27.10.18г Литература 10 класс
Тема урока: И.А. Гончаров. Судьба и личность.
Цели урока:
дидактические:
1. Познакомить учащихся с основными периодами жизни и творчества И.А. Гончарова;
2. Познакомить учащихся с воспоминаниями современников об И.А. Гончарове;
3. Вызвать интерес учащихся к изучению жизни и творчества И.А. Гончарова;
воспитательные:
1. Способствовать формированию устойчивого интереса к литературе;
2. Воспитание уважительного отношения к эпохе И.А. Гончарова;
развивающие:
1. Способствовать развитию логического мышления и речи учащихся;
Ход урока
«Я откровенно люблю литературу, и если бывал счастлив в жизни, так это своим призванием…»
И.А. Гончаров.
I. Организационный момент.
Анализ сочинения по пьесе Островского «Гроза».
Учитель приветствует детей. Дает рабочее распоряжение записать в тетради число.
Сегодня мы начинаем изучать творчество писателя, с которым ранее вы не были знакомы. Это творчество Ивана Александровича Гончарова. Тема урока – И.А. Гончаров. Судьба и личность. На уроке мы с вами познакомимся с основными периодами жизни и творчества Гончарова, обратимся к воспоминаниям его современников, чтобы лучше понять личность писателя.
II. Объяснение нового материала.
Несмотря на то, что это новый для вас автор, хотелось бы спросить: известны ли вам его произведения? Какие?
Иван Александрович Гончаров – один из крупнейших мастеров русской реалистической прозы XIX века. Родился в приволжском губернском городе Симбирске (ныне Ульяновске) 6 (18) июня 1812 г., за шесть дней до вторжения Наполеона в Россию.
Происходил Гончаров из зажиточного купеческого рода. Дед Гончарова был армейским офицером и дослужился до чина капитана, отец предпочел военной службе торговлю хлебом. Не раз симбирское купечество избирало Александра Ивановича городским головой. Из купеческого рода и мать писателя, Авдотья Матвеевна Шахторина. В 1804 году в 19 лет она вышла замуж за 50-летнего Гончарова. У них родилось 6 детей, выжили только четверо – Николай, Иван, Александра и Анна.
Иван Гончаров рос в обстановке приволья и материального довольства.
В сентябре 1819 г., в 65-летнем возрасте, скончался Александр Иванович Гончаров, когда И.А. Гончарову было 7 лет. На помощь в воспитании детей пришел крестный отец детей, друг Гончарова-ст., дворянин, морской офицер, Николай Николаевич Трегубов, который учился в Морском кадетском корпусе, в дальнейшем был членом тайной масонской ложи. Трегубову был ближе всех из детей Ванюша. Этот живой, любознательный и тогда уже впечатлительный мальчик являлся его «близким спутником и собеседником».
Дети Гончаровой учились в частных пансионах, каких было много в дворянском Симбирске. Положительному и деловому Трегубову эти частные учебные заведения не нравились, и, по его совету, Ванюша был отдан учиться за Волгу, в пансион одного священника, Федора Антоновича Троицкого. Там он пробыл 2 года.
В 1831 году осенью Гончаров без особого труда выдержал вступительные экзамены и был зачислен на филологический (или как его тогда называли «словесный») факультет Московского университета. Учеба в университете сыграла огромную роль в жизни Гончарова. У Гончарова в эти годы обширнейший круг чтения: от Гомера, Вергилия, Тацита, Данте до Шекспира и Вальтера Скотта. Но «живее и глубже всех поэтов поражен и увлечен был поэзией Пушкина в самую свежую и блистательную пору сил и развития великого поэта и в поклонении своем остался верен ему навсегда».
Гончаров получил в МУ подчеркнуто «филологическое» образование. Его мало интересовали политические проблемы, а также вопросы общего мировоззрения, связанные с философскими исканиями.
В июне 1834 г. Гончаров закончил университет, который заложил прочную основу для дальнейших занятий искусством и литературой, завершил умственную подготовку Гончарова.
Он едет в Петербург, знакомится с семьей Майковых (Николаем Апполоновичем и Евгенией Петровной). Они предложили ему обучать своего сына. Их дом был местом сборов литературных вечеров. Дружба с Майковыми прошла через всю жизнь Гончарова.
18 мая 1835 года Гончаров был определен в число канцелярских чиновников министерства финансов, по департаменту внешней торговли, переводчиком. Здесь ему открылся мир коммерческий и бюрократический. Здесь подготовлялось понимание типа Адуева-старшего, понимание всемирной торговли, сказавшиеся потом во «Фрегате Паллада», созревали у Гончарова мысли об Андрее Штольце.
В 1847 г. выходит «Обыкновенная история», но этот роман не первый литературный опыт писателя. В 1838 г. выходит повесть «Лихая болесть», в 1839 г. – повесть «Счастливая ошибка». Можно сказать, что 1830-е гг. были для Гончарова временем учения на литературном поприще. Первое упоминание «Обыкновенной истории» относится к 1844 году. Когда роман был завершен, Гончаров попросил М.Я. Языкова, зная его близкие отношения с Белинским, передать последнему рукопись, предварительно просмотрев ее и решив, стоит ли передавать. Языкову она почему-то не понравилась, в результате отправилась в его ящик. Через год или меньше Языков вспомнил про рукопись и передал Некрасову. Тот сразу увидел талант Гончарова и отдал рукопись Белинскому, который был в восторге «от нового таланта», проявившего себя так «блистательно», благословил вступление Гончарова в литературу.
В 1852 году отправился в кругосветное путешествие, которое изначально предлагалось А.Н.Майкову, но который отказался. На фрегате «Паллада» секретарем при начальнике экспедиции адмирале Ефиме Васильевиче Путянине. Морское путешествие длилось два года, началось с Англии, завершилось на Дальнем Востоке – на Аяне, откуда до Питера еще 10 тысяч верст.
По возвращении Гончаров быстро завершает очерки, которые печатаются во многих изданиях: в «Отечественных записках», «Современнике», «Морском сборнике». Читатели встречают их с неизменным интересом, хвалит и критика.
III. Проверка усвоения знаний.
Давайте теперь посмотрим, насколько хорошо вы усвоили биографию писателя. Вам будет предложено несколько вопросов, вы должны будете ответить на них. Желательно, не подглядывая в тетради.
1. Каково происхождение писателя? (Купеческого рода)
2. Сколько братьев и сестер имел Гончаров? (1 брат и 2 сестры)
3. Кто был крестным отцом и другом семьи Гончаровых? (Н.Н. Трегубов)
4. Его профессия (Морской офицер)
5. С кем встретился в 1832 г. в Московском университете Гончаров? (С Пушкиным)
6. Годы службы в Департаменте внешней торговли (1835 – 1855)
7. Какое путешествие совершил Гончаров на фрегате «Паллада»? (Кругосветное)
IV. Подведение итогов.
Ребята, что вы узнали из воспоминаний современников о личности Гончарова? Каким вы теперь представляете писателя?
Спокойный нрав, скромность писателя, приспособление к плохим условиям, доброе сердце, консервативный взгляд, впечатлительность, эмоциональность.
V. Домашнее задание. Подготовить сообщение о творчестве Гончарова И.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.