1. «Что с голосом?» (Ребят заранее предупреждают, что речь не идёт о гласных звуках, которые можно петь.)
Называют слова, а ребёнок — звонкие звуки: рот— Р, нос— Н.
2. «Что без голоса?» В названных словах дети выбирают глухие согласные: суп — С, П; вот — Т. произносит слова, где «соседи» в начале слова, а дети называют согласные: стол — СТ, крот — КР.
3. «Где „соседи"?» Картинки, в названии которых есть стечение согласных в начале слова, ребёнок ставит в начало ряда; если же в конце слова — в конец ряда. Например: стул, трава, двор (СТ, ТР, ДВ); зонт, лист, торт (НТ, СТ, РТ).
4. «Добавим звуки».
- Что получится, если к началу слова рот добавим К?
- Получится крот.
- Чем различаются слова рот - крот по смыслу?
- Рот — часть тела, крот — животное.
- Чем различаются слова по звуковому составу?
- В слове крот есть «соседи» — КР, в нём четыре звука, а в слове рот — три.
Другие слова: мех — смех, раны — краны, кот — скот, рак — брак; шар — шарф, вол — волк, спор — спорт...
5. «Буква потерялась». Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: «зот» — зонт, «тиг» — тигр, «бат» — брат... Ребёнок добавляет пропущенный звук и называет «соседей».
6. «Поздоровайся с „соседями"». Ребёнок получает одну схему из пяти клеток и картинки с изображениями: шприц, вишня... Задание: подобрать нужные фишки и закрыть «соседей».
Примеры выполнения задания: грач — две синие фишки (ГР); клюв — синяя и зелёная (К, Ль), хлеб — синяя и зелёная (ХЛь), танк — две синие (НК) и др.
7. «Определи слово». Ребёнок получает карточку. На ней три рисунка, названия которых не одинаковы по звуковому составу; внизу — схема одного из этих слов. Нужно определить, к какой картинке относится эта схема.
Пример: шкаф (две синие, красная, синяя фишки), волк (синяя, красная, две синие фишки), хлеб (синяя, зелёная, красная, синяя фишки).
8. «Напиши сам». Ребёнок «пишет» названия картинок со стечением согласных, пользуясь одними фишками, без схемы.
9. «Раздели „соседей"». Деление слов на слоги со стечением согласных в середине слова. Взрослый называет первый слог, ребёнок договаривает: кош-ка, руч-ка...
10. «Что останется?» Деление слов со стечением согласных, относящихся к разным слогам. Что останется, если отнять последние два звука или первые три? Примеры: лож-ка, дос-ка, доч-ка, лам-па...
11. «Три плюс два». Обучающий показывает картинки: сумка, репка, чашка, вилка и др. Один ребёнок называет первые три звука — слог, другой договаривает.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.