Урок литературы в 8 классе
Тема: Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление
ЦЕЛИ: Повторить особенности драматических произведений; актуализировать понятие об образе (в частности, об образе-персонаже), раскрыть черты характера главного героя комедии Гоголя, формировать умение определять средства и способы создания художественного образа; познакомить с понятием «хлестаковщина».
Развивать навыки устного ответа, логическое мышление, выразительность речи, расширять словарный запас ребят. Прививать ребятам уважение и интерес к творчеству писателей-классиков, воспитывать вдумчивого зрителя, читателя; формировать устойчивую нравственную позицию (распознать в себе черты Хлестакова и побудить их исправить).
ХОД УРОКА
«Ревизор» - это целое море страха.
Ю. Манн
Главное действующее лицо драматического творения
есть центр пьесы. Около него обращаются
все прочие лица, как планеты около Солнца
И. Кронеберг
I. Оргмомент.
II. Работа по теме урока
1.Объяснение целей и задач урока
2. Работа в тетрадях. Запись темы урока и эпиграфов.
3. Слово учителя:
Какой характер носит пьеса Гоголя? Можно ли сказать, что комедия носит фантастический характер?
4. Словарная работа №1
1. Фантастика (Например, сочиняет себе блистательную судьбу, фантастические перемены во внешних условиях жизни)
Гипербола (сцена вранья – арбуз 700руб., 35 тыс. курьеров + бедность
Гротеск воображения в этой самой фантастической перемене).
Мираж - это природное явление, в результате которого появляются мнимые видимые изображения различных предметов.
Интрига- система, а подчас и загадочность, сложность, таинственность событий, на распутывании которых построен сюжет произведения.
5. Слово учителя
- В «Ревизоре» многое построено на преувеличении:
1) фантастически преувеличена, доведена до «идеальной» не только глупость Хлестакова, но общечеловеческое желание казаться хоть чуть лучше, выше, чем есть на самом деле.
2) Комически преувеличена ситуация заблуждения.
3) Но главное, в чем реализовался «гоголевский гротеск» - это «миражная интрига», высветившая в фантастическом отблеске абсурдность человеческой жизни в её погоне за многочисленными миражами, когда лучшие силы растрачиваются в стремлении настичь пустоту, столь гениально воплощенную в Хлестакове.
- Т. о, можно уверенно говорить о « миражной интриге» как о «ситуации заблуждения».
III. Детальное рассмотрение первой фразы Городничего
1. Беседа с элементами игры.
- Выявим «почву», которая дала возможность развернуться «миражной интриге».
а) Какой фразой начинается комедия? (Уже современники писателя отметили чрезвычайную стремительность и емкость фразы)
б) Что же делает эту фразу такой волшебной? Подумаем вместе.
Ролевая игра «ситуация ревизора»
- Раз уж речь о ревизоре, то представим себя в роли «ревизора» и «ревизуемого», т. е. создадим «ситуацию ревизора». Задача ревизора – «найти и наказать», задача ревизуемого – «скрыть и уйти от ответственности». При этом ни для одной из сторон не секрет цель и тактика «противника», но правила игры таковы, что это знание не показывается. Возникновение страха обусловлено тем, что могут возникнуть всякого рода неожиданности, но самое страшное – это результат ревизии, при котором практически всегда находят «крайнего». А значит, любой ревизуемый может понести наказание. Т. о., ревизия – это опасный и непредсказуемый процесс.
в) Какую же реакцию вызывает эта фраза? Ещё её называют ключевой, запускающей.
г) Объясните причины страха чиновников по составленной таблице.
2. Работа по таблице
3. Модель Города Гоголя
- Постепенно из мелких деталей вырисовывается образ Города. Во-первых, представлены все административно – территориальные единицы (кроме армии и церкви). Во – вторых, совершенно очевидно, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. В-третьих, население представлено всеми слоями общества.
4. Слово учителя.
- Так вот какая «почва» возникает перед читателями. Она – то и дает возможность развернуться «миражной интриге», т. к. наказания боятся все.
