"И.А.Крылов. Басня "Свинья под дубом"
Оценка 4.8

"И.А.Крылов. Басня "Свинья под дубом"

Оценка 4.8
docx
18.10.2020
"И.А.Крылов. Басня "Свинья под дубом"
tema_uroka.docx

Тема урока: «И.А. Крылов. Басня «Свинья под дубом»».

Целевая аудитория: 5 класс

Тип урока: урок знакомства и анализа художественного произведения.

Цель: выявление человеческих пороков на основе героев басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом».

Задачи:

1.      Познакомится с биографией И.А. Крылова.

2.      Вспомнить жанровые особенности басни.

3.      Прочитать басню И.А. Крылова «Свинья под Дубом».

4.      Выявить пороки, присущие героям басни.

5.      Определить отношение учащихся к таким порокам как жадность, невежество.

Методы работы: репродуктивный (слово учителя, словарная работа, чтение басни мастером художественного слова), продуктивный (составление характеристик героев басни), эвристический (беседа).

Технологии: 

-технология  встречных усилий;

-обучения в сотрудничестве;

-проектно-исследовательского  обучения;

-элементы технологии критического мышления

 

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, учебник-хрестоматия Т.Ф.Курдюмовой «Литература» 1 часть.

 

УУД:

  • Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков,  формирование у детей доброты, уверенности в себе.
  • Регулятивные: формирование  способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать;  развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.
  • Познавательные: формирование умений отличать жанр басни от других жанров, выявление заложенных в произведении вневременных, нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение.
  • Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Планируемые результаты:

  • Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков. 
  • Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование  умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении. 
  • Предметные: отработка навыков выразительного чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими терминами «сравнение», «олицетворение», «аллегория», «мораль».

 

Ход урока

1.                  Орг.момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас непростой урок, а урок, который потребует от вас внимания, усидчивости, терпения и, конечно, умения работать.

2.  Актуализация знаний.

На экране вы видите слова А.С.Пушкина: «Он превзошел всех нам известных баснописцев». СЛАЙД 1

- Как вы думаете, о ком эти слова Пушкина и как они будут связаны с темой нашего урока? (ответы учащихся) СЛАЙД 2

- С сегодняшнего урока мы с вами начнем изучение русской литературы XIX века, которую называют Золотой литературой.

- Золотой век литературы мы начнем с изучения произведений великого русского баснописца. Вы верно определили, что это И.А. Крылов.

-  На экране вы видите стихотворение Михаила Васильевича Исаковского об И.А.Крылове. СЛАЙД 3

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

-  Почему слова И.А.Крылова названы «крылатыми»? (ответы учащихся)

3. Контрольно-подготовительный этап.

Сейчас мы с вами немного поиграем, вспомним басни И.Крылова, которые вам известны. Игра называется «Доска объявлений». На экране перед вами объявления. Нужно определить, кому из героев басен они могли принадлежать? Назвать, из какой басни этот герой. СЛАЙД 4

1.         Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу.

2.         Срочно куплю тёплую квартиру до весны!

3.         Похвалю любого, кто похвалит меня!

4.         Потеряла сыр, пока пела. Нашедшего просьба вернуть на ель.

(Ответы учащихся: Мартышка «Мартышка и очки», 2. Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 3. Петух или Кукушка «Кукушка и петух», 4. Ворона «Ворона и Лисица»).

 

- Ребята, вы большие молодцы. Отлично справились с объявлениями. А это значит, что вы знаете много басен И.А.Крылова.

 

     4. Этап усвоения новых знаний. *Знакомство с биографией И.А. Крылова; эвристическая беседа.

- А теперь, мы посмотрим, хорошо ли вы знакомы с биографией Крылова. Для этого я вам предлагаю поработать самостоятельно, изучить статью об И.Крылове и заполнить рабочие листы, которые лежат перед вами.

Прием «Верные и неверные утверждения»

И. А. Крылов

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) 1769 года. в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Кроме французского языка выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 — 1788 Крылов написал трагедии "Клеопатра" и "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Проказники". Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах. Крылов работает в журналах.

В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.

В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Крылатые фразы из басен И.А.Крылова стали поговорками. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.

В 1812 году стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.

9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

 

 

 

 

 

                                        СЛАЙД 5

1

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.

да

2

Он родился в городе Самаре.

Нет

3

Его семья жила бедно.

Да

4

Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.

Да

5

После смерти отца он работал продавцом.

нет

6

Крылов выучил несколько языков.

Да

7

Он начал писать в 16 лет.

Нет

8

Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали

поговорками

Да

9

В первой книге Крылова были рассказы.

Нет

10

Десять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.

нет

 

Молодцы, вы хорошо справились с работой.

А сейчас послушайте статью об историческом событии, современником которого был И.Крылов.      

     *Слово учителя СЛАЙД 6

     Во время Пугачевского восстания отец будущего писателя служил помощником коменданта Яицкой крепости в приуральских степях. Когда казаки осадили крепость, малолетний Крылов и его родители едва не погибли: Пугачев грозился схватить их и повесить. Тайком в большом глиняном горшке мать увезла сына в Оренбург. Вскоре последовала многомесячная осада Оренбурга. Об опасности пребывания в городе, о голоде, который испытали жители, позже Крылов рассказывал А.С. Пушкину. Позже Пушкин писал: «После бунта Ив. Крылов возвратился в Яицкий городок, где завелась игра в пугачевщину. Дети разделились на две стороны: городовую и бунтовскую, и драки были значительные, Крылов, как сын капитанский, был предводителем одной из сторон…» Игра кончилась, но Крылов всю свою жизнь оставался заводилой, забиякой и драчуном. Только его боевой силой сделались не кулаки, а острое меткое слово. Это острое меткое слово выразилось и определилось в таком жанре как басня.

