поединок

 

Простые тайны сложного мира

 

      Цели: 1. Повысить интерес учащихся к химии

2. Расширить знания учащихся, развить их кругозор

3. Показать возможности практического использования химических знаний и навыков

      Оборудование: телевизор, проектор.

     Подготовка вечера.

1.     Формируются 2 команды по 8 человек из учащихся 8-9 классов. Команда придумывает название, девиз, эмблему, выбирает капитана, а также готовит кроссворд из десяти слов для команды – соперника.

2.     Жюри формируется из учащихся 9 класса.

3.     Портреты ученых химиков. Высказывание о химии великих ученых химиков.

 

Ø «Наука только тогда благодарна, когда мы ее принимаем не только разумом, но и сердцем». (Д.И. Менделеев)

Ø «Человек должен верить, что непонятное можно понять». (И.Гёте)

Ø «Никогда не считай, что ты знаешь всё, что тебе уже больше нечему учиться». (Н.Д. Зелинский) 

Ø      

  Вступление                                                                      

       Начать наш поединок я хочу словами Хэмери Дэви: «Прекрасная наука химия – мать наук - должна стать рычагом цивилизации». Прежде чем начать поединок между командами я хочу задать вопрос. Что такое катализатор? Да, хорошая песня – прекрасный катализатор для хорошего настроения (звучит песня под гитару «Жить в кайф»).

      А сейчас слово командам (командиры представляют свои команды).

    Мы с Вами должны совершить десять поединков, проявить смекалку, сообразительность.

 

     Первый бой. Разминка.

        Наши ребята уже неплохо владеют химическим языком. Как в любом языке в нём есть свои буквы – химические элементы. Сейчас мы выясним, кто из них знает больше названий химических элементов. Команды по очереди будут называть химические элементы. Та команда, которая назовет больше – и будет победительницей. Цена победы – 5 баллов.

 

      Второй бой. Самый-самый.

    Прошу обратить внимание на выставку портретов ученых химиков. Они самые великие.

    Всегда и везде находится самый-самый. В химии таких самых-самых тоже немало. Командам предлагаем вспомнить их и назвать. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Самый распространённый элемент в земной коре. (Кислород)

  2. Самый жидкий металл. (Ртуть)

  3.Самый лёгкий газ. (Водород)

  4.Самая поваренная соль. (Хлорид натрия)

  5. Самые ленивые газы. (Инертные газы)

  6. Самая гремучая смесь. (1/2 части водорода с 1 частью кислорода)

  7. Самое распространённое вещество на Земле. (Вода)

8. Самый крылатый металл (Алюминий)

9.     Самые активные металлы (Щелочные)

 

      Игра со зрителями. Кислотный дождь.

     Наши участники уже познакомились с названием, составом и свойствами кислот. Мы предлагаем зрителям отгадать названия кислот, зашифрованные в женских именах. (на экран мультимедийного проектора выводятся зашифрованные названия кислот: Ф......ая, .Зо...я, ..Р.ая, .Оля..., ..Е....ва.).

(Ответы: фосфорная, азотная, серная, соляная, кремниевая)

 

       Третий бой. Химические загадки.

    Этот бой потребует от участников команд внимания, смекалки и, конечно же, знаний. Вам необходимо разгадать химические загадки. Первой отвечает команда, у которой сейчас больше баллов. А за правильную отгадку – 3 балла.

 

1.     Хоть и едкой называют,                2. В воде я слабо растворяюсь,

                    Но меня не презирают.                       При нагревании – возгоняюсь.

                    Цвет индикатора меняю,                    Быстро ранку прижигаю

                   А в кислоте я исчезаю.                        И микробов убиваю.

                                    Щёлочь                                               Йод

 

3. От щёлочи я жёлт, как в лихорадке,         4. Была обменною монетой,

Краснею от кислот, как от стыда,                     Причиной войн была не раз.

А в воду я кидаюсь без оглядки:                       И всё же, несмотря на это,

Вот тут уж не заест меня среда!                        Её не ценим мы сейчас

             Метилоранж                                                      Поваренная соль

 

 

5.     Открыт он в виде массы,                     6. Лучи преломляю, сверкаю, горю, 

          Похожей так на воск.                               И твёрдые камни успешно сверлю.

          И в темноте светился,                          Но стоит сильней мне в огне накалиться,

          Как свет далеких звёзд.                        И в газ я бесцветный могу превратиться.

                         Фосфор                                                            Алмаз

 

7.     В “Одиссее” у Гомера есть история одна,       8.  Надёжный щит я образую

          Интересна нам она:                                              Для мягких тел в морской воде,

         “Игры прошли успешно.                                      Для мягких тел в морской воде,

          Героя Ахиллес наградил щедро.                        В различных видах существую,

          Куски двух металлов вручил”                            Состав же мой един везде.

            А ты узнал, какой металл                                             Карбонат кальция

  Дороже злата, серебра ценился в древние века?

                                         Железо

 

     Четвёртый бой. Супер кроссворд.