- Обратите внимание на эпиграф: «Ревизор – это целое море страха» Ю. Манн. Можно сказать, что именно страх и является если не главным действующим лицом пьесы, то уж по крайней мере внутренним её двигателем сюжета.
5. Запись Грига «Пер Гюнт»(«В пещере горного короля»)
- Прослушайте симфоническую картину Э. Грига «Пер Гюнт», известную под названием «В пещере горного короля».
Музыка передаёт пляску гномов, которая, начавшись в достаточно спокойном темпе, постепенно становится все неистовее и неистовее. Внезапно слышны мощные удары, напоминающие удары посоха горного короля, гномы на секунду застывают, но тут же их пляска возобновляется в ещё более безудержном ритме. Разгневанный король опять ударяет посохом в пол, повергая гномов в ужас и оцепенение. Попытки вновь начать лихорадочную пляску вызывают страшную ярость горного короля, удары посоха буквально сотрясают все подземное королевство, и наступает тишина.
IV Своеобразие композиции I и V действий комедии.
«Ревизор» начинается с такого удара фразы Городничего, после минутного окаменения всё приходит в какое – то судорожное и лихорадочное движение. Страх ускоряет это движение, удесятеряет силы: «Успеть, успеть, успеть!» - но тут же следующий удар: сообщение Бобчинского и Добчинского о том, что ревизор уже здесь! Опять минутное оцепенение и замешательство – опять энергия действия, невиданная по силе. Успеть уже ничего нельзя – и одновременно успеть нужно многое. Только теперь точка приложения сил изменилась: не приводить в порядок город, а «брать ревизора».
Забегая вперёд, скажу вам, что симметричное построение мы найдем в последнем действии комедии, где первым ударом станет сообщение Почмейстера о перехваченном письме Хлестакова, а вторым, заключительным, фраза –удар Жандарма о ревизоре, после чего наступает окончательное окаменение
- Мы с вами вплотную подошли к понятию «миражная интрига». Но теперь самое важное – надо поговорить о её носителе – Хлестакове.
V. Образ Хлестакова как носителя «миражной интриги».
а) При появлении Хлестакова мираж материализуется.
б) Гоголь неоднократно настаивал на том, что Хлестаков – главный герой.
в) Постановка этого персонажа в центр комедии и придаёт всей пьесе фантастический, даже фантасмагорический характер. Я – директор. Я – генерал. Я-главнокомандующий. Я-везде, везде, везде и т. д.
г) Но почему же он главный?
3). Словарная работа №2-«фантасмагория» - 1. устар. световые картины, фигуры, получаемые при помощи оптических устройств. 2. нечто нереальное, призрачное, созданное мечтой, воображением, в бреду. 3. причудливые, фантастические события, происшествия.
4). Беседа по эпиграфу к уроку.
Запись на доске, а ребята в тетрадях: «Главное лицо драматического творения есть центр пьесы. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца»
- Применимо ли оно к Хлестакову, как главному действующему лицу? Можно ли сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?
- Да. Учащиеся доказывают
1) Городничий
2) Землянина
3) Бобчинский, Добчинский
4) Купцы
5). Слово учителя
Да, он центр вселенной – но ненастоящий, иллюзорный, мнимый. Он – пустота, принятая за центр. Понятие о «миражной интриги» заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, т. е. в наполнении пустоты вымышленным содержанием.
6). Словарная работа №3 – «интриган»
Итоги урока.
Итак, в центре комедии оказывается человек, который менее всего способен вести активную игру.
За всем действием, всей интригой ощущается большой «нуль», поставленный в привычную для героев и зрителей позицию «единицы».
Именно в этой постановке и проявляется «миражная интрига». Он специально поставлен в центр пьесы, он не догадывается о положении, в котором он оказался, и поэтому не пытается извлечь выгоду.
2. Не герой ведёт действие, а действие ведет герой – так весьма условно, но емко можно обозначить главную особенность построения комедии. В этом и состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре, сразу же снимающее вопрос о разного рода заимствованиях, и суть понятия «миражная интрига».
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.