ИГРА «ОБЪЯСНЯЛКИ»
Эта игра имеет несколько разновидностей, ход которых всегда сопровождает особое эмоциональное состояние детей — ребенок «вживается» в роль взрослого и сам разъясняет, уточняет, делится своими знаниями.
Вариант 1. «Прямая трактовка». Здесь предполагается полное объяснение понятий. Вот так дети объясняют значение некоторых:
Музей — это место, куда ходят посмотреть картины, новую выставку, узнать о многом и получить удовольствие.
Облако — это такой пушистый, мягкий воздух, похожий на подушку, которая часто меняет свою форму. Это часть неба, которую ночью трудно увидеть, если нет звезд и луны, но можно догадаться, что она есть наверху.
В дальнейшем детей привлекают к интерпретации различных поступков и их
результатов. Такая практика не только расширяет речевой диапазон ребенка, но и
позволяет ему осмысливать поведение окружающих и свое собственное, обогащает
опыт социального взаимодействия, способствует формированию реалистической
самооценки. В качестве аналитического материала сначала используют литературные
произведения (М. Горький «Воробьишко», В. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово» и др.), а затем переходят к объяснению качеств, эмоциональных
состояний человека, его поступков, с которыми дети сталкиваются непосредственно
в реальной жизни.
Вариант 2. «Скрытая трактовка». Это своеобразные загадки-рассуждения
детей, которые бывают достаточно необычны, оригинальны, но, в любом случае,
они, во-первых, служат показателем развития мышления ребенка (его смысловой
стороны), а во-вторых, требуют от взрослого «перестройки» собственного
мышления, чтобы понять логику рассуждений малыша и увидеть мир его глазами.
Попробуйте вот по таким коротким репликам-рассуждениям детей сразу догадаться,
«что бы это значило»:
— у всех одна;
— у каждого своя.
Затрудняетесь? Тогда попытайтесь увязать ваше предположение со следующими дополнениями:
— это родитель детей;
— у нее бывает по два сына или дочки.
Догадались?! Конечно же, это самый близкий и любимый человек на свете — мама.
А вот так дети объясняют, что такое «детский сад»:
— туда ходят маленькие дети;
— такой домик, где дети работают дольше, чем взрослые;
— там можно играть, рисовать и обязательно слушаться, кушать и спать.
Вариант 3. «Воспроизведение». Детям называют слово и предлагают
охарактеризовать его (т. е. рассказать, что они знают о нем). Например, солнце
— теплое, садится, греет землю, лучистое; кошка — мягкая, пушистая, с
коготками, усатая, разноцветная. Общее количество впервые предъявляемых слов —
около 10, в дальнейшем их число возрастает постепенно (но не более 20). После
того как каждое из них будет объяснено, раскрыто ребенком, ему предлагают
вспомнить или нарисовать все названные взрослым слова. Исходный набор и детские
характеристики, данные каждому слову, могут быть использованы и в качестве
опоры для составления рассказов.
Вариант 4. «Немое кино». Дети делятся на две группы: одни -комментаторы,
другие - судьи. Основная задача игры состоит в том, что дети-комментаторы
объясняют значение каких-либо слов (например, утюг, цепь, бочонок, балалайка,
винтовая лестница и пр.) используя при этом как можно меньше жестов; а
дети-судьи оценивают их ответы, фиксируя ошибки и отступления от правил.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.