     Команды не только готовились к сегодняшнему поединку, но и выполняли домашнее задание: составляли небольшой химический кроссворд для своих соперников. Ключевыми, являются слова – углерод и кремний.  Я предлагаю командам обменяться кроссвордами и решить их в течение 5 минут. А пока команды работают, зрителям предлагаем тоже пошевелить мозговыми извилинами. Для вас – кроссворд (на экран мультимедийного проектора выводится кроссворд для зрителей)

 

КРОССВОРД  I.

1.

у

р

а

н

2.

г

а

л

о

г

е

н

3.

л

а

н

т

а

н

4.

е

в

р

о

п

и

й

5.

р

е

а

к

т

и

в

6.

о

к

с

и

д

7.

д

и

о

к

с

и

д

 

1.      Планета солнечной системы.

2.      К какому семейству относятся элементы VII А группы фтор.

3.     Элемент периодической системы VII периода.

4.     Название элемента, получившее название материка.

5.     Вещество, вступающее в реакцию.

6.     Сложное вещество, состоящее из двух химических элементов, одним из которых является кислород.

7.     Название оксида углерода.

КРОССВОРД  II.

1.

к

а

т

а

л

и

з

а

т

о

р

2.

р

е

а

к

т

и

в

 

3.

е

в

р

о

п

и

й

4.

м

е

т

а

л

л

ы

5.

н

е

м

е

т

а

л

л

ы

 

6.

и

н

д

и

к

а

т

о

р

7.

й

о

д

 

 

1.     Ускоритель химической реакции.

2.     Вещество, вступающее в реакцию.

3.     Название элемента, получившее название метала.

4.     Общее название элементов: натрий, кальций, цинк.

5.     Общее название элементов: углерод, кремний, кислород.

6.     Вещество, изменяющее свою окраску в кислотах и щелочах.

7.     Химический элемент VII А группы

 Пятый бой. Пантомимки ( Можно использовать как физкультминутку).

         Наши игроки, похоже, засиделись. Пора дать им возможность немного размяться. Каждая команда получает задание – изобразить жестами и мимикой один из признаков химической реакции, а их соперники должны его отгадать. Пока участники готовятся, зрителям предлагаем поиграть в игру «Кислотный дождь».

 

      Шестой бой. Экспериментальный.

        Ребята -  вы показали хорошие знания. Я хочу прочитать вам высказывания великих химиков о химии.

Хорошо известно, что химия – наука экспериментальная: очень важно уметь применять теоретические знания на практике и уметь объяснять с теоретической точки зрения явления, встречающиеся в жизни. М.В. Ломоносову принадлежат слова: “Химик требуется не такой, который лишь из одного чтения книг науку понял, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся”.

Я предлагаю Вам распознать вещества в пробирках.

 

Седьмой бой. Найди ошибку.

        Нередко писатели, малознакомые с химией, совершают в своих произведениях нелепые ошибки. Прослушайте одно из таких произведений, постарайтесь найти и запомнить все “химические” ошибки. Отвечать будете по очереди. За каждую найденную ошибку – 1 балл. Зрители, будьте внимательны, у вас тоже есть шанс! (на экран мультимедийного проектора выводится текст)

Это случилось в том же году, когда французский химик Ричард Пристли создал свою знаменитую Периодическую систему химических знаков.

В кабинете химии нашей школы случился пожар: загорелся оксид кальция, который нерадивые ученики 9 “Хи” класса смешали с гидрохлоридом алюминия. Следом начал тлеть бензин, который использовали в горелках. Началась паника. К счастью неподалёку проходил директор школы. Он схватил ведро с водой и загасил пылающий бензин. Школа была спасена, но уроки пришлось отменить из-за безудержного веселья, охватившего учеников, учителей и техперсонал школы. Дело в том, что при горении бензина образовался углекислый газ, который иногда называют ещё “веселящим” за способность развеселить даже мёртвого. Долго ещё в кабинете химии стоял удушливый запах угарного газа, напоминая о важности соблюдения правил ТБ и пользе химических знаний.

(Ошибки: 1) английский; 2) Джон; 3) элементов; 4) оксид кальция – продукт горения; 5) соляная кислота не образует кислых солей; 6) бензин не тлеет и 7) не используется в горелках; 8) горящий бензин нельзя тушить водой; 9) «веселящий газ» - это оксид азота (II);

10) угарный газ не имеет запаха.)

 

Восьмой бой: «Темная лошадка»

       В этом конкурсе звучит вопрос для команд. Если ни у одной из команд нет версии ответа, то на него отвечать будут зрители.

        1.Древний историк Плиний старший рассказывает об интересном
событии, которое произошло 2000 лет назад. Однажды к римскому
императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар
изготовленную им чашку из блестящего, как серебро легкого металла,
полученного из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности
редко обременяло императора, да и правителем он был не
дальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами
обесценит хранившееся в казне золото и серебро, он отрубил
изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому
неповадно было заниматься производством «опасного металла».

          Из какого металла была изготовлена чаша? (алюминий).