     *Словарная работа

В статье упоминается литературный жанр «Басня».

- А что такое басня? (ответы учащихся) СЛАЙД 7

 Басня – небольшой стихотворный рассказ, в котором дается нравоучительное сатирическое содержание.

Басня как литературный жанр имеет свои особенности СЛАЙД 8

·         Аллегорческая форма

- Что такое аллегория? (ответы учащихся) (запись определения)      СЛАЙД 9        

·         Сатирическое изображение

- Что такое сатира? (ответы учащихся) (запись определения) СЛАЙД 10

·         Герои – животные

·         Диалог

- Что такое диалог? (ответы учащихся)

·         Афористичность

5. Физминутка.

6. Определение темы урока. «Вызов».

На слайде вы видите иллюстрацию к басне. Как вы думаете, о какой басне пойдет речь? (ответы учащихся «Свинья под дубом») СЛАЙД 11

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока (ответы учащихся, запись темы урока в тетради) «И.А. Крылов. Басня «Свинья под дубом»».

*Слово учителя

     - На планете Земля проживает большое количество людей. Каждый человек индивидуален, имеет свой характер, стиль поведения.

     - Несмотря на то, что вы учитесь в одном классе, вы все совершенно разные. Есть только одна маленькая ниточка, которая связывает не только вас, но и остальных людей. Эту ниточку можно назвать «Отношение к порокам».

 *Словарная работа

     - Что такое порок? (ответы учащихся) (запись определения) СЛАЙД 12

     - К слову порок можно подобрать синоним: порок – недостаток.

     - Во многих баснях Крылова практически каждый герой имеет свой недостаток. Нам необходимо выяснить, какие пороки присущи героям басни «Свинья под Дубом».

 7. Анализ художественного произведения.

Н.В.Гоголь сказал о творчестве баснописца: «Басни И.А.Крылова – это книга мудрости самого народа». И чтобы убедиться в этом, будем исследовать басню «Свинья под дубом». СЛАЙД 13

1 группа – подготовить выразительное чтение басни по ролям. Постараться передать характер каждого персонажа.
2 группа – Внимательно прочитайте басню. Какие герои в ней? Обратите внимание на Свинью и Ворона.  Сравните их. Какой Ворон, какая Свинья? Ворон – Свинья. Какова аллегория? Какие поступки совершает Свинья?
3 группа –  Найдите в словаре значение слов невежда и невежа. Кто такой невежда? Невежа? Почему о Свинье говорится как о невежде? Можно ли её назвать и невеждой, и невежей?
4 группа – Обратите внимание на образ Дуба. Что, с вашей точки зрения, олицетворяет собой Дуб? Что значит вековой дуб? Дуб называет Свинью неблагодарной. Прав ли он?
5 группа – В каких строчках заключена мораль басни? В какой жизненной ситуации её можно использовать?

1.      Контроль  первичного усвоения материала. Обсуждение итогов работы групп.

1.      Кто является главными героями басни?

2.      Какой Ворон?

3.      Какая Свинья?

4.      Какие поступки совершает свинья?

5.      Как вы думаете, какая свинья?

6.      О какой черте характера Свиньи это говорит?

7.      Работа с понятиями НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА по ходу выступления группы №3. СЛАЙД 14

Обратите внимание на образ Дуба.

Что, с вашей точки зрения, олицетворяет собой Дуб?

Что значит вековой дуб?

Дуб называет Свинью неблагодарной. Прав ли он?

     - Нравится ли она вам? А как относится к ней автор?

     - В басне И.А. Крылов не столько высмеивает Свинью, сколько осуждает ее пороки, недостатки.

- В каких строчках заключена мораль басни? Прочитайте ее.

- Как вы понимаете эту мораль?

- В какой жизненной ситуации её можно использовать?

- Какое же явление жизни аллегорически описывает И.Крылов?

(В басне аллегорически описывается просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью).                                                                                                      

- Прав ли был Н.Гоголь, когда утверждал, что в его баснях «мудрость народа»?

- Можно ли быть жадными, невежественными в нашей жизни?

- Чему учит нас басня?

     Рефлексия.

     - Надеюсь, что басня И.А. Крылова приоткрыла занавесу на некоторые пороки людей. Вы поняли, что такие пороки как жадность, невежество – отрицательные черты характера. И я надеюсь, что эти пороки никогда не затронут вашей души.

 А сейчас я хочу, чтобы вы заполнили пустой дуб жёлудями.

Зелёные жёлуди – недоволен своей работой

 Жёлтые жёлуди – мог бы и лучше работать

Коричневые жёлуди – работал очень хорошо

 

Домашнее задание: СЛАЙД 15

Обязательно:

Выразительное чтение басни

По выбору:

- подготовиться к чтению по ролям

- выучить басню наизусть

- подготовить иллюстрацию к басне

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока: «И.А. Крылов. Басня «Свинья под дубом»»

Тема урока: «И.А. Крылов. Басня «Свинья под дубом»»

Ход урока 1.

Ход урока 1.

Ответы учащихся: Мартышка «Мартышка и очки», 2

Ответы учащихся: Мартышка «Мартышка и очки», 2

СЛАЙД 5 1 Иван

СЛАЙД 5 1 Иван

Басня как литературный жанр имеет свои особенности

Басня как литературный жанр имеет свои особенности

Анализ художественного произведения

Анализ художественного произведения

Надеюсь, что басня И.А. Крылова приоткрыла занавесу на некоторые пороки людей

Надеюсь, что басня И.А. Крылова приоткрыла занавесу на некоторые пороки людей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2020