ИГРА «КЛАССИФИКАЦИЯ»
Дети учатся группировать предметы по признакам, у них формируются обобщенные понятия, развития, логическое мышление.
Обучение детей различным видам классификации начинается с выбора по образцу, который производится на основе выделения ребенком свойств предметов — цвета, формы или величины.
В предметной классификации (посуда — одежда, транспорт — животные, одежда — обувь, мебель — посуда и т. д.) внешний вид предмета не поможет малышу отнести его к той или иной группе. Ребенок уже должен мысленно, выделить другое основание для объединения предметов в группу, а именно их назначение, которое они выполняют в жизни человека. Результаты группировки обязательно закрепляются обобщающим словом: животные, транспорт, мебель, посуда, одежда, птицы, цвет, форма, величина, материал и т. п.
Если малышам для классификации предлагают 1—2 признака и небольшие наборы (до 10) картинок, то дети более старшего возраста способны работать с большим количеством исходного набора карточек (до 50) и на основе самых разнообразных отличительных признаков, которые, кстати, ребенок может и самостоятельно предлагать. Всякий раз, когда группировка выполнена, необходимо сделать вывод о том, по какому признаку объединялись предметы, то есть выделять основание классификации.
Задания на классификацию очень важны. Они воспитывают речевую активность, самостоятельность мышления, его гибкость, подвижность — качества, необходимые в любой деятельности. Используя различные виды классификации, мы показываем детям всю многогранность, неоднозначность каждого предмета, его связей и отношений с другими. Один и тот же предмет может оказаться в самых разнообразных группах, в зависимости от того, какой признак является определяющим.
Это очень важно, так как дети очень склонны к стереотипным, неизменным представлениям об окружающем. Малыши твердо уверены, что наверху — это на небе, а внизу — на земле, что папа всегда большой, а мальчик — маленький, что небо — голубое, а снег — белый. Необходимо показать им непостоянство свойств, изменчивость отношений. Это не только развивает мышление и речь, но и закладывает элементарные основы диалектического подхода к явлениям окружающего мира.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.