Технологическая карта
Тема урока_ Хозяйство Центральной России
Тип урока_ урок изучения нового материала с элементами практикума.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по изучению и закреплению материала о хозяйстве Центральной России;
создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;
комплексное применение знаний в практической деятельности, формирование умений работы с картой. Умение работать с различными источниками информации.
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке:
словесные, наглядные, практические;
методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы – работа с картой, планом местности , учебником, дополнительной литературой.
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
Планируемый результат обучения, в том числе и
формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать
занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной
форме.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, выполнять
логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки
сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё
предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы,
прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и
сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи,
проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению
здорового образа жизни, развивать
сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития
способности к восприятию чувств других людей. формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современным условиям, проведение
самостоятельного поиска географической информации о своей местности из
картографических и геоинформационных источников.
Основные понятия: отрасли хозяйства, факторы размещения
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1.Организационный момент
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
Приветственное слово учителя:
Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Хотя наш урок немножко не обычный. Работать вы сегодня будете без учебников. Ведь на экзамене по географии вы можете использовать только карты атласа и свой багаж знаний.
Приветствуют учителя,
Настраиваются на урок, психологически готовятся
к общению.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация знаний
Тема нашего предыдущего урока «Центральная Россия». Давайте проверим ваши знания по изученным темам Центральной России.
Проверка Домашнего задания.
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
3. Этап изучения новых
знаний и способов действий
Постановка учебной цели.
Поиск информации.
Выяснили, что Центральная Россия образует три экономических района.
Назовите эти районы: (ответ: Центральный, Центрально-Чернозёмный (ЦЧР) и Волго-Вятский)
1.Какие вопросы мы рассматривали на предыдущем уроке?
В составе какого района входят республики? Покажите на карте.
Рельеф? Климат? Полезные ископаемые?
Города миллионеры?
2.Как вы думаете, какой вопрос нам осталось рассмотреть?
Верно, какова же тема нашего урока:
3.Какую поставим Цель?
4.Как мы можем это сделать?
Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания?
.
Изучение темы. Работа по группам. Вам необходимо выявить факторы размещения отраслей, и назвать их центры, используя карты атласа. (9мин) 11-20
1группа: Хозяйство Центрального района
2группа: Хозяйство Центрально-Чернозёмного района
3группа: Хозяйство Волго-Вятского района
Отчет групп (по 3 мин) 11-29
Каждая группа заполняет таблицу.
Хозяйство центральной России
Работа с заданиями ОГЭ.
А теперь давайте рассмотрим задания ОГЭ (23) по данной теме. Внимание вопрос.
1.Какая особенность сельского хозяйства Липецкой области способствует бесперебойному снабжению сахарных заводов сырьём. (Мукомольных заводов, маслобойных заводов)
( Липецкая область на чернозёмных почвах выращивает сахарную свеклу- сырьё для производства сахара)
А теперь попробуйте самостоятельно ответить на вопрос. (по группам)
Чем можно объяснить размещение производства азотных удобрений в Липецке
Дайте пояснения факторам размещения. ( Потредитель с/х –житница страны, сырьё- отходы коксования производства на НЛМК)
1 вариант. Чем можно объяснить размещение производства льноуборочных комбайнов в городе Бежецке.
2 вариант. Чем можно объяснить размещение производства горнодобывающего оборудования в городе Белгороде.
Дайте пояснения факторам размещения.
1.(Ответ: Особенности ЭГП, природных условий, ресурсов и населения. Мордовия-Саранск, Чувашия-Чебоксары, Марий Эл- Йошкор-Ола)
2. (Ответ: Хозяйство Центральной России)
3. ( Ответ: изучить особенности хозяйства Центральной России.)
4. (Ответ: выявить факторы способствующие развитию хозяйства. Познакомиться с центрами отраслей)
Учащиеся работают с картой атласа, заполняют таблицу опираясь на ранее изученное
Отвечают на вопрос.
Взаимопроверка. Работа с оценочными листами
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения).
познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно...
Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве
Регулятивные, коммуникативные, познавательные
4. Этап информации о домашнем задании
П.33. Составить вопросы с ответами на определения факторов размещения. Проработать задания 23 используя ресурсы интернет
Записывают д/з.
5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации
Назовите главные отрасли специализации Центральной России
Назовите основные факторы размещения
Отвечают на вопросы
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
Личностные: формирование мотивации
Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)
Познавательные: анализ, синтез.