        2.  Однажды, некий американский миллионер заказал себе яхту для
морских прогулок. Яхту построили богатую, прекрасно отделанную.
Подводную часть сделали железной, а сверху яхту облили красным
сплавом меди с никелем. Недешево обошлась она хозяину, но очень
скоро, не успев сделать и одного длительного рейса, яхта пришла в
полную негодность. Стали расследовать причину столь удивительного
случая. И что же выяснилось? (произошла коррозия).

       3.  Пламя костра освещает вход в пещеру. Вокруг огня сидят люди. Тела их покрыты звериными шкурами. Около мужчин лежат луки со
стрелами с твердыми кремневыми наконечниками, каменные топоры.
Дети, собиравшие сучья, подбрасывают и в огонь. Женщины
поджаривают только что пойманную дичь. Пока мужчины охотились,
женщины собирали в лесу ягоды и коренья. Чтобы сохранить эти
запасы, они стали плести из прутьев корзины, замазывая щели мокрой
глиной, для просушивания, такие корзины вешали над огнем. Иногда
прутья сгорали, а обожженная глина оставалась. Так несколько
тысячелетий назад были получены первые глиняные горшки,
явившимися прапрадедушками нашей современной ... (керамики).

        4.  Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковые, а вот посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? (серебро).

 

Девятый бой: «Анаграмм»

1.ЕЗЕЛОЖ - без этого элемента Вы не отрежете и куска хлеба (железо)

2.СЛИКОДОР – а без этого не проживете и десяти минут (кислород)

3.НАПЛИТА – блестит, да не золото (платина)

4.ОРРЕБЕС – младший брат НАПЛИТЫ (серебро)

5.МНИКРЕЙ – и в зажигалке и среди камней (кремний)

6.ТУТРЬ – единственный жидкий металл (ртуть)

7.ЛЕОДРУГ – без этого элемента в печке не будет огня (углерод)

 

 

 

Болельщикам - Анаграммы

1.СЛИКОДОР – без этого вещества не проживёте и десяти минут. (кислород)

2. ОРРЕБЕС – блестит, а не золото. (серебро)

3.ДОРОВОД – этот элемент широко распространён в космосе (водород)

4.ЦИНВЕС – у этого элемента действительно большая плотность (свинец)

5.МИНКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней. (кремний)

6. АВОД – из этого вещества более чем на 2/3 состоит Земной шар. (вода)

7. МАЗАЛ – это вещество является самым прочным на планете (алмаз)

8. СВИЗЕТЬ – это вещество используется для обработки слишком кислых почв. (известь)

9. КУСУС – это вещество является консервантом для приготовления некоторых блюд. (уксус)

 

Десятый бой. «Химический ералаш».

 

       И напоследок: много – много вопросов и заданий, которые и решат исход поединка. Команды отвечают по принципу “кто быстрее”. За правильный ответ – 1 балл.

1.     Каких элементов больше: металлов или неметаллов? (Металлов)

2.     А сколько всего неметаллов? (22)

3.     Почему чай называют домашним индикатором? (Меняет цвет в кислой среде)

4.     Что такое “чистая вода”? (Дистиллированная)

5.     Найдите ошибку в высказывании: “По составу минеральных солей мёд почти идентичен крови человека. Мёд содержит 450 элементов, из которых половина содержится только в мёде” (Известно всего 113 элементов)

6.     Какова формула ржавчины?

7.     Сколько литров воды нужно взять, чтобы приготовить 1 литр 10%-ного раствора гидроксида алюминия? (Это нерастворимое основание)

8.     Юный химик Вася, забравшись в заброшенную лабораторию, нашёл запаянную пробирку из тёмного стекла. Открыв её он обнаружил в ней жидкость с металлическим блеском. Что это за жидкость и что с ней дальше делать Васе? (Ртуть; срочно закрыть банку и вызвать спасателей МЧС)

9.     В 1676 году Роберт Бойль провел следующий опыт: он взвесил запаянную колбу с порошком металла, нагрел её, потом охладил до исходной температуры, вскрыл и взвесил снова. На основании этого опыта он сделал вывод, что при нагревании масса металла увеличивается. В 1756 году М.В. Ломоносов повторил этот опыт с некоторыми изменениями и сделал вывод, что Бойль совершил ошибку.

Какую ошибку совершил Бойль? (Вскрыл реторту до взвешивания)

10. Как Ломоносов изменил опыт Бойля? (Взвесил реторту, не вскрывая)

11. Какой закон сформулировал Ломоносов на основании этого опыта? (закон сохранения масс)

12. В сутки человек вдыхает приблизительно 25 кг воздуха. Автомобильный двигатель на каждые 100 км пути расходует 1825 кг кислорода. Сколько времени может дышать этим кислородом человек? (В воздухе 1/5 часть кислорода, значит в сутки человек потребляет 25:5=5 кг кислорода. Тогда 1825:5=365 суток).

 

Подведение итогов мероприятия.  В конце мероприятия звучит песня под гитару.