Игра «Членистоногие»
Цели: повторить и систематизировать материал продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения, привлечение ребят к выполнению творческих заданий и их обсуждению. Закрепить умение и навыки по теме "Членистоногие".
Вступление учителя: Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим, то, что узнали о членистоногих животных. Необычность урока в том, что мы разделимся на команды, и повторение будет проходить в форме игры. Играем в брейн- ринг. Так как представители этого типа (жуки, бабочки, клопы, кузнечики, раки, крабы, муравьи, пчелы, мухи и пауки, скорпионы и клещи) находятся рядом с нами, дома и на улице, приносят пользу и вред, то мы должны знать о них, как можно больше, чтобы видеть их красоту и красоту природы, но и избежать проблем, укусов и заражений. (Демонстрируется плакат о многообразии членистоногих).
Тип членистоногие - это самый многочисленный в мире животных, в него входят две трети всех видов живущих на земле существ (плакат).
Представителе типа - двусторонние -симметричные животные, освоившие все среды жизни биосферы: от глубин океанов до стратосферы, от полюса до полюса.
Они плавают, ползают, прыгают, бегают, летают, роют, строят.
У них хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у некоторых слух.
ХОД ВИКТОРИНЫ:
1. Представители членистоногих.
Распределите животных по классам: ракообразные (а,г,з,о), паукообразные (в,д,л,м), насекомые (б,е,ж,и,к,н)
А) лангуст, Б) оса, В) мучной клещ, Г) креветка, Д) скорпион, Е) слепень, Ж) муравей, З) циклоп,
И) шмель, К) водомерка, Л) сенокосец, М) чесоточный зудень, Н) стрекоза, О) краб.
2. Составь слово.
Даны восемь слов. Измени в каждом из них первую букву, получите слова с другими значениями. Название какого членистоногого можно составить из первых букв получившихся слов?
МАЛИНА – (КУСТАРНИК) – КАЛИНА
ШОВ – (КАНАВА) – РОВ
ОДА – (ПИЩА) – ЕДА
ДАТА – (ВОЛОКНИСТОЕ ВЕЩЕСТВО) – ВАТА
УЗДА – (СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ) – ЕЗДА
ДОМ – (ОТДЕЛЬНАЯ КНИГА) – ТОМ
ПАРТА – (ЧЕРТЕЖ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ) – КАРТА
ДЗОТ – (ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ) - АЗОТ
3. Отгадайте загадки, кто быстрее.
А) Черен, да не бык, шесть ног без копыт, летит воет, а сядет - землю роет (жук)
Б) Висит сито, не руками свито (паутина)
В) Кто трижды родится, прежде, чем стать взрослым (многие насекомые: бабочки - яйцо, гусеница, куколка, взрослое насекомое)
Г) Солнце светлое приметив, в поле выбрались с утра. Только мы на белом свете опыляем клевера (шмели)
Д) Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)
Ж) Сколько ног у паука (восемь)
З) У кого ухо на передних ножках (кузнечик)
К) Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)
Л) Неприметный в чаще леса, я – малыш, но в нужный час больше собственного веса поднял груз в сто девять раз (муравей)
М) Идет воин, землю роет, на ногах - без копыт, есть рога, да не бык (жук )
Н) Где сладко, там она кружит, как пчела. Она и жалит, и жужжит, как пчела. И попадается в компот, как пчела. Вот только меду не дает, как пчела (оса)
4. Два класса. Выпишите в две колонки цифры, за которыми даны сведения, имеющие отношение к ракообразным и паукообразным.
1. Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.
2. Тело состоит из головогруди и брюшка.
3. Брюшко членистое.
4. Брюшко нечленистое.
5. Животные имеют 4 пары ног.
6. На голове есть усики.
7. Усиков нет.
8. Усиков 2 пары – длинные и короткие.
9. Животные имеют простые глаза или два сложных фасеточных глаза.
10. У большинства животных по два сложных фасеточных глаза.
11. Органы дыхания – жабры.
12. Дыхание трахейно-легочное.
13. Кровеносная система незамкнутая.
14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.
Ракообразные – 1,2,3,6,8,10,11,13,14
Паукообразные – 1,2,4,5,7,12,13,14
5. Игра - "первые буквы"
Показываются буквы в течение одной секунды, нужно подобрать название членистоногих, начинающихся на эту букву. Ученики записывают представителей на листочках, потом жюри подсчитывает количество правильных и выводит общий балл.
О (оса, овод)
М (муравей, муха)
Т (таракан, тутовый шелкопряд)
С (саранча, стрекоза, скорпион, сенокосец)
П (паук, пчела)
К (кузнечик, капустная белянка, креветка)
6. Составить название представителей членистоногих из слогов (слоги даны на доске).
па, се, чик, скор, но, ко, сец, не, ук, пи, куз, он (паук, сенокосец, кузнечик, скорпион).
7. Объяснить народные приметы:
Паук плетет сеть (к сухой погоде)
Кузнечики не стрекочут (ночью будет дождь)
Прекращение движения муравьев около муравейника (к ненастью)
Много мошек - готовь лукошко (по грибы)
Много комаров - готовь коробы (по ягоды).
8. Заполните пустые ячейки в таблице.
тип |
класс |
|
класс |
|
класс |
|
|
|
|
отряд |
|
отряд |
отряд |
|
отряд |
отряд |
|
отряд |
отряд |
|
отряд |
9. Итоги конкурсов, слово жюри.
Закончить наш урок я хочу стихотворением Кристины Россети:
Никого не обижай, ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку, ни жучка - темненькое брюшко,
Ни кузнечика, в траве скачущего ловко,
Ни блестящую в листве божую коровку,
Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого :
Ни за что, ни когда не обижай живого!
До свидания.
Бланк жюри «Оценка результатов конкурсов»
№ |
Конкурсы |
Команда №1 |
Команда №2 |
Команда№3 |
Команда №4 |
1 |
Представители членистоногих |
|
|
|
|
2 |
Составь слово |
|
|
|
|
3 |
Загадки |
|
|
|
|
4 |
Два класса |
|
|
|
|
5 |
Первые буквы |
|
|
|
|
6 |
Слоги |
|
|
|
|
7 |
Части тела |
|
|
|
|
8 |
Таблица |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.