6.Этап подведения итогов
Выставление оценок за урок
7.Этап рефлексии
Достигнута ли цель нашего урока?
Удалось ли решить поставленные задачи?
Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.
Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Центральная Россия. Хозяйство
Факторы формирования хозяйства Центральной России
Центральная Россия – район старого промышленного освоения (рис. 1). Индустриальный этап развития хозяйства начался здесь во второй половине XIX века.
Рис.
1. Экономическая карта
Хозяйство Центральной России складывалось под влиянием нескольких факторов:
Районы Центральной России – это научно-исследовательские, учебные базы России. Здесь сотни высших учебных заведений, десятки НИИ.
Наличие квалифицированных кадров – условие для развития трудоемких отраслей.
Выгодное ЭГП.
Наличие благоприятных транспортных связей. Собственная крупная металлургическая база КМА.
Наличие значительных природных ресурсов в соседних регионах. Высокоразвитая оборонная промышленность.
Машиностроительный комплекс
Главная отрасль специализации района – машиностроение. На его долю приходится 2/3 всей промышленной продукции района и около 60% всех работающих. В регионе этот комплекс производит около 40% промышленной продукции. Выпускаются почти все виды машиностроительной продукции, но ведущее место принадлежит отраслям, использующим квалифицированные кадры и научно-технический потенциал.
В Центральном районе расположены многие предприятия авиационной и ракето-космической отрасли. Ракеты и комплектующие для них выпускают предприятия Москвы и городов Московской области: Химки, Балашиха, Реутов, Истра, Дубна. Главным центром является город Королев (рис. 2).
Рис. 2. Город Королев - центр авиа-ракетно-космической
техники
Самолетостроительные заводы расположены в Москве, Луховицах (Московская
область), сборочный завод в Нижнем Новгороде. Вертолетостроительный
завод в Люберцах, моторный завод в Рыбинске (Ярославская обл.)
(рис. 3). Рис.
3. Рыбинск - центр поизводства моторов. Предприятия точного машиностроения производят
в основном продукцию двойного назначения (гражданскую и военную).
Главный центр электронной промышленности – Зеленоград.
Приборостроение и электротехника – Москва, Рязань, Владимир, Саранск, Чебоксары, Рыбинск
Часовые заводы в Москве и Угличе (рис. 4)
Рис. 4. Сборочное производство г. Углич
Телевизоры в Москве, Рязани, Александрове
Важной отраслью специализации района является транспортное машиностроение. Оно включает в себя:
Автомобилестроение
Железнодорожное машиностроение. Судостроение
Основные центры автомобилестроения: Москва (завод ЗИЛ), Нижний Новгород (ГАЗ), Серпухов (Ока). Производство автобусов – в Ликино-Дулево, Яхроме, Галицино, Павлово (рис. 5).
Рис. 5. Центры по производству автобусов
Моторные заводы – в Ярославле и в Заволжье. Мотоциклы – Ковров, мотороллеры – Тула.
Центральный район является родиной отечественного железнодорожного машиностроения. Производство магистральных тепловозов – Коломна, пассажирские вагоны – в Твери, грузовые вагоны – в Брянске, вагоны метрополитена – в Мытищах(рис. 6), вагоны электричек – в Орехово-Зуево.
Рис. 6. Вагоны метрополитена производят в Мытищах
Судостроение концентрируется в Нижнем Новгороде, где расположен завод«Красное Сормово».
Черная металлургия
Важное значение для развития машиностроения имеет черная металлургия (рис. 7). В районе расположены Новолипецкий металлургический комбинат полного цикла, производящий более 7 млн т стали в год в городе Липецке и электрометаллургический комбинат в Старом Осколе. Это наиболее современное предприятие в России. Завод полного цикла работает в Туле, передельные заводы в Москве, Электростали, Орле, Нижнем Новгороде.
Рис. 7. Центры черной металлургии
Химико-лесной комплекс Химико-лесной комплекс представлен прежде всего отраслями химической промышленности, которая использует в основном привозное сырьё.
Он включает:производство удобрений (азотных и фосфорных), синтетических смол, химических волокон,синтетического каучука, резинотехнических изделий, нефтепереработку,лесозаготовку и деревообработку, деревопереработку и полиграфическую промышленность.
Химическая промышленность
Наиболее развито производство минеральных удобрений. Азотные удобрения из природного газа производят в Верхнеднепровском (Смоленская обл.), Новомосковске, Щекино (Тульская обл.), Липецке, Дзержинске (Нижегородская обл.). Фосфорные удобрения производят в Брянске и Воскресенске из местного сырья и в Уварово из хибинских апатитов (рис. 8).
