Игра –
Обучение – Развитие
Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре
происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача,
поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры
ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов
действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не
замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с
затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной
деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он
решает свою собственную задачу.
Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого
из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими
действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную
деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром
притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой,
особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и
направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие
поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых
детей. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора –
важная отличительная особенность развивающей игры.
Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для
ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт,
приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно
свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые
ситуации в его собственных играх является важным показателем развития
творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать
«в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие
возможности и способности.
Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования
таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Ее обязательные для
всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Если
правила поведения, декларируемые воспитателем, вне игры обычно плохо
усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся
условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в
жизнь детей. Большое значение имеет при этом совместный характер игры, в
которой воспитатель и коллектив сверстников побуждают ребенка к соблюдению
правил, т.е. к сознательному управлению своими действиями. Оценивая вместе со
взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребенок лучше усваивает
правила игры, а потом осознает и свои собственные просчеты. Постепенно
возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля,
что является практическим освоением нравственных норм. Правила игры становятся
как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их,
дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.
Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат
разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.