«Один — много»
Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.
—
Это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные,
синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета?
(Разноцветные.)
— Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.)
Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где
встречается такое выражение? В каких сказках?
— Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы
проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине
много чего? (Лука.)
— Что это? Чего здесь много?
— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек,
мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)
Особое
внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только
простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого
проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых
педагогом («Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где…»).
Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических
конструкций необходимо для развития связной речи.
В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся
связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи
взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику
персонажей.
В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или
повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и
времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и
последующих за ним.
Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать
сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием,
соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять
рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста.
Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и
характеристику.
С детьми старшего дошкольного возраста продолжается обучение рассказыванию из
личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов — описания,
повествования, рассуждение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.