Рис.
8. Производство фосфорных удобрений
Производство синтетических смол и пластмасс (Москва и Орехово-Зуево) и химических волокон (Клин, Серпухов, Рязань) ориентировано как на потоки нефти, так и на потребителя.
Особое значение имеет производство шин (Воронеж), резинотехнических изделий (Курск, Тамбов), синтетических смол(Дзержинск).
Лесная промышленность
Лесная промышленность сконцентрирована в Волго-Вятском районе. Лесозаготовки ведутся в основном в Костромской, Кировской областях, на севере Нижегородской области и в республике Марий Эл. Здесь развито лесопиление, производство фанеры, ДСП, мебели (рис. 9), целлюлозно-бумажная промышленность.
Рис. 9. Производство мебели
Один из крупнейших заводов, выпускающих газетную бумагу, находится в городе Балахна.
Мебельная промышленность развита в Сходне, Шатуре, Москве.
Москва, Тверь, Можайск, Чехов – центры полиграфической промышленности (рис. 10).
Рис. 10. Полиграфическая промышленность Центральной
России
Легкая промышленность
Легкая промышленность занимает важное место в регионе. Она включает в себя текстильную, швейную, меховую и кожевенно-обувную. Основной отраслью легкой промышленности Центральной России является текстильная. Она производит хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, льняные ткани. Текстильная промышленность издавна развивалась на территории района, так как именно через неё проходили торговые пути (рис. 11).
Рис. 11. Текстильная промышленность
Крупные центры текстильной промышленности – это Иваново, Москва, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Дмитров и др.
Агропромышленный комплекс
Большая часть региона получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. Здесь можно выделить три сельскохозяйственных района: Центрально-Черноземный, междуречье Оки и Волги, Центральный (рис. 12).
Рис. 12. Сельскохозяйственные районы Центральной России
1. Центрально-Черноземный район – основной сельскохозяйственный район Центральной России (рис. 13). Его главное богатство – черноземные почвы, поэтому основной отраслью сельского хозяйства является растениеводство. Повсеместно выращивают зерновые (озимую пшеницу, ячмень, гречиху), сахарную свеклу, картофель, овощные культуры.
Рис. 13. Основной сельскохозяйственный район
В южной части района выращивают подсолнечник и эфиромасличные культуры. В животноводстве развиты свиноводство, птицеводство и мясо-молочное скотоводство. Пищевая промышленность района развивается на местной сырьевой базе.
Главные подотрасли – сахарная (40% сахарного песка, производимого в России), маслобойная (25% растительного масла), мукомольная и крупяная (12–15% муки, крупы), овощеконсервная, сыромаслодельная, молочно-консервная, мясная промышленность (8% мяса). Более 50 заводов имеет сахарная промышленность. Больше всего сахара производится в Белгородской области.
2. В междуречье Оки и Волги сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном скотоводстве и картофелеводстве. На правом берегу Волги выращивают зерновые, в Заволжье – лен-долгунец (рис. 14). На базе собственных ресурсов работает пищевая промышленность, занимающаяся переработкой молока и мяса.
Рис. 14. Лен-долгунец
3. Главная отрасль сельского хозяйства Центрального района – растениеводство.
Район занимает ведущее место в стране по сборам картофеля и овощей. Лен-долгунец произрастает в Тверской и Смоленской областях. Больше всего картофеля и овощей возделывают в Московской области.
В районе сосредоточены предприятия пищевой промышленности, которые работают как на местном, так и на привозном сырье (рис. 15). В Московском регионе расположены крупные мясные, молочные, хлебопекарные комбинаты. В Тверской, Ярославской, Костромской областях молочные и маслосыродельные заводы. В Орловской, Тульской, Брянской областях – сахарные заводы.
Рис. 15. Пищевая промышленность Центрального района
Работа по группам.
Вам необходимо выявить факторы размещения отраслей, и назвать их центры, используя карты атласа. (9мин) 11-20
1группа: Хозяйство Центрального района
необходимо выявить факторы размещения отраслей, и назвать их центры, используя карты атласа. (9мин) 11-20
2группа: Хозяйство Центрально-Чернозёмного района
Вам необходимо выявить факторы размещения отраслей, и назвать их центры, используя карты атласа. (9мин) 11-20
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.